Епископ Корсунский Нестор принял участие в ежегодном заседании Ассамблеи православных епископов Испании и Португалии
23.04.2018 20 апреля 2018 года в ходе архипастырского визита в Мадрид епископ Корсунский Нестор (Сиротенко) принял участие в ежегодном заседании Ассамблеи православных епископов Испании и Португалии. В заседании также участвовали митрополит Испанский и Португальский Поликарп (Константинопольский Патриархат) и епископ Испанский и Португальский Тимофей (Румынская Православная Церковь).
По итогам заседания ассамблеи был одобрен составленный настоятелем мадридского храма равноапостольной Марии Магдалины протоиереем Андреем Кордочкиным месяцеслов святых неразделенной Церкви, просиявших на территории Иберийского полуострова. Иерархи приняли решение ходатайствовать перед Предстоятелями Поместных Церквей об установлении даты общеправославного почитания сонма иберийских святых.
Также был одобрен текст перевода на испанский язык чина Литургии святителя Иоанна Златоуста для всеобщего использования православными верующими канонических юрисдикций, представленных в Испании. Перевод подготовлен протоиереем Андреем Кордочкиным, сообщает сайт Корсунской епархии.
В этот же день епископ Нестор провел встречу с послом Российской Федерации в Испании Ю.П. Корчагиным, который дал в Посольстве официальный обед в честь прибывшего в Мадрид архипастыря. В завершение встречи глава российской дипломатической миссии в столице Испании передал для местного храма во имя равноапостольной Марии Магдалины дар министра транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколова ― образ святого праведного Феодора Ушакова.
Митрополит Севастийский Димитрий избран архиереем Принцевых островов
23.04.2018 19 апреля митрополит Севастийский Димитрий (Комматас) был избран Священным Синодом Константинопольского Патриархата митрополитом Принцевых островов, сообщило греческое информационное агентство «Амен».
Синоду были представлены три кандидата, в том числе — митрополит Димитрий, который был избран единогласно.
Состоялись братские собеседования предстоятелей Русской и Албанской Православных Церквей
28.04.2018 28 апреля 2018 года в городе Тиране в здании Архиепископии Албанской Православной Церкви состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Блаженнейшим Архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием.
В беседе приняли участие члены Священного Синода Албанской Православной Церкви: митрополит Бератский Игнатий, митрополит Корчинский Иоанн, митрополит Гирокастринский Димитрий, митрополит Аполлонийский Николай, митрополит Эльбасанский Антоний, митрополит Амантийский Нафанаил, а также секретарь Синода епископ Виллийский Астий.
Со стороны Русской Православной Церкви участниками встречи стали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков.
В ходе братских собеседований обсуждались вопросы сотрудничества между Русской и Албанской Православными Церквами, в частности, в образовательной и научно-богословской областях, а также широкий круг вопросов, касающихся положения Православия в мире, и темы межправославного взаимодействия.
Патриарх Константинопольский Варфоломей встретился с президентом Турции Эрдоганом
29.04.2018 25 апреля 2018 года Патриарх Константинопольский Варфоломей встретился с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Встреча, которая прошла «в очень хорошей атмосфере» в присутствии министра иностранных дел Турции Чавушоглу, состоялась, как и планировалось, в 16:30 в президентском дворце в Анкаре и продолжалась более получаса, сообщило греческое информационное агентство «Ромфея».
Патриарх Варфоломей, поблагодарив президента Эрдогана «за все, что он сделал к настоящему времени для решения проблем греческой общины Турции и Патриархата», в устной и письменной форме поднял вопросы, которые все еще остаются актуальными для государственно-церковных отношений в Турции.
В свою очередь, президент Турции «проявил особый интерес к проблемам Патриархии и греческой общины». Во время встречи президент Эрдоган пригласил генерального директора управления вакуфов Аднана Эртема, которому он дал инструкции относительно деятельности возглавляемого им ведомства с учетом прозвучавших в ходе встречи мнений.
После личной беседы с президентом Турции Константинопольский Патриарх, продолжая встречу в более широком формате, представил Реджепу Эрдогану сопровождавших его лиц, среди которых были: митрополит Брусский Элпидифор; архимандрит Иоаким (Биллис), главный секретарь Священного Синода Константинопольской Православной Церкви; Пантелеимон Вигас, архонт и «хартофилакс Великой Церкви», и Георгис Папалярис, вице-президент Ассоциации поддержки объединений «ромеев».
В Калининграде открыт памятник святому Александру Невскому
24.04.2018 В Калининграде торжественно открыт памятник Александру Невскому, сообщает сайт РВИО. Монумент установлен на кольцевой развязке у площади Василевского.
- Памятник, мне кажется, замечательный, красивый. Он очень символичен и для города, и для нашей страны. Это человек, который внес огромный вклад в развитие нашего государства, становление нашей страны, - сказал Антон Алиханов, губернатор Калининградской области.
Торжественную церемонию посетил архиепископ Калининградский Серафим.
- Очень символично, что памятник Невскому стоит в начале улицы Александра Невского. Тут рядом есть храм, посвящённый Александру Невскому.
Общая высота монумента достигает 10 метров. Постамент выполнен из гранита, а сама скульптура полководца из бронзы.
Блаженная Матрона Московская включена в месяцеслов Румынской Православной Церкви
25.04.2018 15 февраля 2018 года Священный Синод Румынского Патриархата принял решение о включении блаженной Матроны Московской в месяцеслов Румынской Православной Церкви.
По благословению Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила Институтом православной миссии в Бухаресте осуществлены перевод и издание службы и акафиста святой на румынском языке. Несколько экземпляров перевода Блаженнейший Даниил направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу вместе с письмом, уведомляющим о прославлении блаженной Матроны в Румынии.
Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил в ходе своего визита в Москву на торжества по случаю 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви 4 декабря 2017 года совершил Божественную литургию в Покровском ставропигиальном женском монастыре в Москве, где почивают святые мощи блаженной Матроны.
Мозаика VI века с изображением св. апостола Андрея Первозванного, возвращена на Кипр
29.04.2018 Редкий памятник церковного искусства возвратился на Кипр спустя четыре десятилетия после своего исчезновения, сообщает официальный сайт Румынской Православной Церкви.
Мозаика с изображением святого апостола Андрея Первозванного, датированная VI веком, была украдена из разграбленной церкви на севере Кипра в 1970-х годах.
Архиепископ Кипрский Хризостом II, который объявил об этой радостной для православных киприотов новости, заявил, что исключительный художественный уровень и редкость мозаики делают ее символом «украденного наследия» Кипра.
Возвращенная на Кипр мозаика — редкий пример памятников византийского церковного искусства, переживших иконоборческий период, когда в VIII — IX веках многие православные иконы, фрески и мозаики были уничтожены еретиками.
Эта мозаика была одной из тех, которые были похищены из церкви Богоматери «Канакария», в Литрангоми после раздела острова в 1974 году.
Турецкий арт-дилер Айдын Дикмен был арестован в 1998 году за продажу этой мозаики и других произведений из церкви Канакария и других разграбленных православных храмов Северного Кипра.
В настоящее время большинство мозаик из церкви Канакария были репатриированы на Кипр, за исключением образа святого Луки.
В 2014 году искусствовед Мария Пафити, киприотка, проживающая в Лондоне, обнаружила мозаику св. Андрея после того, как арт-дилер попросил его проверить происхождение объекта. Когда торговцу сообщили, что мозаика принадлежала Кипрской Православной Церкви, он согласился на ее возвращение, но при условии, что его расходы были бы покрыты.
Мария Пафити получила помощь от двух кипрских бизнесменов Ройса Поядзиса и Андреаса Питтаса, которые позаботились о финансировании репатриации мозаики, обошедшейся им в 50 тысяч евро.
Три человека, участвовавших в возвращении византийского шедевра на Кипр, — Мария Пафити, Ройс Поядзис и Андреас Питтас получили 23 апреля медаль Святого Павла, высшую награду Кипрской Православной Церкви, из рук Архиепископа Хризостома. В церемонии награждения принял участие президент Республики Кипр Никос Анастасиадис.
Научный православный центр открылся в университете в Архангельске
24.04.2018 Научный центр православной культуры открылся в Северном Арктическом федеральном университете (САФУ) в Архангельске, передает ТАСС.
"Для поддержания диалога образования и церкви, длящегося много лет, в САФУ при кафедре культурологии и религиоведения открылся Научный центр православной культуры. Первую литургию в нем совершил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. Глобальная задача центра состоит в том, чтобы соединить в себе работу по изучению и сохранению православной культуры на Севере с просветительским приобщением к церковной традиции людей, которые далеки от нее", - сообщает в воскресенье пресс- служба САФУ.
Помещение, в котором расположился центр, еще на планах начала XX века было разделено на две части - церковь и актовый зал. "Оно изначально задумывалось как пространство для диалога между церковной службой и просветительским делом, теперь оно вновь стало просветительской площадкой", - подчеркнули в пресс-службе.
В центре будут проводиться религиозные службы, открытые лекции, конференции, встречи и экскурсии. Планируется также организовать музейное пространство, посвященное истории православия на землях Русского Севера.
