Патриарх Варфоломей посетил Восточную Фракию
13.10.2014 10 октября Константинопольский патриарх Варфоломей посетил древний город Селимбрию, расположенный на территории европейской части Турции - в Восточной Фракии.
Поездка была связана с необходимостьюоказать помощь митрополиту созданной в июле 2014 г. Силиврийской митрополии в подготовке богослужения в день памяти одного из величайших святых ХХ в. - святителя Нектария Эгинского, митрополита Пентапольского, который был уроженцем этого города.
Патриарх Варфоломейобсудил ряд вопросов с мэром Селимбрии и поблагодарил его за содействие в организации Божественной литургии, которая состоится 9 ноября 2014 г., а также за общий интерес и положительное отношение к православному присутствию в этом регионе.
Из мэрии Селимбрии Константинопольский Патриарх отправился в село Кермени (сейчас Дегирменкёй), чтобы помолиться в руинированном храме св. Параскевы, сообщило грческое информационное агентство «Амен».
Состоялось освящение храма в честь прп. Сергия Радонежского на территории одного из крупнейших вузов Ставрополья
14.10.2014 12 октября 2014 года, в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь преподобного Сергия Радонежского на территории Невинномысского государственного гуманитарно-технического института (НГГТИ) и возглавил первую Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили благочинные церковных округов Ставропольской епархии и духовенство г. Невинномысска.
Первый камень в строительство храма на территории НГГТИ был заложен в 2010 году. Церковь возводилась на добровольные пожертвования. Деревянный храм выполнен в лучших традициях русского зодчества. Богатую резьбу по дереву исполнили мастера производственного обучения НГГТИ, купол и крест отлили в Волгодонске.
Патриарх Кирилл просит президента Ирака защитить христиан в этой стране
14.10.2014 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в письме президенту Ирака Фуаду Масуму выразил обеспокоенность положением христиан в этой стране.
"Христиане Ирака находятся в состоянии, близком к отчаянию, многие из них склоняются к мысли о необходимости навсегда покинуть не только Ирак, но и вообще Ближний Восток, поскольку они не могут чувствовать себя здесь в безопасности. Исчезновение христианства в этом древнем регионе будет иметь катастрофические последствия для всего мирового сообщества", - говорится в письме, которое цитирует пресс-служба синодального Отдела внешних церковных связей.
Патриарх указал на то, что сотни тысяч иракских христиан и представителей других религий были вынуждены под давлением боевиков покинуть свои дома.
"Лишенные имущества беженцы живут в условиях гуманитарной катастрофы", - говорится в письме.
Предстоятель также поднял вопрос о судьбе бывшего вице-премьера Ирака Тарика Азиза, который уже 11 лет пребывает в заключении и в сентябре 2014 года обратился к мировой общественности, в том числе к Русской Церкви, с призывом содействовать его освобождению.
Совершена закладка первого в Москве храма в честь преподобных Кирилла и Марии Радонежских
15.10.2014 11 октября 2014 года, в день памяти преподобных Кирилла и Марии Радонежских, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря епископ Воскресенский Савва совершил чин освящения закладного камня в основание храма в честь прпп. Кирилла и Марии Радонежских на Новочеркасском бульваре в районе Марьино Юго-восточного викариатства г. Москвы.
Временный храм в честь преподобных Кирилла и Марии будет вмещать до трехсот человек. Постоянный каменный храм, строительство которого планируется на этом месте, будет посвящен святому праведному Симеону Верхотурскому. Закладка фундамента временного храма началась в конце сентября этого года, вскоре после дня памяти праведного Симеона (25 сентября), завершение строительства будет приурочено к декабрьскому дню памяти святого (31 декабря).
В настоящее время в районе Марьино, где проживает 250 тысяч человек, запланировано строительство 5 храмов, три временных храма уже возведены.
Александрийский патриарх Феодор II совершает визит в Кению
15.10.2014 12 октября начался визит Александрийского Патриарха Феодора II в Кенийскую митрополию - самую большую по числу православных верующих епархию Александрийской Церкви. Патриарха сопровождают митрополиты Гвинейский Георгий и Камерунский Григорий, а также протопресвитер Афинодор Папаеврипиадис.
В аэропорту Феодор II был встречен Кенийским митрополитом Макарием и африканским духовенством, послами Греции и Египта и другими официальными лицами. Митрополит Макарий доложил Феодору II о ходе той колоссальной работы, которая ведется им в Кении.
13 октября предстоятель Александрийской Православной Церкви посетил трущобы Киберы - второго в мире по величине "барачного города" после фавел Бразилии. Там он совершил молитву в церкви великомученика Георгия Победоносца, а затем посетил детский сад, начальную школу и медицинский центр, которые действуют под эгидой Кенийской митрополии.
Дети встретили Патриарха народными песнями и плясками. Вслед за этим Феодор II отправился в приют, который недавно был построен в Вутли. Рядом с ним возводится техническая школа. После этого патриарх побывал в местностях Куангуари, Рирони и Керейта, где находятся православные начальные школы и детские сады. В Керейте он также осмотрел больницу "Благовещение Пресвятой Богородицы", а в Рирони находящийся на стадии строительства духовно-просветительский центр "Святой Елевферий".
В каждом учебном заведении детям предоставляется бесплатное питание, а в будущем предусматривается строительство общежитий, так как среди детей большое число сирот, а другие проходят пешком до школы по 5-10 км.
Русская духовная семинария в Париже открывает богословские курсы
15.10.2014 По благословению руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Егорьевского Марка и епископа Корсунского Нестора Русская духовная семинария во Франции открывает богословские курсы для нужд православных епархий и общин в Западной Европе.
Курсы предназначены для клириков, желающих повысить свое богословское образование, и мирян, готовящихся к преподаванию в приходских школах, на катехизаторских и миссионерских курсах, а также возглавляющих молодежные и иные приходские ассоциации. На курсах будет преподаваться православное богословие, история Церкви и литургика.
На курсы принимаются лица мужского и женского пола не моложе 18 лет и имеющие полное среднее образование.
При российских монастырях планируют создать реабилитационные центры для бездомных
17.10.2014 Русская Православная Церковь рассматривает возможность реабилитации при монастырях и храмах лиц без определенного места жительства.
Как пишет в пятницу газета "Известия", Церковь поддержала идею создания "общества возвращения" для бездомных, предложенную одним из столичных чиновников.
По словам Ильи Кускова, руководителя направления помощи бездомным синодального Отдела по благотворительности, в монастырях бродягам могут предложить ночлег, еду и работу, также обсуждается возможность проведения с ними комплексных бесед - как представителями Церкви, так и психологами.
Как ранее сообщали "Известия", в Подмосковье планируется создать ферму, на которой бездомные могли бы выращивать кроликов и кур за еду и ночлег. Уже выбран предполагаемый для реализации проекта земельный участок неподалеку от Фрязино.
Иерусалимский патриарх выразил недовольство законодательным разделением палестинцев на мусульман и христиан
13.10.2014 По сообщению греческого агентства церковных новостей «Ромфея», Иерусалимский патриарх Феофил III через своего представителя выразил недовольство новым законом, принятым парламентом Израиля 18 сентября 2014 г., согласно которому палестинское меньшинство делится на мусульманскую и христианскую общины. Христианская община при этом получила название «Арамейская».
Патриарх охарактеризовал этот закон как попытку внести раскол среди палестинцев путем разделения их по религиозному признаку. Кроме того, неодобрение Феофила III вызвало предписание закона об призыве арабов-христиан на военную службу в армию Израиля.
Суд обязал чиновников принять на баланс брошенные храмы в Орловской области
13.10.2014 В Орловской области суд удовлетворил иски прокуратуры к администрациям сельских поселений, требовавшей обязать чиновников зарегистрировать пустующие храмы. Об этом сообщает «Российская газета».
