В Константинопольской Православной Церкви избраны два новых иерарха
07.03.2011 В коммюнике секретариата Священного Синода Константинопольской Православной Церкви от 3 марта 2011 г., которое приводит на своей официальном сайте Бельгийская архиепископия Константинопольского Патриархата, сообщается о предстоящих двух новых архиерейских хиротониях в Константинопольской Церкви.
Генеральный викарий Архиепископа Константинопольского архимандрит Стефан (Динидис) избран митрополитом Каллиополиса и Мадитоса.
Секретарь Священного Синода Константинопольской Церкви архимандрит Елпидифор (Ламбриниадис) избран митрополитом Пруссы.
Оба новых иерарха Константинопольского Патриархата — уроженцы Стамбула, образование получили в Фессалониках, на Богословском факультете местного университета.
Новый митрополит Каллиополиса Стефан продолжит служить Церкви в качестве генерального викария. Новый митрополит Пруссы Елпидифор будет соединять свои обязанности архиерея Константинопольской Церкви с преподаванием на Богословском факультете Университета Фессалоники.
Рукоположение архимандрита Стефана в митрополита Каллиополиса и Мадитоса состоится в воскресенье, 13 марта 2011, в Неделю Торжества Православия, за Божественной Литургией в Патриаршей церкви святого Георгия на Фанаре, которую совершат Патриарх Варфоломей и члены Синода Константинопольской Церкви.
Хиротония архимандрита Елпидифора в митрополита Пруссы состоится в воскресенье, 20 марта 2011, в Неделю 2-ю Великого Поста, также в Патриаршей церкви на Фанаре.
Архимандрит Варфоломей (Самарас) назначен новым секретарем Священного Синода Константинопольской Православной Церкви, диакон Иоаким Биллис назначен новым помощником секретаря Синода. Патриарший диакон Паисий Коккинакис назначен новым делопроизводителем Синода.
В Пятигорске успешно идет воссоздание Спасского собора
09.03.2011 На Спасский собор Пятигорска водрузили четыре малых купола. Храм построили в городе-курорте во второй половине девятнадцатого столетия по проекту Константина Тона, как несколько уменьшенную копию московского храма Христа Спасителя, сообщает сайт Ставропольской и Владикавказской епархии.
В тридцатые годы минувшего столетия Спасский собор разрушили до основания. Сохранился только фундамент. На нем и начали несколько лет назад воссоздание храма.
Чин освящения куполов перед их установкой совершил Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан по окончании Божественной литургии в Михаило-Архангельском храме Пятигорска.
Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках
12.03.2011 12 марта 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках и Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста в новоосвященном храме.
Его Святейшеству сослужили архиепископ Истринский Арсений, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков, наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), настоятель московского подворья Троице-Сергиевой лавры игумен Дионисий (Колесник), благочинный Сретенского округа города Москвы, настоятель Успенского храма протоиерей Олег Клемышев, руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк), столичное духовенство.
После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с проповедью.
По окончании богослужения Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал настоятель храма протоиерей Олег Клемышев. По словам отца Олега, впервые со дня основания Успенского храма в XVII веке в его стенах совершил богослужение Предстоятель Русской Церкви. Отец Олег преподнес Его Святейшеству фелонь и епитрахиль, пошитые к состоявшемуся в 1883 году освящению кафедрального соборного Храма Христа Спасителя, а также картину с изображением Ноева ковчега.
Святейший Патриарх Кирилл поздравил собравшихся с полным освящением Успенского храма и призвал поминать в молитвах царя Алексия Михайловича, в царствование которого были построены многие старинные церкви Москвы, сохранившиеся до наших дней. Предстоятель поблагодарил протоиерея Олега Клемышева за труды по восстановлению исторического храма, закрытого и превращенного в музей в годы гонений, и передал в дар храму образ Спаса Нерукотворного.
Затем состоялась беседа Его Святейшества Кирилла с православной молодежью Сретенского благочиния.
Святые и святыни
В связи с подготовкой канонизации новомучеников выяснилось, что в Болгарской Церкви нет чина прославления и точного списка болгарских святых
07.03.2011 Комиссия по канонизации святых Болгарской Православной Церкви составляет чинопоследование предстоящей 3 апреля канонизации новомучеников, пострадавших при подавление антиосманского восстания в Баташком-клане и в Новом-Селе в 1876 г., сообщает сайт «Двери.Бг».
Во время подготовки к канонизации новых святых выяснилось, что в Болгарской Церкви не существует специальных последования и молитв чина канонизации. Предыдущая канонизация состоялась 49 лет назад, и сведений о том, как именно она прошла, не сохранилось.
Пока только известно, что жертвы османов будут считаться святыми с момента, когда Патриарх Максим во время канонизации в храме-памятнике св. блгв. кн. Александра Невского в Софии снимет белый освященный плат, который будет закрывать икону новых святых до прославления. Затем этот плат будет разорван на мелкие кусочки, которые будут разданы верующим — такая практика существует в Болгарии и относительно платов, покрывающих храмовые престолы перед их освящением.
Митрополит Ловечский Гавриил от имени синодальной комиссии по канонизации, в состав которой также входят митрополит Сливенский Иоанникий и преподаватель богословия доц. Павел Павлов, пообещал, что в ближайшее время чин канонизации будет составлен.
В Болгарской Церкви, как оказалось, нет не только чинопоследования канонизации, но и точного перечня уже канонизированных болгарских святых — согласно разным источникам, их число колеблется от 94 до 103. Специалисты объясняют этот факт тем, что относительно более 40 болгарских святых не сохранилось каких-либо канонизационных актов и данных о времени и обстоятельствах их канонизации — их имена были вписаны в церковные святцы под влиянием народного почитания.
При подготовке канонизации новых святых встал вопрос и о принципе и инстанции принятия решения о канонизации тех или иных подвижников в лике святых. В отношении предстоящей канонизации решение принял Синод Болгарской Православной Церкви, а предыдущий святой, прп. Паисий Хиландарский, был канонизирован 26 июня 1962 г. согласно письменному акту Патриарха Болгарского Кирилла. Эта канонизация состоялась не без влияния болгарских властей в год 230-летия со дня написания св. Паисием «Истории славяно-болгарской». Чуть позже, 31 декабря 1964 г., Патриарх Кирилл единоличным актом канонизировал св. Софрония, еп. Врачанского.
Константинопольская Патриархия удовлетворила просьбу Синода Элладской Церкви о канонизации прп. Ефрема Чудотворца
08.03.2011 Константинопольская Патриархия 4 марта удовлетворила просьбу Синода Элладской Православной Церкви о канонизации прп. Ефрема Нового Чудотворца, сообщает сайт «Ромфея».
В прошлом месяце Синод Элладской Церкви обратился к Константинопольскому Синоду с соответствующим прошением, а митрополит Кифисский и Амарусский лично прибыл в Стамбул, чтобы ходатайствовать о канонизации прп. Ефрема Чудотворца, который широко почитается православными верующими.
С предложением о канонизации прп. Ефрема, мощи которого были обретены 60 лет назад, к Константинопольской Патриархии еще в 1997 г. обращался предыдущий Афинский Архиепископ Христодул. Но из-за разгоревшегося скандала между митрополитом Аттики Пантелеимоном и сестричеством монастыря св. Ефрема канонизация была отложена.
Когда стало известно о принятии решения о канонизации, в монастыре св. Ефрема зазвонили все колокола, и был устроен большой праздник. Отныне его память будет праздноваться дважды: 5 мая — в день смерти святого — и 3 января — в день обретения его мощей.
