Бог, Христианство, Православие, Церковь, Вера, агиасма, акафист, артос, бл.Матрона, водоосвящение, грех, елеопомазание, исповедь, литургия , молебен, монах, Николай чудотворец,пост, панихида, календарь, проповедь, просфора, псалтирь, Серафим Саровский, таинства, требы, тропарь, туринская плащаница, Фавор, чудеса исцеления, чудо, шестопсаломие,Феофан Затворник

Архив блога

пятница, 4 февраля 2011 г.

Новости Православия №4(55)

Завершился визит архиепископа Кипрского Хризостома в Москву

24.01.2011 23 января завершилось пребывание архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостома II в пределах Русской Православной Церкви.

Предстоятель Кипрской Церкви прибыл в Москву для участия в церемонии вручения премий Международного общественного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» за 2010 год.

В ходе визита архиепископ Хризостом встретился с патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Президентом России Д.А.Медведевым. В день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, Предстоятели Русской и Кипрской Православных Церквей совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Накануне отъезда в честь делегации Кипрской Православной Церкви в Посольстве Кипра в Москве был устроен прием.

В аэропорте «Шереметьево» архиепископа Кипрского Хризостома и сопровождающих его епископа Арсинойского Нектария и архидиакона Киприана провожали председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук, сотрудники ОВЦС священник Михаил Асмус и С.Селиванов, а также посол Кипра в России П.Кесторас и Президент МОФЕПН В.А.Алексеев. В зале приема официальных делегаций в духе взаимопонимания прошла беседа, в которой были затронуты актуальные вопросы двусторонних отношений, в частности, состояние богословского образования и науки в России и Кипре, а также темы Автокефалии и Диптихов, стоящие на повестке дня очередного заседания межправославной подготовительной комиссии по созыву Всеправославного Собора.

В преддверии годовщины интронизации патриарха Кирилла пройдет пленум Межсоборного присутствия, а после торжеств - Архиерейский Собор

25.01.2011 Вторая годовщина интронизации патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет окружена сразу двумя масштабными мероприятиями.

28-29 января в зале церковных соборов храма Христа Спасителя пройдет пленум Межсоборного присутствия. В Москву съедутся все члены этого нового органа церковного управления – масштабного проекта патриарха Кирилла, запущенного, по сути, сразу после его избрания на Московский патриарший престол, еще на Поместном Соборе 2009 года.

За два дня работы должно состояться семь пленарных заседаний, в ходе которых будут подводиться итоги общественной дискуссии по восьми документам, прошедшим в середине декабря минувшего года первое чтение и опубликованных в Интернете. Оставлять комментарии была возможность у любого пользователя. Проект документа "О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов" собрал около двухсот отзывов. Остальные документы прокомментировало от десяти до ста человек.

1 февраля, в годовщину интронизации, основные торжества пройдут в храме Христа Спасителя, где предстоятель Русской православной церкви возглавит Божественную литургию. В этот же день состоится праздничный прием.

Со 2 по 4 февраля в Москве будет проходить Архиерейский Собор. Запланированы 11 пленарных заседаний, а также встреча архипастырей с президентом России Дмитрием Медведевым. Каждый день работы Архиерейского Собора будет предварять литургия. Согласно программе мероприятий, опубликованной на официальном сайте Московского патриархата, трудовые будни архиереев в рамках соборных дней будут начинаться с восьми утра и завершаться в восьмом часу вечера.

В Иордании на месте Крещения Иисуса Христа будет построен новый храм

25.01.2011 В Иордании на месте Крещения Иисуса Христа будет построен новый храм, о чем со ссылкой на информацию епархии Иерусалимского Патриархата в Иордании сообщила ежедневная газета «Джордан таймс».

По данным агентства KIPA, новая церковь строится в основном для паломников и туристов и обойдется его строителям в 3,1 млн. евро.

Храм будет расположен на территории площадью 5 га. При нем планируется оборудовать библиотеку и музей.

Возможно, этот храм когда-нибудь превратится в монастырь, считает архимандрит Нектарий (Мансур). Уже подыскиваются кандидатуры будущих послушников и монашествующих.

Ожидается, что новый храм ежегодно будут посещать около 240 тысяч человек.

В Абакане удалось спасти главный православный храм Хакасии, разрушавшийся из-за просчетов при строительстве

27.01.2011 Абакано-Кызылская епархия завершила ремонт разрушавшегося Спасо-Преображенского кафедрального собора в Абакане, средства на спасение которого собрали предприятия и жители Хакасии.

Летом прошлого года епископ Абаканский и Кызыльский Ионафан обратился к правительству Хакасии и общественности республики с просьбой помочь собрать средства на ремонт фундамента собора, построенного десять лет назад, сообщили "Интерфаксу" в четверг в пресс-службе правительства республики.

Согласно экспертизе строителей, требовалось срочное укрепление фундамента, сооружение крылец и отмостки, установление сливов. Из-за нарушений, допущенных при строительстве, и отклонений от проекта здание храма пошло трещинами и началось разрушаться.

Стоимость работ по укреплению фундамента, замене кирпичей, устройству гидроизоляции оценивалась в 6 млн. рублей.

По данным пресс-службы, для ремонта собора фонд "Вольное дело" перечислил около 5,8 млн. рублей, еще 1 млн. рублей поступил на ремонт храма от жителей и организаций республики.

Теперь, завершив основные ремонтные работы, священнослужители планируют также отремонтировать ограждение собора и заново расписать храм.

В Храме Христа Спасителя впервые проходит пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

28.01.2011 28 января 2011 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылся пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Работу первого заседания предварило молебное пение на начало всякого доброго дела.

Затем к собравшимся со вступительным словом обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Его Святейшество подчеркнул, что Межсоборное присутствие — новый орган церковного управления, в котором «клирики и миряне соделались соработниками епископов». Для него выбрана экклезиологически верная форма работы, очень точно выраженная святителем Киприаном Карфагенским: «Смиренномудрие, и учение, и самая жизнь наша требуют, чтобы предстоятели, собравшись с клиром в присутствии народа... могли распорядиться во всем по общему соглашению».

Подводя предварительные итоги первого года работы, Святейший Владыка сообщил, что каждая из тринадцати комиссий Присутствия представила в президиум как минимум по одному документу, в том числе проекты соборных или синодальных решений, концептуальные материалы для рассмотрения Собором или Священным Синодом, а также материалы для проведения общественных дискуссий. Восемь проектов были приняты в первом чтении на заседании президиума Присутствия в декабре 2010 года, а затем направлены на отзыв в епархии и размещены в Интернете с целью проведения общественной дискуссии.

«Мы получили 54 епархиальных отзыва и более пятисот откликов в Интернете. Все это свидетельствует о неподдельном интересе многих людей к развитию церковной жизни. Рад, что взвешенные, точные комментарии оставляли как священнослужители, так и миряне», — сказал далее Предстоятель Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх Кирилл особо отметил вклад, внесенный в дискуссию епархиями, и перечислил наиболее активные. Среди них ― Московская (областная), Санкт-Петербугская, Минская, Барнаульская, Белгородская, Владивостокская, Вологодская, Воронежская, Гродненская, Екатеринбургская, Ивановская, Казанская, Калужская, Майкопская, Новгородская, Новосибирская, Пермская, Рязанская, Саранская, Саратовская, Симферопольская, Тамбовская.

«Мне приходилось слышать такие реплики, что Москва живет, мол, сама по себе, придумывает предписания и инструкции, которые регионам не приносят пользы, а только все осложняют. Епархиальные отзывы и комментарии опровергают это мнение. Присутствие позволяет включить в соборное делание всех без исключения — всех, кто живет везде даже до края земли (Деян. 1, 8)», ― добавил Его Святейшество.