В ходе проверки прокурорские работники обнаружили несколько церквей, оказавшихся в буквальном смысле брошенными. Несмотря на то что они являются памятниками истории и культуры и охраняются государством, право собственности на них не оформлено.
По закону регистрировать бесхозяйные объекты обязаны органы местного самоуправления. Прокуратура выдала сельским чиновникам предписания, которые те отказались выполнять. Спор дошел до суда.
Главным аргументом сельских глав стало отсутствие в местных бюджетах денег на изготовление технической документации. Однако суд посчитал, что это не имеет правового значения и удовлетворил исковые требования в полном объеме, обязав чиновников «поставить объекты культурного наследия на учет как бесхозяйное имущество с целью их дальнейшего принятия в муниципальную собственность».
По словам старшего помощника прокурора Орловской области Елены Семиной, удовлетворено уже пять таких исков. Они были предъявлены сельским администрациям из Ливенского района.
Власти Ирака предоставят беженцам-христианам 25 000 разборных домов
15.10.2014 В правительстве Ирака объявили, что будут предоставлены иракским христианам, которые бежали из своих городов в связи с наступлением боевиков из т.н. «Исламского государства Ирака и Леванта», передает информационное агентство Fides.
Приблизительно 23 000 домов будут направлены в Дохук, еще 2 000 пошлют в Анкава. Оба этих города расположены в полуавтономной области Курдистан.
В Пакистане сняты обвинения в «богохульстве» с нескольких десятков христиан
16.10.2014 В Пакистане несколько десятков христиан, обвиненных в «оскорблении пророка Мухаммеда» окончательно оправданы после письменного согласования с обвинителем-мусульманином. Согласно Cross Map, благодаря вмешательству юристов, финансируемых фондом Варнавы, освобождены арестованные в сентябре по делу о «богохульстве» христиане.
2 сентября в небольшой деревне Чак в Фейсалабаде разгорелся спор о возможности для христиан использовать под кладбище землю, на которой когда-то хоронили мусульман. Участок оформил в дар христианской общине местный чиновник-мусульманин Мухаммад Икбал. Во время того как христиане решили заняться обустройством участка, собралась толпа мусульман и препятствовала разделу земли. Тогда же мусульманин по имени Ашик Хусейн подал иск в полицию, обвинив христианскую общину и даровавшего ей землю мусульманина в «оскорблении пророка Мухаммеда». По данным Fides, число проходящих по этому делу христиан, равнялось 31. Согласно данным Cross Map, были арестованы 13 христиан.
Данные о межрелигиозном напряжении в Чаке подтвердил профессор Самундрийского колледжа Джемсон Пол. По его словам, речь идет о сведении личных счетов между Хусейном и Икбалом.
За «оскорбление пророка Мухаммеда», по пакистанским законам, полагается смертная казнь. Христиане, боясь столкновений, принесли извинения и отказались использовать этот участок земли. Полиция совершила рейд по домам христиан, сломав ворота и предупредив о том, что им грозит расправа. Многие христианские семьи бежали из деревни.
Теперь, благодаря вмешательству христианских юристов, с христиан снято обвинение в «оскорблении пророка Мухаммеда». Однако чтобы получить место под кладбище, они должны выкупить землю. В районе проживает около 300 семей христиан и около 1 тыс. семей мусульман.
Теология до сих пор поражена в правах в системе российского образования, заявил прот. Владимир Воробьев
17.10.2014 Ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев обеспокоен тем, что богословские знания недоступны большинству россиян.
"Теология остается пока пораженной в правах специальностью, до сих пор защитить кандидатские и докторские диссертации по теологии можно только за рубежом, а чтобы руководить выпускными магистерскими работами по теологии, возглавить соответствующую кафедру или факультет, нужно перестать быть теологом, сменить научную специальность на религиоведение, историю, филологию", - заявил священник в четверг на II международном форуме "Религия и мир" в Москве.
По его мнению, получить знания о религиях из первых рук - от квалифицированного специалиста с богословским дипломом - практически негде, а духовные поиски народа "становятся пространством злоупотреблений для деструктивных культов, антиобщественных и антигосударственных организаций".
"Примером может служить распространение ваххабитского учения среди мигрантов и агрессивное распространение неоязычества, в том числе, в форме так называемого "родноверия" (это, как известно, международная отрасль тоталитарного сектантства со штаб-квартирой в США, развивающаяся на платформе "Нью эйдж", - заявил священнослужитель.
Он указал на то, что теология пока отсутствует в списке научных специальностей Высшей аттестационной комиссии РФ, а это значит, что защита диссертации по теологии в церковном учебном заведении "остается фактом частной жизни ученого и не принимается в ВАК на утверждение".
Отец Владимир также сообщил, что бюджет финансирует подготовку совсем небольшого числа теологов (чуть более 300 на 2015 год).
Как сообщалось ранее, министерство образования РФ издало приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению "теология". В этом стандарте содержатся требования, обязательные при реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Аспиранты будут изучать христианскую, исламскую, иудейскую и буддийскую теологию, а затем смогут заниматься научно-исследовательской деятельностью в этой области, экспертной и "представительско-посреднической деятельностью в религиозной сфере", просветительской и воспитательной работой.
17.10.2014 После 5 отсрочек пакистанский суд все же подтвердил смертный приговор христианке Асии Биби, ставшей символом борьбы с законом о «богохульстве».
Ее адвокаты подают апелляцию в Верховный суд – последнюю судебную инстанцию Пакистана, сообщает AsiaNews.
16 октября после слушаний, которые длились несколько часов, Высокий суд Лахора подтвердил смертный приговор, вынесенный судом низшей инстанции. В своем постановлении суд поддержал обвинения, выдвинутые двумя мусульманками, которые утверждают, что якобы слышали «богохульство» из уст Асии Биби.
Мать пятерых детей Асия Биби была приговорена к смерти в ноябре 2010 г. и с тех пор содержится в одиночном заключении в целях безопасности.
Епископ Исламабада Руфин Энтони назвал решение суда «вопиющим нарушением» и призвал христиан по всему миру присоединиться к пакистанским христианам в молитве за Асию Биби и др. обвиняемых в «богохульстве». В воскресенье в Пакистане пройдет день молитвы за освобождение Асии Биби.
Яценюк дал указание пресекать попытки захвата храмов на Украине
19.10.2014 Украинский премьер-министр Арсений Яценюк поручил Министерству внутренних дел, Министерству культуры, Киевской и областной государственным администрациям «безотлагательно принять меры для недопущения обострения межконфессиональных отношений, включая захват культовых сооружений».
Об этом идет речь в поручении премьер-министра Украины от 13 октября 2014 № 102, сообщает пресс-служба УПЦ.
Арсений Яценюк поручил центральным и местным органам власти принять меры для решения проблемных вопросов, озвученных во время встречи с членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций 3 октября.
Министерство культуры обязано провести мониторинг случаев межконфессионального противостояния и разработать план мероприятий по их предотвращению.
Еще одной задачей Министерства является возобновление работы комиссии по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций при Кабинете министров Украины, должен быть обновлен ее должностной состав.
Книга известного немецкого католического богослова Антона Баумштарка «Сравнительная литургика» впервые издана на русском языке
14.10.2014 Презентация русского издания книги знаменитого немецкого католического богослова Антона Баумштарка «Сравнительная литургика. Принципы и методы изучения христианского богослужения» (Издательство Амфора, Омск, 2014) состоялась 13 октября в Москве, в Культурном центре «Покровские ворота». Книгу представил издатель и переводчик Сергей Голованов, русский католический священник славяно-византийского обряда, создатель и руководитель проекта «Литургиология».