Первый церковный реабилитационный центр для наркозависимых открыт в Кабардино-Балкарии
25.04.2018 25 апреля 2018 года архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт открыл первый реабилитационный центр для наркозависимых в Кабардино-Балкарской Республике. Он находится на территории храма села Благовещенское Прохладненского района и рассчитан на одновременное пребывание 25 пациентов.
«Кабардино-Балкария стала первой республикой Северного Кавказа, в которой реализован такой церковно-общественный проект. Я благодарен Святейшему Патриарху Кириллу за благословение и главе Кабардино-Балкарии Юрию Александровичу Кокову за действенную помощь в создании центра», — заявил на церемонии открытия архиерей.
Между центром и медицинскими учреждениями КБР уже существуют договоренности о работе с пациентами врачей и психологов. Среди специалистов центра есть и люди, прошедшие путь избавления от наркотической зависимости.
Реабилитационный центр создан на средства республиканских грантов общественной организацией, учредителем которой стал православный приход. Для работы центра главой Прохладненского района КБР выделена земля, где высажен фруктовый сад. В планах — восстановление заброшенного пруда и создание рыбоводческого хозяйства, сообщает пресс-служба Пятигорской епархии.
Русская Православная Церковь подключится к работе с осужденными к наказаниям без лишения свободы
28.04.2018 Русская Православная Церковь намерена развивать взаимодействие с ФСИН России в работе с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, сообщает ТАСС. Эта тема обсуждалась на встрече председателя Синодального отдела по тюремному служению епископа Красногорского Иринарха с главой УФСИН по Москве Сергеем Морозом и руководителями филиалов уголовной исполнительной инспекции (УИИ) УФСИН.
Епископ Иринарх сообщил, что патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил, чтобы работа священников в Москве шла не только в следственных изоляторах, но и с теми, кому назначено наказание без лишения свободы, и теми, кто вышел на свободу. Также он назвал проблемой то, что у помещенных под домашний арест нет возможности общаться со священниками.
Мороз сообщил, что УФСИН уже подготовила свои предложения о таком взаимодействии с РПЦ и выразил готовность разработать алгоритмы взаимодействия, чтобы и эта категория осужденных не была обделена вниманием со стороны священников.
Только в Москве по учетам уголовно-исполнительной инспекции за год проходят свыше 26 тысяч человек, сообщила руководитель инспекции Светлана Боброва. "И с каждым годом это количество все возрастает. В первом квартале этого года уже на 10% по сравнению с прошлым годом, - заметила она. - Это осужденные к исправительным, обязательным работам, осужденных к ограничению свободы, условно осужденные, осужденные с отсрочкой отбывания наказания, осужденные с отсрочкой отбывания наказания или осужденные к штрафу больные наркоманией, имеющие обязанность пройти курс лечения от наркомании и медицинскую и социальную реабилитацию".
В настоящее время в Москве по учетам уголовно- исполнительной инспекции проходят 15 тысяч таких осужденных, включая 134 несовершеннолетних, и еще порядка 1200 человек находятся под домашним арестом.
"Перед сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций стоит сложная задача по формированию правового поведения осужденных и снижению вероятности повторных преступлений", - отметила она. По ее словам, при взаимодействии с церковью особое внимание обращается на работу с осужденными, имеющими зависимость от наркотиков или алкоголя (такую зависимость имеют до 76% отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы) и в отношении малоимущих. При этом в УИИ УФСИН по Москве и ее 27 филиалах работает всего 315 сотрудников.
В больнице Святителя Алексия освятили новый реанимобиль, купленный на средства, поступившие вместо цветов для патриарха
29.04.2018 Реанимобиль, приобретенный на средства, которые поступили по благословению патриарха Кирилла от московских храмов и монастырей, доставлен в церковную больницу Святителя Алексия и уже освящен, сообщает в субботу синодальный Отдел по благотворительности.
В сообщении напоминается, что в день годовщины своей интронизации в 2018 году предстоятель, по традиции, попросил вместо покупки цветов, которые принято дарить архиереям к памятным датам и событиям, пожертвовать средства на приобретение машины скорой помощи для церковной больницы.
"Машина оснащена современным оборудованием, что позволяет транспортировать пациентов, находящихся в очень тяжелом состоянии. Это особенно важно, так как нам часто приходится переводить тяжелобольных из других больниц, зачастую даже из других городов, для госпитализации в отделение реанимации или паллиативное отделение нашей больницы", - отметил главврач клиники Алексей Заров.
Новый автомобиль скорой помощи Ford Transit был приобретен за 2 660 тыс. рублей, сообщила пресс-служба учреждения.
Центральная клиническая больница Святителя Алексия, митрополита Московского - многопрофильное лечебное учреждение на 275 мест. Это крупнейшее медицинское учреждение Русской Церкви. В больнице лечатся не только москвичи, но и люди из других регионов России вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Для всех пациентов обследование и лечение проводятся бесплатно.
Впервые в истории Пакистана в государственном университете открыта христианская часовня
23.04.2018 Впервые в истории Пакистана на территории государственного университета открыта христианская часовня. Речь идет о капелле Пресвятой Марии, размещенной в атриуме Сельскохозяйственного университета в Фейсалабаде.
В воскресенье, 15 апреля 2018 года, новый католический храм при учебном заведении освятил архиепископ Исламабада и Равалпинди Джозеф Аршад, который возглавляет местную епископскую конференцию и является временным администратором Фейсалабадской епархии, сообщило католическое информационное агентство «Fides».
Открытие часовни состоялось при участии вице-канцлера университета Мухаммеда Икбала Дзафара, преподавателей, студентов и духовенства.
Архиепископ Аршад отметил старания христианской общины учебного заведения, которая «сумела позаботиться» о том, чтобы построить христианскую капеллу рядом с уже существующим исламским молитвенным помещением. «Сооружение храма в университетском комплексе является посланием любви и гармонии для всей страны, — сказал прелат. — Христианский народ будет приходить к этой церкви и молиться за продвижение и процветания университета и Пакистана».
По словам иерарха, это событие является осуществлением слов Мухаммеда Али Джинна, отца-основателя современной пакистанской государственности, который в своей речи к народу в 1947 году говорил: «Вы — свободны, свободны посещать свои храмы. Вы свободны ходить в свои мечети или любые другие места культа в этом Пакистанском государстве. Вы можете исповедовать любую религию или верования». Глава епископской конференции Пакистана поблагодарил гражданские и академические власти за «проявленную чувствительность и интерес к уважению религиозной свободы».
Вице-канцлер университета Мухаммед Икбал Дзафар в ходе церемонии освящения часовни подтвердил, что назначением этой капеллы станет удовлетворение духовных потребностей студентов. «Мы верим в межрелигиозную гармонию: строительство часовни является конкретным примером братства между христианами и мусульманами. Надеемся, что и другие институты будут следовать этому примеру, чтобы гарантировать права религиозных меньшинств, подтвержденные Конституцией», сказал вице-канцлер.
Это событие является примером новизны в религиозной жизни Пакистана — страны, где подавляющее большинство населения составляют мусульмане. До настоящего времени в общественных учебных заведениях было разрешено строить только мечети, а христианские места культа допускались исключительно в христианских учреждениях.
Проект капеллы Сельскохозяйственного университета в Фейсалабаде был разработан в 2015 году бывшим викарием Фейсалабадской епархии, которая выделила средства на строительство часовни. Место для капеллы предоставил университет.
Организатор ячейки "Свидетелей Иеговы" арестован в Уфе по обвинению в экстремизме
25.04.2018 Глава ячейки Управленческого центра свидетелей Иеговы в России заключен под стражу в Уфе, сообщила пресс-служба Следственного управления СКР по Башкирии во вторник.
"По версии следствия, с октября по ноябрь 2017 года местный житель организовал в Уфе ячейку религиозного объединения "Управленческий центр свидетелей Иеговы в России", деятельность которого запрещена на территории России решением Верховного Суда РФ, и движение признано экстремистским", - говорится в сообщении.
При обысках в квартире арестованного обнаружена запрещенная литература.
Ему предъявлено обвинение по ч.1 ст.282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации).
Завершился процесс передачи в собственность Русской Православной Церкви строений Заиконоспасского монастыря Москвы
26.04.2018 25 апреля 2018 года в Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре в городе Москве (ул. Никольская, 7-9) состоялось торжественное подписание акта приема-передачи в собственность Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Славяно-Греко-Латинская академия, XVII-XVIII вв.: — Школа, 1822 г., арх. Яковлев; — Палаты, XVII в.», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Никольская, д. 7-9, стр. 1-2-5.
Передача была осуществлена согласно распоряжению ТУ Росимущества в городе Москве от 19 апреля 2018 года № 516.
Документ подписали председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Рязанский и Михайловский Марк и исполняющий обязанности руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве Н.Н. Пешков.
На церемонии присутствовали: заместитель министра экономического развития РФ, руководитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) Д.В. Пристансков; заместитель руководителя Росимущества С.М. Аноприенко; советник руководителя Росимущества Д.В. Лазарев; заместитель начальника Управления имущества федеральных органов власти и организаций в сфере обороны и безопасности Росимущества В.А. Константинов.