Торжественная канонизация святого состоится предположительно 5 мая этого года в монастыре в Неа-Макри.
Прп. Ефрем (в миру Константин) родился в Трикале в 1384 г. В 14 лет из-за опасений матери, что его насильно заберут в османскую армию, ушел в монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы в Аттике. В 1424 г. турки захватили обитель и убили монахов, но Ефрем не пострадал, так как во время нападения был в другом месте. Вернувшись в обитель, он похоронил своих собратьев и продолжил жить в монастыре. Через год турки вновь напали на монастырь, захватили Ефрема и требовали от него показать, где скрыты сокровища. После жестоких мучений он умер 5 мая 1426 г. В 1950 г. во время ремонтных работ в монастыре монахиня Макария попросила работников раскопать указанное ей в видении место, где были обретены мощи святого. С тех пор монастырь стал местом паломничества множества верующих.
Вечная память!
Скончался настоятель московского храма вмч. Димитрия на Благуше иерей Петр Липатов
09.03.2011 Настоятель московского храма св. вмч. Димитрия на Благуше иерей Петр Липатов скончался утром 7 марта на 50-м году жизни.
Иерей Петр Валерьевич Липатов родился 18 сентября 1961 года в Москве. Закончил Киевскую духовную семинарию и академию. Диаконская хиротония состоялась 27 июля 1997 года. Рукоположен во священники 27 августа 1997 года.
У о. Петра остались жена и дочь.
Скончался духовник Александро-Невской лавры архимандрит Елеазар (Иванов)
11.03.2011 Духовник Александро-Невской лавры архимандрит Елеазар (Иванов) скончался в этот четверг на 75-м году жизни, сообщает официальный сайт обители.
Отпевание отца Елеазара состоится в субботу после Божественной литургии. Погребен священник будет на монашеском участке Никольского кладбища лавры.
"Мы осиротели. Архимандрит Елеазар был духовником и братии нашего монастыря, и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Где бы ни служил отец Елеазар, он всегда стремился в Санкт-Петербург, где учился в юности, где начался его монашеский подвиг. Здесь и закончился его земной путь", - сказал наместник лавры, епископ Выборгский Назарий, слова которого приводит сайт.
Архимандрит Елеазар родился 3 декабря 1936 года в г. Бологое Тверской области. В 1964 году окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
24 июля 1964 года был рукоположен в сан диакона и стал служить в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда. На следующий год был рукоположен во священника для Воскресенской церкви с. Петрова Горка Ленинградской области. В 1974 году возведен в сан игумена, в 1980 году - в сан архимандрита. 1 декабря 2003 года стал насельником Александро-Невской лавры.
Церковь и общество
Православные священники начали дежурить на телефоне доверия для онкобольных
07.03.2011 Священники Русской Православной Церкви начали дежурить на телефоне доверия для онкобольных с понедельника, 7 марта, сообщил пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Василий Рулинский.
В июне 2007 года группа частных лиц открыла бесплатный телефон горячей линии (8-800-100-0191) для онкологических больных и их родственников. С 2009 года горячая линия функционирует в рамках некоммерческой организации "Проект СО-действие". За четыре года работы на телефон доверия для онкобольных поступило около 20 тысяч звонков, и 10-15% звонивших задавали вопросы о смысле страданий, о вере и о Боге, на которые операторам-психологам было трудно найти подходящий ответ.
Работники фонда обратились к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о содействии. На встрече онкопсихологов и представителей Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, прошедшей в начале марта, было принято решение, что с 7 марта звонки на телефон доверия онкопсихологов, затрагивающие вопросы духовной жизни, будут переводиться на мобильный телефон одного из дежурных священников, которые прошли курсы специальной подготовки. Операторы-психологи предварительно будут спрашивать у позвонивших согласие на беседу со священником. Несколько клириков московских храмов ежедневно будут готовы ответить на вопросы о смысле страданий, о вере и о Боге.
"Каждый священник - практический психолог, хотя и не оканчивал психологического факультета. У него есть опыт общения с людьми на исповеди, поэтому он знает, что у человека есть внутренний мир, и он представляет, что в этом мире происходит", - заявил председатель Синодального отдела епископ Пантелеимон на встрече с онкопсихологами в Первой Градской больнице.
Он также предупредил психологов, что диалог с каждым человеком будет строиться индивидуально, в зависимости от его состояния.
"Если мы говорим с человеком верующим, то наша задача - свидетельствовать о том, что он создан Богом не столько для жизни на земле, сколько для жизни в вечности. Что сама по себе земная жизнь исполнена тревог, забот и болезней и кончится смертью. И это - неминуемый, к сожалению, исход нашего бытия на земле", - добавил епископ Пантелеимон.
По его словам, священник может сказать, что болезнь является следствием греха, но при этом необходимо подчеркнуть, что болезнь позвонившего не обязательно связана с его личной виной и нельзя считать болезнь наказанием. Главный же принцип - не навредить душевному состоянию позвонившего на горячую линию неосторожным или резким словом.
Деятельность некоммерческой организации "Проект СО-действие" направлена на поддержку онологических больных и их близких. Сотрудники организации и волонтеры оказывают помощь и поддержку пациентам на базе лечебных учреждений, проводят адаптационные тренинги, группы психологической поддержки.
Епископ Даниил провел пресс-конференцию для детей
07.03.2011 Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил (Доровских) совершил в Прощеное воскресенье Божественную литургию в домовом храме страстотерпца цесаревича Алексея при епархиальной воскресной школе города Архангельска, сообщает Пресс-служба Архангельской епархии.
По словам владыки Даниила, этого события он ждал целых два месяца. На литургии пел епархиальный детский хор, было много маленьких и взрослых причастников. Архипастырь произнес проповедь с напутствием на Великий пост, отметив, что даже дети должны приучать себя в чем-то ограничиваться – как в духовном, так и телесном плане.
После службы епископ Даниил дал пресс-конференцию ученикам и педагогам воскресной школы. Вопросы, заданные слушателями архипастырю, были логически разбиты на три блока: «детские» вопросы от детей, «взрослые» вопросы от детей и «взрослые» вопросы от взрослых. Ответы владыки были очень понятными, образными, веселыми. И хотя пресс-конференция длилась больше часа, никто не почувствовал усталости.
«Детские» вопросы задавали самые младшие учащиеся воскресной школы. Например, в какой семье родился владыка, какие отношения со сверстниками у него были, какие самые запоминающиеся случаи из детства он мог бы рассказать, служил ли в армии, как относится к современной музыке и фильмам…
Более серьезные, «взрослые» вопросы задавали ученики постарше, члены миссионерско-театральной группы воскресной школы. Что такое детское миссионерство? Как епископ относится к написанию детских исследовательских работ? Хотел бы поехать с детьми епархиальной школы в миссионерскую поездку и куда? В чем заключается миссионерская деятельность епископа?
Взрослых участников, педагогов, интересовали проблемы подготовки учителей для предмета ОПК, строительство православной гимназии и детского сада. Нужны ли православному человеку психологические знания? Какие первостепенные задачи по развитию Архангельской епархии ставит перед собой архиерей?
Одним из последних стал вопрос, в чем заключается любовь к Богу и ближнему. Владыка ответил, что основа в любви заложена в труде. Чем больше человек трудится, оказывает помощь всем нуждающимся, тем более укрепляется любовь в его сердце.
На прощание епископ Даниил выразил надежду, что подобные встречи будут проходить как можно чаше, и пожелал, чтобы Великий пост стал настоящей «школой мужества» как для мальчиков, так и для девочек.