Сергей Голованов сообщил, что русское издание самого известного труда Антона Баумштарка приурочено к 70-летию его выхода в свет. Как отмечается в предисловии к русскому изданию, немецкий богослов оказал огромное влияние на литургические исследования и оставил после себя значительное наследие: «Практически нет такого раздела литургики, где не встречалось бы его имя». Теперь составить свое мнение об исследовании, «связывающем богослужебную традицию Востока и Запада в одно целое» (по словам переводчика), смогут русскоговорящие студенты и преподаватели духовных школ, светских богословских учебных заведений, а также все, интересующиеся историей православного обряда, культурологией, религиоведением.
С. Голованов познакомил участников вечера с биографией Антона Баумштарка (1872-1948), которая, как признался переводчик, поставила его в тупик: «трудно было понять, «хороший» он или «плохой»». Дело в том, что в 1930-40-е гг. имя богослова было скомпрометировано участием в национал-социалистической партии Германии и гитлеровских «чистках» научных кадров. Потомственный представитель интеллектуальной элиты Германии, А. Баумштарк в молодости быстро завоевал признание как блестящий ориенталист, полиглот (знал классические и многие восточные языки), плодовитый автор статей по истории древних церквей, специалист в области литургики. Как подчеркнул автор перевода, научный триумф А. Баумштарка в 1920-е гг. во многом был связан с тем, что он талантливо интерпретировал греческие богослужебные тексты, собранные и изданные русским византинистом Дмитриевским. Получилось так, что русская богословская школа в начале ХХ века накопила знания, но не успела их использовать, литургическая школа в России была уничтожена, а немецкий ученый на основании этих ценнейших источников «превратил литургику в науку, имеющую свою методологию», сказал С.Голованов.
«Сравнительная литургика» -- это курс лекций, прочитанных в 1932 г. в бельгийском Амэ-сюр-Мез для общины монахов, молящихся о соединении церквей, особо интересующихся тем, что соединяет восточную и западную церковные традиции. Больше всего их связывает именно богослужение, и эта тесная связь определяется общими корнями, утверждал А.Баумштарк. «Работая на Ближнем Востоке, он увидел там культурные корни Западной Европы, проследив миграцию христиан с Ближнего Востока в Европу полторы тысячи лет назад», -- рассказывал С.Голованов.
«Возвышенная задача историка литургии состоит в том, чтобы искать и описывать рождение и вариации изменчивых форм этой неизменной сущности и вечной ценности», -- писал А. Баумштарк. На основе огромного числа источников, будучи глубоким знатоком еврейской богослужебной традиции, он ставит неожиданные вопросы и предлагает свои гипотезы: какое влияние оказало на формирование христианской литургии языческое богослужение? Как возник культ святых? В чем предназначение Великого поста? Почему главное христианское богослужение состоит из двух частей? Откуда взялось учение о семи таинствах? В какой степени «единые корни» и «неизменная сущность» богослужения зависят от менталитета разных народов?
В числе «гениальных прозрений» А. Баумштарка автор русского перевода называет его версию о происхождении литургии, которая восходит не к еврейскому пасхальному ужину (седеру), как считает большинство исследователей, а «просто к еврейскому благословению трапезы». Это, считает С. Голованов, «опрокидывает чересчур сакрализованный подход к литургии», показывая, что цель богослужения – не сакрализация, не личное удовлетворение (как в служении литургии в одиночку или в адорации), но «объединение людей друг с другом через единение с Христом».
С. Голованов упомянул также о «законах литургической эволюции», открытых А.Баумштарком. Например, богослов утверждал, что с распространением христианства на новые территории литургия «спонтанно развивается», в нее включаются все новые и новые формы, при этом древнейшие элементы («наиболее важные части», по словам переводчика) либо полностью исчезают, либо оставляют некоторые следы. Это касается, в частности, ветхозаветных чтений, которые уступают место произведениям литургической поэзии. Как пишет А.Баумштарк, в развитии византийского канона «библейский текст под грузом нового поэтического элемента постепенно изнемог». Так же образно сформулированы и другие законы эволюции богослужения, на которые опирается современная литургика, впрочем, не всегда соглашаясь с ними, отметил С.Голованов.
Русский перевод книги Антона Баумштарка, широко известной на Западе, вышел в рамках проекта «Литургиология», задачей которого является осуществление доступа русскоязычного читателя к современным источникам информации по литургике, через издание новых источников, монографий, эссе и статей, ставших вехами в исследовании православного богослужения.
16.10.2014 Впервые в русском переводе издается известная монография Роберта Готца, посвященная проблемам развития богословия таинств в традициях христианского Востока и Запада (от новозаветного периода вплоть до 60-70-х годов XX века), а также истории взаимоотношений этих традиций. Автор скрупулезно исследует аутентичные черты православного, католического и протестантского учений о таинствах в их развитии, уделяя особое внимание взаимным влияниям, которые указанные учения испытывали в силу различных исторических и иных перипетий.
Данная книга — первое русскоязычное издание, содержащее обзор истории развития таинств на христианском Востоке и Западе. Написанная специалистом высокого класса с любовью к православной традиции, она не устарела более чем за тридцать лет, прошедшие с момента выхода оригинального издания. Данный труд — свидетельство возможности плодотворного диалога христианских традиций, несмотря на различие их исторического пути.
В основу книги положен русский перевод немецкого издания (Hotz R. Sakramente — im Wechselspiel zwischen Ost und West.Zurich, Koln : Benziger Verlag;Gutersloh: Gutersloher Verlagshaus Gerd Mohn, 1979. 342 S.). Специально для русскоязычного издания автор внес в текст некоторые исправления (в основном в третьей части книги). Перевод фрагментов на греческом и латинском языках сделан А. В. Марковым. Научная редакция выполнена П. Д. Сахаровым.
В книге сохранены структура и научный аппарат оригинального издания. В библиографии представлены все позиции немецкого оригинала, в том числе те, на которые нет явных ссылок в основном тексте. Сохранено авторское деление библиографии на разделы. Внутри раздела «Русские и зарубежные издания» введен дополнительный подраздел «Издания на русском языке». Все имена, топонимы, названия источников согласованы с принятыми в российском научном лексиконе. Богословская терминология также приведена в соответствие с принятой в русской традиции.
Предметный и именной указатели взяты из немецкого издания с небольшими изменениями. Добавлены некоторые понятия и персоналии, значимые в контексте восточной христианской традиции (например, «спор об эпиклесисе»). Опущены имена, которые встречаются только в списке библиографии в иноязычных изданиях. Элементы указателей упорядочены вначале по кириллическому, затем по латинскому и греческому алфавитам.
Книга будет интересна студентам духовных и светских учебных заведений и всем, кто интересуется историей христианской традиции и богословием.
Издание осуществлено при поддержке организации «Акция солидарности Реновабис».
Книгу можно приобрести в интернет-магазине «Предание» и в киоске СФИ.
В Издательстве Московской Патриархии вышел «Греческо-русский словарь христианской церковной лексики»
18.10.2014 В Издательстве Московской Патриархии вышло в свет новое справочное издание «Греческо-русский словарь христианской церковной лексики (с толковыми статьями): 4 500 слов и выражений». Автор — священник Александр Назаренко.
Впервые издается словарь, включающий терминологический пласт церковной лексики современного греческого языка. В книге содержатся понятия и термины богословских дисциплин: догматики, библеистики, литургики, иконографии, гимнографии, церковного права, православной антропологии и христианской этики, церковной архитектуры, византийского пения, сектоведения и др., а также «афонский лексикон», отражающий языковые реалии святогорской монашеской жизни. Ряд словарных статей сопровожден толковыми статьями, объясняющими особенности греческой церковной практики. Словарь рекомендован священнослужителям, учащимся духовных школ, переводчикам, паломникам и всем желающим прикоснуться к сокровищнице греческого языка.