Со стороны Русской Православной Церкви присутствовали: заместитель председателя ФХУ, руководитель Службы имущественных отношений Русской Православной Церкви иерей Евгений Гущин; и.о. наместника Заиконоспасского монастыря иеромонах Даниил (Константинов); эконом обители иеромонах Ермоген (Корчуков); представитель по правовым вопросам Заиконоспасского монастыря Т.В. Черлакова.
Ранее Церкви были переданы исторические здания Заиконоспасского монастыря по адресам: ул. Никольская, д. 7-9, стр. 3 (собор Спаса Нерукотворного), стр. 6 и стр. 4 (частично). Здание, расположенное на ул. Никольская, д. 7-9, стр. 1-2-5, — крупнейшее строение обители. С его передачей Церкви завершился длительный процесс передачи сохранившихся монастырских зданий в собственность Московского Патриархата.
Строения нуждаются в реставрации. В настоящее время прорабатывается детальный проект по ремонтно-восстановительным работам в зданиях обители. Уже сегодня монастырь планирует использовать часть помещений под монастырские кельи и хозяйственные нужды. Кроме того, предстоит возродить монастырь как духовный образовательный центр.
«Сегодня мы стали свидетелями знаменательного события: в собственность Церкви мы возвращаем знаковый объект — историческое здание Славяно-Греко-Латинской академии, — сказал, обращаясь к собравшимся, руководитель Росимущества. — Однако для того, чтобы наша нынешняя встреча стала возможной, была предпринята колоссальная и при этом весьма кропотливая работа. Это был сложнейший процесс. Постоянно приходилось решать все новые и новые вопросы. Понадобилось шесть лет для того, чтобы успешно завершить этот проект передачи. Благодарю всех, кто принял участие, всех, кто положил свой талант, свои силы и свое время ради общего благого дела».
«Мы совершили действительно благое дело, на которое нас всех сподвиг Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В лице Русской Православной Церкви этот объект обрел настоящего, рачительного хозяина, — отметил Д.В. Пристансков. — На примере других объектов, переданных в собственность Церкви, мы видим, как буквально на наших глазах они возрождаются, стряхивают с себя пыль времен, реставрируются и благоукрашаются, обретая новую жизнь. Состояние входящих в объект строений разнится: есть и "живые" площади, и те, что находятся на грани разрушения. Я уверен, что Церковь справится со сложнейшей задачей восстановления и сохранения этого уникального памятника московской архитектуры».
«Сегодня мы переживаем радостное событие, наши сердца наполняются светлой надеждой. Наконец, справедливость восторжествовала. Это незаслуженно заброшенное, бесхозное, постепенно разрушающееся здание архитектурного памятника, находящее в самом центре Москвы, возвращается к своему истинному владельцу», — заявил, в свою очередь, митрополит Марк.
«Эта передача имеет символическое значение. Славяно-Греко-Латинская академия стала матерью Московской духовной академии и Московского государственного университета. Славяно-Греко-Латинская академия стоит у истоков высшего духовного и светского образования в России. Эта передача символизирует духовное просвещение нашего общества», — добавил архипастырь.
Председатель ФХУ Русской Православной Церкви выразил благодарность соработникам в государственном управлении и выразил надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Грузинская Православная Церковь поддерживает идею об уголовном преследовании за «оскорбление религиозных чувств»
26.04.2018 «Патриархия Грузии поддержит принятие законопроекта, согласно которому оскорбление религиозных чувств будет уголовно наказуемым, – заявил секретарь Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, протоиерей Микаэл Ботковели».
«Мы поддержим законопроект, согласно которому оскорбление религиозных чувств будет наказуемым. Предположительно, мы встретимся с авторами идеи и обсудим детали. У нас есть общее представление: во многих странах Европы внедрено использование такого закона практически», - заявил отец Микаэл.
Согласно законодательной инициативе члена парламентской фракции «Патриотов Грузии» Эмзара Квициани, оскорбление религиозного чувства становится действием, наказуемым в уголовном порядке. Парламентский комитет по защите прав человека поддержал проект на уровне идеи. Решено, что будет создана рабочая группа, в рамках которой проект будет переработан, сообщает Грузия онлайн.
Вышла книга о жизни подмосковных приходов «Православное Солнечногорье»
24.04.2018 20 апреля 2018 года в музейно-выставочном центре «Путевой дворец» в подмосковном городе Солнечногорске состоялась презентация книги-справочника по храмам Солнечногорского благочиния «Православное Солнечногорье».
Книга издана по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и является первым изданием, объединяющим наиболее полную на сегодняшний день информацию о жизни приходов благочиния. В книге также содержатся сведения о новомучениках Солнечногорских.
С сообщением о работе над книгой выступили ее составители: священник Леонид Клюшин, Светлана Лобанова, Михаил Левинтов, Михаил Воробьев.
Провела мероприятие заместитель директора музея по научной работе Елена Леонова. Презентацию украсили музыкальные номера в исполнении педагогов детской школы искусств.
Презентация сборника документов по истории Юго-Восточного Русского Церковного Собора 1919 г. состоялась в г. Шахты
26.04.2018 23 апреля 2018 года в филиале Донского государственного технического университета в г. Шахты состоялась презентация новой книги, подготовленной доцентом кафедры «Православная культура и теология», кандидатом исторических наук Ю.А. Бирюковой «Юго-Восточный русский церковный Собор 1919 г.».
Книга вышла в издательстве московского Новоспасского ставропигиального мужского монастыря при поддержке Ставропольской епархии и Фонда имени священника Илии Попова. В издании осуществлена наиболее полная научная публикация источников по истории Юго-Восточного Русского Церковного Собора, прошедшего в Ставрополе на территории, занятой белыми войсками, с 19 по 24 мая 1919 г.
Собор стал одним из ключевых событий общественной жизни периода Гражданской войны, и может рассматриваться, как продолжение Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. В сборник вошли документы из архивных фондов Государственного архива РФ, Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье», материалы периодической печати того времени. При подготовке сборника использовались материалы периодической печати, а также документы из Архива УФСБ по Ростовской области, Государственного архива Ставропольского края, Государственного архива Ростовской области, Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ, Российского государственного исторического архива, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.
В презентации приняли участие специалисты в области истории и философии религии –– представитель ректора профессор доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и мировых религий ДГТУ Е.Е. Несмеянов; заведующий кафедрой «Православная культура и теология» ДГТУ, проректор Донской духовной семинарии, председатель Комитета по увековечиванию памяти святых новомучеников и исповедников Церкви Русской Донской митрополии, доктор философских наук протоиерей Владимир Тер-Аракельянц; доктор философских наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой «Православная культура и теология» Т.С. Оленич; заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ИСОиП, профессор, доктор философских наук А.М. Руденко; заместитель начальника отдела подготовки кадров высшей квалификации и организации научных исследований, к.ф.-м.н., доцент И.Н. Даниленко, а также представители администрации г. Шахты, других вузов, преподаватели и студенты ИСОиП (филиала) ДГТУ.
Сборник получил высокую оценку присутствовавших специалистов в данной области исследования и был охарактеризован, как большой вклад в научные исследования в области Отечественной истории и культуры.
Вышла в свет книга патриарха Кирилла «Подумайте о будущем человечества»
28.04.2018 В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Подумайте о будущем человечества».
Обращаясь к современному читателю, как к западному, так и к отечественному, патриарх Кирилл предлагает подумать о будущем человечества, потому что современное общество, размывая понятие греха, раскрепощает страшную разрушительную энергию человеческого инстинкта, которая в условиях гражданских свобод способна уничтожить и саму человеческую цивилизацию. Предстоятель Русской Православной Церкви призывает каждого осознать ответственность за весь человеческий род и остановить «сползание в бездну окончания истории».
Комитет по делам архивов при правительстве Удмуртии разработал пособие по поиску архивных документов церковных приходов
29.04.2018 На официальном сайте комитета по делам архивов при правительстве Удмуртской Республики опубликовано методическое пособие «Организация поиска документов и получения архивной информации по истории церковного прихода в государственном казенном учреждении "Центральный государственный архив Удмуртской Республики"».
По словам председателя комиссии по канонизации святых Ижевской епархии священника Георгия Харина, идея о создании пособия родилась в 2017 году, когда в рамках регионального этапа Рождественских чтений совместно с комитетом по делам архивов была проведена конференция для епархиального духовенства с целью помочь священнослужителям в поиске документов, касающихся истории приходов епархии.
Конференция выявила озабоченность священнослужителей данной проблемой. Комитету по делам архивов было предложено создать методическое пособие, благодаря которому любой неподготовленный человек смог бы разобраться, в каких фондах можно найти архивные документы по истории прихода.
«Пособие позволяет начинающему исследователю получить представление о видах архивных документов, содержащих необходимые сведения по истории церковных учреждений, предлагает алгоритм поиска необходимой архивной информации, знакомит с основными архивными справочниками — справочником-указателем по фондам ЦГА УР "Православные храмы Удмуртии", базами данных, размещенными на сайте архивной службы Удмуртии, в которых содержатся сведения по истории церквей, соборов, монастырей на территории Удмуртии; раскрывает условия заказа, выдачи и копирования архивных дел в архиве», — отмечается в пособии.