Многочисленность комментариев и крайне сжатые сроки между их поступлением и началом работы пленума сделали необходимым создание специальной редакционной комиссии под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которая изучила все отзывы и внесла соответствующие изменения в текст документов, представленных ныне на рассмотрение пленума.

Кафедра Захолмско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви вернулась в город Мостар

28.01.2011 Кафедра Захолмско-Герцеговинской епархии Сербской Православной Церкви вернулась в город Мостар из монастыря Тврдош, где она временно находилась почти два десятилетия из-за военных действий в Боснии и Герцеговине, сообщает сайт «SETimes».

Епископ Захолмско-Герцеговинский Григорий (Дурич) объявил о возвращении кафедры в Мостар, в котором она находилась с 19 в., и призвал сербов, покинувших эти края во время военного конфликта в Боснии и Герцеговине 1992-1995 гг., вернуться и восстановить свои дома.

Сейчас в городе и округе проживает только около 5000 сербов, а в 1991 г. их было 24 тыс. В город уже вернулись несколько православных священников, начался процесс возвращения епархиального недвижимого имущества.

В марте 2010 г. в Мостаре началось восстановление кафедрального собора Святой Троицы, который был полностью разрушен в 1992 г.

По мнению мэра Мостара Любо Беслича, укрепление присутствия Православной Церкви в городе послужит не только поддержкой для сербов, но и станет важным фактором для мирного сосуществования сербов, хорватов и боснийцев.

Пленарные заседания Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви прошли в Москве

30.01.2011 29 января 2011 года завершил свою работу пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Во второй день члены Присутствия обсудили проекты документов:

  • «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»;
  • «Временное положение о социальной и материальной поддержке священнослужителей, причта, сотрудников церковных учреждений и их семей»;
  • «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве»;
  • «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов».

Подводя итог двухдневным заседаниям, впервые собравшим архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян на пленум Присутствия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) выразил удовлетворение состоявшимися дискуссиями.

«Это лучшее, что мы можем сделать, помогая нашей Церкви справляться с проблемами, которые сегодня во множестве перед ней стоят», — отметил Святейший Владыка.

«Очень надеюсь, что этот удачный опыт соборной мысли поможет нам и в будущем ставить и решать проблемы церковной жизни», — сказал в заключение Предстоятель Русской Православной Церкви, поблагодарив членов Присутствия за плодотворную работу, а епархиальных архиереев и частных лиц, подготовивших отзывы к проектам документов Присутствия, — за большой вклад в создание соборных решений.

В завершение дискуссий Межсоборное присутствие приняло текст решений по рассмотренным документам: http://www.patriarchia.ru/db/text/1396775.html

Церковь и общество

Сербский архиерей разрешил после его смерти использовать его внутренние органы для трансплантации

24.01.2011 Епископ Шабацкий Сербской Православной Церкви Лаврентий (Трифунович) разрешил после своей смерти использовать свои внутренние органы для трансплантации, сообщает сербский сайт «Вести-Онлайн».

Владыка Лаврентий (1936 г. р.) во время совместной акции Шабацкой епархии и Лозницкого медицинского центра стал первым иерархом, разрешившим трансплантацию своих органов.

По словам владыки Лаврентия, развитие медицины позволило многим людям, не имеющим иных средств, таким образом оказать помощь больным. Он считает, что завещание органов — это действие свободной воли, любви и уважения человеческого достоинства.

«У меня нет денег, нет ничего, что можно было бы оставить своим близким, но если мы от сердца подарим (органы) своим ближним, которые находятся в беде, может, мы хоть этим что-то пред Богом заслужим. Это позволит многим смягчить боль от их болезни и, благодаря трансплантации органов, продлит им жизнь», — сказал владыка Лаврентий.

Митрополит Иларион предлагает пересмотреть схему финансирования ведущих телеканалов

25.01.2011 Коммерческая основа работы телеканалов делает невозможной как поддержку семьи, так и борьбу с абортами, считает глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион (Алфеев).

"Сейчас СМИ живут по законам рынка, а это значит, что каждая газета, каждый телевизионный канал должны выстраивать свою информационную политику таким образом, чтобы быть максимально востребованными, ведь во многом они существуют за счет рекламы. Однако невозможно построить на коммерческой основе целенаправленную политику поддержки в средствах массовой информации семьи, материнства, детства, борьбы с абортами", - сказал митрополит на проходящих в эти дни в Москве Рождественских чтениях.

По его убеждению, для того, чтобы свидетельство о нравственных ценностях, об истинных нормах и приоритетах жизни было услышано обществом, на защиту семьи должны встать и СМИ, "а этого не произойдет, если не будет целенаправленной государственной поддержки такой политики на основных федеральных телеканалах".

"Давайте спросим себя, дорогие братья и сестры, что взрослые и дети сейчас могут увидеть по телевизору. Видят ли они передачи, которые способствовали бы повышению авторитета матери, укреплению семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни, супружеской верности? Ничего подобного. Через средства массовой информации нашу страну захлестывает поток насилия и безнравственности, пропаганда разврата и потребительского отношения к жизни", - сказал митрополит Иларион, обращаясь к участникам форума.

Считая, что для преодоления этой ситуации требуются совокупные усилия государства, Церкви, других традиционных религиозных религий, СМИ, а также системы образования, он высказался и за пересмотр подхода к составлению школьной программы.

"Давайте задумаемся о том, чему учат сегодня в школе наших детей, - сказал митрополит. - Да, их обучают основам физики, химии, алгебры, геометрии, родному языку и литературе - все это важно и нужно. Но какое место в системе школьного воспитания уделяется нравственным ценностям? С огромным трудом удалось добиться введения в школах преподавания основ православной культуры, и то лишь в качестве эксперимента, в одном или двух классах школы, а не на протяжении всего обучения".

Ежегодные Рождественские образовательные чтения открылись в Москве в этот понедельник и будут продолжаться в течение трех дней. Участники форума обсуждают самые разные вопросы взаимодействия Церкви с государством, обществом, миром культуры и бизнеса. Нынешние чтения стали уже 19-ми по счету.

В синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества разработали Свод вечных российских ценностей

26.01.2011 В синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества разработали Свод российских ценностей и призывают к широкому обсуждению этого документа.

"Это плод дискуссий, которые мы имели с рядом политических партий, общественных слоев нашей страны. В дальнейшем мы были бы благодарны за реакцию на этот список, что-то, может быть, в него стоит добавить, что-то в нем стоит, очевидно, модифицировать, может быть, что-то из него стоит исключить", - сказал во вторник глава отдела протоиерей Всеволод Чаплин, представляя Свод на круглом столе в Москве.

По признанию самого священника, название документа "Вечные ценности - основа российской идентичности", под которым объединены общественные приоритеты, является "достаточно амбициозным". При этом речь не идет о ценностях, которые важны в силу своей давней истории или эффективности в текущий политический и экономический момент. Критерием истинности этих ценностей стала "их укорененность в Божией правде и в том опыте жизни, который, несмотря на все консервации и модернизации, оставался для России константой".

Возглавляет список справедливость, понимаемая как политическое равноправие, честность судов, ответственность руководителей. Справедливость в понимании авторов документа реализуется как социальные гарантии, она требует преодоления бедности и коррупции и предполагает достойное место для каждого человека в обществе и для всей нации в системе международных отношений. Согласно этому принципу, распределение ценностей - духовных и материальных, созданных трудом людей, должно быть справедливым и заслуженным.

Вторая ценность - свобода, причем речь идет о личной и индивидуальной свободе - свободе предпринимательства, свободе слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, о свободе общей, национальной - о самостоятельности, независимости, самобытности российского народа.

Третья ценность - солидарность, понимаемая как способность разделить с другими бремя их забот, трудности, болезни, скорби, а также общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, жизнеспособность.

Четвертая ценность - соборность, под которой подразумевается единство власти и общества в работе на благо страны и людей, единство разнообразных культур, гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества, нравственная ответственность личности перед ближними и обществом.