Научные консультанты — священник Максим Плякин (гимнография), И.В. Старикова (византийское пение).
В Тбилиси ограбили и осквернили храм
14.10.2014 В Тбилиси в ночь на вторник неизвестные ограбили церковь Святой Варвары.
"Церковь не просто ограблена, она поругана, так как сорваны со стен иконы, сломаны кресты. Это акт вандализма", - заявил журналистам настоятель церкви отец Исе.
Сотрудники полиции в эти часы находятся в церкви и пока не дают журналистам комментариев.
Во вторник в Грузии нерабочий день, отмечается религиозный праздник Светицховлоба в честь древнего храма в городе Мцхета Светицховели.
Албанцы осквернили Дечанский монастырь в Косово
14.10.2014 Граффити «ISIS» («Islamic State of Iraq and Syria» — «Исламское государство Ирака и Сирии») появились 12 октября на стенах одной из построек монастыря Высокие Дечаны в Косово. На следующее утро, новые граффити «ISIS» и «AKSH» («Национальная армия Албании») появились на сей раз на входе в монастырь. Другие надписи, такие как «UCK», «AKSH», также фраза «Халифат идет!» были сделаны в черно-красной гамме албанского флага. На одном из хозяйственных зданий монастыря, в 150 м. от итальянского контрольного пункта сил KFOR, были также сделаны два граффити на арабском языке. Об этом рассказал настоятель Дечанского монастыря архимандрит Савва (Янич).
По словам отца Саввы, наиболее близкие граффити были сделаны на садовой постройке, которая удалена на 300 м. от собора Дечанского монастыря, в то время как другие граффити были обнаружены на постройках в радиусе 500 м от храма. Это хозяйственные постройки монастыря, где монахи хранят инвентарь для обработки земли и содержат скот.
Граффити, наиболее вероятно, были нарисованы в ночь с субботы на воскресенье, 12 октября. Монахи заметили надписи в воскресенье, после Литургии. Они предупредили полицию Косово и KFOR о случившемся акте вандализма. Во время освидетельствования места происшествия, где присутствовали архимандрит Савва и полковник Анджело Минели, группа албанцев, в сотне метров от них, выкрикивала в течение нескольких минут: «UCK, UCK».
«Итальянская KFOR в течение последних недель усилила наблюдение за монастырем и установила новую систему видеонаблюдения за оградой монастыря. Но все-таки мы противостоим всем опасностям и трудностям, которые стали серьезнее чем раньше. То, что люди, у которых по всей видимости имеются дурные намерения, пришли к монастырю и устроили такую провокацию, несмотря на защиту KFOR, показывает, какова новая реальность в Косово и Метохии», — с горечью констатировал отец Савва, слова которого приводит официальный сайт Сербской Православной Церкви.
Бедуины Синая напали на монастырь святой Екатерины и обложили его данью
14.10.2014 Древнейший православный монастырь cвятой Екатерины, располагающийся на библейской земле Синайского полустрова, вновь подвергся гонениям со стороны радикалов-исламистов и местных властей, сообщает информационный портал "Линга" со ссылкой на расследование "Copts Today".
На сегодняшний день основную угрозу жизни монахов и состоянию памятника мировой архитектуры составляют арабы-исламисты, ведущие полукочевой образ жизни в Синайской пустыне.
В частности, известный адвокат, доктор Ийхаб Рамзи поведал журналистам о следующих подробностях преступлений, совершенных радикалами против обители и ее насельников:
"Недавно некоторые жители района ат-Талʻа предприняли попытку штурма монастыря – и в итоге им удалось снести ворота и взять в заложники двух монахов. Братии пришлось подчиниться налетчикам и согласиться выплачивать им определенную дань в обмен на прекращение нападений. Тем не менее, исламисты до сих пор угрожают всем священнослужителям и инокам расправой – на этот раз, из-за якобы незаконно занятой монастырем территории".
Юрист подчеркивает, что, несмотря на многочисленные жалобы и обращения, правоохранительные органы никак не отреагировали на сложившуюся ситуацию, оставаясь сторонними наблюдателями – а, по своей сути, соучастниками – всех упомянутых правонарушений. "Единственная псевдосудебная инстанция в пустыне – это суд арабских племен, наложивший на монахов дань в объеме 150 000 египетских фунтов", – замечает эксперт.
Однако этим, по словам адвоката, не ограничиваются "странности в поведении властей".
Согласно свидетельству Рамзи, местные органы самоуправления смотрят сквозь пальцы на призывы радикалов стереть христианство с земли Синая и "восстановить справедливость" – то есть "вернуть христианское селение Уйюн Муса мусульманам" со ссылкой на коранический текст.
"На фоне всего этого беспредела местные чиновники не просто сидят сложа руки – они только усугубляют сложившуюся ситуацию, – продолжает доктор Ийхаб. – Например, не так уж давно, власти наложили определенный налог на всех без исключения монахов монастыря. Причиной тому послужило наличие в обители трапезной для паломников, которая якобы "служит средством обогащения". Впервые в истории Египта, в отношении подвижников, не выходящих из Дома молитвы, было принято подобное решение!". Рамзи оценил действия соответствующих органов как "попытку истребления христианства в регионе", заключив: "Все идет к физическому уничтожению монастыря как такового".
В своем интервью порталу насельник монастыря Святой Екатерины иеромонах Григорий рассказал о еще более удивительном демарше "ихванских" властей против обители и ее монахов:
"Еще при Президенте Мурси полковник в отставке, некий Ахмад Раджаи Атиййе подал иск против монастыря. В нем он обвинил нас в "посягательстве на государственную землю" – оказывается, мы "незаконно построили" в 2006-м году многие церкви монастыря, которые, на самом деле, помнят времена императора Юстиниана!..
Местная власть, находящаяся в зависимости от "Братьев-мусульман", издала семьдесят один указ о сносе храмов четвертого века, дав ход и иску Атиййе – и вот, уже на самом высоком уровне, обвинительное заключение подтвердило ложь истца".
Также священнослужитель напомнил, что слушание по настоящему делу состоится в следующем месяце, попросив всех православных братьев и сестер "сугубо помолиться о сохранении общехристианской святыни, подлинной жемчужине полуострова".
15.10.2014 Полиция разыскивает преступников, похитивших три иконы XIX века из храма в селе Левашово Некрасовского района Ярославской области, сообщает пресс-служба регионального УМВД.
Кражу икон в среду обнаружил служитель церкви, который сразу сообщил об инциденте в полицию.
Преступники проникли в храм, отжав дверь. Сумма ущерба устанавливается.
15.10.2014 Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) выступил с резкой критикой лидера самопровозглашенного Киевского патриархата Филарета Денисенко.
"Все помнят, как громко в УПЦ КП требовали диалога с нашей Церковью. Сегодня формат диалога для так называемого Киевского патриархата не актуален. Его глава уверен, что сейчас намного эффективнее будет использование техники рейдерских захватов и разбоя. Есть достаточно политических сил, которые на волне популизма готовы оказывать Киевскому патриархату силовое сопровождение в таких действиях", - заявил митрополит в интервью сайту УПЦ.
Он отметил, что сегодня при захвате храмов канонической Церкви подделываются документы, срываются замки, людей избивают, выталкивают из храмов, а сотрудники милиции "зачастую спокойно наблюдают за происходящим, игнорируя очевидный криминал".
Как заявил иерарх, сегодня все случаи захватов православных храмов совершаются по одной схеме, которую, по его словам, неоднократно озвучивал сам Ф.Денисенко.