В настоящее время на хранении в архиве находится более 266 фондов, в которых имеются документы, содержащие сведения по истории церковных учреждений на территории Удмуртии в дореволюционное и советское время.
Пособие можно скачать по ссылке: http://www.udmeparhia.ru/files/2018/04/30032018.pdf
Благочинный в Валуйской епархии снят с должности за требование денег у настоятеля храма
23.04.2018 Благочинный, секретарь-референт управляющего Валуйской епархией и член епархиальной ревизионной комиссии иерей Вадим Лебедев снят с занимаемых должностей за требование им денежных средств у настоятеля храма.
Об этом говорится в официальном комментарии Валуйской епархии, опубликованном после распространения в интернете аудиозаписи разговора иерея Вадима Лебедева с настоятелем храма святителя Николая Чудотворца села Самарино Красногвардейского района протоиереем Игорем Рыбалкиным, из которой следует, что благочинный требовал у настоятеля деньги.
По заявлению епархии, требование денежных средств у настоятеля храма было личной инициативой иерея Вадима Лебедева.
«Данное поведение рассмотрено на епархиальном совете и признано недопустимым, после чего было принято решение о снятии иерея Вадима Лебедева с должности благочинного, секретаря-референта и члена ревизионной комиссии Валуйской епархии», – говорится в комментарии.
Как сообщил на своей странице в Фейсбуке священник Георгий Максимов, протоиерей Игорь Рыбалкин после инцидента получил неудобное послушание.
«Епископ Савва приказал отцу Игорю служить в кафедральном соборе г. Валуйки каждый будний день утром и вечером. А в субботу-воскресенье у себя в селе. Вроде бы как не выглядит плохо. Но что это означает на практике? То, что отцу Игорю каждый будний день утром надо ехать из своего дома за 75 километров в город, где весь день быть в соборе (служить утром и вечером, а днем требы), а поздно вечером ехать обратно по плохим дорогам 75 км. При этом матушка о. Игоря сейчас в больнице. А у него трое детей. С детьми кроме него реально некому сидеть. О. Игорь просил владыку не накладывать на него сейчас такого послушания, ради детей», – написал священник Георгий Максимов.
Пресс-секретарь Валуйской епархии протоиерей Дмитрий Готовкин в телефонном разговоре с корреспондентом «Правмира» не подтвердил информацию о назначение протоиерея Игоря Рыбалкина на службу в кафедральный собор г. Валуйки. По словам пресс-секретаря, ему неизвестно, откуда взялась такая информация.
Сам протоиерей Игорь Рыбалкин рассказал «Правмиру», что послушание служить в Валуйках пока отменено, и он служит там, где служил, на своем приходе.
В Мексике убит еще один католический священник, уже второй за последнюю неделю
26.04.2018 Священник Хуан Мигель Контрерас Гарсия, которому было 33 года, скончался от огнестрельных ранений в пятницу, 20 апреля 2018 года, недалеко от церкви св. Пио из Пьетрельчины, Гвадалахара, штат Халиско, сообщило издание британских католиков Catholic Herald.
Убийство Контрераса является уже вторым по счету убийством священника в Мексике, происшедшим менее чем за неделю: Рубена Алькантара Диаза, судебного викария епархии Изкалли в городе Куаутитлен, убили в церкви 18 апреля.
Генеральная прокуратура штата Халиско сообщила, что, по данным расследования, на Контрераса напал мужчина, который «зашел в сакристию церкви и сразу же напал на жертву, а потом сбежал, используя компактное транспортное средство».
Как сообщили в прокуратуре, Контрерас исповедовал верующих в момент, когда к нему подступил убийца.
Убийство Контрераса увеличило общее количество католических священников, убитых в Мексике за последние шесть лет, до 23 человек.
Епископ Альфонсо Миранда, генеральный секретарь Конференции мексиканских католических епископов, выразил соболезнования в Твиттере по поводу гибели Алькантара Диаза и «всех жертв огромного насилия в Мексике».
Кардинал Хосе Франсиско Роблес Ортега, архиепископ Гвадалахары, сделал витиеватое заявление с риторической просьбой о том, чтобы «те, кто презирают и лишают жизни за любое дело, позволили любезному Божьему лицу смотреть на них, чтобы они не только сложили свое оружие, но и отбросили ненависть, возмущение, месть и всякое разрушительное чувство».
Между тем, Мексика продолжает страдать от волны насилия, связанного с наркоманией. В нескольких известных туристических местах в последние недели происходят многочисленные убийства и иные преступления.
В Шуе подожгли храм XVII века
26.04.2018 Церковь Воздвижения Креста Господня в Шуе, построенную в 1693 году, неизвестные подожгли в понедельник, 23 апреля.
Возгорание началось рядом со старинными фресками, и это уже не первый случай таких поджогов.
Огонь охватил площадь 150 квадратных метров, пострадавших нет, передает МК.
В строящемся храме в Краснодаре обрушилось перекрытие
28.04.2018 ЧП произошло 27 апреля в строящемся храме блаженной Матроны Московской в районе ЖК «Немецкая деревня» Краснодара , сообщает "Кубань 24".
Из-за обрушения пострадали четыре человека. По последней информации, не выдержала стальная сеть, которую используют для заливки потолка. Она рухнула в тот момент, когда внизу проходили строители. С переломами различной степени тяжести мужчин госпитализировали. На месте ЧП весь вечер работали экстренные службы.
Спасатели МЧС разбирали завалы, всего было задействовано 37 человек и десять единиц техники. На данный момент недостроенное здание храма огорожено, а полицейские обходят близлежащие дома, чтобы найти очевидцев, и составить полную картину происшествия. Ведется доследственная проверка.
Как писал интернет-портал «Кубань 24», сообщение об обрушении перекрытия в строящимся объекте на улице Бискайской поступило 27 апреля в 17:15.
Асия Биби обратилась к христианам во всем мире с просьбой поститься и молиться за ее освобождение
29.04.2018 Обвиненная в «богохульстве» и томящаяся долгие годы в тюрьме пакистанская христианка Асия Биби обратилась к христианам во всем мире с просьбой, чтобы они 27 апреля постились и молились за ее освобождение, сообщило издание польских католиков wiara.pl.
Это сообщение передал муж Асии Биби, который недавно посетил свою жену в тюрьме, чтобы сообщить ей о будущем слушании ее дела в Верховном суде Пакистана.
Мужчина рассказал, что его жена — «в хорошей форме, полна надежды и доверия». «Она сказала нам, что всю пятницу будет молиться и просит о молитве всех людей доброй воли», — добавил муж Асии Биби. Он выразил надежду, что его жену поддержит весь христианский мир, объединившись в общей молитве.
После девяти лет тюремного заключения ее дело, как кажется, близко к решению. В ближайшее время состоится судебное разбирательство, которое решит вопрос о ее возможном освобождении.
Пакистанская христианка была арестована по сфабрикованному обвинению в «богохульстве» и оскорблении исламского пророка Мухаммеда. В течение многих лет она находится в тюрьме, в то время как фанатики-исламисты призывают власти Пакистана предать ее смертной казни.
Адвокат женщины подчеркнул, что она «является для всех примером большой силы и непоколебимой веры».
Дата апелляционного слушания должна быть объявлена на следующей неделе. Судебный процесс будет возглавлять председатель Верховного суда, что дает надежду на прозрачность и справедливость судебного разбирательства.
В Москве завершила работу V Международная патристическая конференция, посвященная наследию священномученика Иринея Лионского
23.04.2018 21 апреля 2018 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия завершила свою работу V Международная патристическая конференция ОЦАД на тему «Священномученик Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада».
К участию в конференции были приглашены ведущие исследователи трудов священномученика Иринея Лионского из России, США, Нидерландов, Италии, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Швейцарии.
В президиум церемонии закрытия конференции вошли: епископ Сакраментский Ириней, управляющий Великобританской и Ирландской епархией, секретарь по межправославным отношениям Русской Православной Церкви Заграницей, почетный директор Института богословских исследований имени святых Кирилла и Афанасия (председатель); протоиерей Джон Бэр, профессор патристики Свято-Владимирской духовной семинарии; доктор Джефри Бингем, декан школы теологии Юго-Западной баптистской семинарии.
Епископ Сакраментский Ириней приветствовал участников и гостей конференции и предоставил слово членам президиума для подведения итогов.
Протоиререй Джон Бэр, поблагодарив митрополита Илариона и всех организаторов конференции, отметил: «Последние два с половиной дня предложили нашему вниманию целый ряд потрясающих докладов широкого охвата, начиная с методики понимания Писания, экзегетики, до христологии, экклезиологии, анализа исторического контекста… Но что больше всего меня удивляет — это связь между учеными различных традиций, различных школ, которые обращаются к святителю Иринею как к единому источнику, общему для всех нас наследию, в котором христианская традиция видит своего талантливого выразителя… Сейчас появилась вторая волна, возрождение интереса к Иринею, возвращение к нему как к тому, в ком мы первом видим ясное и четкое изложение природы и охвата богословского дискурса его времени. Это то, что было во многом утрачено, и сейчас мы заново открываем это вместе, сообща, и в этом я вижу для себя причину для большого оптимизма».