Публикация с наиболее интересными вопросами и ответами выйдет также в очередном выпуске Архангельского епархиального вестника.
Синодальный отдел по социальному служению подготовил программу курса обучения основам ухода, паллиативной и первой медицинской помощи
10.03.2011 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению подготовил программу курса обучения добровольцев основам ухода, паллиативной и первой медицинской помощи в рамках само- и взаимопомощи.
Программа предназначена для подготовки добровольцев к оказанию помощи больным с хроническими прогрессирующими заболеваниями, приводящими к частичной или полной потере самообслуживания.
C 2009 года патронажная служба Свято-Димитриевского сестричества организовала обучение добровольцев службы «Милосердие». Первая добровольческая группа (32 человека) занималась на курсах по основам ухода с октября 2009 года по май 2010 года. В июне 2010 года первые выпускники ― 12 человек получили сертификаты. В октябре 2010 года начались занятия новой группы (28 человек). В 2010 году была издана брошюра «Рабочая программа. Курс обучения добровольцев. Основы ухода, паллиативной помощи и первой медицинской помощи в рамках само- и взаимопомощи».
Данная программа ставит своей целью подготовку добровольцев для оказания:
- паллиативной помощи пациентам с онкологическими и неврологическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированным и пациентам с другими хроническими прогрессирующими заболеваниями в ЛПУ и на дому;
- помощи пожилым людям и инвалидам на дому: готовка, уборка, стирка, кормление, уход, помощь в оформлении документов;
- помощи в психоневрологических интернатах по уходу: санитарно-гигиенические процедуры, кормление, помощь во время прогулок;
- помощи в детских домах инвалидов: помощь при кормлении детей, занятие развивающими упражнениями, помощь во время прогулок;
- помощи бездомным (совместно с Комиссией по церковной социальной деятельности): кормление, оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Рабочая программа рассчитана на 72 часа аудиторного времени и 24 часа самостоятельной работы.
Составители программы ― преподаватели Свято-Димитриевского училища сестер милосердия: Палатова Н.М., Фурцева Т.В., Крылова Е.В., Валк Е.В., Камалова Е.И., руководитель Ресурсного центра паллиативной помощи Егорова О.Ю.
Скачать программу в формате PDF можно на сайте Отдела: http://diaconia.ru/articles/materials/organizatsija-raboty-d...hi/
В рамках празднования Дня православной книги Издательский Совет Русской Православной Церкви проводит благотворительную акцию «Подари детям книгу»
10.03.2011 В рамках празднования Дня православной книги Издательский Совет Русской Православной Церкви при поддержке Правительства Москвы проводит благотворительную акцию «Подари детям книгу», в ходе которой с 20 февраля по 20 марта 2011 года в книготорговой сети города Москвы осуществляется сбор детской литературы и книг православного содержания, пожертвованных посетителями книжных магазинов.
Все собранные в ходе акции книги будут переданы детям с ограниченными возможностями и детям, оставшимся без попечения родителей.
С обращением к организаторам и участникам празднования Дня православной книги выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Также с призывом принять участие в сборе книг для формирования комплектов православной и детской литературы к издателям обратился председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.
Список книжных магазинов, принимающие участие в благотворительной акции «Подари книгу детям»: http://www.patriarchia.ru/db/text/1426162.html
В Архангельске открылась первая православная аптека
10.03.2011 В Архангельске открылась аптека в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Часть средств от ее работы перечисляется на строительство нового храма священномученика Антония Архангельского на острове Краснофлотский, сообщает пресс-служба местной епархии.
Новая аптека была создана семьей православных верующих. Свое благословение на ее открытие дал еще прежний епископ Архангельский и Холмогорский Тихон.
Цены в аптеке низкие, чтобы и малоимущие люди имели возможность приобрести необходимые им лекарства. Здесь можно также купить предметы по уходу за больными и детьми, средства гигиены, медицинскую косметику и многое другое. Аптека принимает заказы на требуемые лекарства, работает без выходных.
Также здесь можно приобрести иконки целителя Пантелеимона с молитвой о выздоровлении и внести свой вклад в строительство храма на Краснофлотском острове.
При Синодальном отделе по благотворительности открылся центр приема и раздачи гуманитарной помощи
11.03.2011 Центр приема и раздачи гуманитарной помощи Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению открылся в Москве. Теперь любой человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить здесь одежду, обувь, постельное белье, а также посуду, детские коляски и кроватки. Сюда же можно приносить все вышеперечисленное.
Помещение для Центра было предоставлено благотворителем и отремонтировано добровольцами, небезразличные люди принесли первые вещи. Здесь помогают многодетным и молодым матерям, бывшим заключенным, другим категориям нуждающихся (кроме бездомных — для них раздача осуществляется на специально приспособленных пунктах, с которыми Центр также сотрудничает, направляя туда часть полученной одежды). Вещи в Центре получают не только физические лица, но и монастыри, центры помощи семье, детские дома, больницы, епархии.
В Синодальном отделе надеются, что в ближайшем будущем Центр станет главным узлом общероссийской системы распределения одежды и обуви между нуждающимися и благотворительными организациями, а каждый человек в стране будет знать, что есть такое место, куда он может принести ставший ненужным предмет одежды.
Для того чтобы получить одежду и предметы первой необходимости, необходимо предварительно записаться по телефону справочной службы «Милосердие»: +7 (495) 972-97-02 begin_of_the_skype_highlighting +7 (495) 972-97-02 end_of_the_skype_highlighting. Чтобы избежать злоупотреблений, ведется тщательный учет выдачи и приема. Одежду и предметы первой необходимости можно получить по пятницам, субботам и воскресеньям с 12 до 20 часов. Приносить вещи можно в те же дни, но без записи.
Адрес Центра: Москва, ул. Дубнинская, дом 79 (ст. м. «Петровско-Разумовская»).
Власть и религия
Турецкие власти запретили выставлять подложные мощи Николая Чудотворца
08.03.2011 Министерство туризма Турции запретило музею города Анталья выставлять мощи, якобы принадлежащие Николаю Чудотворцу, сообщает РИА Новости со ссылкой на слова Муаммера Карабулута, главы Международного совета мира имени Святого Николая, который добился введения запрета. Было доказано, что мощи, которые были экспонатом музея в течение 86 лет, на самом деле не принадлежат этому христианскому святому. Частицы мощей были переданы музею в дар в 1925 году некоей итальянкой.
По словам Карабулута, Совет мира неоднократно обращался с просьбой об исключении мощей из числа экспонатов музея к министерству туризма. Последний такой запрос был направлен 20 декабря 2010 года. "Наши многолетние усилия по борьбе за торжество истины принесли свои плоды", - заявил Карабулут, приветствуя решение властей.
Святой Николай жил на рубеже III - IV веков. Его останки были захоронены в построенной после его смерти церкви в Мирах в Малой Азии (сейчас часть турецкого города Демре). В XI веке мощи святого были вывезены итальянскими купцами в Бари, где хранятся до сих пор.
Власти Албании в 2011 г. выделят религиозным общинам из госбюджета более 700 тыс. евро
08.03.2011 Правительство Албании в 2011 г. выделит из государственного бюджета более 700 тысяч евро религиозным общинам, прежде всего мусульманской, передает издание «SETimes».
Решение о создании специального фонда поддержки религиозных организаций правительство приняло 2 марта по предложению министерства туризма, культуры, по делам молодежи и спорта.