"Кто-то из представителей региональной власти, зачастую кандидат в депутаты, инициирует в населенном пункте референдум с участием местных жителей. На таком псевдореферендуме ставятся провокационные вопросы. Люди подвергаются запугиванию. Так принимается решение о передаче храма УПЦ КП. Областная администрация очень быстро выносит решение о внесении поправок в устав общины УПЦ в пунктах, указывающих на религиозный центр, изменяя его на епархию Киевского патриархата", - рассказал он.
По словам митрополита, для того, чтобы эти люди не мешали представителям т.н. Киевского патриархата завладеть храмом, "их физически оттесняют нанятые для этого "титушки" - физически крепкие молодые люди в балаклавах с битами, которые к церковной общине никакого отношения не имеют".
"Нарушение закона в этом случае состоит не только в разбое и хулиганских действиях. Для захватов храмов задействованы схемы при участии чиновников на местах. Любой юрист объяснит, что общественные слушания не являются основанием для ликвидации общины, которая является юридическим лицом и действует согласно зарегистрированному в установленном порядке уставу. Тем более, в этом случае нет никаких законных оснований отбирать у общины культовое сооружение, принадлежащее ей на основании законных документов", - подеркнул он.
В Грузии задержаны подростки по подозрению в ограблении храма
16.10.2014 Двое подростков 15 и 17 лет задержаны по обвинению в ограблении церкви Святой Варвары в Тбилиси.
Один из них ранее уже был судим за воровство. По данным следствия, в ночь на 14 октября злоумышленники взломали дверь храма и, разбив короб для пожертвований, забрали находящиеся в нем деньги. Кроме того, они похитили кресты, иконы и различную церковную утварь, сообщает в четверг МВД Грузии.
Похищенное было обнаружено при обыске, проведенном в квартирах задержанных. Они признались в содеянном.
Совершена попытка поджога храма в Черниговской епархии Украинской Православной Церкви
17.10.2014 Утром 16 октября 2014 года неизвестными лицами была совершена попытка поджога Покровского храма в г. Носовка Щорского района Черниговской области.
Первым заметил поджог местный житель. По его словам, он увидел пылающую стену храма, у которой были обнаружены признаки умышленного поджога.
Для спасения храма сбежались местные жители, самостоятельно тушившие пламя до прибытия пожарной службы.
Как сообщил настоятель храма протоиерей Богдан Кибалюк, огонь опалил крышу и стену снаружи. На месте чрезвычайного происшествия побывал благочинный Щорского округа протоиерей Павел Фазан. Богослужения в храме продолжатся, сообщает сайт Черниговской епархии.
Семь икон вынесли из церкви в Вологодской области
17.10.2014 В Вологодской области преступники взломали и ограбили сельскую церковь, похищены иконы, сообщает пресс-служба регионального управления МВД.
Вызов в полицию поступил накануне днем из села Липин Бор. Настоятель церкви Святой Троицы обнаружил, что из храма пропали семь икон. Полицейские установили, что преступники взломали входную дверь и проникли внутрь церкви. По предварительным данным, сумма ущерба составила 140 тыс. рублей.
Возбуждено уголовное дело, полицейские ведут розыск похитителей святынь.
В Нигерии за полгода «Боко Харам» убили за веру 1631 христианина
17.10.2014 В Нигерии за первые 6 месяцев этого года боевики «Боко Харам» убили за веру 1631 христианина. Это составляет 91% от всех христиан, убитых исламистами в Нигерии годом ранее, пишет портал Morning Star News.
В 2013 г. за веру в этой африканской стране отдали жизни 1783 христианина.
Увеличение числа погибших христиан идет параллельно росту общего числа убитых “Боко Харам” нигерийцев. 4099 человек погибли за первые полгода, согласно статистике Jubilee Campaign. Это на 975 больше, чем общее число погибших от нападений религиозных экстремистов за весь прошлый год (3124).
В то время как “Боко Харам” (“Западное образование – грех”) стало прозвищем исламистской организации, которое дали ей жители Майдугури, сами боевики называют себя “Jama’atu Ahlis Sunna Lidda’awati wal-Jihad”, что в переводе означает “конгрегация людей традиции за обращение в ислам и джихад”.
Христиане составляют 51,3% от 158.2-милионного населения Нигерии. Мусульман в стране примерно 45%, они живут, главным образом, в северной части Нигерии.
В Нижнем Новгороде прошла миссионерская конференция «Евангелие в контексте современной культуры»
17.10.2014 15 октября 2014 года в рамках подготовки к V Общецерковному съезду епархиальных миссионеров в Нижегородской духовной семинарии открылась межрегиональная миссионерская конференция «Евангелие в контексте современной культуры».
Перед открытием форума в семинарском храме в честь святителя Алексия, митрополита Московского, был совершен торжественный молебен.
Пленарное заседание возглавили председатель Синодального миссионерского отдела митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн и митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.
В конференции приняли участие заместители председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) и священник Александр Короткий, председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин), член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви диакон Георгий Максимов, заведующий кафедрой миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета профессор А.Б. Ефимов, член Синодальной библейско-богословской комиссии А.М. Малер, преподаватель философского факультета Государственного академического университета гуманитарных наук, публицист А.С. Малер-Матьязова, руководители епархиальных миссионерских отделов на территории Приволжского федерального округа, помощники благочинных по миссионерскому служению Нижегородской митрополии.
Заседание открылось приветственным словом митрополита Георгия. Митрополит Иоанн в своем докладе особо отметил важность защиты Православия перед вызовами современного общества средствами Евангельской миссии. Профессор А.Б. Ефимов обобщил исторический опыт православной миссии в контексте современной культуры. Игумен Серапион (Митько) выступил с докладом «Православное и западное христианство в ситуации постмодерна». Также состоялось обсуждение документов, которые готовятся Синодальным миссионерским отделом к Общецерковному съезду епархиальных миссионеров.
16 октября конференция продолжилась в формате круглого стола, в рамках которого состоялось обсуждение актуальных вопросов современной миссионерской и апологетической деятельности.
II международный форум "Религия и мир" состоялся в Москве
17.10.2014 II международный форум "Религия и мир" состоялся 16 октября в Москве, в Большом зале пресс-центра МИА «Россия сегодня». Форум, собравший лидеров религиозных организаций России, священнослужителей, государственных и общественных деятелей, экспертов, журналистов, был организован Департаментом межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы. Участники форума обсудили актуальные аспекты взаимодействия государства, конфессий и религиозной общественности.
"В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь" — этим известным христианским девизом призвал руководствоваться в работе форума председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Выступив одним из первых, он говорил о тенденции использования богословия в политических целях, о «войне мифов», которая приводит к реальным вооруженным конфликтам и человеческим жертвам. «Примириться в памяти, найти в истории то, что объединяет народы», -- вот вектор, которому предлагает следовать митрополит, говоря, в частности, о современных взаимоотношениях народов России и Украины. Для этого нужен диалог, в котором надо опираться на общие культурные и духовные корни, на священников Московского Патриархата, служащих на Украине. «Необходимо возвысить роль Патриарха Московского и всея Руси. Всея Руси – то есть России, Украины и Беларуси, он нам нужен как духовный страж мира», -- сказал глава Синодального отдела. Он также призвал приложить все усилия для того, чтобы приходы Украинской Православной Церкви не переходили в раскол.
Глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езрас Нерсисян зачитал обращение к участникам форума Католикоса-Патриарха всех армян Гарегина II. В тексте выражена «тревога за судьбы мира», который, отвергая непреходящие нравственные ценности, «вплотную подошел к рубежу». Архиепископ говорил об опасности равнодушия, которое привело к геноциду армян, трагедиям на Украине, в Сирии и в других местах. «Чужой беды не бывает… Беда, как эпидемия, рано или поздно войдет в дом равнодушного», – отметил представитель Армянской Церкви.