Доктор Джефри Бингем отметил, что прежде всего «хотел бы повторить слова благодарности тем, кто без устали трудился на конференции… кто дал нам богатейшие возможности в духе коллегиальности обсудить вопросы богословия» и заявил, что для него эта конференция предоставила возможность возобновить дружеские отношения, которые уже существовали, и завязать новые. «Мы совершили путешествие из Смирны в Рим, потом в Карфаген и, наконец, в Милан, — рассказал доктор Бингем. — Мы получили большую пользу, но я бы хотел подчеркнуть три очень важных лично для меня момента: во-первых, мы вновь рассмотрели вопрос непрерывности и разнообразия внутри раннего христианства, увидели, как менялись акценты от одной эпохи к другой, региональные и индивидуальные различия, но, тем не менее, верность важнейшим положениям вероучения сохранялась; во-вторых, мы подняли вопросы герменевтики, истинности апостольского учения и его ясности, принципа единства веры как герменевтического принципа; в-третьих, лично для меня главным стало острое чувство интереса к Иринею и к раннему христианству в целом. Многие докладчики возвращались к вопросу о плоти Христовой, и я думаю, что здесь открывается очень большой простор для новых исследований». Доктор Бингем поблагодарил «представителей всех разнообразных религиозных традиций, которые здесь были, за этот богатый пир исследователя раннего христианства и работ Лионского епископа».
В своем заключительном слове епископ Сакраментский Ириней поблагодарил всех организаторов конференции. «Особая радость — видеть здесь разные поколения исследователей Иринея. Все мы представляем разные сферы исследований, что позволило реализовать междисциплинарный подход. Даже сложно представить себе конференцию, которая объединяет людей из столь разных традиций… Очень интересно, как постепенно складывается общий рельеф нашего исследования. Ведь каждый из нас занимается своими узкими вопросами, но, когда мы собираемся вместе, получается достаточно широкий охват, и для меня очень радостно, когда это происходит, — отметил епископ Ириней. — Не менее важно и то, сколько нам еще осталось сделать… Когда я начинал, я думал, что это будет легко: у Иринея всего лишь две или три крупные работы… Но даже учитывая, что собрание его работ настолько ограниченно, какой огромный простор для дальнейших исследований представляют эти несколько работ, как много они нам открывают о том, что происходило во II веке, и как они до сих пор продолжают влиять на Церковь как на Востоке, так и на Западе. Поэтому я благодарю всех участников за потрясающие по глубине доклады, которые дали мне почву для дальнейших размышлений и для пересмотра собственных позиций. Трудно желать большего от подобной конференции».
Для меня очень важно, что мы проводим конференцию именно здесь, в Москве, особенно при исследовании трудов Иринея, ведь он писал вслед за периодом жесточайших гонений, писал в Церкви, которая только оправлялась от страшнейших ударов. И мы собираемся в стране, которая также прошла через горнило суровых испытаний и где христианская богословская мысль возрождается, и мы видим это возрождение. Представить себе такую конференцию двадцать лет назад было бы немыслимо, а сейчас мы собрались со всех сторон света, чтобы поучаствовать в общей работе».
Далее епископ Ириней попросил представиться всех организаторов конференции, чтобы участники могли лично поблагодарить каждого из тех, чей труд способстовал успешному провдению мероприятия.
В заключение присутствовавшим было представлено поэтическое сочинение доцента Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова) — «Гимн Святому Иринею Лионскому (в память о конференции в его честь)». Русский текст прочел Алексей Фокин, английский перевод, выполненный епископом Сакраментским Иринеем, озвучил протоиерей Джон Бэр. Гимн, состоящий из 34-х катренов, получил высокую оценку слушателей.
Завершилась конференция 22 апреля, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Божественной литургией в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья.
В столице Удмуртии прошла межъепархиальная конференция по социальному служению
23.04.2018 21 апреля 2018 года в городе Ижевске (Удмуртская республика) на базе духовно-просветительского центра Ижевской епархии состоялась первая межъепархиальная конференция по социальному служению.
В мероприятии, проведенном с целью обмена опытом по организации социального служения на приходах, приняли участие митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, епископ Глазовский и Игринский Виктор, министр социальной политики и труда Удмуртской Республики Т.Ю. Чуракова, а также священнослужители, сестры милосердия и ответственные за социальное служение Ижевской, Глазовской и Сарапульской епархий Удмуртской митрополии.
Началась конференция с пленарного заседания, в ходе которого с приветственным словом выступил глава митрополии. Владыка Викторин поблагодарил всех, кто сегодня занят в разных сферах социального служения и заявил, что эта деятельность очень важна для Церкви. Архиерей рассказал об истории социального служения в Ижевской епархии и отметил значительное его развитие.
Министр социальной политики указала на высокое значение сотрудничества Церкви и государственных ведомств. По словам Т.Ю. Чураковой, социальные проекты Ижевской епархии сегодня эффективно реализуются именно в партнерстве с возглавляемым ею министерством.
В своем докладе епископ Виктор акцентировал внимание на трезвенническом служении — важнейшей сфере социальной работы Церкви.
Рассказывая о работе отдела по социальному служению Ижевской епархии, руководитель отдела священник Олег Митчицков акцентировал внимание на таких аспектах, как организация гуманитарных складов, помощь просителям, забота о матерях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реабилитация наркозависимых, помощь бездомным, служение сестер милосердия.
После докладов пленарного заседания работа конференции продолжилась в формате секций. Участники поделились своим опытом реализации различных социальных проектов.
Межрегиональная научно-практическая конференция «Этика и духовно-нравственная культура в медицине» проходит в Екатеринбургской епархии
23.04.2018 С 22 по 24 апреля 2018 года в Екатеринбурге по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла проходит IV Межрегиональная научно-практическая конференция «Этика и духовно-нравственная культура в медицине». Ее организаторами выступили Екатеринбургская епархия, региональное министерство здравоохранения и Свердловский областной медицинский колледж.
Накануне открытия участники форума молились за Литургией в Храме-на-Крови и посетили мужской монастырь Новомученников российских на месте подвига вмц. Елисаветы под Алапаевском.
23 апреля в духовно-просветительском центре Екатеринбургской епархии прошло пленарное заседание форума.
О том, чему посвящена конференция, о ее значении и традициях в общении с представителями СМИ рассказали спикеры пленарного заседания: епископ Среднеуральский Евгений, заместители министра здравоохранения Свердловской области Е.А. Чадова и Е.А. Есина, директор Свердловского областного медицинского колледжа И.А. Лёвина.
Владыка Евгений отметил, что проходящий форум важен не только для епархии, но и для всех людей в целом. «Дело в том, что все мы по жизни сталкиваемся с людьми в белых халатах. Нам очень хочется, чтобы эта встреча для нас была безболезненной, полезной, чтобы заживали наши и телесные, и душевные ранки, — сказал викарий Екатеринбургской епархии. — И это накладывает определенную ответственность на врача, на младший медицинский персонал. Поэтому доктор всегда руки помоет прежде, чем прикасаться к ране. Важна чистота телесная, гигиена, но не менее важна и чистота духовная, потому что иной врач лечит словом, отношением. И вот такие встречи открывают перед собравшимися прекрасные примеры и Царской семьи, и святителя Луки Крымского, как можно и твердой рукой, и с чистым сердцем приводить к тому, что человек становится здоровым. Для нас сегодня это очень важно. Поэтому такие форумы помогают нам открывать новые горизонты и беспреткновенно к ним идти».
Е.А. Чадова рассказала, что конференция, прежде всего, посвящена продолжению традиций милосердия, любви, служения людям великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее семьи. «Сегодня очень важно, чтобы каждый человек, независимо от того, где он работает: в детской больнице или во взрослой, в хосписе или в доме ребенка, или, может быть, в доме престарелых, или даже оказывает помощь человеку, у которого нет жилья, — очень важно, чтобы каждый человек нес в себе традиции милосердия, помогал и был защитником, продолжал лучшие традиции милосердия», — заявила заместитель министра. Елена Анатольевна отметила масштабность проведения конференции, в которой приняли участие делегаты не только Уральского федерального округа, но и Российской Федерации.
Директор медицинского колледжа И.А. Лёвина рассказала, что за четыре года, в течение которых Свердловский областной медицинский колледж участвует в организации конференции, сложился уникальный формат мероприятия. «Конференция включает в себя участие Екатеринбургской митрополии, министерства здравоохранения Свердловской области, образовательных учреждений: медицинских колледжей многих регионов и медицинских вузов. Очень активно участвует действующее сестричество милосердия и практикующие специалисты, и, конечно, студенты», — сообщила директор колледжа.