Большая часть денег пойдет на зарплаты и эксплуатацию зданий религиозного назначения мусульманской общины.
В сообщении упоминается, что часть денег также будет направлена Православной и Католической Церквям и последователям суфийского ордена бекташей.
США озабочены положением религии в Таджикистане
09.03.2011 США выразили озабоченность в отношении свободы вероисповедания в Таджикистане, где правительство предприняло ряд репрессивных шагов в отношении верующих, заявил посол США в ОБСЕ Иэн Келли.
"Наиболее вопиющие нарушения свободы вероисповедания имеют место в странах с авторитарными правительствами, которые стремятся подчинить себе все виды религиозной мысли и самовыражения в рамках общего стремления взять под контроль все аспекты политической и гражданской жизни", - заявил И.Келли на очередном заседании постоянного совета ОБСЕ в Вене.
Вашингтон к таким странам причисляет Таджикистан, Туркмению и Узбекистан.
"В Таджикистане предлагаемый законопроект "Об ответственности родителей" запрещает всем лицам в возрасте до 18 лет состоять в религиозных общинах", - с беспокойством констатировал И.Келли.
Он призвал власти отменить это положение, "которое означало бы серьезное нарушение свободы вероисповедания", и с тревогой отметил, что в Таджикистане "уже де-факто принят запрет на посещение женщинами мечетей".
Проект упомянутого закона президент Таджикистана Эмомали Рахмон вынес на всенародное обсуждение в декабре 2010 года. Недавно власти сообщили о завершении обсуждения документа, пообещав принять во внимание все предложения об изменениях и дополнениях.
Законопроект предлагает ввести систему штрафов родителей за проступки их детей. При более серьезных и повторяющихся проступках последних документ позволяет лишать родительских прав.
Особенно сильную озабоченность у оппозиции и правозащитников вызвала норма законопроекта о запрете несовершеннолетним посещать религиозные службы, кроме поминальных.
Несколько лет назад Совет улемов Таджикистана запретил женщинам посещать мечети, сославшись на отсутствие специальных помещений для них.
Душанбе оправдывает ограничения свободы вероисповедания борьбой с экстремизмом
09.03.2011 Таджикистан выполняет свои обязательства перед ОБСЕ в отношении свободы вероисповедания и использует правоохранительные органы исключительно для борьбы с радикальными проявлениями, заявил посол Таджикистана в ОБСЕ Нуриддин Шамсов.
"Вопросы соблюдения прав человека следует рассмотреть наряду с растущими проявлениями экстремизма, радикализма, терроризма, межнациональных угроз, берущих начало за пределами зоны ОБСЕ, а также в контексте национальных и региональных усилий по продвижению безопасности и стабильности в регионе", - заявил дипломат, слова которого приводит МИД Таджикистана.
Таким образом он прокомментировал опасения своего американского коллеги Иэна Келли по поводу ситуации с религиозной свободой в республике.
Н.Шамсов сообщил, что в Таджикистане свободно действуют более 3500 мечетей и 84 немусульманские религиозные группы.
Суды Таджикистана по обвинению в религиозном экстремизме приговорили к лишению свободы в 2010 году 158 человек, в 2009 году - 37 человек.
Греческая полиция арестовала одного из руководителей братии афонского монастыря Эсфигмен
11.03.2011 Один из руководителей "непоминающей" братии афонского монастыря Эсфигмен арестован греческими полицейскими в рамках выполнения постановления святогорского руководства о его выселении со Святой Горы, сообщает сайт «Ромфея».
Монах Григорий был арестован на афонской пристани Дафни и доставлен в Уранополис. Ему предстоит провести год в тюрьме за незаконное владение монастырем Эсфигмен и еще 9 месяцев за изменения, внесенные в интерьер монастырского собора без согласования с соответствующими археологическими службами, а также за отказ допустить государственных представителей в обитель, которая является памятником культуры.
Также монах Григорий обвиняется в предоставлении недостоверной информации в целях освобождения от налогов и обмане государственных служб.
Конфликт братии афонского монастыря Эсфигмен с Константинопольской Патриархией разгорелся в 1974 г., когда монахи отказались поминать на богослужениях имя Константинопольского Патриарха, являющегося духовным главой всех афонских монастырей, обвинив его в экуменизме. Святогорское руководство объявило их раскольниками и требует освободить обитель. Решение о выселении монахов из обители подтвердил и верховный административный суд Греции.
Греческая полиция несколько раз осаждала монастырь, но безрезультатно.
В Конгрессе США начались слушания по вопросу о радикализации американского исламского сообщества
11.03.2011 В Конгрессе США 10 марта начались слушания по вопросу о радикализации американского исламского сообщества, инициатором которых выступил член Палаты представителей Питер Кинг, передает CWN.
«Я неоднократно говорил, что подавляющее большинство американских мусульман — выдающиеся американцы, который вносят большой вклад в нашу страну. Но есть факты, которые мы не можем проигнорировать, — сказал Питер Кинг. — Например, данные опроса показывают, что 15% мужчин-американцев, исповедующих ислам, в возрасте от 18 до 29 лет готовы поддержать террористические атаки. Этот сегмент общества «Аль-Каида» пытается завербовать».
«Действительно, есть отдельные люди, включая некоторых мусульман, которые являются воинственными экстремистами. Однако, это конкретные люди, но не вся община», — возразил Кингу конгрессмен Кейт Эллисон, мусульманин.«Когда они совершают насильственные действия, то вина возлагается на всю общину. Такой основанный на стереотипах подход является контрпродуктивным», — считает Эллисон.
Республиканец Берни Томпсон, принявший участие в слушаниях, сказал, что он не может не может не задаться вопросом, «как пропаганда, связанная с данными слушаниями будет воспринята сообществом американских мусульман и может быть использована теми, кто стремится воспитать новое поколение террористов-смертников».
Мелвин Бледсо, сын которого принял ислам и обвиняется в убийстве военного, сказал, что его сын «был захвачен людьми, которые точнее всего могут быть охарактеризованы как охотники».
М. Зухди Джассер из Американского исламского демократического форума, мусульманин, который выступает против того, что он называет «исламизмом», сказал: «Курс на радикализацию ислама, наблюдаемых в Соединенных Штатах в течение последних двух лет, создает большие трудности тем, кто утверждает с невозмутимым лицом, что в Америке мы, мусульмане, не имеем никаких проблем с радикализмом».
Пятеро иранских пятидесятников приговорены к тюремному заключению за «преступления против исламского порядка»
11.03.2011 Пятеро иранских пятидесятников приговорены к тюремному заключению сроком на 1 год за «преступления против исламского порядка», сообщает CWN со ссылкой на организацию Всемирная Христианская Солидарность (Christian Solidarity Worldwide).
282 христианина были арестованы в 34 иранских городах после того, как администрация президента Ирана Ахмадинеджада начала применять суровые репрессивные меры по отношению к немусульманам с июня 2010 г.
Новые издания
Новое издание биографии Сергея Фуделя дополнено материалами из архивов ФСБ
09.03.2011 Презентация книги заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерея Николая Балашова и Людмилы Сараскиной «Сергей Фудель» состоялась 3 марта в Доме Русского Зарубежья им. Александра Солженицына. Книга, которую выпустило издательство «Русский путь», является дополненным и исправленным изданием биографии христианского мыслителя, богослова и литературоведа Сергея Иосифовича Фуделя (1900-1977), испытавшего многолетние гонения в годы советской власти. Первое издание книги на русском языке (2005) дополнено новыми материалами из архивов, главным образом, из архива ФСБ, а также фотографиями, многие из которых публикуются впервые. Представленная книга является существенной, но не последней частью «фуделианы», выразил надежду директор издательства «Русский путь» и Дома русского зарубежья Виктор Москвин.