Тему консолидации усилий религиозных организаций для защиты нравственных ценностей продолжил начальствующий епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский. «Молчанием предается Бог», -- напомнил он известную фразу, добавив, что в наши дни «немолчание стоит дорого – у нас убивают муфтиев, священников». С. Ряховский рассказал о том, как евангельские церкви России выстраивают диалог с протестантским сообществом Украины, чтобы вместе обсуждать пути выхода из кризиса.
«Миротворческая миссия религии сегодня как никогда необходима», -- отметил муфтий Москвы и Центрального региона Альбир Крганов. Он подчеркнул, что, несмотря на попытки отождествить усилия религиозных деятелей на Украине с политикой России, «наше миротворчество вне политики». «Миролюбие заложено в вероучении мусульман», -- говорится также в приветствии председателя Совета муфтиев РФ Равиля Гайнутдина, которое было зачитано на форуме.
Главный раввин России (ФЕОР) Берл Лазар в своем видеообращении сделал акцент на необходимости взаимопонимания между представителями разных религий и конфессий в России. По его словам, «дружба религиозных лидеров России между собой --… это важнейший сигнал для общества и даже для всего мира».
Межрелигиозный диалог – главное средство противодействия нетерпимости в обществе, уверен профессор Папского Салезианского университета (Италия) Массимо Интровинье. Согласно его исследованиям, в большинстве случаев нетерпимость в отношении религии, если на нее (нетерпимость) должным образом не реагировать, перерастает в дискриминацию, а затем и в преследования религиозных организаций. Чтобы этого не произошло, преобладающее в стране религиозное объединение должно уважать права других групп верующих, выстраивать общение с ними. Свои выводы итальянский ученый обосновал многочисленными примерами.
О попытках реализовать принципы межрелигиозного диалога в Косово рассказала директор научно-исследовательских проектов Школы дипломатии и международных отношений Университета Сетон Холл (США) Борислава Манойлович. Она сообщила о миротворческой деятельности настоятеля монастыря Дечаны отца Саввы (Янича) и усилиях международной христианской организации – Общины св. Эгидия по «наведению мостов» между сербами и албанцами в этом многострадальном регионе. «Религия должна быть средством укрепления добрососедских отношений», -- убеждена выступавшая.
О том, как религиозные организации могут реально помочь пострадавшим от политических распрей и вооруженных конфликтов, шла речь на пленарном заседании форума. Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, представил подробный доклад о разносторонней и систематической помощи Русской Православной Церкви беженцам из юго-восточных регионов Украины. Главный принцип церковной помощи – она должны быть адресована конкретному человеку, отметил епископ. Он уверен, что расхождения в вероучении не являются препятствием для того, чтобы приверженцы разных религиозных организаций объединились в деле милосердия, помощи пострадавшим.
Работа форума продолжилась в рамках экспертных тематических сессий: «Духовные инициативы в общественном пространстве как фактор укрепления гражданского мира», «Межрелигиозный диалог и вызовы современности», «Женщины веры в общественном и медийном пространстве. Служение идеалам традиционной семьи и сохранения нравственности», «Верующая молодежь: образование, социальное служение, культурные и спортивные проекты».
Форум завершился принятием резолюции, в которой участники встречи призывают: «избегать политизации религии»; сделать традиционные религиозные организации России «реальными, а не декларативными социальными партнерами государства»; оказывать целенаправленную государственную поддержку социальным проектам религиозных организаций, а также добровольческим инициативам; широко информировать общество о социально полезной работе верующих.
В Киеве завершился XII Международный фестиваль православного кино «Покров»
13.10.2014 10-12 октября 2014 года в Киеве прошел XII Международный фестиваль православного кино «Покров», который в этом году был посвящен памяти митрополита Киевского и всея Украины Владимира.
Церемония открытия фестиваля состоялась в Доме кино г. Киева. Церемонию открытия посетили митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, председатели синодальных отделов: молодежного — епископ Обуховский Иона, информационного — епископ Ирпенский Климент, просветительского — протоиерей Георгий Коваленко, миссии «Церковь и культура» — игумения Серафима (Шевчик), епископ Банченский Лонгин , настоятельница Зимненского Свято-Успенского ставропигиального монастыря игумения Стефана (Бандура).
В начале церемонии присутствующим было продемонстрировано видео с приветствием Блаженнейшего митрополита Владимира на открытии прошлогоднего кинофестиваля. Зрители также просмотрели видеоприветствие Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Советник президента Украины Юрий Богуцкий огласил приветствие от имени П.А. Порошенко организаторам, участникам и гостям фестиваля.
Гости фестиваля, которые много лет служили и сотрудничали с митрополитом Владимиром, поделились воспоминаниями о приснопамятном Блаженнейшем владыке.
В конце официальной части вечера открытия организатор и президент фестиваля народный депутат Украины Андрей Деркач объявил об открытии ХII фестиваля «Покров».
В этом году в конкурсной программе было представлено 49 работ (анимационное, игровое, документальное и короткометражное кино) производства Белоруссии, Польши, России, США, Украины, Франции. Фестиваль открылся премьерой новой работы польского режиссера Кшиштофа Занусси «Инородное тело».
В рамках кинофорума состоялась демонстрация фильма «Блаженнейший Владимир» Даниила Сырых (Украина).
11 октября в Синем зале Дома прошел круглый стол «Миссия Церкви в украинском обществе».
Кинофорум завершил свою работу 12 октября. На закрытии фестиваля были объявлены его победители. В завершение состоялся показ фильма режиссера В. Хотиненко «Бесы».
Гран-при фестиваля удостоен анимационный фильм «Провода», режиссеры Марина и Татьяна Мошковы (Россия).
Премия Фонда памяти Блаженнейшего митрополита Владимира была вручена режиссеру Сергею Андриенко за документальный фильм «Птица без крыльев».
Победителем фестиваля православного кино «Покров» в конкурсе игровых фильмов признан художественный фильм «Инородное тело», режиссер Кшиштоф Занусси, Польша (Польша-Италия-Россия).
Победителем в конкурсе документального кино стал фильм «Иоанна», режиссер Анета Копач (Польша).
Лучшим короткометражным фильмом фестиваля названа картина «Отец», режиссер Александр Разбаш (Россия).
В конкурсе анимационного кино победителем признан анимационный фильм «Где живут добро и зло», режиссер Олег Свободин (Россия).
Приза зрительских симпатий был удостоен документальный фильм «Капеллан», режиссера Вячеслав Белый (Украина).
Международный фестиваль православного кино «Покров» проводится по благословению Блаженнейшего митрополита Владимира с октября 2003 года. Целью кинофорума является популяризация фильмов христианского содержания. За годы существования на фестивале были представлены зрителям более 500 кинокартин из многих стран мира.
Руководитель проекта — председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи епископ Обуховский Иона. Президент МФПК «Покров» — народный депутат Украины Андрей Деркач. Директор фестиваля — заместитель председателя Синодального молодежного отдела по вопросам культуры и спорта протоиерей Александр Акулов.
II фестиваль «Александро-Невский хоровой собор» завершился в Санкт-Петербурге
14.10.2014 Заключительный концерт II фестиваля «Александро-Невский хоровой собор» прошел 12 октября 2014 года в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга.
Фестиваль оганизован по благословению наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария городским комитетом по культуре и Александро-Невской лаврой.
В составе сводного хора выступили хор Петрозаводской государственной консерватории имени Глазунова, камерный хор «Шереметев-центра» Ивановского технологического университета, хор Санкт-Петербургского государственного технологического университета и симфонический оркестр Музыкального колледжа имени Мусоргского (Санкт-Петербург). Дирижировал Лев Дунаев.