В этот день на пленарном заседании выступили основные докладчики: доктор медицинских наук, профессор протоиерей Сергий Вогулкин («Любовь до смерти проявили…»); кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарного образования Уральского федерального университета А.Л. Соловьев («Царская семья как образец духовного воспитания и милосердного отношения к ближним»); директор Свердловского областного медицинского колледжа И.А. Лёвина («Традиции милосердия как неотъемлемая составляющая качественной и пациентоориентированной современной медицинской помощи»),
В течение двух дней в рамках конференции пройдет работа различных секций. Секция «Студенческая» посвящена студенческим инициативам по формированию любви к профессии. Работа секции «Практикующих специалистов» направлена на обсуждение и решение вопросов пациентоориентированности и качества медицинской помощи через вопросы милосердия, сострадания и заботы. Также будут работать «Психолого-педагогическая секция», «Секция практикующих специалистов сестринского дела», «Секция общин сестер милосердия», «Историческая секция».
В Санкт-Петербургской духовной академии прошла X Международная студенческая конференция
27.04.2018 25-26 апреля 2018 года в Санкт-Петербургской духовной академии прошла X Международная студенческая научно-богословская конференция. В мероприятии приняли участие студенты из 6 стран, 20 городов и 27 высших учебных заведений.
«Хочется верить, что многие из участников вступят в ряды церковных ученых и продолжат свое служение не только у престола Божия, но и в качестве преподавателей высших духовных учебных заведений. Вам предстоит трудиться над восстановлением богословской науки и присоединиться к тем, кто уже занимался этим в стенах церковных и светских учебных заведений. Поэтому нынешняя конференция, это бесценный опыт», — отметил ректор СПбДА архиепископ Петергофский Амвросий.
Работа по секциям проходила в течение двух дней. По ее результатам были объявлены победители конкурса лучших докладов:
- Богословие: священник Евгений Веселов (Московская духовная академия);
- Патрология и история Церкви: И.В. Коровина (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова);
- Новозаветная библеистика и апокрифика С.В. Соловьев (СПбДА);
- Общие вопросы библеистики: Н.А. Тарнакин (СПбДА);
- История Русской Православной Церкви в ХХ веке: А.А. Щелканов (Пермская духовная семинария);
- История Русской Церкви XIV — начала ХХ веков: А.М. Азова (Санкт-Петербургский государственный университет);
- Религиоведение и апологетика (религия и наука), философия: А.Б. Невеев (Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия);
- Антропология и педагогика: священник Сергий Ладанов (СПбДА);
- Церковь, общество, государство и право, социальное служение: С.А. Новак (СПбДА).
Межъепархиальная конференция по литургике состоялась в Екатеринодарской духовной семинарии
27.04.2018 23-24 апреля 2018 года в Екатеринодарской духовной семинарии прошла научно-практическая конференция «Литургическая традиция Русской Православной Церкви: через сто лет после гонений», организованная кафедрой Церковно-практических дисциплин. Участие в конференции приняли преподаватели и студенты Екатеринодарской духовной семинарии, Воронежской духовной семинарии и Кубанского государственного университета.
В ходе конференции обсуждались темы:
- Практические вопросы современной богослужебной науки;
- Церковное пение в рамках литургики;
- Церковное искусство и богослужение;
- Богословское пространство церковного искусства: иконопись, пение, архитектура;
- Исторические вопросы по практическому богослужению.
На пленарном заседании с докладами выступили специалисты в области литургики: иерей Константин Рева, магистр богословия, проректор по научной и методической работе, зав. кафедрой церковно-практических дисциплин Воронежской духовной семинарии («Придворная певческая капелла и богослужебная практика Русской Православной Церкви»); иерей Андрей Кретов, преподаватель литургики Екатеринодарской духовной семинарии («Литургическая терминология в наследии святителя Феофана Затворника»); К.Г. Шахбазян, иконописец, руководитель издательского отдела Екатеринодарской епархии («Образ и символ в учении святых отцов об иконе»); В.В. Бондарь, начальник отдела изучения культурного наследия и экспертной деятельности Южного филиала Российского института культурологии, кандидат исторических наук, эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы («Законодательные нормы и практика сохранения и использования культовых зданий, имеющих статус объектов культурного наследия»); иерей Владимир Бондаренко, преподаватель литургики Екатеринодарской духовной семинарии («Актуальность старообрядческой культуры»).
Во второй день работы форум прошел в формате студенческой конференции. Выступавшие подготовили сообщения, посвященным разным сторонам литургики, в том числе, вопросам Евхаристической чаши на Литургии Преждеосвященных Даров, невербалистики в пастырской деятельности, практики произнесения тайных молитв на Литургии и др. После выступленний состоялась дискуссия по затронутым темам.
По окончании конференции ее участники получили сертификаты.
Греки и болгары показывают самую слабую приверженность традиционным нравственным ценностям среди всех православных Европы
24.04.2018 Опубликованный в конце 2017 г. соцопрос исследовательского центра Pew Research Center показал, что Греция и Болгария, будучи в числе стран с православным большинством, показывают очень разное (в чём-то до противоположности) отношение к вероучительным и обрядовым установлениям Церкви. При этом они обнаруживают поразительное сходство в том, что касается процесса либерализации традиционной морали, присущей Православию.
В Греции стабильно около 90% граждан страны называют в опросах себя православными. Это второе место среди всех православных стран Восточной и Южной Европы. Здесь её опережает лишь Молдавия с 92%. Однако среди стран, не входивших в качестве республик в СССР (каковым были все страны указанного региона), – Греция лидирует. Подобным образом и Болгария занимает в процентном отношении второе место среди тех же православных стран, но с конца, – 59%. Ещё меньшая, чем в Болгарии, доля православных зафиксирована только в Беларуси (48,3%). Получается, что среди соцстран, не входивших в Советский Союз, – Болгария замыкает этот ряд.
Численность, то есть количественный параметр, очень сильно, в данном случае, связан с качественными характеристиками.
У греков наблюдается массовое проявление практической религиозности, в частности, высокий процент еженедельного посещения богослужений – 17% из опрошенных ходят в церковь каждое воскресение и праздник (более высокий только у румын – 21%). Самый же низкий показатель посещаемости еженедельных церковных служб именно в Болгарии – 5% от всех опрошенных.
Между тем, по критерию повседневной личной молитвы греки не занимают ведущих позиций – всего 31% из них признались, что молятся ежедневно. Однако, это показатель значительно выше среднего у всех православных Европы. Болгары же снова оказываются в самом низу таблицы по числу молящихся ежедневно (11%).
Считают религию «очень важной составляющей» своей личной жизни больше всего именно в Греции – 59% опрошенных. Болгария же и здесь занимает последнюю строчку в процентном «рейтинге» опрошенных – только 15% православных болгар подтвердили огромную значимость религии в их жизни.
В вероучительной части опроса греки показали опять-таки чрезвычайно высокий уровень сознательности. Так, из них полностью уверены в существовании Бога 62%, тогда как не верят в Него только 4% называющих себя православными христианами. Больший процент уверенных в бытии Божьем только у грузин с 72% и румын с 64%. (Доля неверующих в Бога «православных» меньше, чем у греков, снова у грузин (1%), а также у молдаван (3%)). То есть греки занимают твёрдое третье место.
Среди респондентов, считающих себя православными, больше всех неверующих снова в Болгарии (22%). Среди тех, кто твёрдо верит в существование Бога у болгар один из самых низких показателей – 26%. Ниже лишь у белорусов – 22%. Однако среди стран бывшего соцлагеря болгары опять-таки «лидируют».
Несмотря на такое разительное различие (вплоть до полной противоположности) между православными греками и болгарами в отношении к вероучению и обрядовой стороне религии, у них обнаруживается почти полное единодушие в том, когда речь заходит о традиционных нравственных ценностях.
Это единодушие православных Греции и Болгарии по многим пунктам традиционной морали сильно контрастирует с мнением православных из других стран Восточной и Южной Европы. Впрочем, по такой деликатной проблеме как однополые «браки» большая часть всех опрошенных оказалась в общем на консервативных позициях. На вопрос «Должны ли быть легализованы однополые браки?» 72% респондентов-греков ответили «Определенно нет» и только 25% ответили «Определенно да», а в Болгарии – соответственно 78% и 19%.
И хотя здесь греки и болгары находятся в обще-православном тренде, следует отметить, что их позиция оказывается всё же самой либеральной среди православных (ещё только у румын по указанному вопросу сходная ситуация). Средний показатель по всем опрошенным оказался около 85% («нет») и около 13% («да»).
Если относительно непризнания гей-союзов государством среди православных Европы установился определённый консенсус, то в целом в отношении к гомосексуализму и гомосексуальному образу жизни респонденты и в Греции и в Болгарии разделились практически пополам. Только 52% православных греков и 55% болгар назвали гомосексуализм социально неприемлемым явлением – соответственно 48% и 45% считают его приемлемым (остальные страны дали гораздо больший процент убеждённых в аномальности однополых отношений и поведения – 71% у сербов, и далее процент – только выше и выше).
Ещё более либеральную позицию греки и болгары выразили по вопросу о добрачных сексуальных связях. В Греции среди опрошенных высказали осуждение таких отношений лишь 10%, а в Болгарии – 13%. Это самый низкий показатель доли порицающих добрачный секс среди православных (с самим высоким процентом опять-таки лидирует Грузия – 75% респондентов).
