О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета. Свт. Николай Сербский |
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ УДОСТОИЛ ИЕРАРХИЧЕСКИХ НАГРАД РЯД АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
а малым входом Божественной литургии, совершаемой в первую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил иерархических наград ряд архиереев Московского Патриархата.
Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии - постоянным членом Священного Синода архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков) возведен в сан митрополита.
Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата - постоянным членом Священного Синода архиепископ Волоколамский Илларион возведен в сан митрополита.
Во внимание к усердному служению Церкви Божией епископ Абаканский и Кызылский Ионафан (Цветков) возведен в сан архиепископа.
Во внимание к усердному служению Церкви Божией викарий Патриарха Московского и всея Руси, секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк (Головков) возведен в сан архиепископа. Во внимание к усердному служению Церкви Божией епископ Сурожский Елисей (Ганаба) возведен в сан архиепископа.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
ПАТРИАРХ СЕРБСКИЙ ИРИНЕЙ СЧИТАЕТ, ЧТО НАСТАЛО ВРЕМЯ РЕШИТЬ ВОПРОС О СТАТУСЕ МАКЕДОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1.02.2010 Новоизбранный Патриарх Сербский Ириней (Гаврилович) заявил, что настало время решить вопрос о статусе Македонской Православной Церкви (МПЦ), в настоящее время находящейся в расколе.
Православные македонцы находятся вне канонического общения с мировым Православием уже 40 лет, - с тех пор, как в 1967 году автокефалия МПЦ была провозглашена в одностороннем порядке.
После распада Югославии в начале 1990-х гг. правительство независимой Македонии поддержало МПЦ, а общин, сохранивших верность Сербской Православной Церкви (т.е. находящейся в ее юрисдикции Охридской архиепископии в стране почти не осталось.
Патриарх Ириней полагает, что вопрос о статусе МПЦ должен решаться на переговорах между МПЦ и Охридской архиепископией. Он заявил: "Сербская Церковь сделает все возможное и не будет закрывать свои двери перед решением этого вопроса. Во многом вопрос будет решен, если признанная и непризнанная Македонские Церкви договорятся между собой. С этого нужно начинать".
МПЦ пока не прокомментировало высказывание Патриарха. Эксперты, однако, отмечают, что с избранием нового Патриарха Сербского церковные отношения между Македонией и Сербией могут улучшится. Признак потепления они видят, в частности, в том, что на первой интронизации Патриарха Иринея присутствовала делегация МПЦ.
Напомним также, что не так давно македонские иерархи заявили, что после 40 лет безуспешных попыток добиться автокефалии готовы согласиться на статус автономии, если МПЦ гарантируют реальное самоуправление.
В македонский узел сплелись противоречия четырех стран: Македонии, Болгарии, Сербии и Греции.
Македония утверждает, что македонцы спокон веков существовали как отдельный народ с отдельным языком, что старославянский язык есть в сущности старомакедонский, что, соответственно, славянская письменность есть письменность македонская, и что отрицающие это отказывают Македонии в праве на национальное и государственное бытие.
Болгария настаивает, что македонцы - это этнографическая группа болгар, а современный македонский язык - это группа западноболгарских диалектов, на основе которой только в середине ХХ века был искусственно создана литературная норма и для отдаления от болгарского насыщена сербскими и новопридуманными словами. Соответственно, старославянский язык в Болгарии называется староболгарским. Поэтому Болгария, одной из первых признав независимость Республики Македония, официально заявила, что не признает ни
существования отдельной македонской нации, ни отдельного македонского языка. Сейчас в Болгарии раздаются обращенные к Болгарской Православной Церкви призывы вмешаться в церковную ситуацию в Македонии и добиться признания того, что Охридская архиепископия прежде была болгарской. Однако Синод Болгарской Церкви пока никак на эти призывы не откликнулся.
Сербия признает независимость Македонии, македонцев как отдельную нацию и македонский как отдельный язык, но Македонию считает канонической территорией Сербской Церкви. Поэтому Сербия стремится поддерживать каноническую Охридскую архиепископию, а официальное Скопье, напротив, противится "церковному гегемонизму Белграда" и поддерживает МПЦ.
Наконец, Грецию пугают прежде всего слова "Македония" и "македонский". После распада СФРЮ греки добились, чтобы слово "Македония" не стало официальным названием страны: в международных документах она называется "Бывшая югославская республика Македония". Афины опасаются, что в противном случае Македония сможет претендовать и на Эгейскую Македонию (северное побережье Эгейского моря, где, в частности, расположены Салоники, они же Солунь - родина свв. Кирилла и Мефодия и один из двух имеющихся в стране
крупных городов). Еще в начале ХХ века основное население там было в значительной мере славянским, но после Второй мировой войны Эгейская Македония подверглась эллинизации, проводившейся довольно жесткими мерами, и теперь в Греции своего славянского населения практически не осталось.
ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ СОСТОЯЛОСЬ АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
2.02.2010 2 февраля в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил работу Архиерейского совещания, в котором приняли участие прибывшие на торжества, посвященные годовщине Патриаршей интронизации, архипастыри Русской Православной Церкви.
Открывая заседание, Святейший Владыка отметил: «Дорогие владыки, вчера мы имели радость совместной молитвы и празднования в братском единстве годовщины моей интронизации. Сегодня в рабочей обстановке хотел бы поделиться с вами некоторыми мыслями, возникшими в результате встреч со многими из вас, в ходе посещений епархий нашей Церкви, через диалог с представителями государственной власти, общественности, а также при изучении епархиальных годовых отчетов и ваших рапортов по отдельным вопросам. Представляется
важным по истечении этого года обменяться мнениями относительно дальнейшего развития церковной жизни».
В Архиерейском совещании приняли участие 151 правящих, викарных и пребывающих на покое архиереев, а также руководители синодальных учреждений Московского Патриархата не в архиерейском сане.
30 января болгарский премьер-министр Бойко Борисов в ходе своего официального визита в Турцию встретился с Патриархом Константинопольским Варфоломеем I в его резиденции в стамбульском квартале Фанар.
Патриарх говорил о братских связях Болгарской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом, особенно подчеркнув свою любовь и уважение к Святейшему Патриарху Максиму. Он также подчеркнул добрососедские отношения своей Церкви с болгарской общиной Константинополя.
Болгарский премьер высказал пожелание: "Бог да ниспошлет нам мир на Балканах". Он рассказал, что правительство Болгарии стремится к тому, чтобы и православные граждане страны, и иноверцы пользовались полной религиозной свободой. Премьер подчеркнул, что правительство дорожит сотрудничеством Болгарской Православной Церкви.
Бойко Борисов намерен также в ближайшее время нанести визит Святейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу во время намеченного визита в Израиль.
Архиерейское совещание, собравшись в Москве в дни празднования первой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, благодарит Его Святейшество за осуществленные в этот год многие труды и благие начинания, включая инициативу проведения настоящего собрания.
По обсуждении доклада Святейшего Патриарха, Архиерейское совещание приняло следующие постановления, касающиеся различных сторон церковной жизни.
I. Церковное управление
I.1. С благодарением Господу отметить успехи продолжающегося устроения жизни Русской Православной Церкви.
I.2. Выразить поддержку решениям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода, приведшим к существенным изменениям в пастырской, административной и судебной деятельности Русской Православной Церкви. Отметить, что проведенные преобразования содействуют укреплению в церковной жизни соборного начала.
I.3. Свидетельствовать об особой важности состоявшихся Патриарших посещений Украины, Белоруссии, Азербайджана и Казахстана, которые стали ярким подтверждением воли народа Божия к сохранению и укреплению церковного единства.
I.4. Признать необходимой активизацию последовательных усилий епископата, клира и мирян, направленных на укрепление взаимного общения между различными частями Русской Православной Церкви и практическое осуществление всех мер, предусмотренных определением Архиерейского Собора 2008 года «О единстве Церкви».