Концерт начался с премьеры кантаты «Под покровом небес» Владислава Панченко на богослужебные тексты и стихи Сергея Пронина. Произведение написано специально к 700-летию преподобного Сергия Радонежского и посвящено личности великого русского святого, а также одному из наиболее драматичных периодов в истории русского государства.
После антракта с речью выступил иеромонах Серафим (Рахунок). Он передал благословение наместника Лавры епископа Назария и вручил дипломы участникам концерта.
Во второй части концерта было исполнено одно из самых известных произведений Сергея Прокофьева кантата «Александр Невский» на стихи Владимира Луговского. В ее основу легла музыка к одноименному кинофильму Сергея Эйзенштейна. Кантата повествует о борьбе русского народа с крестоносцами.
14.10.2014 К величайшему празднику Покрова Пресвятой Богородицы был приурочен открывшийся 13 октября в Краснодаре фестиваль по колокольному звону “Покров”.
В нынешнем году фестиваль звонарей отмечает своё пятилетие. Свято-Покровский храм предоставил конкурсантам свою действующую колокольню. Вчера прошли репетиции звонарей на местных “инструментах” перед выступлением в конкурсной программе.
В этом году на конкурс впервые приехали музыканты из других регионов. Тут можно встретить гостей из Ставропольского края, из Адыгеи, из Ростовской области.
Колокольный фестиваль призван объединить музыкальную составляющую с церковной. Чаще всего звонарями становятся люди, которые имеют музыкальное образование. В фестивале колокольного звона участвуют, как правило, те, у которых за плечами есть опыт звонаря. Колокольный звон сравнивают с игрой на фортепиано, поскольку там тоже каждая рука играет разное, и нога находится на педали.
В конкурсе будут принимать участие до 30 человек. Показывать своё мастерство будут также женщины-звонари, и даже дети. Ограничений по половому или возрастному признаку на фестивале нет. Помимо конкурсной программы, на фестивале предусмотрено также обучение.
Оценивать конкурсантов будет жюри по четырём критериям: технике и способностям исполнителя, а также по его артистизму и мелодичности исполнения.
Выставка «Милосердие в истории. Русский вклад» открылась в Марфо-Мариинской обители
15.10.2014 Выставка «Милосердие в истории. Русский вклад.От Крымской войны до Великой» открылась в Марфо-Мариинской обители 14 октября, в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Выставка и одноименная конференция, которая проходит там же, приурочены к 150-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны, 150-летию подписания Женевской конвенции Красного Креста и 100-летию начала Первой мировой войны. Инициаторы мероприятий - Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество, Марфо-Мариинская обитель милосердия Центральный исторический архив г. Москвы, при поддержке Правительства города Москвы.
Обращаясь к участникам конференции – священнослужителям, историкам, богословам, общественным деятелям из Москвы и других регионов Российской Федерации, председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон отметил символическое совпадение юбилейных дат, которым посвящены все памятные мероприятия. По его словам, любая война – «это не только явление зла, но и явление подвига милосердия». Примером такого подвига стала великая княгиня и преподобномученица Елизавета Федоровна, о чем очень важно напоминать в наши дни, когда военные конфликты в разных частях мира разгораются с новой силой. «Невидимая война добра и зла идет всегда, и преподобномученица Елизавета Федоровна стоит во главе воинства тех, кто всегда на стороне добра», -- сказал епископ. Открывая экспозицию, он добавил, что лица сестер милосердия со старых фотографий «являют любовь и веру во Христа, которые позволяют пережить любые сложности и трагедии».
«Люди, которых мы видим на выставке, -- как инопланетяне для нас, на их ликах лежит какой-то неизреченный отпечаток», -- поделился впечатлением от экспозиции протоиерей Алексий Емельянов, настоятель Иверского храма на Большой Ордынке. Он хотел бы, чтобы «память об этих реальных тружениках милосердия воскресала жизненно, чтобы это утроение, которое сквозит, как на иконе, в лицах этих людей, стало нам знакомым». О.Алексий напомнил, что при Иверском храме было создано в начале ХХ века сестричество милосердия, которое стало «младшей сестрой» Марфо-Мариинской общины милосердия. На выставке общинам милосердия (а их в разных городах России с 1844 по 1909 гг. действовало более 20) посвящен целый раздел.
Игумения Марфо-Мариинской обители Елисавета связала отмечаемые памятные даты с недавними событиями. По ее словам, военные конфликты последних месяцев стали трагичными, но, вместе с тем, они привели к «возрождению патриотизма в русских людях». «Возвращение к истокам – православию – дает возможность увидеть, что такое русское самосознание: русский человек не может просто убивать бездумно, в его сердце должно быть милосердие. Без милосердия это уже не русский человек», -- сказала игуменья. Она обратила внимание на то, что на выставке представлены материалы, свидетельствующие о проявлении заботы и милосердия не только по отношению к соотечественникам, но и к врагам, причем – с разных сторон: фотографии рассказывают о том, как в русских госпиталях лечили японских и немецких солдат, а немецкие военные помогали представителям русской армии. По ее словам, открытие экспозиции – это повод «вспомнить не о зле и жестокости войны, а о милосердии и любви, подвиги которой служат примером для всех нас».
О возрождении православия говорил на конференции и председатель департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Юрий Артюх. Он подробно рассказал о программе возведения обыденных храмов в казачьих станицах Ставрополья, подчеркнув, что строительство этих церквей сопровождается также строительством дорог, электрификацией и общим облагораживанием отдаленных поселений. «Это символично: восстанавливая в душах огонек надежды, мы в то же время восстанавливаем не только храмы, но и жизнь в этих станицах», -- сказал московский чиновник. Он заверил, что сотрудничество вверенного ему департамента с Русской Православной Церковью и ее социальными проектами будет продолжаться.
Экспозиция открывается выставкой-обзором отечественной и западноевропейской традиции милосердия, рассказывает об истории возникновения международной организации Красного Креста, деятельности Российского Общества Красного Креста (РОКК) во время войн и великих бедствий II пол. XIX-нач. XX вв. Выставка включает историю общин сестер милосердия, движения Красного Креста в тылу и на фронтах Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой войн.
Предыстория организованной помощи раненым воинам в нашем Отечестве восходит к сер. XVII века. Рациональные формы европейской благотворительности, привнесенные немецкими принцессами в XVIII в., с благодарностью были восприняты в России. Человеколюбивая инициатива швейцарца Анри Дюнана – подписание международной Женевской конвенции 1864 г. – падает на благодатную, хорошо подготовленную почву, получает поддержку царствующего дома, вызывает широкое общественное движение Красного Креста, учреждается Общество попечения о больных и раненых и воинов под покровительством императрицы Марии Александровны (1867 г.), переименованное в 1879 г. в РОКК.
Ярким примером соединения западной гуманистической традиции милосердия и православного самоотверженного служения является жизнь и деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны. Новой формой духовного подвига и христианской помощи ближнему становится основанная ею Марфо-Мариинская обитель милосердия. Выставка рассказывает о разнообразных трудах и попечениях августейшей начальницы обители в делах помощи фронту, раненым и увечным воинам и их семьям.
Как сообщила председатель Наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова, просветительский проект, посвященный истории милосердия, будет продолжен в 2014-2017 гг. В течение этого периода будут проведены три выставки, посвященные важнейшим событиям российской истории, связанным с Великой войной и крушением империи, а также конференции и круглые столы.
На сайте Милосердие.ru появилась возможность оформления регулярных пожертвований с помощью банковских карт на церковные благотворительные проекты
14.10.2014 Православная служба помощи «Милосердие» организовала возможность оформления регулярных перечислений с помощью банковских карт на церковные благотворительные проекты.
Для того чтобы воспользоваться новой услугой, достаточно нажать кнопку «Оформить регулярное пожертвование» и определиться с тем, как часто и какую сумму жертвовать на нужды службы. Остается ввести личные данные и номер банковской карты.