На вечере выступили авторы книги и те, кто был причастен к ее созданию, а также к «открытию» С. Фуделя для читателей – его сочинения распространялись в самиздате в годы застоя, хранились под спудом, и только в 1998 г. в издательстве «Русский путь» вышла первая книга С.И. Фуделя — «Наследство Достоевского», подготовленная Л. Сараскиной. Некоторые сочинения С. Фуделя выходили на Западе, в издательстве «ИМКА-Пресс». Именно благодаря этому издательству открыли для себя Фуделя Александр Исаевич и Наталья Дмитриевна Солженицыны. «Мы очень любили С. Фуделя и читали все, что удавалось найти», -- вспоминала на вечере Наталья Дмитриевна. Именно она инициировала подготовку издания первой книги Фуделя на родине.
О том, как произошла ее заочная встреча с Фуделем и как она повлияла на ее жизнь, рассказала известный историк литературы, доктор филологических наук Людмила Сараскина. По ее словам, до 1997 г. ей ничего не было известно о Фуделе, но уже очень многое – о Достоевском, поэтому «полуслепые» машинописные странички можно было воспринять с известным скепсисом: как «еще одно» сочинение о великом писателе. «Но рукопись победила – такие чистые ноты душевной правды редко можно встретить», -- вспоминала Л. Сараскина. Тогда же у нее появился «товарищ» и будущий соавтор: она отправила книгу о Достоевском в Новгородскую область, сельскому священнику Николаю Балашову и получила от него подробнейшую рецензию.
После выхода первой книги сын С.И. Фуделя Николай попросил Людмилу Ивановну заняться разбором и публикацией архива отца. Результатом стало трехтомное собрание сочинений С. Фуделя, подготовленное совместно с протоиереем Николаем Балашовым, а также серия публикаций отдельных богословских сочинений автора и теперь уже два издания биографии православного мыслителя.
А в 2007 г. судьбой С. Фуделя заинтересовался итальянский католический фонд «Христианская Россия», который в течение многих лет собирает материалы о новомучениках и праведниках в России ХХ в. По инициативе сотрудницы фонда Джованны Парравичини была издана на итальянском языке первая биография С. Фуделя, написанная Л. Сараскиной. Последняя отрекомендовала Джованну Парравичини как «крестную маму биографии Фуделя».
Представитель «Христианской России» говорила на вечере об уникальном духовном опыте Фуделя, о его «великой выстраданной потребности поделиться радостным, пасхальным пониманием веры». Она поблагодарила авторов биографии Фуделя не только за огромный труд по обработке и комментированию архивных материалов, но и за то, что им удалось найти точный, адекватный язык, чтобы донести до читателя актуальность опыта Фуделя, его «жизни в свете Евангелия».
О. Николай Балашов вспоминал, что впервые познакомился с самиздатскими рукописями Фуделя в начале 1980-х гг.; эти опусы стали в ряд со многими другими запрещенными тогда религиозными книгами и даже забылись. Но когда о. Николай спустя 20 лет стал работать над изданием рукописей Фуделя, оказалось, что именно Фудель во многом сформировал его восприятие Церкви, «духовной сокровищницы православной традиции».
На презентации священник рассказал также о том, как ему удалось получить доступ к архивам ФСБ, связанным с Фуделем. Знакомство со страшными подробностями следственных дел привело о. Николая к мысли о том, что «сдержанность (со стороны власти – прим. ред.), с которой открываются следственные дела, не лишена оснований». По его словам, эта «сдержанность» связана с «реальной необходимостью защиты тайны личной жизни людей», которые подвергались изощренной психологической обработке и многие из них «незаметно для себя начинали давать показания». «Призыв сделать открытыми очень страшные страницы архивов ФСБ являются недостаточно продуманными и в некоторой степени безответственными», -- сказал о. Николай. В этом с ним согласился профессор Владимир Захаров: он опасается, что знакомство с упомянутыми архивами откроет «ящик Пандоры», что есть угроза без должной деликатности «растрепать» бесценные документы людей, «которые совершили свой духовный подвиг».
Как упоминал на вечере о. Николай Балашов, впервые с текстами Фуделя его познакомил Александр Копировский, ныне – профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института. Александр Михайлович рассказал о своем личном знакомстве с С. Фуделем, которое началось в середине 1970-х гг. Самое сильное впечатление на него произвела «причастность святости», которую являл С. Фудель, а также его восприятие Церкви как «духовной реальности, общения святых». По словам А. Копировского, многочисленные испытания и страдания Фудель воспринимал «не как победу», а как следствие своего отказа «пойти до конца» (оптинский старец Нектарий благословил его на священство, которого Фудель не принял).
«Через крест к свету», -- эти несколько слов, сказанные в 1922 г. Сергею Фуделю на венчании будущим священномучеником, архиепископом Николаем (Добронравовым), стали духовным девизом Фуделя на всю жизнь. Об этом говорила его внучка Мария Николаевна. Она рассказала также о своем общении с дедом и о его последних днях, когда так явственен был «контраст между умирающим телом и силой духа». Выступавшая поблагодарила авторов биографии деда за книгу, в которой «нет ни одной фальшивой ноты, она написана в полной гармонии с внутренним миром Сергея Иосифовича Фуделя».
О личных встречах с С. Фуделем рассказала также Оксана Емельянова – вдова душеприказчика Фуделя, покойного профессора Свято-Тихоновского университета Николая Емельянова. Друг Николая Сергеевича Фуделя Дмитрий Шаховской поведал о том, как к нему попал ставший теперь знаменитым чемодан с рукописями С.И. Фуделя, которые были изданы в трехтомном собрании сочинений. Все архивные материалы, связанные с Фуделем, и легендарный чемодан, в том числе, бережно хранятся в Доме русского зарубежья, сообщил Виктор Москвин. Вечер завершился репликой молодого человека, который рассказал, что московский турклуб совершает походы по местам, связанным с новомучениками и исповедниками Российскими, и в годовщину кончины С. Фуделя собирается пешком отправиться в Покров – за 101 км, где семье Фуделя было позволено провести последние годы.
Монография «Соль земли: образы апостолов в позднеантичном мире» представлена в Санкт-Петербурге
10.03.2011 Монографию «Соль земли: образы апостолов в позднеантичном мире» представила в петербургском книжном магазине «Порядок слов» искусствовед Екатерина Ендольцева.
В работе впервые собраны воедино и описаны все известные на сегодняшний день изображения апостолов на памятниках христианского искусства с III по VI века (на саркофагах, мозаиках храмов, фресках катакомб, реликвариях, пиксидах и других предметах личного культа).
Монография учитывает широкий исторический контекст, ее выводы основаны на комплексном изучении сведений письменного и изобразительного характера, данных археологических раскопок и реставрационных работ.
Автор объяснила, с чем связана постепенная детализация изображений святых апостолов и новозаветных сюжетов. Во-первых, апостолы Петр и Павел имели привилегированное положение в Риме и уже в IV веке почитались как местные мученики. Поэтому их образы приобрели индивидуальные черты быстрее, чем образы остальных апостолов. Во-вторых, постепенно возрастали внимание и интерес к сюжетам Нового Завета.
По словам директора издательства РХГА профессора Романа Светлова, книга покрывает дефицит исследований по раннехристианской иконографии в России.