Пятая ценность - самоограничение и жертвенность, то есть отказ от эгоизма, потребительского отношения к ближним и окружающему миру, способность жертвовать личным ради блага ближнего и Отечества.

Следующая ценность - патриотизм, вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, его культуре, готовность трудиться ради Родины.

Далее следует ценность блага человека, его благосостояние и достоинство. Духовное и материальное благополучие человека понимается как основной приоритет социального развития и соблюдение прав человека.

Завершают список семейные ценности - любовь и верность, забота о младших и старших.

Бывшие заключенные строят храмы в Ярославской области

26.01.2011 Бригада бывших заключенных ремонтирует и возводит церкви в Ярославской области.

Каждый день строители начинают с молитвы и только потом берутся за пилы и топоры.

Их руководитель Михаил Лысов уверовал несколько лет назад, когда отбывал наказание.

"Было тяжело очень морально, а в лагере была молельная комната. Вот начал ходить, дальше - больше. Покаялся первый раз, причастился - и сразу почувствовал облегчение, какой-то смысл в жизни появился", - рассказал он.

По словам М.Лысова, "многие отсеиваются, начинают пить, силы не хватает, но это те, кто без веры".

"Основное условие для освободившихся - это усердная молитва и труд серьезный", - подчеркнул он.

Священнослужители в меру сил помогают бывшим зекам, которые решили таким образом встать на путь исправления, сообщает в среду Первый канал.

Синодальным отделом по социальному служению подготовлено методическое пособие по организации помощи бездомным

27.01.2011 Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению подготовлено методическое пособие «Как организовать помощь бездомным на приходе», сообщает Диакония.ru.

Издание является одним из первых пособий в специальной серии методической и справочной литературы. Цель книг этой серии — помочь организовать и развить социальное служение на православных приходах и в общественных организациях.

По словам автора пособия, сотрудника Синодального отдела Ильи Кускова, «в книге собран многолетний опыт работы с бездомными и описано, как запустить проект с нуля».

Среди вопросов, которые рассматриваются в книге, организация различных видов помощи бездомным: от бесплатных обедов, обеспечения одеждой, первой медицинской помощи до устройства более затратных городских и епархиальных служб (автобусные службы, мобильные душевые, приют для бездомных). Особую ценность представляет данный в приложении справочник с телефонами государственных, общественных и церковных организаций, помогающих бездомным в России, на Украине, в Молдавии и Белоруссии.

Вопросы организации помощи бездомным были рассмотрены в рамках секции XIX Международных Рождественских чтений, которая прошла 25 января 2011 года в храме царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. Помимо обмена опытом, представители региональных и московских профильных организаций обсудили вопросы ресоциализации, нехватки специальных приютов и допустимости кормления бездомных.

В работе секции приняли участие представители Синодального отдела по социальному служению, различных христианских приютов, центров реабилитации и добровольческих групп, работающих с бездомными, а также начальник отдела по работе с бездомными Департамента социальной защиты населения Москвы г. Москвы А. Пентюхов.

В ходе мероприятия И.В. Кусков рассказал о направлениях деятельности Синодального отдела в этой сфере и вынес на обсуждение вопрос создания специальных приютов для бездомных, озвучив данные о количестве церковных приютов. Суммарная вместимость таких приютов по всей России ― около 400 человек. Чтобы выживать, им приходится зарабатывать деньги, поэтому в основном все они ориентированы на производство сельскохозяйственной продукции. Большинство приютов начинали свою деятельность без господдержки. Но, видя результаты работы приютов, власть почти всегда в том или ином виде поддержку оказывала. Во многих приютах нет, или очень мало штатных сотрудников, вместо них работают добровольцы.

Книга «Как организовать помощь бездомным на приходе», а также справочник соцработника, который будет издан в ближайшее время, уже доступны для скачивания на сайте Отдела: http://diaconia.ru/articles/materials/bezdomnye/.

Автор пособия: Илья Владимирович Кусков — сотрудник Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; долгое время работает в православных службах помощи бездомным в Москве: координатор (до 2004 г.) Службы помощи бездомным при больницах, руководитель (2004-2007 гг.) автобусной службы «Милосердие», руководитель (с 2007 г.) мобильной службы помощи бездомным (Фонд «Помощник и покровитель»).

Российский православный университет начал образовательный проект для представителей бизнеса

28.01.2011 Российский православный университет совместно с Фондом просвещения «Мета» запустил инновационный образовательный проект ― курс «Основы православного мировоззрения» для руководителей высшего и среднего звена бизнес-структур.

Первыми слушателями нового курса стали более 100 сотрудников компаний конгломерата «Эволюция и филантропия» и финансовой корпорации «Уралсиб», в том числе топ-менеджмент, руководители структурных подразделений. Первую учебную встречу в рамках проекта открыли ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев) и председатель правления Фонда просвещения «Мета» Валентина Сигаева.

Курс «Основы православного мировоззрения» представляет собой серию образовательных семинаров, каждый из которых включает интерактивную лекционную часть, демонстрацию обучающего видеоматериала, тестирование, предоставление сопутствующей информационной продукции для самостоятельной работы.

Занятия проходят в форме встреч с лекторами, предполагающих диалог и активную работу с аудиторией. В качестве преподавателей курса выступают опытные священники, ученые, кандидаты и доктора наук, имеющие серьезную теоретическую и практическую подготовку. На протяжении курса перед слушателями должны будут выступить 10-15 специалистов различного профиля, что позволит аудитории легче усвоить предлагаемый материал.

Семинары будут проходить в течение 8 месяцев (2 семестра) один раз в неделю. Курс включает 4 тематических блока:

  • Основы православного вероучения (1 семестр),
  • Основы религиоведения (1 семестр),
  • Психология семейных отношений, управления собой и коллективом (2 семестр),
  • Православные основы деловой этики (2 семестр).

Российский православный университет в ходе реализации проекта планирует совместно с Фондом просвещения «Мета» разработать модель семинаров «Основы православного мировоззрения» для максимально широкой внешней бизнес-аудитории. В дальнейшем вуз намерен организовывать данный курс и подобные образовательные программы для других российских корпораций, предприятий среднего и малого бизнеса.

В Синодальном информационном отделе прошла деловая игра «Церковь и музеи. От противостояния к сотрудничеству»

29.01.2011 25 января 2011 года в Синодальном информационном отделе в рамках направления «Церковь и СМИ» XIX Международных Рождественских образовательных чтений прошла деловая игра «Церковь и музеи. От противостояния к сотрудничеству».

В четырехчасовом игровом тренинге приняли участие руководители и сотрудники епархиальных информационных отделов и пресс-служб, как священнослужители, так и миряне, а также работники государственных музеев, журналисты федеральных СМИ. Деловая игра объединила гостей Рождественских чтений из Тулы, Владимира, Волгограда, Москвы.

В задачи деловой игры входило выявление ключевых вопросов, провоцирующих публичные скандалы вокруг возвращаемого Церкви имущества, нахождение точек компромисса в урегулировании конфликтов. Тренинг включал постановку целей информационной активности и отработку его участниками навыков публичной презентации процесса возвращения церковных ценностей.

В начале мероприятия участникам была предложена краткая справка о признаках и этапах развития публичного конфликта, временных рамках, ограничивающих эффективность ответов и реакций на поступающие сигналы, основные этапы работы по планированию и проведению PR-активности в условиях информационного конфликта.

Затем участники игры были произвольно разделены на две команды — команду «представители музеев» и команду «представители приходов». Каждая команда проработала отдельный кейс, содержащий материалы по реальному публичному конфликту, связанному с возвращением религиозного имущества. Спикеры от команд провели игровую презентацию своих проектов: «возвращение реликвии в храм» или «сохранение реликвии в музее». По окончании каждой презентации спикеру задавали вопросы игроки другой команды.