I.5. Cчитать важным дальнейшее сплочение общего цивилизационного пространства исторической Руси и взаимодействие в этом направлении с государственными структурами и общественными организациями всех стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, а также укрепление духовных, культурных и социальных связей с соотечественниками, проживающими в «дальнем зарубежье».
I.6. Одобрить предложение Святейшего Патриарха о распространении богослужебных, катехизических текстов, Патриарших посланий и других важнейших документов Русской Православной Церкви на основных языках окормляемых ею народов.
I.7. Подчеркнуть важность переосмысления форм и методов пастырской, миссионерской, молодежной, образовательной и благотворительной работы, осуществляемой в епархиях и приходах. Выражая благодарность Синодальным учреждениям и их руководителям за понесенные до сего дня труды на этих направлениях, считать необходимым усилить координационную и методологическую поддержку с их стороны соответствующих епархиальных отделов и ответственных лиц.
I.8. Учесть и принять к руководству в епархиях и приходах Русской Православной Церкви решения, вынесенные по предложениям Святейшего Патриарха в постановлениях Епархиального собрания г. Москвы от 23 декабря 2009 года «О состоянии и развитии церковной жизни в Первопрестольном граде».
I.8. Отметить необходимость усовершенствования административной, судебной и финансовой деятельности епархий в русле преобразований, осуществляемых на общецерковном уровне. Обратить особое внимание на необходимость достаточного финансирования деятельности центральных церковных учреждений со стороны епархий, а также поддержки ХПП Русской Православной Церкви «Софрино» путем закупки его продукции, причем епархиям следует поддерживать диалог с предприятием по вопросам качества продукции и ценообразования.
I.9. Продолжить работу над корректировкой реформы духовного образования. Указать на важность направления выпускников высших духовных школ на такие послушания, где они смогут полноценно реализовать те знания и навыки, которые вложила в них Святая Церковь за годы обучения.
II. Взаимодействие Церкви, государства и общества
II.1. Выразить удовлетворение деятельностью новоучрежденного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.
II.2. Усилить взаимодействие Русской Православной Церкви с органами государственной власти стран ее канонического пространства и диаспоры, особенно с целью скорейшего принятия законодательных и подзаконных актов, регулирующих передачу Церкви несправедливо отнятого у нее имущества.
II.3. Считать целесообразным для практической реализации означенной инициативы повсеместное создание епархиальных отделов по взаимоотношениям Церкви и общества или назначение епархиальных ответственных за такие взаимоотношения. Указанные отделы и лица должны координировать свою деятельность с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества.
II.4. Признать необходимым проведение в каждой епархии празднования Дня славянской письменности и культуры, приуроченного к дню памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. В этот день, а также в предшествующие и последующие дни проводить церковно-общественные мероприятия с участием широких слоев общества.
II.5. Считать важным содержательное празднование в Москве Дня народного единства. Полагать полезным активное участие епархий в церковно-общественной выставке-форуме «Православная Русь - к Дню народного единства», а также проведение в регионах шествий и других праздничных мероприятий, посвященных теме единства народов поверх национальных, социальных, политических и иных различий.
II.6. Отметить важность координации деятельности православных общественных организаций при постоянном контакте с иерархами и духовенством.
III. Издательская деятельность
III.1. Отметить необходимость обязательного рецензирования Издательским советом Русской Православной Церкви, с последующим присвоением соответствующих грифов, всех изданий, предназначенных для распространения через церковную систему, а также обязательность представления продукции епархиальных, монастырских и приходских издательств в Издательский совет после получения разрешения от правящего архиерея.
III.2. Признать, что предоставление правящими архиереями своего благословения на печатную, аудио- и видеопродукцию возможно лишь в отношении продукции, выпускаемой в пределах их епархий после получения положительного заключения Издательского совета. Издание материалов по благословению викарных архиереев или архиереев, находящихся на покое, а также клириков и игумений считать недопустимым.
III.3. Учитывая особенности издательского процесса, определить 2010 год переходным периодом, в который издательствам необходимо установить отношения с Издательским советом по вопросам рецензирования выпускаемой продукции, а Издательскому совету - наладить процедуру рецензирования.
III.4. Отметить важность ежегодного проведения 1/14 марта Дня православной книги во всех епархиях Русской Православной Церкви.
III.5. Признать целесообразным открытие или активизацию деятельности при епархиальных управлениях, крупнейших городских храмах и монастырях библиотек, которые должны стать духовно-просветительскими центрами с организуемыми при них группами любителей христианского просвещения.
IV. Информационная деятельность
IV.1. Приветствуя учреждение Синодального информационного отдела, уделять особое внимание присутствию Церкви в информационном пространстве, стремиться к проведению единой и скоординированной информационной политики на всех уровнях от общецерковного до приходского. С этой целью необходимо усилить взаимодействие ответственных сотрудников епархий и Синодального информационного отдела.
IV.2. Отметить необходимость развития церковных средств массовой информации и контроля качества публикуемых ими материалов, чему будет способствовать решение Священного Синода от 25 декабря 2009 года о введении обязательной экспертизы Синодальным информационным отделом периодических изданий, поступающих в систему церковного книгораспространения.
IV.3. Поддержать предложенные Святейшим Патриархом и Священным Синодом меры, касающиеся распространения периодики. Оказывать содействие распространению изданий, включенных в списки рекомендуемых Синодальным информационным отделом. Уделять дополнительное внимание распространению официальных изданий Русской Православной Церкви - «Журнала Московской Патриархии» и «Церковного вестника».
V. Взаимодействие с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями
V.1. Озаботиться подбором кадров священнослужителей для назначения на штатные должности военных священников в войсковые части и соединения, находящиеся на канонической территории епархий. При этом правящим архиереям следует координировать свою деятельность с Синодальным отделом по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
V.2. Рекомендовать Отделу по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями совместно с Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества подготовить предложения о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об альтернативной службе», которые предоставили бы возможность прохождения альтернативной службы священнослужителям, не прошедшими воинскую службу по призыву, на штатных должностях военных священников. Проработать подобные предложения об усовершенствовании законодательства
в других государствах, составляющих каноническую территорию Московского Патриархата, - там, где это признается целесообразным.
V.3. Для приведения жизни и деятельности казачества в соответствие с его многовековыми православными устоями считать необходимым упорядочение пастырского окормления казачества во всех странах канонического пространства нашей Церкви, включая назначение в епархиях, в которых присутствует казачество, ответственных за работу с ним.
VI. Религиозное образование и катехизация
VI.1. Выразить удовлетворение возрождением православного образования на канонической территории Московского Патриархата. Считать важными усилия по созданию системы непрерывного православного образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
VI.2. Наладить системное и постоянное взаимодействие епархиальных отделов религиозного образования и катехизации с соответствующим Синодальным отделом. Признать полезным регулярное проведение совещаний председателей епархиальных отделов с представителями Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
VI.3. Считать целесообразным создание при епархиальных отделах религиозного образования методических кабинетов для улучшения преподавания православной культуры в общеобразовательных школах и работы православных учебных заведений, а также подготовки в епархиях реестра учителей православной культуры, имеющих необходимую квалификацию и рекомендацию от епархии.
VI.4. Считать важным развитие взаимодействия духовенства с православной педагогической общественностью с целью систематизации и обобщения передового педагогического опыта в Русской Православной Церкви.
VI.5. Положительно оценить работу Отдела религиозного образования и катехизации по взаимодействию с Министерством образования и науки Российской Федерации в области реализации экспериментального проекта по преподаванию учебного предмета «Основы православной культуры». Для успешного проведения эксперимента необходимо улучшить взаимодействие епархиальных отделов религиозного образования и катехизации с региональными образовательными структурами в деле сохранения и развития положительного опыта преподавания
православной культуры. Необходимо стремиться к распространению подобного опыта и на другие государства канонической территории Московского Патриархата.