Происшествия
В деревне близ Каира толпа мусульман сожгла христианский храм: двое коптов убиты, без вести пропали священник и три диакона
07.03.2011 Около 4000 мусульман атаковали общину коптов-христиан в Соуле, деревне, расположенной в 30 км к югу от египетской столицы Каира, в ночь с пятницы на субботу, 5 марта.
Священник и три дьякона считаются пропавшими без вести в результате налета мусульман, двое коптов были убиты. Церковь святого Георгия была подожжена мусульманскими экстремистами.
Ссора между двумя семьями – христианской и мусульманской — возникла по причине романа между молодым христианином по имени Ашраф Искандер и мусульманкой.
Отец мусульманки и ее двоюродный брат были убиты неизвестными лицами, сообщают египетские СМИ. Несмотря на то, что убийцы не были найдены, христиане были обвинены в этом преступлении, хотя ничто не доказывает их причастность к гибели мусульман.
Между тем, у подобных убийств внутри мусульманских семей и общин часто имеется повод — т.н. «защита чести семьи». Известно, что отец мусульманки, полюбившей христианина, отказался убить свою дочь, как требовали некоторые его единоверцы. В результате он сам вполне мог стать жертвой ревнителей чистоты ислама.
Христиане из поселка Соул с субботы прячутся за закрытыми дверями в своих домах, ожидая прихода военных, который, однако, не торопятся вмешаться в межрелигиозный конфликт, сообщает агентство KIPA-APIC.
В Польше сгорел католический монастырь XVII века
08.03.2011 В ночь на 7 марта в польском городе Алверния по Краковом сгорел монастырь XVII века. Никто из находившихся в монастыре не пострадал. По подсчетам местных властей, восстановление монастыря может обойтись в несколько миллионов злотых.
В Турции предотвращено покушение на Константинопольского патриарха Варфоломея
08.03.2011 Турецкой полиции удалось предотвратить покушение на Константинопольского патриарха Варфоломея. Об этом со ссылкой на турецкие СМИ сообщило Австрийское агентство католических новостей.
Полиция арестовала двух подозреваемых молодых людей в возрасте 17 и 18 лет, планировавших с помощью оружия устранить Патриарха.
О предстоящем покушении некий аноним написал письмо и отправил его по электронной почте на адрес одного из полицейских участков. Покушение на Патриарха планировалось в районе Фанар, где находится его резиденция.
В связи с сообщением о попытке покушения несколько турецких газет напомнили, что ранее католический священник Андреа Санторо, армянский журналист Грант Динк и три протестанта, в том числе — немецкий миссионер были убиты именно молодыми людьми в возрасте 16-20 лет.
Столкновения между коптами и мусульманами в Каире привели к гибели десяти человек
09.03.2011 Минимум десять человек погибли и 110 были ранены в результате произошедших в Каире столкновений между христианами-коптами и мусульманами, сообщает в среду агентство ЭФЭ.
Беспорядки случились в ночь на среду в одном из наиболее бедных районов египетской столицы во время демонстрации, участники которой выражали протест против поджога в конце прошлой недели коптской церкви.
Свердловские детдомовцы похитили пожертвования из храма, чтобы купить пива и сигарет
10.03.2011 Прокуратура Тугулымского района Свердловской области направила в суд уголовное дело в отношении двух воспитанников детского дома, похитивших деньги из храма Успения Божией Матери в поселке Заводоуспенское.
Как сообщает пресс-служба свердловской прокуратуры, 2 января двое несовершеннолетних воспитанников сбежали из детдома и проникли в храм, чтобы раздобыть денег на покупку пива и сигарет.
Прокурор Тугулымского района Владимир Худолеев уточнил, что подростки похитили 1,5 тыс. рублей, которые прихожане пожертвовали храму.
Похитителям предъявлено обвинение по статье "кража, совершенная группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в помещение".
На западе Эфиопии исламисты подожгли десятки храмов и домов христиан
10.03.2011 За последние несколько дней тысячи радикальных исламистов подожгли 59 храмов и не менее 28 домов христиан на западе Эфиопии, в результате чего как минимум один христианин погиб, а примерное число раненых установить пока не удалось, сообщает "Compass Direct News".
Толпа разъяренных исламистов начала громить и поджигать дома христиан в 300 км от столицы Эфиопии Аддис-Абебы после того, как местные мусульмане обвинили одного христианина в том, что он якобы осквернил экземпляр Корана.
В результате более 4000 христиан в окрестностях города Асендабо и ближайших к нему десяти населенных пунктов либо лишились своих домов, либо были вынуждены убегать в безопасные места, где до сих пор размещаются вместе со своими семьями в палатках.
Согласно местным христианским источникам, убитый христианин принадлежал Эфиопской (Абиссинской) Церкви, а среди раненых есть священники и пасторы разных христианских деноминаций. Местные евангелические лидеры обратились к властям страны за помощью, но до сих пор никакой существенной помощи оказано не было.
"Полиция не предпринимает никаких действий, а просто наблюдает за тем, что происходит. Трудно сказать, сколько человек убито, поскольку у нас до сих пор нет доступа к этим местам", – сказал христианский источник, добавив, что нападения продолжаются до настоящего времени.
"Женщины и дети пострадали больше всего. Нет нужды говорить, сколько домов и других построек было сожжено дотла. Общий ущерб может составить более 3,55 миллионов долларов США", – сообщил источник.
В 2006 году на западе Эфиопии во время серии нападений со стороны экстремистов было убито 24 христиан, и это несмотря на то, что конституция Эфиопии предоставляет свободу вероисповедания.
Согласно результатам переписи населения 2007 года, 44% жителей Эфиопии принадлежат Эфиопской монофизитской церкви, 19% населения принадлежат евангелической и пятидесятническим церквям, а 34% являются мусульманами-суннитами.
В Болгарии бывший игумен осужден на 3 года тюремного заключения за поджог своего монастыря
11.03.2011 В Болгарии бывший игумен осужден на 3 года тюремного заключения за двойной поджог Гложенского монастыря, сообщает сайт «Двери.Бг».
По решению апелляционного суда Велико-Тырнова, Пламен Димитров, бывший игумен Гложенского монастыря, носивший в монашестве имя Панкратий, будет лишен свободы на 3 года за то, что 3 августа 2008 г. после ссоры с гостями дважды поджог игуменский корпус возглавляемого им Гложенского Георгиевского монастыря.
Возникший пожар был ликвидирован прибывшими пожарными командами из Тетевена и Ябланицы, а прокуратура обвинила игумена в поджоге, совершенном в состоянии аффекта.
Вскоре после пожара митрополит Ловчанский Гавриил изверг игумена Панкратия из сана и вернул его в число мирян.
Назначенная следствием психиатрическая экспертиза показала, что Пламен Димитров страдает расстройством психики смешанного типа с элементами эмоциональной нестабильности и шизоидности.
Апелляционный суд отказал подсудимому в условном наказании из-за высокой социальной опасности его личности и совершенного им преступления для общества. Димитров может обжаловать приговор в Верховном кассационном суде.
Конференции, съезды, чтения
На Кипре православные богословы обсуждают вопросы экклезиологии
08.03.2011 Представители Поместных Православных Церквей собрались на встречу в Айя-Напе (о. Кипр), чтобы изучить документ «Природа и миссия Церкви», сообщает агентство ZENIT.
Встреча, которая началась в четверг, 3 марта, и продолжается уже почти целую неделю, собрала 40 представителей Православных Церквей мира — иерархов, богословов и преподавателей духовных школ, мужчин и женщин, большинство которых являются членами Комиссии по вероучению Всемирного совета церквей.