В ходе тренинга все участники смогли на личном опыте ощутить меру ответственности, как религиозных организаций, так и музеев за развитие доверительного и конструктивного диалога друг с другом и уход от конфронтации.

Общий вывод участников игры состоял в том, что сохранность и общедоступность культурных ценностей религиозного назначения является объединяющей задачей для Церкви и музеев и решение этой задачи способно инициировать множество интересных и продуктивных совместных проектов.

Синодальный информационный отдел планирует организовывать специальные обучающие мероприятия в формате мастер-классов и деловых игр для епархиальных пресс-служб.

Власть и религия

Таможенные органы Приднестровья передали в дар Тираспольско-Дубоссарской епархии конфискованные культурные ценности

24.01.2011 Сотрудники Государственного таможенного комитета Приднестровья передали в дар Тираспольско-Дубоссарской епархии религиозные книги, иконы и церковную утварь, которые в разные годы были конфискованы на таможенных пунктах пропуска при попытке вывоза за пределы Приднестровья, передает «Новый Регион».

По информации пресс-службы ГТК ПМР, все предметы представляют культурную ценность.

«Сотрудникам таможенных органов удалось предотвратить целый ряд попыток контрабандного вывоза из ПМР предметов религиозного культа и святынь. Руководство ГТК приняло решение передать их церкви, чтобы они заняли то место, которое заслуживают», – отметил заместитель начальника Управления по борьбе с контрабандой ГТК ПМР Виктор Заруба.

Он отметил, что все конфискованные предметы прошли искусствоведческую экспертизу и были признаны культурными ценностями XIX- начала XX веков.

Епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва поблагодарил сотрудников приднестровской таможни.

Вывоз религиозных ценностей из Приднестровья запрещен законодательством. Контрабанда икон, книг и других предметов в половине случаев производится по незнанию, еще в 50% случаев граждане умышленно прячут ценности для перевозки через государственную границу республики.

Тульские власти передали Церкви комплекс зданий бывшего архиерейского подворья, где разместится православный детсад

25.01.2011 Тульской и Белевской епархии переданы четыре здания бывшего архиерейского подворья, ранее находившиеся в федеральной собственности.

Церковь получила в безвозмездное пользование четыре строения XVII–XVIII веков на улице Благовещенской в Туле, сообщили корреспонденту "Интерфакс-Религия" в областной администрации.

Комплекс зданий у самого древнего храма Тулы - Благовещения Пресвятой Богородицы - возводился на средства прихожан с конца XVII века. В начале XIX века эти сооружения, как и другие культовые здания вокруг Тульского кремля, вошли в состав архиерейского подворья.

В годы советской власти в Благовещенской церкви и рядом расположенных зданиях находились различные госучреждения, склады, учебные помещения пединститута. Многие здания подворья сейчас находятся в удручающем состоянии и требуют больших вложений для возвращения им первоначального облика. В одном из зданий комплекса - в храме Благовещения Пресвятой Богородицы - уже идут реставрационные работы.

Планируется, что в переданных зданиях будет размещен первый в Туле православный детский сад.

В Киргизии вслед за Таджикистаном озаботились религиозным обучением молодежи за рубежом

30.01.2011 Киргизские чиновники задумались о том, чтобы запретить молодым гражданам своей страны учиться в зарубежных религиозных вузах.

"Было бы хорошо в такое время, когда религиозный экстремизм угрожает безопасности нашего государства, запретить обучение молодежи за рубежом", - заявил "Интерфаксу" глава представительства республиканской госкомиссии по делам религии Курбанали Узаков, приведя в пример Таджикистан, где уже действуют подобные нормы.

Он напомнил, что в некоторых исламских странах ваххабизм считается официальной религией. "И какое обучение может получить там наша молодежь - это вопрос", - подчеркнул представитель госкомиссии.

По его данным, в Киргизии вполне хватает учебных заведений - и высших и средних, всего их более 50-ти. Учителей тоже хватает, и они "достаточно грамотные".

С главой представительства согласен и заместитель начальника УВД Ошской области Малик Нурдинов, сообщивший агентству, что имам, уничтоженный во время спецоперации 29 ноября, два года изучал ислам за рубежом.

"Второй имам, который под видом учебы отправлял молодых людей на подготовку в лагеря наемников, также обучался за рубежом около пяти лет", - добавил он.

Новые издания

Издательство Московской Патриархии выпустило «Чин Божественныя литургии Преждеосвященных (в полном изложении)»

29.01.2011 Издательство Московской Патриархии выпустило новую богослужебную книгу «Чин Божественныя литургии Преждеосвященных (в полном изложении)». Сборник содержит последование Божественной литургии, молитву благословения колива и молитвы по святом Причащении.

Чин Божественной литургии Преждеосвященных Даров в составе Служебника разделен на три части, что вызывало и до сих пор вызывает неудобство при совершении богослужения. В 1916 году, по благословению Святейшего Синода, был издан «Чин Божественныя литургии Преждеосвященных (в полном изложении)», в котором эти три части были выстроены в единое последование Божественной литургии Преждеосвященных Даров.

Настоящая книга основывается на издании 1916 года и Служебнике Издательства Московской Патриархии 2009 года. Так, например, в Служебнике и в издании 1916 года в тексте Литургии Преждеосвященных Даров приводятся различные варианты действия священника после Великого входа по поставлении Святых Даров на Престоле. В издании 1916 года говорится, что, «священник покрывает Святыя Дары поверх покровцев воздухом». В Служебнике в этом случае указано: «вземлет священник покровы от Святых Даров и покрывает я воздухом». В настоящем издании помещены оба варианта.

Также в чине Литургии Преждеосвященных Даров учтены изменения, утвержденные Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2004 года:

1. Молитвы антифонов напечатаны не после, а до их возгласов: первая молитва до первого возгласа, произносимого после мирной ектении, вторая — до второго, произносимого после первой малой ектении, третья — до третьего, произносимого после второй малой ектении. Возглас четвертый, произносимый после третьей малой ектении, своей молитвы не имеет.

2. Сугубая ектения содержит прошение: «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии…».

Помещенный в данной книге текст Божественной литургии Преждеосвященных Даров рассмотрен Синодальной богослужебной комиссией и утвержден Священноначалием Русской Православной Церкви.

Книга большого формата (как аналойный Служебник), в твердом прочном переплете, красиво оформленная. Текст напечатан церковнославянским шрифтом «Триодион», который повторяет рисунок букв одного из традиционных шрифтов дореволюционной Синодальной типографии.

Происшествия

Египет обвинил в атаке на христианскую церковь «Аль-Каиду»

24.01.2011 Власти Египта заявили о причастности связанной с «Аль-Каидой» террористической группы из сектора Газа к резонансной атаке на христианскую церковь.

Смертник подорвал себя в новогоднюю ночь у храма в египетской Александрии, погиб 21 человек, ранения получили свыше полусотни. В теракте подозревается палестинская группа, известная под названием «Армия ислама».

Об этом 23 января заявил глава МВД страны Хабиб аль-Адли. Теракт в Александрии стал крупнейшей атакой на христиан в Египте за последние 10 лет, передает 23 января AP.

В Ставрополе задержали бомжа, который сделал ложное сообщение о бомбе в соборе

26.01.2011 В Ставрополе задержали злоумышленника, который сообщил о якобы заложенном в Андреевском кафедральном соборе взрывном устройстве.

Соответствующее анонимное сообщение поступило накануне вечером на пульт дежурного в городском УВД, сообщили корреспонденту "Интерфакс-Религия" в среду в пресс-службе местной епархии.

Сотрудники УВД немедленно прибыли к собору, где совершалась вечерняя служба. По их просьбе богослужение было прервано, прихожане и священнослужители покинули здание храма. Также были эвакуированы студенты из Ставропольской духовной семинарии и сотрудники епархиального управления: здания семинарии и управления расположены на территории собора.