VI.6. Признать весьма желательными государственную поддержку православных учебных заведений, а также разработку и принятие государственно-церковных программ развития православного образования с целью удовлетворения образовательного запроса граждан на изучение их детьми православной культуры в государственной и муниципальной системе общего образования.
VII. Внешнецерковная деятельность
VII.1. Благодарить Святейшего Патриарха и Священный Синод за усилия, направленные на укрепление общеправославного единства. Одобрить труды, осуществляемые в этой области Отделом внешних церковных связей.
VII.2. С удовлетворением отметить позицию нашей Церкви в процессе подготовки к Всеправославному Собору и итоги Патриаршего визита в пределы Константинопольской Церкви, а также успешное развитие двусторонних отношений Московского Патриархата с Поместными Православными Церквами.
VII.3. Признать целесообразной деятельность Отдела внешних церковных связей в сфере межхристианских отношений, призванную и далее служить делу свидетельства о неповрежденной апостольской вере и совместной защиты традиционных христианских ценностей в жизни современного общества.
VII.4. Отметить значение взаимоуважительного диалога Русской Православной Церкви с властями и общественностью зарубежных стран.
VII.5. Положительно оценить сложившийся опыт взаимодействия Церкви с международными организациями в обсуждении актуальных вопросов современности и поддержать инициативу создания консультативной группы религиозных лидеров высокого уровня при генеральном директоре ЮНЕСКО, как действенный механизм донесения голоса людей веры до мирового сообщества.
VII.6. Признать полезным развитие межрелигиозного диалога как на канонической территории Русской Православной Церкви, так и за ее пределами с целью поддержания общественной стабильности, предотвращения конфликтов на религиозной почве, совместного противостояния вызовам агрессивного секуляризма, достижения добрососедства и мирного сосуществования между народами различных религиозных традиций и культур.
Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондони) находится в Греции с официальным визитом по приглашению владыки Хризостома, митрополита Мессении, сообщает Greek.ru.
Патриарх встретился с замминистра иностранных дел Греции Спиросом Кувелисом и с Митрополитом Афинским и всея Эллады Иеронимом.
Парламент Греции обсуждает проект разделения крупнейшей митрополии страны - Аттики - на две части (в Греции Церковь не отделена от государства и создание новых епархий и даже приходов находится в компетенции правительства). Предполагается, что будут образованы две новые епархии - митрополия Илиоса, Ахарнона и Петруполи с центром в Илиосе и митрополия Кифисии и Оропоса.
Бывший митрополит Аттики Пантелеймон - первый греческий иерарх, осужденный за финансовые злоупотребления. По приговору он получил три года тюрьмы, но через год его освободили по возрасту (ему исполнилось 70). За несколько лет до этого он оказался в центре другого скандала: архиерею вменяли в вину аморальный образ жизни.
Синод Элладской Церкви изверг его из сана. Бывший митрополит, однако, пожаловался Патриарху Варфоломею на то, что был извергнут по решению государственного, а не церковного суда. Патриарх обратился с письмом к Предстоятелю Элладской Церкви, где высказал мнение, что митр. Пантелеймон должен быть судим церковным судом.
Одна из сторон покаяния состоит в том, чтобы принимать все скорбное как следствие сделанных грехов. Это научает человека смирению. Схиигум. Иоанн (Алексеев) |
В день свв. Трех Святителей в болгарском Тырново открылся обновленный и расширенный Православный библиотечно-информационный центр им. Тотю Коева.
30 января Церковь чествует память святых Трех Святителей - св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Иоанна Златоуста. С первой половины ХХ века этот день считается также праздником высших богословских православных школ.
В этом году Православный богословский факультет Великотырновского университета отмечал день трех вселенских учителей как двойной праздник - официально был открыт новый зал Православного центра, названный в честь известного болгарского богослова-догматиста и первого декана факультета профессора Тотю Коева (1928 - 2006).
Праздник начался с Литургии, которую отслужил настоятель храма иеромонах Иоаким вместе со священниками-преподавателями факультета. В 11 ч. в новом зале началось водосвятие и была совершена заупокойная молитва по профессору Коеву.
Гостями торжества были: ректор Великотырновского университета профессор Пламен Легкоступ, исполнительный директор Фонда "Покров Пресвятой Богородицы" Пламен Сивов, секретарь Великотырновской митрополии отец Михаил, заместители ректора, преподаватели и студенты. На открытии Центра присутствовали также профессор Георгий Бакалов, близкий друг покойного профессора Тотю Коева, и г-н Мирослав Коев, сын ученого.
Православный библиотечно-информационный центр существует с 2003 года и является совместным проектом Великотырновского университета и Фонда "Покров Пресвятой Богородицы".
В Центре помещается библиотека Православного богословского факультета. В последние четыре года здесь работает Студенческий клуб им. Св. Петки. В центре проходят встречи, лекции, семинары, ведутся беседы между преподавателями, студентами и гостями.
До настоящего момента в Православном центре были проведены две международные студенческие конференции: "Бедность и миграция - связи и последствия" (2008) и "Кризис семьи" (2009). Во время учебного 2008/2009 года был организован курс жесто-мимического языка, который провела Сильвана Павлова, постоянный консультант Союза глухих Болгарии. Следующий месяц будет посвящен профессору Тотю Коеву. Будут представлены труды богослова и будет прочтена серия лекций в области догматики и инославных исповеданий. начнет
работать и студенческое радио.
Православие.БГ
ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ «СОЮЗ» ВСТРЕЧАЕТ ПЯТИЛЕТИЕ РАСШИРЕНИЕМ ВЕЩАНИЯ ДО 728 ГОРОДОВ В 72 РЕГИОНАХ РОССИИ
2.02.2010 728 населенных пунктов в 72 регионах России включены в новую лицензию на вещание в кабельных сетях, выданную Роскомнадзором телеканалу *Союз*.
Как сообщил во вторник глава информационно-издательского центра Екатеринбургской епархии игумен Димитрий (Байбаков), получение новой лицензии стало своеобразным подарком к пятилетию первого в России православного телеканала, который начал свое вещание 31 января 2005 года.
"Союз" - очень интересное явление в мире телевидения. За пять лет региональный медийный проект, к тому же религиозного содержания, достиг общефедеральной значимости, стал интересным самой широкой зрительской аудитории в самых разных регионах страны, оставаясь при этом в Екатеринбурге", - отметил священник.
Сегодня телеканал "Союз" включает более 50 ежедневных и еженедельных телепрограмм, в том числе семь информационных программ, рассказывающих о событиях в различных регионах России, а также три программы социальной направленности; четыре культурно-просветительские программы, передачи для детей и подростков.
В прямом эфире телеканала выходит пять выпусков текущих новостей из различных епархий Русской Православной Церкви, транслируются выступления иерархов и известных священнослужителей, ведется трансляция воскресных богослужений.
На сегодня вещание телеканала осуществляется без кодирования со спутников "Eutelsat W-4", "Бонум-1" и "Ямал-201". В открытом эфире, на обычную комнатную антенну, передачи можно принимать в 43 городах Урала. Осуществляется круглосуточное вещание в Интернете
Томское епархиальное управление и УВД Томской области договорились о ежемесячных встречах священников с личным составом и о том, что православных священников прикрепят к каждому отделу милиции, сообщила пресс-служба УВД Томской области во вторник.
О необходимости изменений в системе МВД заявил недавно глава региона Виктор Кресс после событий в томском медвытрезвители, в результате которых погиб журналист Константин Попов.
"В рамках проведения реформы органов внутренних дел особое внимание уделяется конкретному сотруднику, его нравственным ценностям и этическим основам служебной деятельности", - говорится в сообщении пресс-службы УВД.
"Человек в мундире, особенно молодой, нуждается в воспитании, поддержке и уважении. Необходимо посмотреть, какими проблемами живет каждый сотрудник", - считают в УВД.