Участники проходящей на Кипре встречи намерены четко сформулировать православный взгляд на Церковь в связи с предстоящим обсуждением экклезиологической темы на международном и межконфессиональном уровне.
Архиепископ Кипрский Хризостом II отметил в ходе встречи, что «православное богословие, прежде всего, является богословием экклезиологическим». «Христианство не может быть понято вне Церкви», — заявил глава Кипрской Православной Церкви. Он также подчеркнул, что православная интерпретация экклезиологии, по сути своей, является не конфессиональной, а скорее подчеркивает экзистенциальный опыт Церкви.
Олав Фиксе Твейт, генеральный секретарь Всемирного совета церквей, принимающий участие во встрече, отметил важность православного вклад в дискуссию о природе Церкви в связи с предстоящим миротворческим форумом, который ВСЦ намерен провести в Кингстоне, на Ямайке.
В Третьяковской галерее состоится научная конференция «Андрей Рублев и его время», приуроченная к 650-летию со дня рождения великого иконописца
11.03.2011 Научная конференция «Андрей Рублев и его время», приуроченная к 650-летию со дня рождения великого иконописца, пройдет 15-17 марта 2011 года в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
В рамках мероприятий, посвященных 650-летию со дня рождения прп. Андрея, в декабре 2010 — феврале 2011 года в Третьяковской галерее состоялась также выставка «Андрей Рублев. Подвиг иконописания».
В работе предстоящей конференции примут участие директор Государственной Третьяковской галереи И.В. Лебедева, директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Г.В. Попов, известные музееведы и искусствоведы.
Время проведения утренних заседаний — с 11.00 до 14.00, вечерних — с 15.00 до 18.00. В конце каждого заседания состоятся прения.
Заседания пройдут в конференц-зале Инженерного корпуса (Лаврушинский переулок, 12).
Разное
Византийский храм, обнаруженный на олимпийской стройке в Сочи, будет сохранен и превращен в музей
07.03.2011 Византийский христианский храм, обнаруженный археологами на олимпийской стройке в Имеретинской низменности в Сочи, будет сохранен и превращен в музей, сообщил сотрудник института археологии РАН Роман Мимоход.
Выступая с докладом на конференции "Археологические исследования в России: новые материалы и интерпретации", ученый рассказал, что развалины византийского храма в Имеретинской низменности были известны еще в 1950 годы, однако затем следы были потеряны. Долгое время считалось, что этот объект был уничтожен в ходе ирригационных и строительных работ в районе. Однако в ходе спасательных археологических работ, начатых в связи со строительством олимпийских объектов, храм удалось обнаружить.
Византийский христианский храм относится к 9-10 веку, и в настоящее время ученые полностью обследовали объект, обнаружив, в частности, обширный склеп с захоронениями в одном из его притворов, а также ряд других захоронений в алтаре и центральной части храма. Первоначально планировалось, что вся Имеретинская низменность будет застроена олимпийскими объектами. Однако в последствии удалось договориться о сохранении храма.
"Нам удалось достичь взаимопонимания. Они (руководство "Олимпстроя") поняли необходимость сохранения этого объекта. Сейчас решается вопрос финансирования, здесь будет создан музей", - сказал ученый.
Последователи бывшего епископа Рашско-Призренского Артемия (Радосавлевича) основали катакомбный храм в Белграде
08.03.2011 Последователи бывшего епископа Рашско-Призренского Артемия (Радосавлевича) основали катакомбный храм в Белграде, сообщает сербская газета «Блиц».
Новый храм был открыт в Белграде на 1-м этаже жилого дома близ Врачара при отсутствии надлежащего разрешения Сербской Патриархии и «освящен» в честь известного сербского богослова прп. Иустина (Поповича).
Как сообщает сайт «Рашско-Призренской епархии в изгнании», храм был открыт по просьбам жителей сербской столицы, и служба в нем будет совершаться каждое воскресение и в дни церковных праздников.
На первой службе, которую 6 марта возглавил бывший архимандрит и настоятель монастыря Црна-Река Николай присутствовали около 30 человек.
Архиерейский Собор Сербской Церкви лишил сана и вернул в число мирян практически всех священнослужителей, отказавшихся принять решение Собора об увольнении епископа Артемия (Радославлечива) с Рашско-Призренской кафедры. Несмотря на многочисленные призывы не создавать раскол, бывший епископ Артемий, который пока еще не лишен монашества, продолжает именовать себя епископом Рашско-Призренским и создает вокруг себя общину своих последователей.
Московской духовной академии передадут более 20 тыс. книг из библиотек Италии и папских университетов
09.03.2011 Первый на Апеннинах Центр изучения культуры России открылся в воскресенье в Венецианском университете "Ка-Фоскари".
В ходе церемонии был вручен сертификат на передачу в дар библиотеке Московской духовной академии 21 568 книг по истории религии, теологии, философии из различных библиотек Северной Италии и папских университетов Рима.
В открытии центра приняли участие супруга президента РФ Светлана Медведева, министр культуры Александр Авдеев, министр образования Италии Мариастелла Джельмини, мэр Венеции Джорджо Орсони и другие высокопоставленные представители двух стран.
Центр, созданный при участии Фонда социально-культурных инициатив, возглавляемого С.Медведевой, будет действовать при кафедре русского языка и культуры, одной из старейших и виднейших научных баз русистики в Италии.
"Центр будет оказывать всестороннюю поддержку научным и общественным организациям в изучении культурно-исторического наследия России и русского языка, будет вести научно-исследовательскую и просветительскую деятельность. Центр также призван помочь укреплению контактов крупнейших учреждений культуры и искусства двух стран", - заявила С.Медведева.
Университет "Ка-Фоскари", созданный в 1868 году как первая в Италии бизнес-школа, ныне более известен в качестве одного из лучших учебных заведений с лингвистическим уклоном. Здесь преподаются 40 языков, среди которых русский занимает особое место: здешняя кафедра русского языка - одна из первых в Италии. Особое внимание в университете уделяется искусствоведению.
В вузе учатся 18 тыс. человек, среди которых 600 человек - на кафедре русского искусства, где преподают ведущие слависты.
Верующие со свечами и иконами пикетируют Мосгордуму
09.03.2011 Около сотни противников внедрения универсальной электронной карты пришли в среду к зданию Мосгордумы в центре Москвы.
Как передал корреспондент "Интерфакса", они создали препятствия для входа в здание Думы, где проходит обсуждение законопроекта "Об универсальной электронной карте". Протестующие окружены кольцом сотрудников полиции, неподалеку стоит полицейский автобус. Большая часть участников акции - пожилые люди, они держат в руках свечи, иконы и хором исполняют молитвенные песнопения.
Информации о задержанных в ходе акции пока не поступало. Аналогичный пикет верующие провели здесь на прошлой неделе.
Преемником убитого Шахбаза Бхатти на посту министра по делам меньшинств Пакистана станет также христианин
09.03.2011 После убийства пакистанского министра по делам меньшинств католика Шахбаза Бхатти его место в правительстве, вероятно, займет Михаел Джаведа, который также является христианином-католиком. Об этом специально для «Седмицы.Ru» сообщает «Католический обозреватель».
Джаведа является членом Пакистанской народной партии, которая на данный момент находится у власти. Этот парламентарий имеет высокий статус доверия, как в пакистанском правительстве, так и среди христиан страны.
Ранее Джаведа уже исполнял функцию министра по делам меньшинств в пакистанской провинции Синд.