Затем взрывотехники осмотрели здания. Взрывного устройства в соборе и других помещениях обнаружено не было.

В ходе проводимых оперативно-следственных мероприятий был выявлен гражданин, совершивший звонок в УВД из телефона-автомата, находящегося на остановке общественного транспорта в непосредственной близости от храма.

Это человек без определенного места жительства, несколько недель назад освободившийся после отбывания срока в исправительной колонии. По его показаниям, он решил таким образом вновь попасть в колонию, чтобы перезимовать.

Еще одна христианка умерла в тюрьме Эритреи

26.01.2011 В Эритрее, в военно-тренировочном центре в Саве, после двух недель болезни умерла 27-летняя христианка Сибл Хейгос Мебрахту. Сообщается, что Мебрахту было отказано в медицинской помощи, она болела малярией. Хотя неясно, как долго она находилась в Саве, источники утверждают, что ее арестовали за то, что она читала Библию в собственной спальне.

Мебрахту, как сообщается, была 16-ой умершей христианкой в одной из пресловутых тюрем в Эритрее со времени ареста и запрета правительством в 2002 году всех церквей, кроме тех, которые разрешены законом.

Через неделю после Рождества более 40 человек из церкви «Филадельфия» были арестованы и доставлены в полицейский участок №1, где их избили, а в новогодний день члены разных церквей около Асмары были взяты под стражу силами безопасности и помещены за решетку в полицейском участке №5.

Независимый источник передал, что 35 евангельских христиан были арестованы в городе Накфа в доме одного из верующих, когда проводили служение поклонения 9 января.

Эритрея стоит на 12-ом месте в списке стран 2011 года по степени преследования христиан.

Средневековый скальный монастырь в Болгарии разрушается из-за вандализма посетителей

27.01.2011 Средневековый скальный монастырь близ села Крепча под Тырговиштем (Болгария), 4 года назад открытый для туристов, разрушается из-за вандализма посетителей.

В этом монастыре проф. Казимир Попконстантинов открыл самую древнюю на Балканах кириллическую надпись – она датируется правлением царя Симеона Великого, 921-м годом. По мнению ученого, если не закрыть в монастырь свободный доступ, уникальная надпись может быть уничтожена.

Надпись читается плохо, но можно разобрать, что в ней говорится об основателе монастыря, о. Антонии, предшественнике самого почитаемого из болгарских святых – преп. Иоанна Рыльского. Проф. Попконстантинов считает, что надпись свидетельствует о широком распространении грамотности в Болгарии уже в конце IX – начале X века.

Монастырь, от которого сохранились кельи, две церкви и усыпальница, находится в двух километрах от села. Никаких дверей у келий нет, к ним ведет металлическая лестница, установленная для удобства посетителей. Вандалы часто разводят в пещерах костры и расписывают стены собственными граффити, уничтожая надписи и знаки, нанесенные в Средние века. Следить за состоянием монастыря должно сельское правление, но у него на это нет средств.

На Филиппинах убит католический журналист

28.01.2011 24 января на Филиппинах, на острове Палаван, застрелен 47-летний журналист-католик Джерри Ортега, сообщает AsiaNews. Погибший репортер также являлся одним из активистов в области прав человека.

По данным AsiaNews, Джерри Ортега стал 142-м журналистом, убитым на Филиппинах с 1986 г.

Близ столицы Колумбии убиты два католических священника

28.01.2011 Тела двух католических священников были обнаружены в четверг, 27 января, в автомобиле к югу от Боготы (Колумбия), сообщает KIPA-APIC со ссылкой на радиостанцию RCN.

Мотивы убийства пока неясны. Оба священника в прошлом получали угрозы в свой адрес и были очень популярны в своих приходах.

Генеральный секретарь Колумбийского епископской конференции Хуан Висенте Кордоба призвал к тщательному изучению обстоятельств убийства.

По данным Конференции епископов Колумбии, начиная с 1984 г., более 70 священников были убиты в стране.

Ватикан опубликовал данные об убитых в 2010 г. миссионерах

29.01.2011 Пресс-служба Ватикана опубликовала данные об умерших насильственной смертью в 2010 г. католических миссионерах: священниках, монахах, семинаристах и других служителях Римско-католической церкви. Всего было убито 23 человека, в том числе: 1 епископ, 15 священников, 2 члена монашеских орденов, 2 семинариста и 3 мирянина, сообщает «Fides».

По количеству убитых, 1-е место занимает Америка, где в 2010 г. погибли 15 миссионеров: 10 священников, 1 монах, 1 семинарист и 2 мирян. В Азии были убиты 1 епископ, 4 священника, 1 монахиня. В Африке – 1 священник и 1 семинарист.

Международные организации пытаются уберечь от казни двух афганцев, принявших Христианство

29.01.2011 Принятие Христианства может стоить жизни двум бывшим мусульманам Афганистана. Несмотря на угрозу смертной казни, они отказываются отречься от Христа и вернуться в ислам. Правительства ряда европейских стран, правозащитники и международные организации продолжают бороться за изменение приговора, пишет германский портал Deutsche Evangelische Allianz.

Район Гиндукуша в Афганистане считается одним из самых исламизированных. Законодательство страны допускает исповедание других религий, но запрещает мусульманам покидать ислам. Согласно нормам шариата, отречение от ислама наказывается смертной казнью.

25-летний Шоаиб Ассадулла из города Мазари-Шариф был арестован 21 октября прошлого года за то, что передал Библию одному из своих знакомых, который и выдал его властям. Местные власти приговорили Ассадуллу к смертной казни 4 января. Исполнение приговора откладывается из-за возрастающего международного внимания.

46-летний инвалид Саид Муса уже 8 месяцев находится в Кабульской тюрьме за отречение от ислама и принятие Христианства. Он стал христианином еще 9 лет назад. Более 15 лет Саид являлся сотрудником Международного комитета Красного Креста. Его семья – жена и шестеро детей – были вынуждены покинуть страну, опасаясь преследований.

В июне прошлого года власти призвали Саида Мусу публично отречься от Христианства, и Саид это сделал. Сцена отречения транслировалась по телевидению. Но, вернувшись в тюрьму, он продолжил молиться как христианин, а затем открыто заявил о том, что по-прежнему придерживается Христианской веры.

Оба заключенных заявляли об издевательствах, которые они терпят со стороны сокамерников, избиениях и сексуальном насилии.

Представители правительств Великобритании, США, Италии, Франции, Нидерландов обращались к правительству Афганистана с просьбой об освобождении этих заключенных. Международные правозащитные и христианские организации продолжают бороться за помилование афганцев.

По данным организации помощи преследуемым христианам «Open Doors», из 28,4 миллионов жителей Афганистана примерно 10 000 исповедуют Христианство. Часть из них перешла в Христианство из ислама.

Конференции, съезды, чтения

В Москве открываются XIX Рождественские образовательные чтения

24.01.2011 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит в понедельник в Государственном Кремлевском дворце открытие и первое заседание XIX Международных Рождественских образовательных чтений.

Участники мероприятия обсудят взаимодействие Церкви и государства в сфере образования, культуры, СМИ, в социальной сфере, сообщает синодальный Отдел религиозного образования и катехизации.

Отдельные заседания будут посвящены результатам и проблемам, связанным с экспериментом по преподаванию православной культуры в школах, теме проникновения тоталитарных сект и лженауки в систему российского образования, религиозному туризму в образовательном процессе.

Среди других тем - ювенальная юстиция, правовые вопросы деятельности религиозных организаций, защита материнства и семейных ценностей, национальные традиции в экономике, торговле, политике и культуре России, противодействие абортам, профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи.

Участники чтений затронут проблемы формирования корпуса штатных капелланов в армии, подготовки духовенства и волонтеров для тюремного служения.