В ночь на 4 января в медвытрезвитель Томска доставили журналиста Попова. Через несколько часов его отправили домой, откуда госпитализировали. Попову сделали срочную операцию, после которой он пережил клиническую смерть, впал в кому и 20 января скончался. По данным следствия, в медвытрезвителе мужчина подвергся жестокому насилию, результатом которого стали тяжкие повреждения внутренних органов.
В совершении преступления сознался 26-летний сотрудник медвытрезвителя Алексей Митаев. Он объяснил свои действия состоянием стресса из-за сложной жизненной ситуации. После ЧП медвытрезвитель закрыли. Глава УВД по Томской области Виктор Гречман отстранен от должности.
Сербские мусульмане удовлетворены извинениями, которые Патриарх Сербский
Ириней (Гаврилович) принес им в связи со своим резким высказыванием о философии ислама , сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви.
Глава Исламского объединения Сербии Муфтий Муамер еф. Зукорлич, комментируя извинения, которые принес мусульманской общине недавно избранный Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней, заявил, что «извинения в любом случае являются приемлемым шагом, который хотя и не в состоянии устранить последствия прозвучавшего заявления, но может их успокоить». По словам муфтия, «для нормализации ситуации решающее значение будут иметь последующие действия Сербской Православной Церкви по
отношению к Исламскому объединению». «Церковь оказывает весьма существенное влияние на государство. Поэтому ее ответственность выше, чем у других Церквей и религиозных объединений», - отметил муфтий.
В конце прошлой недели резкую реакцию сербских мусульман и необходимость извинений вызвал отрывок из интервью Патриарха сербской газете «Блиц» от 27 января этого года, в котором Его Святейшество, обратился к сербам, проживающим в Косово и Метохии, со следующими словами: «Мы знаем, что примерно из себя представляет философия и психология ислама. Они, когда пребывают в меньшинстве, ведут себя корректно. Когда становятся равными по численности, то поднимают голову, а когда начинают превосходить
- оказывают давление, чтобы остальные либо переселились, либо примкнули к ним. Это философия ислама».
Отвечая на многочисленные упреки в некорректности данных слов, Патриарх Ириней сказал, что его заявление «действительно может быть истолковано таким образом, как это поняли мусульманские верующие и религиозные лидеры, которые почувствовали себя оскорбленными, хотя таких намерений у меня не было, и это несчастное высказывание не выражает моего действительного отношения к исламу». Патриарх объяснил, что его слова были вырваны из общего контекста, и в газете не были опубликованы начало и конец фразы.
«Выражаю свое глубочайшее сожаление в связи с этим высказыванием и его последствиями, а мусульманам, которые являются нашими близкими братьями, направляю свои искренние извинения», - говорится в тексте извинений Патриарха перед мусульманской общиной.
Правозащитный центр Всемирного русского народного собора выразил возмущение продолжающимися акциями вандализма в отношении поклонных крестов, установленных на территории Адыгеи, и реакцией на них местных националистических организаций.
В заявлении центра выражена обеспокоенность озвученными на днях требованиями движений "Черкесский конгресс" и "Адыгэ хасэ" прекратить установку в республике поклонных крестов, которые последовали после нескольких акций демонстративного вандализма в отношении этих христианских символов.
"В тех субъектах Российской Федерации, где мусульмане составляют большинство населения, в первую очередь в Дагестане, Чечне и Ингушетии, они совершенно спокойно ставят на видных местах исламские символы, и это не вызывает никакого раздражения у православных христиан. Так почему православные Адыгеи, составляющие подавляющее большинство населения этой республики, не имеют право устанавливать поклонные кресты!" - говорится в обращении.
"Хорошо известно, - сказано далее, - представители какого именно направления в исламе испытывают патологическую ненависть к крестам. К сожалению, это уже не первый случай борьбы с крестами - в России против их установки активно выступали нижегородские и саратовские ваххабиты, а в Крыму в последнее десятилетие уничтожение крестов приняло массовый характер".
В обращении напоминается, что в 2005 году под давлением националистов власти Майкопа несколько раз отменяли установку памятника Николаю Чудотворцу, а в 2009 году неизвестные спилили и сбросили в пропасть поклонный крест на горе Фишт и согнули аналогичный крест на въезде в Майкоп.
"Потакать агрессивным националистам очень опасно, и если власти Адыгеи в кратчайшие сроки не принудят их миру, то межнациональное и межрелигиозное согласие в республике будет разрушено", - подчеркивается в обращении.
Премьера беспрецедентного церковно-культурного мероприятия - соборного чтения книги Апокалипсиса Санкт-Петербурге.
Необычность действа, развернувшегося в Свято-Духовском центре Александро-Невской лавры, а на следующий день в Исаакиевском соборе, состояла в том, что оно одновременно ассоциируется с богослужением и спектаклем, однако не является ни тем, ни другим.
В присутствии слушателей, встав в разомкнутый круг, книгу Апокалипсиса прочитали священнослужители, чтецы храмов, актеры, писатели, представители других профессий.
«Мы намеренно привлекли к соборному чтению не только мастеров сценического и церковного чтения, но и представителей интеллигенции, деятелей культуры. Это придает действу не душевную, а духовную окраску. Мы стараемся передать наше понимание Апокалипсиса не как поражения, а как преображения человечества», - рассказал корреспонденту «Воды живой» автор идеи и режиссер проекта Валерий Кислухин.
По благословению Патриарха Кирилла при поддержке международной ассоциацией «Русская культура» соборное чтение будет проходить в дальнейшем в исторических местах Москвы и Санкт-Петербурга в преддверии Великого поста.
Апокалипсис - последняя, пророческая книга Библии, состоящая из 22 глав. Она повествует о завершении человеческой истории - «кончине века», антихристе, воскресении мертвых, Страшном Суде, о новых земле и небе, где не будет смерти, плача, болезни и самого времени.
Откровение о будущей жизни человечества не читается за богослужением Православной Церкви и более распространено на Западе. Однако новый проект продолжает отечественную традицию: в допетровской Руси соборное чтение Апокалипсиса практиковалось. В частности, в Москве на площади перед Успенским собором в присутствии публики представители разных сословий читали эту великую и страшную книгу.
В Представительство Таиланде поступило предложение от руководства русскоязычного телеканала «1 RU» в гор. Паттайя о возможности предоставления Русской Православной Церкви телеэфира для ведения еженедельных религиозных передач.
Представительство Русской Православной Церкви внимательно ознакомилось с данным предложением и, взвесив имеющиеся возможности, согласилось на их подготовку и проведение.
Первая передача, посвященная подготовке к Великому Посту и разъяснению евангельской притче о блудном сыне, которую провел архимандрит Олег (Черепанин), уже вышла в эфир.
Успех этого начинания и востребованность духовной тематики - очевидны. Сразу же после выхода передачи в эфир некоторые русскоязычные газеты гор. Паттайи попросили разрешить перепечатку духовных бесед на своих страницах.
Представитель Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в Таиланде архимандрит Олег (Черепанин) призвал православные приходы в Королевстве активнее сотрудничать с русскоязычными СМИ в Королевстве.
Уныние происходит иногда от наслаждения; а иногда от того, что страха Божия нет в человеке. Преп. Иоанн Лествичник |
Руководство Военно-воздушной академии в Колорадо
пошло навстречу учащимся, исповедующим друидизм и другие
языческие религии, сообщает «NEWSru.com» со ссылкой на «Associated Press».
На территории университетского городка неподалеку от Колорадо-Спрингз создано место для поклонения «земным силам». Оно находится на вершине холма и представляет собой двойной круг, образованный валунами. Отдаленно это может напоминать знаменитый Стоунхендж.
«Быть вместе с природой, соединяться с ней - это хорошо со всех точек зрения», - убежден сержант Брэндон Лонгкрир, называющий себя язычником и курирующий группу единоверцев. По его мнению, это и атмосферу улучшает, и активности мышления способствует, и человеческие связи укрепляет.