Также незначительное меньшинство опрошенных православных в Греции считает предосудительным развод (13%) – самый толерантный по этому вопросу показатель. У православных болгар доля осуждающих развод чуть побольше – 15% (это второе место после греков, которое Болгария делит с по этому вопросу с Россией).
В целом, на основании приведённых данных опроса исследователи фиксируют усиление тенденции к либерализации греческого общества, при сохранении, однако, сильной приверженности духовной традиции Православия. Что можно, хотя и предварительно, охарактеризовать как «социально-психологический парадокс» греческой нации на нынешнем этапе её существования.
Впрочем, такая характеристика несколько корректируется результатами других исследований. Например, согласно исследованиям, проведенным по заказу Еврокомиссии в 2010 году, о том, что верят в Бога сказали 79% греков, тогда как в 2015 доля заявивших о своей вере в Бога была 62%. Даже с учётом того, что 10% в Греции это неправославные и/или нехристиане, обнаруживается некоторое снижение числа убеждённых православных, а не просто православных по рождению. Также имеются сходные данные по ряду других уже отмеченных параметров, что заставляет социологов предполагать процессы секулярицазии среди православных греков.
Что касается болгар, то у них предполагается некий серьёзный кризис их православной идентичности на уровне социума, т. к. мощный процесс секуляризации (например, численность православных за период 2001 – 2015 гг. снизилась с 84% до 59%) сопровождается, одновременно, серьёзными трансформациями традиционных моральных ценностей.
Представленный анализ опирается на данные социологических опросов, полученных Pew Research Center и другими исследовательскими организациями в течение 2011-16 гг.
Католическая церковь подвергла правке мемуары еврейского мальчика, "похищенного" папой Римским в XIX веке
24.04.2018 Римско-католическая церковь подвергла жесткой правке мемуары еврейского мальчика, обращенного папой в христианство в XIX веке, причем правка выполнена в угоду консервативным кругам в церкви, сообщает religionnews.
Этот случай пятнает репутацию Ватикана вот уже 160 лет: 6-летний еврейский мальчик Эдгардо Мортара (Edgardo Mortara) был взят папской полицией, разлучен с семьей, привезен в Рим и воспитан в лоне Католической церкви на основании того, что домработница окрестила его втайне от семьи. На днях эта старая скандальная история вновь всплыла в заголовках мировой прессы, поскольку появились новые свидетельства «подработки» мемуаров героя этого события с целью затушевать его антисемитские взляды и подчеркнуть детали, выгодные для Католической церкви.
The Associated Press подтвердило выводы историка Дэвида Керцера (David Kertzer) из университета Брауна о том, что мемуары Эдгардо Мортара подверглись множеству крупных и мелких правок при переводе с испанского на итальянский язык. Этот перевод был опубликован в 2005 году издательским домом Мондадори в Италии. Журналисты AP отыскали испанский оригинал в архиве религиозного ордена и также сверили его с переводом.
Обнаружилось, что новая корректура практически не затронула многократно повторяемые благодарности «святому» папе Пию IX за то, что тот спас душу автора, забрав его из иудейской семьи и воспитав верным католиком. Однако во многих других вопросах содержание этого документа, который и без того много раз подправлялся за столетие в угоду самым разным интересам, было еще раз переделано. Новые правки, по словам Керцера, «явно изменили изложение в пользу наиболее консервативных кругов церкви».
Эта история началась с того, что Святая инквизиция (общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью) забрала 6-летнего Эдгардо у семьи и увезла из родного дома в Болонье 24 июня 1858 года. Церкви стало известно, что 16-летний домработник тайно окрестил Эдгардо, когда он серьезно заболел еще в младенчестве – ради спасения его души. Мортара выжил, и когда обнаружилось, что крещеный католик живет в иудейской семье, Святая инквизиция его «секвестировала» по закону, требующему, чтобы католики воспитывались в своей среде и вере. Папа Пий оказал особое покровительство Эдгардо, этот еврейский мальчик со временем принял монашеское имя Пий в честь своего духовного отца, стал католическим священником и умер в 1940 году.
Сами по себе такие «секвестры» в то время были не столь уж редки, но все же похищение ребенка из родной семьи вызвало возмущение, международный скандал и сильно подогрело антеклерикальное движение, прокатившееся в то время по всей Европе. В Италии этот случай сплотил либеральные силы Рисорджименто (возрождения) – национально-освободительного движения против иноземного господства и за объединение раздробленной Италии. Это движение завершилось в 1870 году присоединением Рима к Итальянскому королевству.
В 2017 году вышел английский перевод мемуаров Мортары в переводе с итальянского, и вспыхнул новый интерес к этому старому событию, тем более что Стивен Спилберг сейчас снимает фильм по мотивам книги Керцера «Похищение Эдгардо Мортара». Церковь тем временем уже успела причислить папу Пия к лику блаженных и готовится его канонизировать. В своей статье в журнале The Atlantic Керцер указывает многие смысловые расхождения между испанским оригиналом и итальянским переводом, изданным папским автором Витторио Мессори (Vittorio Messori) в 2005 году. Следует отметить, что испанский оригинал – это печатный вариант рукописи Мортара, но местонахождение самой рукописи ныне неизвестно.
В испанском оригинале содержались, в частности, многие антисемитские высказывания автора – в частности утверждается, что он «всегда испытывал неизъяснимый ужас» перед иудеями. Все эти места были удалены в переводе Мессори. «Эти фрагменты были результатом промывки мозгов – сильной и успешной промывки, которой он подвергся» – говорит пра-правнучка Мортары (нарушившего обет безбрачия) Елена Мортара.
Сама Елена была среди лидеров широких протестов родных Мортары и еврейской общины в Италии по случаю причисления папы Пия к лику блаженных папой Иоанном Павлом II в 2000 году. Она даже не верит в точность печатного испанского варианта мемуаров, указывая, что этот вариант написан почему-то от третьего лица и в чрезвычайно индифферентном стиле. Он разительно отличается по стилю изложения и эмоциям от личных дневников Мортары, «в которых он ярко пишет о своем душевном разладе, психологическом конфликте, о драме своей души». Елена Мортара намерена и дальше протестовать против попыток Ватикана канонизировать папу Пия, и просит нынешнего папу пересмотреть все еще действующий церковный закон о крещении умирающего младенца. Если такой младенец выживает, то по закону таинство считается свершившимся, даже если оно было свершено против воли родителей.
Мессори, со своей стороны, заверил, что переводчик добросовестно перевел испанский текст, а антисемитские фрагменты были вычищены уже редакторами издательского дома Мондадори. «Хочу подчеркнуть, что все те мелкие моменты, на которые набросились критики, нисколько не отменяют и не умаляют великой признательности отца Мортара церкви и лично папе Пию IX» – пишет Мессори.
Английское издательство Ignatius Press опубликовало перевод итальянского варианта Мессори и теперь озабочено его точностью, но попытки получить для сверки испанский оригинал от издательства Мондадори не увенчались успехом. Редактор Мондадори посоветовала английскому партнеру воспользоваться итальянским вариантом, ибо испанский «не существует». Она якобы говорила с Витторио Мессори – и тот заверил ее, что Мортара сам сделал итальянский перевод своей рукописи для генерала ордена иезуитов. «Текст, опубликованный Мессори, является оригинальным переводом на итальянский самого отца Мортара, который сделал этот перевод для своих братьев, – говорится в письме редактора. – Это и гарантирует точность документа».
Эта версия, впрочем, шита белыми нитками. Журналисты AP установили, что испанский вариант существует и всем доступен, а в архивах нет ни малейших свидетельств о том, что отец Мортара сделал перевод своей рукописи на итальянский язык.
В ЮАР процветает и крепнет "церковь для алкоголиков"
24.04.2018 В городе Оранж Фарм в центральной провинции Южноафриканской Республики учреждена и процветает "церковь для алкоголиков" – в ней «принимают отверженных» и пьют «ради освобождения и постижения Духа Святого», сообщает religionnews.
Церковь Габолы, ищет духовную истину в вине. Слово «габола» означает «выпивка» на широко распространенном здесь языке тсвана. Это язык одной из народностей группы банту, проживающей не только в Ботсване, но и в соседних государствах, причём в ЮАР ее представителей даже больше, чем в самой Ботсване. Первые ростки эта сверхновая южноафриканская церковь пустила восемь месяцев назад – и надо признать, что они дали буйные всходы. «Мы в нашей церкви радостно привечаем тех, кто был отвергнут другими церквями за пристрастие к выпивке, – поясняет Циеци Макити (Tsietsi Makiti), основатель и самопровозглашенный папа новой церкви, в своем интервью изданию The Associated Press. – Церковь Габолы создана для освобождения и искупления отверженных – тех, кого считают грешниками. Мы пьем за наше освобождение. Мы пьем за постижение Духа Святого».