Одна из секций будет посвящена православному банкингу и финансовым инструментам.

В мероприятии, которое продлится до 26 января, примут участие священнослужители, чиновники, работники системы образования, музейного сообщества, ученые, представители общественных организаций, в том числе молодежных.

Завершилась работа XIX Международных Рождественских образовательных чтений

27.01.2011 26 января 2011 года в Храме Христа Спасителя состоялась церемония закрытия XIX Международных Рождественских образовательных чтений «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач».

В рамках церемонии закрытия прошло награждение победителей и лауреатов VI Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Детям, занявшие первые места, были вручены Патриаршие грамоты. Все победители получили грамоты председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и памятные подарки. Награды вручили председатель Отдела епископ Зарайский Меркурий и руководитель Фонда просвещения «Мета» В.А. Сигаёва.

Особым призом Отдела религиозного образования и катехизации был награжден участник конкурса в номинации «Икона» Константин Рухлин из г. Оренбург. Также награды получили победители конкурса фотографий для профессионалов и любителей «Вера в России».

По завершении церемонии награждения председатель Оргкомитета чтений епископ Зарайский Меркурий объявил о закрытии работы этого крупнейшего церковно-общественного форума, поблагодарив всех участников за активную и плодотворную работу.

С концертом для участников Чтений выступил сводный хор Московских духовных школ под руководством игумена Никифора (Кирзина).

Состоялось заседание секции XIX Рождественских чтений «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее»

28.01.2011 25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений в палатах Храма Христа Спасителя состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее».

Работу конференции, проводящейся уже в шестой раз, возглавил священник Иоанн Миролюбов, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Гостем конференции был епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн, недавно назначенный управляющим старообрядными приходами Русской Зарубежной Церкви.

Большой интерес слушателей вызвали доклады специалиста в области исторической литургики протоиерея Георгия Крылова «Как агиасма стала “скачущей”», руководителя Центра консервативных исследований, профессора МГУ А.Г. Дугина «Эсхатологическая проблематика старообрядчества, единоверия и новообрядчества» и настоятеля Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский игумена Афанасия (Селичева) «Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, в его отношении к старообрядцам».

Особое внимание участников привлекло выступление диакона Максима Плякина (Саратов) с докладом «Дониконовские особенности внутреннего уклада Саровской пустыни». Слушателям был представлен иллюстративный материал (фотографии певческих книг, предметов церковного обихода, монашеских одежд), свидетельствующий о хранении в обители многих древних дораскольных традиций, в том числе и богослужебных, включая знаменное пение, а частично — и древние богослужебные тексты.

26 января в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции при Покровском храме в Рубцове был проведен круглый стол по проблемам старообрядных приходов Русской Православной Церкви. В мероприятии приняли участие около двадцати священнослужителей, а также миряне, представляющих почти все крупные приходы, где богослужения совершаются по древнему чину.

Присутствовавшие с удовлетворением отметили, что в последние годы растет интерес православных верующих к древнерусской богослужебной традиции, в составе Русской Православной Церкви появляются новые приходы старого обряда, что способствует уврачеванию ран церковного раскола, происшедшего в XVII столетии. Вместе с тем участниками круглого стола была высказана озабоченность случаями проявления нетерпимости к носителям древнерусской обрядности в лоне Русской Православной Церкви.

Представители старообрядных приходов обсудили совместные планы издательской деятельности, совершения богослужений у общецерковных святынь. Единодушно было поддержано предложение создать молодежный единоверческий клуб и постоянно действующий научный семинар при Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции.

На Рождественских чтениях в Москве обсуждались актуальные проблемы формирования корпуса штатных военных священнослужителей

29.01.2011 25 января 2011 года в рамках XIX Международных Рождественских образовательных чтений состоялось заседание секции «Церковь и армия: актуальные проблемы формирования корпуса штатных военных священнослужителей в Вооруженных силах Российской Федерации», сообщает сайт Победа.ru.

В работе секции приняли участие сотрудники Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, руководители епархиальных военных отделов России, Украины и Белоруссии, епархиальное военное духовенство, представители Управления по работе с верующим военнослужащими Министерства обороны РФ, православной общественности Москвы и других регионов России. В ходе двух заседаний прозвучало более десяти докладов и сообщений. Перед началом работы участники секции молитвенно помянули жертв террористического акта в аэропорту «Домодедово».

Мероприятие открыл председатель Синодального отдела протоиерей Димитрий Смирнов, выступивший с докладом на тему «Особенности современного этапа взаимодействия Церкви и армии. Пастырская деятельность военного священнослужителя в условиях реформирования армии и флота».

Затем к собравшимся обратился начальник управления Министерства обороны по работе с верующими военнослужащими Б.М. Лукичев, рассказавший о принципах формирования корпуса штатных военных священников и концептуальных основах работы с верующими военнослужащими.

Обсудив комплекс организационных, правовых, кадровых, образовательных и иных проблем, связанных с работой помощников командиров воинских частей по работе с верующими военнослужащими, участники секции призвали представителей органов государственной власти, Министерства обороны РФ, Русской Православной Церкви продолжать конструктивный диалог для последующей выработки решений, направленных на реализацию конституционных прав и свобод российских военнослужащих и членов их семей.

По итогам заседания была принята резолюция: http://www.patriarchia.ru/db/text/1394733.html

Фестивали, выставки, ярмарки

18 февраля в Обнинске открывается VI Сретенский кинофестиваль «Встреча»

25.01.2011 Завершился отборочный тур VI Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча», который ежегодно проводится в г. Обнинск Калужской области.

Сопредседателями кинофестиваля являются митрополит Калужский и Боровский Климент и губернатор Калужской области А.Д. Артамонов.

В работе кинофорума ежегодно принимают участие кинематографисты из многих зарубежных стран: Сербии, Хорватии, Грузии, Бразилии, Греции, США, Белоруссии, Украины и др. В этом году на конкурс было прислано 212 работ. Для участия в конкурсной программе были отобраны 20 игровых, 54 документальных и 15 анимационных кинолент. Еще 30 фильмов будет показано вне конкурса.

Специальной темой кинофорума 2011 года станет 50-летний юбилей освоения космоса.

В работе жюри примут участие председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда, председатель жюри Кубанского православного кинофестиваля «Вечевой колокол» протоиерей Димитрий Мерцев, председатель Союза кинематографистов Сербии режиссер Йован Маркович, пресс-секретарь Союза кинематографистов РФ Татьяна Москвина-Ященко и др. Возглавит жюри профессор ВГИКа Алла Золотухина.

В рамках кинофестиваля в Свято-Николаевском Черноостровском монастыре г. Малоярославец состоится конференция «Кино глазами православного человека».

Также в дни работы кинофорума пройдут тематические мероприятия для детей, воинов, ветеранов ВОВ и боевых действий в горячих точках, мастер-классы, круглые столы, различные выставки. Частью фестивальной программы станут паломнические поездки по святым местам Калужской земли и встречи с духовенством.

Открытие кинофестиваля пройдет в Доме ученых г. Обнинска 18 февраля 2011 года в 17.00. Работа фестиваля продлится до 23 февраля.

Оргкомитет обеспечивает всех участников конкурсной программы бесплатным транспортом, проживанием и питанием в дни работы кинофестиваля.

Контакты: монахиня София (президент кинофестиваля) +7 910-860-1314; Анастасия Горшкова (пресс-секретарь) +7 (499) 409-6310, +7 910-916-8985.

В Москве открылся частный Музей русской иконы

26.01.2011 В Москве 25 января открылся частный Музей русской иконы. Новый музей, созданный предпринимателем, меценатом и коллекционером Михаилом Абрамовым, находится по адресу улица Гончарная, дом 3, у станции метро "Таганская".