Камни были перемещены на вершину холма в прошлом году. Ранее они находились возле гостевого центра, однако почва там была рыхлая, и валуны на ней стояли довольно шатко. Теперь они образовали два концентрических круга, и, как полагает сержант Лонгкрир, побыть там будет приятно для учащихся - они смогут там набраться сил.
Один из капелланов академии - Уильям Зиглер (о его конфессиональной принадлежности не сообщается) - сказал, что предоставление места для последователей языческих религий будет способствовать религиозной терпимости и послужит конкретным выражением религиозной свободы, которую гарантирует конституция США. Именно на это направлены усилия руководства военного учебного заведения. "Будущие летчики должны защищать свободу и способствовать ее сохранению. Это наша обязанность", - сказал он.
В академии уже есть культовые помещения для представителей различных вероисповеданий - протестантов, католиков, иудеев, мусульман и буддистов.
Руководитель академии генерал-лейтенант Майкл Гулд сделал религиозную терпимость одним из приоритетов своей учебной политики. К этой теме пришлось обратиться в 2004 году, когда проведенное в академии социологическое исследование показало, что порой вопрос религиозной принадлежности вызывает среди некоторых учащихся нездоровую реакцию. Кое-кто из них слышал недобрые шутки в адрес своей веры, кто-то чувствовал себя изгоем.
Сегодня же известие о появлении языческого капища, по словам руководства, критического настроя у учащихся не вызвало.
15-20 человек проявили к язычеству интерес. От 8 до 10 учащихся посещают по понедельникам культовое действо, которое совершается ночью. Из них шестеро или семеро - по-настоящему верующие люди, а другие - "искатели", сказал Лонгкрир.
В академии обучаются около 4 тыс. кадетов. Это одно из пяти высших военных учебных заведений США, включая Вестпойнт и Аннаполис.
Двое жителей Мордовии обвиняются в организации сатанинской секты, в которую были вовлечены более 70 человек.
По данным предварительного расследования, студент-медик вместе со своим знакомым создал молодежное религиозное объединение "Благородный орден дьявола" (Nobilis Ordo Diaboli), сообщило в минувший вторник пресс-служба СУ СКП РФ по Мордовии.
С 2003-го по январь 2009 года он вовлек в объединение около 75 человек - старшеклассников и студентов вузов, проживающих в Мордовии и соседних регионах.
"Путем ритуальных обрядов в сознание молодежи внедрялась идеология насилия в отношении лиц другого вероисповедания, игнорирования социальных институтов, морально-этических норм поведения, пропагандировались и совершались ритуальные половые сношения с несовершеннолетними", - говорится в сообщении.
Новых членов ордена организаторы разыскивали в Интернете на форумах людей, увлекающихся неформальными субкультурами. В секте формировалась атмосфера жесткой иерархии и дисциплины. По указанию лидера членам ордена наносились телесные повреждения из-за возникших между ними религиозных разногласий.
В ходе следствия сотрудники правоохранительных органов изъяли литературу оккультного и сатанинского толка, религиозную атрибутику, уставные документы объединения и документацию религиозного толка на латыни, а также расписки молодых людей о вступлении в секту.
Организатор секты арестован. С его знакомого взята подписка о невыезде и о надлежащем поведении.
Обоим предъявлено обвинение по ч.1 ч.2 ст.239 (организация объединения, посягающего на личность и права граждан и участие в нем), ст.116 (побои), ст.131 (изнасилование), ст.134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста), ст.135 (развратные действия) УК РФ.
В настоящее время уголовное дело направлено в суд.
Ланкастер - шестой по величине город в округе Лос-Анжелес, в нем около 120 тысяч жителей.
Мэр этого городка Рекс Пэррис обратился к жителям с официальной речью, где призвал их проголосовать за закон, согласно которому заседания городского совета будут открываться молитвой "Отче наш".
"Мы - растущая христианская община, и давайте не будем этого стесняться", - сказал мэр.
Это вызвало недовольство местных мусульман. Глава Исламского института Долины Антилопы Камал аль-Хатоб заявил, что подобное высказывание мэра "заставляет мусульман чувствовать себя чужими". "Это не в духе Америки . Америка для всех", - заявил он.
К 3 годам колонии-поселения осудил 3 февраля Кировский федеральный суд Константина Душенова, главного редактора газеты "Русь Православная". В качестве дополнительного наказания суд запретил ему на три года заниматься издательской деятельностью.
Как передает ИА REGNUM, признанный виновным в разжигании межнациональной и религиозной розни посредством распространения различных видео и печатных материалов через интернет, Душенов и его защита намерены обжаловать приговор, как "несправедливый и необоснованный".
Подельники Душенова - Александр Малышев и Петр Мелешко, помогавшие главному редактору "Руси православной" распространять фильм "Россия с ножом в спине" и ряд печатных материалов, осуждены к 1,5 и 1 году условного лишения свободы соответственно, с испытательным сроком в два года.
В материалах, распространяемых Душеновым, Мелешко и Малышевым, как установил суд, содержались "оскорбительные выпады в адрес евреев и последователей иудаизма", а сами эти материалы были признаны экстремистскими.
Душенов в ходе суда категорически опроверг какую-либо свою причастность к распространению инкриминируемых ему материалов, хоть и признал свое авторство. Также отверг он обвинения и в разжигании межнациональной и религиозной розни, заявив, что высказывал свои религиозные убеждения.
Европейский суд по правам человека в Страсбурге обязал правительство Румынии выплатить компенсацию греко-католической общине за приходскую собственность, конфискованную в коммунистический период.
Греко-католическая церковь была объявлена в Румынии вне закона 1948 году, ее собственность конфисковали и передали православной общине. Запрет на деятельность католиков восточного обряда был снят только в 1990 году.
Страсбургский суд рассматривал иск греко-католического прихода в Самбате (Трансильвания). Согласно Румынским законам, здания, ранее конфискованные у греко-католиков, должны использоваться совместно обеими общинами. Закон также предписывает создание совместных комитетов, в рамках которых православные и греко-католики могут обсудить вопросы собственности. Однако, как утверждали истцы, православные в Самбате не хотели пускать их в храм и вести переговоры.
Согласно вердикту, вынесенному страсбургскими судьями, греко-католики Самбата подверглись дискриминации со стороны властей, так как были лишены возможности отстоять свои права на приход в судах. Европейский суд усмотрел в этом нарушение Конвенции прав человека и обязал правительство Румынии выплатить самбатским греко-католикам 23 000 евро.
Население Румынии - 22 миллиона человек, из которых 87 % принадлежат к Румынской Православной Церкви. В ее пользовании сейчас находятся более 2 000 бывших греко-католических церквей, а также несколько тысяч других зданий. В 1998 году была создана Православно-католическая комиссия, призванная решить споры о собственности, но пока греко-католикам было возвращено только 160 храмов. По официальным данным, греко-католическая община Румынии насчитывает 645 000 человек.
По данным выходящей в Приштине газеты "Коха диторе", в числе первых в ведение СБК перейдет Газиместан - мемориальный комплекс в память о сербских героях, павших в 1389 году в исторической битве на Косовом поле.
За ним последуют православные монастыри и церкви, уже более 10 лет находящиеся под защитой КФОР.
Решение Североатлантического альянса, судя по всему, мотивировано как сокращением численности КФОР до 10 тысяч человек, так и давно уже анонсированными планами по передаче СБК ряда функций в сфере безопасности.
Вне сомнения, оно встретит острую реакцию Белграда и косовских сербов, не склонных доверять Приштине. Более того, в СБК, созданных при финансовой и технической поддержке НАТО, здесь видят угрозу 100-тысячному сербскому корпусу в Косово и Метохии.
Тьма чужда света; и гордый чужд всякой добродетели. Преп. Иоанн Лествичник |
Издан сборник статей и корреспонденций архимандрита Антонина (Капустина).
Архимандрит Антонин (Капустин Андрей Иванович; 1817-1894 гг.) - выдающийся русский ученый, византинист и востоковед. В 1865-1893 годах возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме.