Многих в ЮАР возмущает Габола, и они вообще не считают ее церковью. «Габола не имеет никакого отношения к Слову Господнему. Собрания в ней не являются церковными службами, – говорит архиепископ Модри Патрик Шоле (Modiri Patrick Shole), директор Южноафриканского совета независимых церквей. – Они освящают Библией деятельность по пропаганде питейных заведений и выпивки как таковой. Это богохульное занятие. Это ересь, и она во всем оскверняет церковные доктрины». По мнению архиепископа, властям давно пора закрыть эту псевдоцерковь хотя бы за то, что она нарушает муниципальную норму о недопустимости размещения церковных учреждений рядом с питейными заведениями.
Церковь Габола не входит в Южноафриканский совет независимых церквей, и не относится ни к одной из прочих малых деноминаций в стране. В Южноафриканской Республике проживает на сегодня 56 миллионов человек, и 80 процентов из них – христиане преимущественно католического и протестантского вероисповедания. Есть также малые независимые церкви, культивирующие самые замысловатые обряды – с ручными змеями, к примеру. Один из пасторов подобной малой церкви недавно был осужден по статье о физическом насилии за то, что щедро брызгал в лица прихожан популярным репеллентом под названием Doom – с целью «изгнания злых духов».
Непризнание, брезгливость и проклятия других христианских церквей нисколько не тревожат примерно 30 прихожан, собравшихся на службу Габолы в баре процветающего городка Оранж Фарм примерно в 40 км от Йоханнесбурга. Стол, служащий алтарем, сплошь заставлен бутылками с виски и пивом. Шесть священнослужителей возле алтаря торжественно благословляют пузатые большие бутыли с пивом, без которых сюда ходить не принято. Прихожане прикладываются к виски, бренди, пиву и прочим напиткам, и всех их равно и щедро благословляют. Конгрегация распевает гимны, прославляющие выпивку. Трое новых прихожан проходят крещение пивом.
«Наша цель состоит в том, чтобы преобразовать бары, таверны и распивочные в храмы нашей церкви, – говорит Макити. – А хозяев этих таверн мы делаем священниками. Прихожане других церквей говорят, что ведут святую жизнь, но втихомолку предаются выпивке среди своих. Они думают, что Господь ничего не видит. Но Господь пристально следит за ними. Мы же пьем открыто во время наших церковных служб. Потому мы живем в мире и любви».
Папа церкви Габола утверждает, что ее вероучение предполагает ответственную культуру питья, и благословляет продажу алкоголя гражданам не моложе 20 лет, что даже на два года больше, чем предусматривается соответствующей нормой законодательства ЮАР. Тем временем гимны, восславляющие действие выпивки, поднимают на ноги прихожан, они с усердием танцуют в кругу – зачастую вокруг пивной бутыли. Чем дальше движется своим чередом трехчасовая церковная служба, тем громче голоса, тем шумней и путаней речи и тем более неуклюжи движения. Некоторые впадают в сон прямо во время богослужения. «В мире нет людей счастливей выпивох, – убеждает Нигель Лехаза (Nigel Lehasa), именующий себя «профессором» церкви Габола и охотно толкующий Святое Писание. – У нас не бывает ни споров, ни стычек. У нас одна лишь сплошная любовь».
Красноярские католики снова просят вернуть им костел, который используется как органный зал
25.04.2018 Агентство по управлению госимуществом Красноярского края приняло к рассмотрению заявление красноярского «Прихода Преображения Господня Римско-Католической Церкви» о передаче в безвозмездную собственность органного зала на ул. Декабристов.
В настоящее время здание органного зала находится в собственности у краевой Филармонии. Его используют как для проведения концертов, так и для католических служб, передает Newslab.
Здание площадью 588,4 кв. м. является объектом культурного наследия регионального значения и официально носит название «Римско-католический костёл. Псевдоготика». Его построила католическая община в 1911 году на деньги прихожан. В 1936 году его национализировали и использовали сперва как склад, потом — как студию телевидения, а с 1982 года в отреставрированном зале разместился органный зал.
С 90-х годов красноярские католики пытаются вернуть костёл в свою собственность и регулярно направляют письма в различные инстанции. Отказ возвращать здание костёла общине министерство культуры края ранее обосновывало тем, что некуда поместить орган, который купили на государственные деньги.
Очередную свою просьбу католики мотивировали федеральным законом № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Верующими считают себя 72% украинцев, но религия по важности уступает семье и материальной обеспеченности
26.04.2018 Верующими считают себя 72% украинцев, неверующими - 5%, убежденными атеистами - 3%.
Об этом свидетельствуют результаты общенационального социологического исследования, проведенного Центром Разумкова 23-28 марта, результаты которого обнародованы на пресс-конференции в четверг в Киеве.
Согласно результатам опроса, колеблются между верой и неверием 12% опрошенных, безразлично к данному вопросу относятся 5%.
Больше всего верующих на западе Украины (91%), далее следуют центральные (70%), восточные (63%) и южные (59%) регионы страны.
Согласно опросу, верующих больше среди старшего поколения - 77% украинцев в возрасте старше 60 лет считают себя верующими, тогда как среди молодежи в возрасте 18-24 лет считают себя таковыми 65%.
Религию важной для себя считают 58% опрошенных. В перечне важных приоритетов она уступает семье (99% считают важной), материальной обеспеченности, честности и порядочности, друзья, хобби, успеху в обществе и ряду других приоритетов.
Отвечая на вопрос "Как часто вы посещаете религиозные службы", почти половина (48%) сказали, что делают это в дни религиозных праздников, раз в неделю и раз в месяц - по 19% украинцев.
4% опрошенных сказали, что прислушиваются к политическим мнениям и идеям, которые пропагандируются в их религиозных организациях. В то же время 28% отметили, что самостоятельно формируют свои политические взгляды, по 10% сказали, что политические вопросы в их религиозных организациях не обсуждаются либо на их политические убеждения вовсе не влияет позиция религиозной организации.
Общенациональное социологическое исследование проводилось при поддержке представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине во всех регионах, кроме неподконтрольных Киеву территорий Донецкой и Луганской областей. Опрошено 2016 респондентов старше 18 лет. Погрешность выборки не превышает 2,3%.
95% граждан Румынии верят в Бога, 21% утверждают, что ходят в церковь каждую неделю
26.04.2018 95% румынских граждан верят в Бога. 21% утверждают, что ходят в церковь каждую неделю. В то же время 27% румын рассматривают необходимость организовывать референдум, чтобы конституционно определить традиционное понятие о семье и браке как союзе между представителями разных полов, согласно данным Фонда Фридриха Эберта (Румыния), которые приводит официальный сайт Румынской Православной Церкви.
Таким образом, есть все основания заключить, что что почти все румыны верят в Бога или могут рассматриваться как религиозные люди.
Тем не менее, только 44% румын утверждают, что повседневно молятся, в то время как 33% рассматривают себя в качестве «практикующих» верующих. 79% граждан Румынии соглашаются с утверждением, согласно которому, «нужно верить в Бога, чтобы быть нравственным и иметь правильные ценности». 67% опрошенных утверждают, что «гомосексуализм должен осуждаться обществом».
В то же время доля тех, кто полагают, что правительство Румынии должно поддерживать распространение традиционных религиозных ценностей, равна 46%.
Комиссия США по вопросам международной религиозной свободы издала ежегодный отчет
29.04.2018 25 апреля 2018 года Комиссия США по вопросам международной религиозной свободы издала ежегодный отчет,содержащий данные о «нарушениях религиозной свободы в мире» и соответствующие рекомендации для правительства США.
«К сожалению, условия религиозной свободы во многих странах ухудшились в течение 2017 года, в основном из-за растущего авторитаризма или под видом противодействия терроризму», — отметил руководитель комиссии Дэниел Марк. «Однако, есть также причины для оптимизма через 20 лет после принятия Международного акта о религиозной свободе. Важность этого основополагающего правового документа сейчас оценивается больше, чем когда-либо, а явные нарушения редко остаются незамеченными», — заявил Дэниел Марк.
Ключевым моментом отчета являются рекомендации по «стран особого беспокойства», правительства которых, по мнению авторов отчета, «участвуют в систематическом, длительном и явном нарушении религиозной свободы» или же не обращают на такие нарушения внимания. В отчете 2018 года в перечень таких стран вошли 16 государств мира: Бирма, Китай, Эритрея, Иран, Северная Корея, Саудовская Аравия, Судан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан (все вышеперечисленные входили в этот перечень и в прошлом году), а также Центральноафриканская Республика, Нигерия, Пакистан, Сирия, Вьетнам и Россия.
Отчет также содержит перечень второй категории, в который входят страны, в которых отмечены один или два (а не все три) критерия «систематического, длительного и явного нарушения». В этот перечень вошло 12 стран: Афганистан, Азербайджан, Бахрейн, Куба, Египет, Индия, Индонезия, Ирак, Казахстан, Лаос, Малайзия и Турция.
Интересно, что ни в один из указанных перечней не вошла Украина, где едва ли не каждый день раскольники и националисты захватывают храмы канонической Украинской Православной Церкви, а государство, грубо вмешиваясь во внутреннюю жизнь Церкви, навязывает ей дискуссию об автокефалии и обращается с соответствующим требованием в Константинопольскую Патриархию.
0 коммент.:
Отправить комментарий