Коллекция музея насчитывает около 4000 памятников древнерусского и восточнохристианского искусства, в том числе около 600 икон. Ранее коллекция Музея русской иконы частично выставлялась в бизнес-центре "Верейская плаза" (с 2006 года), а также на выставках в Третьяковской галерее (2008 год), в Пушкинском музее (2009 год) и в других музеях как в России, так и за рубежом.

Теперь у музея появилось собственное помещение - два особняка на Гончарной улице, объединенные в одно здание. Общая площадь музея в результате составила 2500 квадратных метров. К числу наиболее ценных экспонатов музея относятся подписная икона Богоматери Одигитрии, выполненная Симоном Ушаковым, икона Святого Николая Мирликийского XIV века и греческий иконостас конца XVII века.

На церемонии открытия музея Михаил Абрамов передал присутствовавшим представителям Росохранкультуры приобретенный для музея запрестольный деревянный крест середины XVI века. "Мы хотели иметь в коллекции такой крест, и потратили не один год на его поиск в аукционных домах и по частным зарубежным коллекциям", - заявил Абрамов. Однако при ввозе в Россию выяснилось, что он был похищен, в связи с чем его и вернули Ростовскому кремлю.

Директор Музея русской иконы - Николай Задорожный. Музей работает ежедневно, кроме среды, с 11:00 до 19:00.

Разное

В казахские школы поступил учебник по религии, от которого эксперты готовы "посыпать голову пеплом"

24.01.2011 Викарий Астанайской и Алма-Атинской епархии епископ Геннадий (Гоголев) подверг серьезной критике учебник религиоведения, который с января этого года стал пособием для всех девятиклассников Казахстана.

"Читаем начало раздела: "Евангелие появилось в первой половине первого тысячелетия". Три абзаца ниже: "Евангелие было написано во второй половине первого тысячелетия". Далее: "Евангелие состоит из Ветхого Завета и Нового Завета", - сказал на круглом столе епископ, слова которого приводит казахстанский выпуск газеты "Известия".

При этом, по словам епископа, почти все знают, что Евангелие - это второе название Нового Завета, а Ветхий Завет стоит особняком.

"В конце четвертого века церковный писарь Евсевий писал, что использование икон является идолопоклонничеством", - продолжил цитировать учебник епископ Геннадий, отметив, что понятие "писарь" появилось гораздо позже и что "не было никакого Евсевия, выдававшего такие версии".

"Совершенно замечательным перлом" епископ назвал такие пассажи из учебника, как тот, что отделение католичества от христианства произошло будто бы в III-V веке и что "искупление грехов католиками происходит в жертвоприношении".

"И такие перлы на каждой странице! - посетовал епископ Геннадий. - Чтобы не посыпать голову пеплом вспомнил одно слово. Конечно, в устах священнослужителя оно, наверное, прозвучит нехорошо, но это - прикол! Такой прикольный учебник!"

В свою очередь вице-президент казахстанского общественного фонда "Перспектива", доктор философских наук Елена Бурова рассказала на круглом столе, что в этом учебнике, написанном Досаем Кенжетаевым, ее особенно "умиляет" азбука религиоведения, в которой "ни одно определение не соответствует критериям научности".

В качестве примера она привела цитату из учебного пособия: "Джинн - это существо Бога в другом мире". "Это стишок из собственных кишок, другого названия нет", - говорит Е.Бурова.

Недоумение эксперта вызвала и такая фраза: "Сравните суфистскую школу со школой, в которой вы учитесь". "Как говорится, без комментариев", – сказала она.

Пакистанские исламисты сново вышли на улицу требуя не отменять закон о "богохульстве"

24.01.2011 В пакистанском Пешаваре на улицы вышли около десяти тысяч человек - они протестовали против отмены смертной казни за "богохульство". Участники демонстрации призывали устроить массовые забастовки и "не поддаваться западным ценностям". Организаторами акции вновь стали лидеры исламистов.

Предыдущая демонстрация состоялась 9 января. Тогда исламисты требовали выпустить из-под стражи телохранителя Хасана Кадри, который убил губернатора провинции Пенджаб Салмана Тасира.

В конце прошлого года по обвинению в "богохульстве" была приговорена к смертной казни пакистанская христианка. В её защиту выступил губернатор провинции Пенджаб Салман Тасир. За это его вскоре убил собственный охранник.

"Яндекс" закрыл два сайта раскольников после жалобы Тульской епархии

25.01.2011 Тульская епархия добилась закрытия двух сайтов лжеархиепископа Сергея Журавлева.

"Служба поддержки "Яндекса" откликнулась на нашу просьбу и заблокировала два сайта "архиепископа" Сергея Журавлева, основателя псевдоправославных неохаризматических сект", - сообщил корреспонденту "Интерфакс-Религия" во вторник секретарь миссионерского отдела епархии Алексей Ярасов.

Он отметил, что, по мнению епархии, публикации на сайтах С.Журавлева "содержат клевету на Русскую Православную Церковь, а также высказывания, оскорбляющие религиозные чувства православных".

Собеседник агентства сообщил, что С.Журавлев в начале 1990-х годов был священником Русской церкви, но покинул ее, "связавшись с неопятидесятниками". Затем он основал в России и на Украине две неохаризматические секты - "Украинскую реформаторскую православную церковь" и "Российскую православную обновленческую церковь".

"В последние несколько лет он под видом "православного обновленческого архиерея" и по благословению основателя самой крупной на Украине неопятидесятнической секты "Посольство Божие" Сандея Аделаджи, который и призвал его к "апостольскому служению", гастролирует по России, странам ближнего и дальнего зарубежья с "проповедями". Их содержание часто сводится к оскорбительной и ни на чем не основанной критике Русской церкви", - добавил А.Ярасов.

В свою очередь в компании "Яндекс" агентству подтвердили, что сайты С.Журавлева на интернет-модуле "Яндекс.Народ" действительно были закрыты по официальному заявлению миссионерского отдела Тульской епархии.

Как отметила менеджер по связям с общественностью "Яндекса" Надежда Куприна, в пользовательском соглашении компании прописано, что зарегистрированный пользователь соглашается не использовать службы "Яндекса" для загрузки, посылки, передачи или любого другого способа размещения контента, который "является незаконным, вредоносным, угрожающим, клеветническим, оскорбляет нравственность, нарушает авторские права, пропагандирует ненависть и/или дискриминацию людей по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, содержит оскорбления в адрес конкретных лиц или организаций".

"Получив юридически обоснованную претензию третьих лиц на нарушение данных правил, "Яндекс" имеет право без уведомления пользователя и без объяснения причин в любое время удалить любые материалы с сервиса", - добавила Н.Куприна.

В Риме проходит встреча представителей Римо-католической и Древних восточных церквей

25.01.2011 В Риме начала работу ежегодная Комиссия по диалогу между Римско-католической и Древневосточными церквями. Комиссия будет работать в течение недели, сообщает фонд «Pro Oriente».

В центре обсуждения два основных вопроса:

  1. христианское единство и взаимоотношения между Церквями в V веке;
  2. роль монашества в жизни Церкви.

Инициатива проведения подобных встреч принадлежит Папскому совету по содействию христианскому единству. Заседания Комиссии по диалогу между Римско-католической и Древневосточными церквями проходят в конце января ежегодно. Первое из них состоялось в 2004 г. Встречи сопровождаются проведением экуменических богослужений.

Древневосточные церкви в рамках настоящей встречи представлены делегациями Коптской, Сирийской, Эфиопской, Эритрейской Церквей, Армянской Апостольской Церкви, Сирийской Церкви Индии. Католическую сторону представляют, кроме Римско-цатолической, униатские восточные церкви: Коптская, Сирийская, Армянская, Маронитская, Эфиопская, Сиро-Малабарская и Сиро-Маланкарская.