В большом и многообразном литературном наследии архимандрита Антонина совершенно особое место занимает цикл статей и корреспонденций, опубликованных за годы его пребывания в Палестине. Они появлялись в разных периодических изданиях Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Одессы: «Христианское чтение», «Душеполезное чтение», «Церковная летопись «Духовной Беседы», «Труды Киевской Духовной Академии», «Херсонские епархиальные ведомости», «Гражданин»,
«Церковный вестник».
Теперь эти работы объединены в одной книге: Антонин (Капустин), архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866-1891. / Сост., коммент, вступит. статья Р.Б. Бутовой. М., «Индрик», 2010, 512 с.
В первый раздел сборника «Церковная жизнь Святого Града» входят 47 статей архимандрита Антонина, во втором разделе помещены его надгробные слова и некрологи о наиболее значимых лицах Иерусалима, в третьем разделе - фрагмент дневника 1857 года о первой поездке в Святую Землю. В приложении представлены статьи, посвященные о. Антонину. Среди их авторов основатель ИППО В.Н. Хитрово, архиепископ Закинфский Дионисий (Лата), профессор Казанской Духовной Академии С.А. Терновский, архимандрит Фотий (Пероглу).
Корреспонденции о. Антонина из Иерусалима можно разделить на несколько больших тематических групп.
Во-первых, это летопись церковной жизни Палестины. Хроника богослужений, канонических перемещений, избрание новых Патриархов и смерть или низложение прежних - прежде всего, Поместной Иерусалимской Церкви. Жизнь в Палестине давала уникальную возможность не только видеть, но и участвовать в праздновании Крещения на Иордане, Рождества в Вифлееме, Успения Божией Матери в Гефсимании, - все это создавало особое настроение у автора и передавало далеким читателям в России ощущение личного присутствия.
Вторая группа корреспонденция посвящена истории Русской Палестины. Из статей и корреспонденций читатель в России впервые узнавал, что Дуб Мамврийский стал русским, что делается на Елеоне и продвигается ли там строительство русской церкви, что куплен участок в Иерихоне и заложен новый дом для паломников, что происходит в Горней и как постепенно складывается монастырь.
В очерках и корреспонденциях предстает перед нами Русская Духовная Миссия, ее служащие и деятели, русское консульство, дипломаты, служащие и их семьи, сотрудники Палестинской комиссии и Императорского Православного Палестинского Общества и, конечно, это простые русские паломники. Не будь паломника, живой основы нашего присутствия в Иерусалиме - не нужны были бы ни Миссия, ни консульство, ни комиссия. С этой точки зрения о. Антонин обращается к защите интересов верующего народа и выступает его представителем.
Третья группа материалов касается истории Иерусалима. Отец Антонин активно и много сотрудничал с местным населением, особенно арабским и особенно православным, и писал о них. Но рядом с ним были люди и других наций и конфессий, без которых многие проекты и задумки остались бы нереализованными.
Книга не только воспроизводит опубликованные ранее материалы. Она снабжена полной библиографией трудов о. Антонина, именным указателем, а также списками русских консулов и турецких губернаторов Иерусалима. Особую ценность представляют многочисленные и подробные комментарии, составленные Риттой Борисовной Бутовой.
Издание дает яркий и целостный образ Русской Палестины конца XIX столетия.
Специалисты Издательства Белорусского Экзархата (ИБЭ) планируют в феврале 2010 г приступить к оцифровке Полоцкого Евангелия в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург и Москва). Об этом сообщает «sobor.by» со ссылкой на ИБЭ.
Исполнительный директор ИБЭ Владимир Грозов отметил, что оцифровка раритета - важнейший этап в подготовке факсимильного издания Полоцкого Евангелия.
«Между Издательством и Российской национальной библиотекой достигнута договоренность о сотрудничестве. Библиотекой проведена предсъемочная реставрация рукописи - чистка отдельных листов, фиксация разрывов пергамента. Специалисты Издательства произвели предварительный осмотр рукописи. Большую помощь оказывают работники Российской библиотеки - замдиректора Антон Лихоманов, завотделом рукописей Марина Любимова и ее заместитель Павел Медведев, а также завсектором Екатерина Крушельницкая», - сообщил
В.Грозов.
По преданию, Полоцкое Евангелие собственноручно переписывала преподобная Евфросиния Полоцкая. В Российской национальной библиотеке в Петербурге хранится основная часть (170 листов) Полоцкого Евангелия. Часть рукописи находится в Москве. Книга датируется XII в. Эта рукопись на пергаменте, написана уставом, имеет множество орнаментированных инициалов старовизантийского типа.
Издательство Белорусского Экзархата по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, планирует факсимильное воссоздание ряда православных письменных церковных раритетов: Полоцкого Евангелия, древнего «Супрасльского Ирмология», Лавришевского Евангелия (ХII-XIII вв). Факсимильное издание Полоцкого Евангелия планируется изготовить к 1150-летию со дня основания Полоцка, которое будет отмечаться в 2012 году.
Издательство Белорусского Экзархата создано в 1998 году. С 2007 года размещается на территории прихода иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Издательство является лидером православного книгоиздания в Беларуси. Ежегодно выпускает более 1,5 млн экземпляров богослужебной, духовно-нравственной, историко-патриотической, детской литературы и аудио- видеопродукции. Книги издательства продаются в Беларуси, России, во многих других странах. В январе 2009 г. коллектив Издательства получил премию Президента
Беларуси «За духовное возрождение». В 2006, 2007, 2008, 2009 гг за достижения в области издательской деятельности и высокую культуру массовой книги издательство удостоено награды Национального конкурса «Искусство книги» «Золотой фолиант».
Не будь сластолюбив и предан объедению, чтоб не возобновились в тебе прежние твои согрешения. Преп. Антоний Великий |
Похищенный 24 января в штате Эдо на юге Нигерии неизвестными лицами англиканский епископ Петер Имасуэн (Peter Imasuen) был освобожден через три дня, сообщило 30 января Германское агентство католических новостей.
По данным нигерийских газет, живой и невредимый епископ уже вечером 27 января находился в своем доме.
Ранее сообщалось, что похитители требовали за освобождение епископа выкуп в размере 15 млн. наирас (около 70 тыс. евро). Однако была ли выплачена эта сумма, неизвестно. Власти штата Эдо отвергли информацию о денежном выкупе.
Какие-либо подробности об обстоятельствах похищения епископа, а также о предположительных преступниках не сообщаются.
В ночь на среду, 3 февраля, во Львовской области загорелся католический храм св. Мартина - готическая постройка XIV-XV вв.
Как передает "Интерфакс-религия", вызов поступил в 01:43 из села Сусидовичи Старосамборского района. На место сразу же выехали 6 пожарных машин, сообщил начальник пресс-службы главного управления МинЧС во Львовской области Павел Василенко.
На момент прибытия первых пожарных горело уже 180 кв. метров крыши.
Пожар был потушен около четырех часов ночи.
По информации местного священника, были спасены здание костела и имущество на общую сумму 1 млн. гривен (около 3,7 млн. рублей).
Причины пожара и сумма убытков выясняются.
Пожар произошел рано утром в пятницу, 5 февраля, в храме во имя святого Климента, Папы Римского, на Пятницкой улице Москвы , недалеко от метро "Третьяковская".
Очаг возгорания возник в одном из церковных помещений на первом этаже. Прибывшие на место пожара спасатели быстро смогли потушить пламя.
Причины пожара и ущерб, нанесенный храму, в настоящий момент уточняются.
Храм Святого Климента был построен в середине XVIII в. в честь восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, которое совпало с днем памяти Святого Климента. Здание выполнено в стиле барокко. Автор проекта неизвестен, однако, по предположениям историков, архитекторами храма могли быть ученик Карло Бартоломео Растрелли Алексей Евлашев либо Пьеро Трезини. В двухъярусном храме существуют пять приделов.