Вопрос, кто станет следующим министром по делам меньшинств, еще не решен окончательно. На это место также претендует Якоб Даниель, который, как и Михаел Джаведа, также является католиком.
Состоялась хиротония старообрядческого епископа Ярославского и Костромского
09.03.2011 Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов) в сослужении архиепископа Киевского и всея Украины Саватия и епископа Кишневского и всея Молдавии Евмения совершил 6 марта в храме Покрова Пресвятой Богородицы села Стрельникова (Костромская обл.) поставление во епископы священноинока Викентия (Новожилова).
В богослужении приняли участие настоятель Покровского храма с. Стрельникова иерей Павел Кузнецов, игумен Мануил (Чибисов), иерей Анатолий Потеряев (г. Ярославль), иерей Тимофей Овчаров (с. Глухово), протодиакон Виктор Савельев, диакон Александр Витушкин, диакон Роман Корякин.
28 февраля здесь же, в с. Стрельникове, прошел съезд старообрядческой Ярославско-Костромской епархии, решением которого стало обращение к Архиерейскому Собору с просьбой избрать иконома епархии, настоятеля храма Рожества Пресвятыя Богородицы священноинока Викентия правящим архиереем вдовствующей Ярославско-Костромской кафедры. Архиерейский Собор, состоявшийся 2 марта 2011 года в Москве на Рогожском, удовлетворил решение епархиального съезда.
Впервые в истории папа Римский ответит на вопросы верующих по ТВ
09.03.2011 Впервые в истории Римско-католической церкви папа Римский ответит на вопросы верующих, связанные с фигурой Иисуса Христа, с помощью телевидения, сообщили во вторник журналистам в службе печати Ватикана.
Бенедикт XVI выступит в специальной религиозной передаче на Первом канале итальянского государственного телевидения Rai в Страстную пятницу 22 апреля.
Автор и ведущий телепрограммы, 37-летний итальянский журналист Розарио Карелло (Rosario Carello), пояснил, что понтифик ответит на вопросы верующих в специальном обращении. Его видеозапись будет осуществлена в Апостольском дворце Ватикана за два-три дня до выхода телепередачи в эфир. В соответствии с существующей практикой запись папского выступления будет осуществлена сотрудниками ватиканского телевизионного центра Ctv.
В будущее воскресенье Rai откроет специальный сайт, на который любой желающий сможет прислать для папы Римского свои вопросы, касающиеся личности, жизни и миссии Христа. Затем авторы программы должны будут выбрать три наиболее важных, по их мнению, вопроса или сгруппировать полученный материал по трем основным темам, волнующим широкую публику, указал Карелло.
Журналист рассказал, что идея этой беспрецедентной телепрограммы нашла самый живой отклик в ближайшем окружении Папы, который охотно согласился изложить телезрителям свое видение фигуры Иисуса Христа.
Бенедикт XVI является автором книги "Иисус из Назарета", вторая часть которой выйдет в свет 10 марта, а третья пока еще находится в работе.
"В нашем распоряжении - 80 минут телепередачи. Понтифик использует то время, которое считает необходимым. После окончания записи мы обработаем материал и выйдем в эфир в Страстную пятницу", - сообщил Карелло.
В Хорватии прошли протесты против христианофобии
09.03.2011 Протесты против проявлений христианофобии прошли в центре Загреба (Хорватия). Причиной стали все более частые нападки СМИ на католическую церковь, сообщает "Католический обозреватель". Непосредственным толчком к этим протестам стал судебный процесс, который начался в Загребе над католическим учителем катехизиса Еленой Мудровчич, которую пытаются обвинить в "гомофобных" высказываниях.
Судебный иск в загребский суд подало лесбийское общество «Kontra», после того, как их предварительно иск был отклонен, как необоснованный, судом низшей инстанции. Предварительный судебный процесс признал все обвинения лесбиянок против учителя вымышленными и ложными. Общество «Kontra» в новом иске использует положение контроверсионного хорватского закона о гомофобии.
Согласно заявлениям представителей «Kontra», они пытаются осудить не учителя катехизиса, а моральную науку католической церкви относительно гомосексуальности.
Такое поведение «Kontra» вызывает опасение, что и в Хорватии возможны проявления христианофобии. «Мы требуем, чтобы наше общество признало, что христианофобия существует , так же, как существует антисемитизм, исламофобия, расизм. Мы также требуем, чтобы государство приняло поправки в закон о дискриминации. Ведь данным законом защищены все кроме христиан-католиков. Католикофобия и християнофобия стали опасными тенденциями в мире. И Хорватия, к сожалению, в этом перестала быть исключением. Государство должно защитить наше право исповедовать собственную религию и пропагандировать наши убеждения» - объясняют организаторы акции. «Наш протест не направлен на оказание давление на правосудие, поэтому он не массовый, мы не протестуем против общества, которое подало иск, мы стремимся защитить свои права. Если нас не услышат, протесты станут массовыми», - заявил один из организаторов акции господин Крешимир Милетич, президент Общества распространения семейных ценностей «Alojzije Stepinac».
Протестующие уже создали страницу на Фейсбук. Как планируют организаторы, акция должна стать первой в ряду акций и первым шагом в борьбе с проявлениями католикофобии и христианофобии в хорватском обществе.
Аварийное состояние римских катакомб вызывает тревогу археологов и историков Церкви
11.03.2011 Знаменитые римские катакомбы с их уникальными фресками и надписями на стенах являются ценнейшим культурным памятником. Однако оседание почвы, проникновение внутрь катакомб воды и корней деревьев – все это стало причиной их аварийного состояния, сообщила немецкая редакция Радио Ватикан.
На последней сессии Генеральной ассамблеи Папской комиссии по священной археологии в Риме был поставлен вопрос о состоянии катакомб, отметила газета Ватикана «L'Osservatore Romano», однако в издании не сообщается о мерах по спасению катакомб.
Последние представляют собою сеть подземных ходов из туфа, образующих многочисленные лабиринты. Они использовались как места погребения в период раннего Христианства. В их стенах проделывались прямоугольные ниши разной величины для умерших.
Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб, большинство из которых расположены под землей вдоль древней Аппиевой дороги. Их длина составляет от 150 до 170 км, и в них находится около 750 тыс. захоронений.
В отношении происхождения катакомб нет какой-то определенной точки зрения. Согласно одной теории, катакомбы являются остатками древних каменоломен или подземными путями сообщения. Другая теория гласит, что катакомбы являются исключительно христианским сооружением, так как их узкие ходы непригодны для извлечения из них камня, а сама порода камня не пригодна для использования в качестве строительного материала.
Начиная с IV в., катакомбы утрачивают своё значение и перестают использоваться для погребения. В V в. захоронения в катакомбах полностью прекратились, но с этого периода катакомбы приобретают популярность у паломников, желавших помолиться на могилах мучеников и исповедников. Они посещали катакомбы, оставляя на их стенах (особенно возле гробниц с мощами святых) различные изображения и надписи. Некоторые из них описывали свои впечатления от посещения катакомб в путевых заметках, которые являются одним из ценных источников для изучения катакомб.
Падение интереса к катакомбам сопровождалось постепенным извлечением из них мощей святых. Уже в 537 г. были вскрыты гробницы многих святых, а их мощи перенесены в городские церкви. Известно, что Папа Бонифаций IV по случаю освящения христианского храма в Пантеоне вывез из катакомб 32 повозки с мощами святых. При папе Пасхалии I из катакомб были извлечены мощи 2300 святых.
0 коммент.:
Отправить комментарий