Возможность оформить регулярное пожертвование на странице сайта православной службы http://www.miloserdie.ru/friends/donate1/ позволит прогнозировать объем перечислений на нужды службы и, следовательно, системно развивать социальные проекты службы, полагает Владлена Калашникова, руководитель отдела благотворительных программ службы помощи «Милосердие». Только за первые 10 дней работы новой услуги на сайте службы 151 человек оформил регулярные пожертвования на общую сумму 122 971 рубль.
Мнение В. Калашниковой разделяет председатель совета Ассоциации фандрайзеров России Татьяна Задирако: «Возможность оформления регулярных пожертвований — это очень важная часть развития благотворительного сектора, направленная на развитие системной и долгосрочной деятельности некоммерческих организаций. Именно с их помощью российские НКО смогут прийти к разветвленной сети направлений помощи различным категориям нуждающихся».
Служба «Милосердие» на 70% финансируется благодаря частным пожертвованиям. С появлением возможности оформить регулярные платежи на сайте Милосердие.ru в службе надеются не только укрепить отношения с уже имеющимися жертвователями, но и приобрести новых постоянных благотворителей.
В службе уверены, что услуга будет пользоваться популярностью: на сегодня в «Милосердии» зарегистрировано 4584 друзей милосердия — неравнодушных людей, которые стремятся регулярно поддерживать проекты службы. Новая услуга упростит им жизнь и позволит не забывать о принятом однажды решении поддерживать службу помощи.
Православная служба помощи «Милосердие» — это 24 социальных проекта, среди которых детская выездная паллиативная служба, кризисный центр «Дом для мамы», служба помощи бездомным, богадельня для одиноких стариков и др.
500-летнюю фреску Богородицы вернут в Новгородский Софийский собор
14.10.2014 Ученые отреставрируют и вернут 500-летнюю фреску в один из древнейших храмов России - Софийский кафедральный собор Новгородского кремля.
"Сейчас прорабатывается интересный проект по возвращению на стену Софийского собора фрески XV века с изображением Богоматери", - сообщила "Интерфаксу" гендиректор Новгородского государственного музея-заповедника Наталья Григорьева.
Главный хранитель собора, доктор наук Татьяна Царевская со своей стороны рассказала, что в 1993 году она обнаружила в щебенке на полу собора у одного из его столбов множество фрагментов монументальной живописи. Собранные обломки хранились в соборе, где их начали изучать и постепенно составлять в единую композицию. "Из фрагментов сложился лик ангела, и стало понятно, что это - части фрески Богоматери на троне с Младенцем, которая венчалась сверху "медальонами" с маленькими фигурками ангелов", - рассказала Т.Царевская.
На рубеже столетий в Великом Новгороде состоялась выставка, на которой, в частности, были представлены фрагменты монументальной живописи, собранные при археологических исследованиях Софийского собора в средине прошлого века под руководством известного историка, доктора наук Михаила Каргера. Эти находки были сделаны до возвращения храма Церкви и хранились в музее-заповеднике. Оказалось, что фрагменты фресок, собранные в разное время Т.Царевской и М.Каргером, относятся к одной композиции.
Работы по воссозданию фрески могут начаться в ноябре. Как ожидается, высота фрески в сборе составит около полутора метров, а ширина - около метра.
Монтировать восстановленное изображение на стене собора, как это было сделано с подобными фресками в других новгородских храмах, ученые не собираются. В этом случае им бы пришлось разрушить украшающий столбы собора поздний орнамент, который также имеет научное значение и художественную ценность. Поэтому реставраторы хотят собрать композицию на щите и повесить этот щит поверх орнамента, не повреждая его.
14.10.2014 Сюжет игры разворачивается вокруг выборов церковной старосты на деревенском приходе, состоящем из одних бабушек.
Главные персонажи игры – бабушки, составляющие деревенский приход, с их яркими характерами, занятиями и причудами. Будущей старосте придется подобрать ключик к каждой бабушке.
Чтобы добиться необходимой простоты и естественности авторам пришлось потрудиться не только над игровой механикой, но и исследовать религиозно-этнографические и литературные источники.
Напоминаем, что ранее в честь отмечаемого в 2014 году 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского выпущена настольная историческая игра «Монастыри».
Валаамский монастырь будет производить итальянские сорта сыра
16.10.2014 Валаамский монастырь закупил в Италии оборудование по сыроварению для нового молокозавода.
Теперь обитель сможет производить такие итальянские сорта сыра, как Моцарелла, Качотта, Морлакко, копченый Рикотта и сыр с белой плесенью Бьянка, сообщается на странице монастыря в соцсети.
5-11 октября в Италии находился начальник фермы обители монах Агапий, который прошел курс обучения у местных мастеров по производству этих сортов сыра.
В Самаре открыли памятник двум митрополитам
17.10.2014 Памятник митрополитам Мануилу (Лемешевскому) и Иоанну (Снычеву) торжественно открыли в Самаре, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе горадминистрации.
Скульптурная группа расположилась в сквере Ильинской площади, в открытой часовне, купол которой украшен мозаичной иконой Божией Матери "Взыскание погибших".
С инициативой создания памятника в 2007 году выступил Виктор Тархов, занимавший пост мэра Самары в 2006-2010 годах.
Собор Валаамского монастыря освободили от строительных лесов
19.10.2014 Главный храм Валаамского монастыря – Спасо-Преображенскй собор – после завершения внешних ремонтных работ сегодня полностью свободен от строительных лесов.
Реставрация собора продолжалась несколько лет, сообщил РИА Новости прораб строительной компании, которая выполняла обновление храмового комплекса, Буде Аманжолов. «Реставрационные работы начались 25 мая 2011 года, когда мы за месяц возвели леса на колокольне – всего 34 яруса. И только за тот год почти 12 ярусов мы сняли», – сообщил Аманжолов.
«Мы там меняли карнизы, пояса, внутри верхней и нижней звонницы полностью переделали кровлю, подняв ее на метр от залегания снега, поскольку защитное покрытие было очень низким. Так же в звонницах были проведены работы по ремонту кирпичной кладки — там было много разрушений, был поврежден кирпич, в частности, во время подъема колокола на звонницу», – поведал реставратор.
Также строители утеплили крышу и купола собора. Для этого пришлось немало потрудиться, чтобы ликвидировать последствия проживания пернатых:
«С центральной главки мы только птичьего помета вывезли 4 телеги. Работали в специальных респираторах. А ведь там были еще и гвозди, и доски – чего там только не было. Мы все это убрали. Наверное, там изначально кровля была не очень качественная, а со временем еще и прохудилась – там птицы летали. Так что, убрав мусор, мы облегчили купола, а потом утеплили их специальными стекловолокнистыми матами для поддержания нормальной температуры и сохранения живописи в соборе», — поясняет Буде Аманжолов.
Двухэтажный каменный пятиглавый Спасо-Преображенский собор был построен в 1887-1890 годах. За всю историю собора эта была первая и единственная его масштабная реконструкция.
16.10.2014 Приложение позволяет без подключения к интернету получить официальную справочную информацию по монастырям Украинской Православной Церкви, найти на карте не только сами монастыри, но и монастырские объекты: храмы и часовни, святыни, воскресные школы, богадельни, а также смотреть фотографии путем подгрузки с официального сайта Синодальной комисии УПЦ по делам монастырей.
Предусмотрен также поисковой фильтр объектов по различным критериям: «Название», «Тип», «Епархия», «Область», «Населенный пункт», «Пол насельников», «Подчиненность». Результаты отображаются как в виде списка, так и на встроенной электронной карте. Вся информация представлена на украинском языке.
0 коммент.:
Отправить комментарий