В 1935 году церковь приспособили под книгохранилище Ленинской библиотеки. В марте 2005 года Московскому Патриархату был передан один из восьми приделов Климентовского храма. В 2008 году благодаря личному участию мэра Москвы храм был полностью освобожден, и на объекте начались ремонтно-реставрационные работы.
В храме сохранился интерьер - пять из семи золоченых многоярусных иконостасов XVIII века, резные изображения ангелов и редкие иконы. После освобождения храма в одном из ящиков были обнаружены наборы старинной церковной утвари.
ИHТЕРФАКС–Религия / Седмица.Ru
Покрой согрешающего, если это не приносит тебе вреда: этим ты ободришь его к покаянию и исправлению, а тебя будет поддерживать милость Владыки твоего. Немоществующих и опечаленных сердцем утверди словом и всеми средствами, находящимися в твоей власти, и та десница, которая носит все, будет поддерживать тебя. Прими участие трудом молитвы и скорбию твоего сердца в огорченных сердцем и отверзется источник милости пред
прошениями твоими. Преп. Исаак Сирин |
Конференцию открыл секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, епископ (с 1 февраля 2010 г. - архиепископ) Егорьевский Марк. По его наблюдениям, образ как таковой все активнее вторгается в нашу жизнь, визуальное восприятие играет все большую роль в жизни современного человека. Массовая культура навязывает образ «человека, подверженного страстям, который все больше теряет человеческое достоинство». Разворачивается своего рода «война образов», в которой «нам невозможно
победить без святого образа, без иконы». По замечанию владыки, наше время отмечено особым вниманием к иконе, причем не только в православной среде: многие католические общины из разных стран мира с 1990-х гг.приглашали иконописцев из России и брали у них уроки. А то, что теперь иконы можно увидеть в некоторых протестантских общинах, епископ называет «чудесами». Церковная музыка и иконопись - это «те каналы, через которые православная духовность становится доступной современному человеку»,
а иконописные образы являются «главным оружием в борьбе за образ Божий в человеке», завершил свое вступление представитель Московского патриархата.
В конференции изъявили желание принять участие 32 докладчика из разных городов России и СНГ, а также из Венгрии и Болгарии. В докладах рассматривался самый широкий круг тем: это и история иконописания, семантика и генезис некоторых иконографических схем, и проблемы современной иконописи, и иконичные мотивы в творчестве И.Шмелева, М.Загоскина, М.Цветаевой, И.Бродского, А.Платонова и других писателей и философов.
Первый доклад - «Софийная образность в русской словесности» был прочитан доктором филологических наук, профессором Александром Моториным (Новгород). На множестве примеров автор показал, как «мистическое понимание софийности» к началу XVIII в. уступило место ее «магической интерпретации», что было связано с общим ослаблением православной веры в России.
Протоиерей Михаил Насонов (Кострома) в докладе «Пластика духовная». Богословие иконы А.С.Хомякова» проанализировал осмысление иконы в творчестве философа-славянофила. По словам докладчика, Хомяков считал авторство подлинных икон «соборным», называя Церковь «автором своих икон» и подчеркивая: для того, чтобы понимать икону, надо «жить в Церкви».
Протоиерей Николай Ким (Будапешт) представил замечательное исследование поэзии Бродского с точки зрения его «бесспорно» христианского мировоззрения. В частности, автор доклада показал пример «прочтения» стихотворения «Сретение» как «иконы в звуке». Как считает о.Николай, в этом произведении можно обнаружить множество признаков иконы: это и «вневременность, и неотмирность изображения, и обратная перспектива, которая просвечивает в неэвклидовой геометрии стиха».
«Богословский смысл любой иконы - тайна Спасения - является смыслом и этого стихотворения», -- заключил священник.
Валерий Лепахин в своем докладе дал аргументированный и однозначный ответ на вопрос, который волнует не только искусствоведов: «Иконопись XVII в.: развитие или кризис?» Подробно описав такие характерные черты поздней иконописи, как ее «раздогматизация», отступление от канонов, акцентирование личного видения художника, нарушение взаимоотношений изображения и слова, «живоподобие» и психологизация, а также разрушение традиционной техники иконописания, явление массового производства
икон и своеобразное новое иконоборчество (когда оклады и иконостасы «борются» против икон), профессор Лепахин делает вывод: в XVII в. приходится однозначно говорить о кризисе иконописания в России. «Иконопись предполагает не развитие, а совершенствование; развитие, путем введения в иконопись чуждых ей элементов, неизбежно ведет к кризису», -- подчеркнул ученый.
Далее в течение двух дней специалисты обсуждали следующие темы: богословие иконы, эстетика иконы, иконология, иконография, иконичность, икона и слово, икона в литературе, иеротопия, иконотопос и эонотопос. Данная конференция продолжает ряд ежегодных форумов по данной проблематике, которые привлекают внимание широкого круга ученых.
3 – 4 февраля 2010 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоится научная конференция докторантов.
Задача конференции – дать соискателям ученых степеней доктора богословия и доктора церковной истории возможность ознакомить ректора и Ученый совет учебного заведения с первыми результатами их научных изысканий. Кроме того, докторанты получат возможность пообщаться как со своими научными консультантами, так и друг с другом.
На пленарном заседании прозвучит приветствие ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополита Волоколамского Илариона, а затем с докладами выступят заведующие кафедрами.
После обеденного перерыва работа конференции продолжится в рамках двух секций. Лучшие доклады конференции будут опубликованы.
Решение о создании Общецерковной аспирантуры было принято по предложению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 31 марта 2009 года. Ректором аспирантуры был назначен председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион.
8 февраля в конференц-зале Паломнического центра Московского Патриархата пройдут XII ежегодные Свято-Елисаветинские чтения. Тема нынешних чтений - «Служение как призвание в жизни человека и общества», сообщили в Паломническом центре Московского Патриархата.
На конференции предполагается обсуждать проблемы широкого спектра - как конкретные, связанные с жизнью и подвигом самой преподобномученицы (формы социального служения в Гессенском доме; Елисавета Феодоровна перед выбором жребиев Марфы и Марии; социальное служение по завещанию великой княгини), так и касающиеся глубинных основ духовной социальной и культурной деятельности современного человека и общества
(мотивация социального служения в прошлом и настоящем; социальное служение в жизни современного общества и т.д.).
На обсуждение вопросов и на выступление в конференции заявлено около двадцати докладов и сообщений.
Чтения пройдут при участии председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия. Вести чтения будут архиепископ Егорьевский Марк, секретарь Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; профессор И.К. Кучмаева; директор Научного центра ГАСК «Политическая аксиология», доктор философских наук, профессор МГУ им. Ломоносова и ГАСК В.Н. Расторгуев.
Завершит чтения выступление проректора по науке ГАСК, к.х.н., профессора И.Г. Страховской, которая подведёт итоги научных выступлений и дискуссий, а профессор И.К. Кучмаева предложит для обсуждения участникам конференции тему следующих XIII Свято-Елисаветинских чтений.
4 февраля в Москве состоялось пленарное заседание Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК), посвященное теме «Христианская семья - «малая церковь» и основа здорового общества».
Пленум возглавили сопредседатели ХМКК: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, ординарий Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци, а также председатель Отдела внешних церковных связей Российского союза ЕХБ В.К.Власенко.
Владыка Иларион огласил приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам встречи. В своем выступлении председатель ОВЦС отметил, что в современном обществе наблюдаются деструктивные тенденции в вопросах семьи, рождения и воспитания детей и сохранения высоких духовно-нравственных идеалов. Митрополит Иларион выразил уверенность в необходимости ведения диалога с государственными властями и представителями религиозных организаций с целью защиты традиционного, библейского взгляда на
семью и преодоления демографического кризиса.
Членами Комитета являются Русская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь, Армянская Апостольская Церковь, а также католическая и лютеранская церкви России, Беларуси, Украины, Латвии, Литвы, Эстонии, Российский союз евангельских христиан-баптистов, Российская церковь христиан веры евангельской, Российский объединенный союз христиан веры евангельской и Адвентисты седьмого дня.
В ходе мероприятия представители христианских церквей обсудили ряд актуальных современных проблем - соотношение нравственности и традиционных христианских ценностей, библейское понимание семейных отношений и воспитания детей, отношение к смешанным бракам и вопросы биомедицинской этики.
Были единогласно приняты Итоговый документ пленарного заседания Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии и Декларация о традиционных христианских ценностях.
В рамках программы пленума прошла пресс-конференция, в которой приняли участие сопредседатели ХМКК.
Как невозможно без оружия убивать зверей: так невозможно без смирения приобрести безгневие. Преп. Иоанн Лествичник |
В ЧЕСТЬ ГОДОВЩИНЫ ИНТРОНИЗАЦИИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ВВЦ ОТКРОЕТСЯ ВЫСТАВКА-ЯРМАРКА «ЗВОН КОЛОКОЛОВ»
Со 2 по 8 февраля в павильоне №69 Всероссийского выставочного центра состоится XXX Международная православная выставка-ярмарка "Звон колоколов".
Мероприятие посвящено святой блаженной Ксении Петербургской, а также приурочено к дате интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, сообщает пресс-служба ВВЦ.
На выставке ожидается более 500 экспонентов из России, Греции, Израиля, Белоруссии, Украины и других стран. Они продемонстрируют художественно-декоративные изделия, иконы, свечи, лампады, облачения, а в разделе "Православная трапеза" будет представлен большой ассортимент продуктов питания.
Кроме того, 6 февраля в рамках выставки пройдет концерт православной авторской песни, на котором служители храмов и монастырей исполнят свои музыкальные композиции. Все исполнители являются лауреатами и дипломантами фестивалей православной и патриотической песни "Ковчег" (Дубна), "Исповедь сердца" (Кострома), Александро-Невского фестиваля (Санкт-Петербург) и других.
Соловки
- Жемчужина севера России" открылась во Париже. Организаторы проекта собрали уникальную коллекцию, отражающую неповторимые красоты Приполярья и Соловецкого архипелага, сообщает ИТАР-ТАСС
Выставка проходит в рамках перекрестного Года России-Франции под покровительством французского министра культуры Фредерика Миттерана, генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой и посла РФ Александра Орлова.
Данная экспозиция три года назад уже побывала в Страсбурге в рамках визита во Францию покойного Святейшего Патриарха Алексия II. С тех пор она была значительно расширена и дополнена.
Сегодня французским посетителям предоставлена возможность открыть для себя потрясающие пейзажи Соловков, а также жизнь знаменитого Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, основанного более пяти столетий назад.
Братия обители на протяжении веков создала неповторимые архитектурные и инженерные сооружения, памятники.
Сами Соловецкие острова как культурный и исторический ансамбль включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Павлу, размещена на официальном сайте Сербской Православной Церкви:
Печатная версия альбома была подготовлена совместно информационной службой Сербской Церкви и министерством по делам религий Сербии и вышла в свет к 40-му дню с момента упокоения Святейшего Патриарха Павла.
Фотоальбом посвящен, в первую очередь, торжественному прощанию с блаженно почившим Предстоятелем Сербской Церкви, которое проходило в Белграде с 15 по 19 ноября 2009 года.
Осуждаемся мы не за то, что входят в нас помышления греховные, но за злоупотребление ими. По причине помышлений подвергаемся кораблекрушению, и по причине помышлений получаем венцы. Отечник |
ЗАВЕРШИЛАСЬ РЕСТАВРАЦИЯ МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА СПАСО-ЕВФИМИЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ В СУЗДАЛЕ
В Суздале Владимирской области завершена длившаяся 6 лет глобальная реставрация музейного комплекса "Спасо-Евфимиевский монастырь", сообщается на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Общая стоимость реставрационных работ превысила 360 млн. рублей, большая часть из которых поступила по федеральной адресной инвестиционной программе "Культура России".
На эти средства удалось восстановить обрушившуюся в 2003 году верхнюю часть монастырской стены, укрепить берега реки Каменки, на которой стоит монастырь, чтобы предотвратить оползни, отреставрировать и реконструировать все монастырские стены и башни, восстановив боевые ходы в них, выполнить обмазку стен. Теперь посетители монастыря могут совершить увлекательную экскурсию по боевым ходам монастырских стен.
В минувшем году на территории монастыря на народные деньги был воссоздан мавзолей князя Дмитрия Пожарского. Одновременно к открытию мавзолея была завершена и реставрация главного собора обители - Спасо-Преображенского. Кроме того, в монастыре была проведена реконструкция всех инженерных сетей.
"Сбылась давняя мечта - музейный комплекс монастыря сделать световым "оазисом". С этой целью по заказу музея была выполнена подсветка архитектурного ансамбля стоимостью 14 млн. рублей. Эти работы выполнены с применением новых энергосберегающих технологий", - говорится в сообщении музея-заповедника.
При советской власти на территории монастыря - памятника архитектуры XVI-XVII веков - располагалась женская исправительная колония. В 1968 году архитектурный ансамбль вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Это был первый в стране опыт музеефикации целого архитектурного ансамбля. В 1977 году за создание музейного комплекса в Спасо-Евфимиевском монастыре музей-заповедник был отмечен Государственной премией РСФСР, а в 1992 году монастырь вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Украинские историки пришли к выводу, что собор Святой Софии в Киеве был основан 4 ноября 1011 года - на 26 лет раньше, чем было принято считать, сообщает «Lenta.ru» со ссылкой на «Украинские новости».
Ранее основание собора обычно датировалось 1037 годом и приписывалось великому князю Ярославу Мудрому. Считалось, что Ярослав повелел построить грандиозный собор в ознаменование победы над печенегами, одержанной годом ранее.
Эта версия основывалась на свидетельстве "Повести временных лет" (древнейшем русском летописном своде), хотя в самом соборе были обнаружены надписи на стенах, оставленные прихожанами и датированные более ранним периодом (в том числе и до начала княжения Ярослава).
Кроме того, собор упоминается в письменных источниках ранее 1037 года (в частности, в немецкой "Хронике" Титмара Мерзебургского под 1018 годом).
Заведующая отделом научно-исторических исследований национального заповедника "София Киевская" Надежда Никитенко заявила на круглом столе, посвященном истории собора, что совместно с коллегами установила точную дату начала строительства, а также освящения собора, на основании многочисленных древних надписей на стенах. Место под строительство было освящено, по версии Никитенко, 4 ноября 1011 года, при св. великом князе Владимире, а его сын Ярослав лишь завершил строительство. Софию Киевскую освятили 11 мая
1018 года.
Гендиректор заповедника Неля Куковальская добавила, что ЮНЕСКО уже признала эту датировку наиболее корректной и наметила торжества по случаю тысячелетия Святой Софии на 2011 год.
Собор был включен в список объектов мирового культурного наследия ЮНЕСКО в 1990 году.
По мнению Никитенко, летописец приписал честь основания собора Ярославу по политическим соображениям: "Повесть временных лет" составлялась именно во времена этого князя. Правда, Никитенко приводит в этой связи весьма спорный аргумент: якобы Ярослав не питал особого пиетета к своему отцу Владимиру, больше любившему других своих сыновей, Бориса и Глеба.
Между тем, появление при Ярославе произведений, прославляющих Владимира, таких, как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, не позволяет согласиться с доводом исследовательницы.
Отметим, что долгое время основание Софии Киевской датировалось именно 1011 годом. В частности, именно эта дата была начертана над входом в собор в XVII веке, во время масштабной реконструкции, начатой по инициативе митрополита Петра Могилы и значительно изменившей облик памятника. Впоследствии Софию "омолодили" на основании летописных свидетельств.
0 коммент.:
Отправить комментарий