Отделение Древневосточных Церквей произошло в V в. после Халкидонского собора 451 г., который утвердил один из важнейших христианских догматов — учение о двух естествах во Христе. Древневосточные церкви не приняли Халкидонский догмат и отделились от единой Христианской Церкви.

Регулярные встречи представителей Католической и Древневосточных Церквей проходят с сентября 1971 г. Официальный диалог между Православной Церковью и Древними Восточными Церквями начался в 1985 г. К середине 1990-х гг. он зашел в тупик. Большинство Поместных Православных Церквей (11 из 15) не ратифицировали итоговые документы диалога, а Иерусалимская Церковь заявила о своем выходе из него. Через несколько лет Русская Православная Церковь предприняла попытку начать двусторонние собеседования с каждой из Восточных Церквей по отдельности. Было проведено несколько встреч с представителями Коптской Сиро-Яковитской и Армянской (Киликийский католикосат) Церквей.

Согласно прогнозам, через 20 лет число мусульман в мире возрастет на 700 млн. человек

28.01.2011 Мусульманское население в мире вырастет с 1.6 млрд. человек до 2.3 млрд. за следующие два десятилетия. Такие данные содержатся в докладе, опубликованном организацией «Pew Forum on Religion and Public Life», который цитирует CWN.

В 1990 в мире насчитывалось 1.1 млрд.мусульман.

За следующие два десятилетия мусульманское население мира, как ожидают, увеличится с 23.4% до 26.4% от общего числа всех проживающих на Земле людей.

В бывшем дворце Баварских королей в Мюнхене обнаружены предполагаемые мощи св. праведной Елисаветы, матери св. Иоанна Предтечи

28.01.2011 В музее «Резиденция», расположенном в бывшем дворцовом комплексе Баварских королей в Мюнхене (Германия) обнаружены, если верить подписи на реликварии, мощи св. праведной Елисаветы, жены священника Захарии и матери св. Иоанна Крестителя, родственницы Пресвятой Богородицы.

Мощи находятся в зале, именуемом «Reliquienkammer», где демонстрируются драгоценные реликварии, выполненные в конце XVI – сер. XVIII в. мастерами из Аугсбурга и Мюнхена.

Реликварий с частью мощей (по всей вероятности, главой) праведной Елисаветы в виде лежащего на подушечке расшитого жемчугом бархатного головного убора выполнен мюнхенскими мастерами в период с 1590 по 1640 г.

О том, что мощи принадлежат именно св. праведной Елисавете, узнали лишь недавно, когда реставраторы расчистили латинскую надпись на металлической табличке.

История появления этих мощей в Мюнхене до конца не изучена, но известно, что они были привезены в столицу Баварии из Рима не ранее конца XVI в.

В населенном пункте Эвен-Сапир под Иерусалимом, с 1911 г. расположен францисканский монастырь, на территории которого, по преданию, находится та самая пещера, где скрывалась от воинов Ирода праведная Елисавета с сыном. Здесь же, согласно преданию, находятся и место упокоения св. Елисаветы — гробница, обозначенная ныне небольшим вырубленным в камне углублением храме

Сохранились данные о том, что св. Елисавета преставилась в 22 году по Р.Х. в Хевроне.

Судьба мощей праведной Елизаветы изучена слабо. Известно, что мощи праведных Елизаветы и Захарии находились какое-то время в церкви св. Иоанна Предтечи на месте его темницы в Севастии, о чем в 1185 г. свидетельствовал паломник Иоанн Фока. Доподлинно о том, когда, как и при каких обстоятельствах мощи св. Елисаветы попали в Рим и далее в Мюнхен, неизвестно.

В администрации Мюнхенской «Резиденции» корреспонденту «Седмицы.Ru» сообщили, что в функции музея не входит изучение мощей святых, содержащихся в реликвариях, которые здесь рассматривают лишь как произведения ювелирного искусства.

Коллекция христианских реликвий («Heiltümer») в «Резиденции» возникла в эпоху Контрреформации». Начало ей положил в 1577 г. Баварский герцог Вильгельм V Благочестивый (1548 - 1626), получивший на это благословение Папы Римского Павла IV (1476— 1559). Сын Вильгельма V курфюрст Максимилиан I (1573 -1651) значительно расширил отцовскую коллекцию реликвий. Курфюрст получал новые святыни преимущественно в качестве дара из Рима, а также приобретал их у знати Западной Европы. Он хранил их сначала в деревянных ящиках в построенной в 1607 г. капелле «Резиденции». Отсюда 60 реликвариев с мощами, многие из которых сегодня трудно идентифицировать из-за отсутствия на них каких-либо указаний об их принадлежности, были перенесены в «Reliquienkammer».

Внутри католической общины Индии продолжают жить кастовые предрассудки

28.01.2011 Католик-далит был убит в городе Тхатхур в южном штате Тамил в Индии после того, как он выкопал могилу для другого католика-далита на кладбище, где хоронили только членов высших каст Индии, передает CWN.

Далиты — члены самой низших каст в традиционном индуистском обществе, также известные как «неприкасаемые».

В католическом приходе в Тхатхуре и ранее уже происходили столкновения между далитами и католиками из высших каст. Фактически церковь была закрыта более десятилетия из-за борьбы представителей различных каст.

Новый виток конфликта имел место в начале этого года. В итоге противостояние между членами разных каст привело к кровавой трагедии. Начало ей положили похороны 22 января далита, который являлся братом местного католического священника. Он стал первым далитом, похороненным на кладбище для членов высших каст за всю его 198-летнюю историю. Однако уже через два дня похорон тело могильщика-далита, который вырыл могилу для своего почившего собрата, было найдено в озере.

Епископ Антонисами Неетхинатан, глава католического диоцеза Чингелпут, возглавил церемонию похорон убитого могильщика-далита, которая прошла 25 января. Сотни далитов и политических активистов, выступающих за отказ от кастовой системы, посетили заупокойное богослужение, которое проводилось с привлечением большого числа полицейских, обеспечивавших безопасность его участников.

В сообществах индийских христиан и мусульман кастовые предрассудки официально отвергаются. Именно это и привлекает в христианские конфессии и ислам многих представителей низших каст. Однако, как видно, на практике многие новообращенные христиане продолжают придерживаться традиционных для Индии представлений о кастовой организации общества.

В Иркутской области будут изучать шаманизм

28.01.2011 Центр изучения древнейшей в Бурятии религии - шаманизма открылся в поселке Бохан Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области на базе филиала Бурятского госуниверситета, сообщил директор филиала Олег Саганов.

"Мы намерены сконцентрировать тысячелетние знания о таком феномене, как шаманизм. Морально-нравственная составляющая этой древнейшей религии огромна. Мы приглашаем на лекции ученых-историков, краеведов и действующих шаманов, которые рассказывают о бурятских обрядах, праздниках, о сути тайлагана (молебен) и камлания - это ритуальные действия шамана, во время которых он общается с духами", - рассказал О.Саганов "Интерфаксу".

Сотрудники Бурятского университета создают экспозицию по истории и атрибутам шаманизма, на которой будут представлены исторические фотографии, шаманские бубны и другие предметы культа.

Работа центра предусматривает научные экспедиции в различные регионы России, где существует шаманизм.

"Ветвей у этой религии много. Есть шаманы якутские, тувинские. Даже у нас в округе шаманы делятся этнически - по древним бурятским родам. Кстати, представители этих местных шаманских объединений в минувшем году побывали в США, где общались с индейцами-шаманистами и даже пообещали им подарить юрту. В свою очередь индейцы выразили пожелание посетить наш регион и познакомиться с сибирскими храмовыми местами, с жизнью бурятов", - сказал собеседник агентства.

Изучение шаманских обрядов планируется не только на территории Иркутской области, но и в Бурятии, Агинском округе, Монголии. О.Саганов подчеркнул, что у бурятской молодежи интерес к шаманизму огромен.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Qwellynews

Постоянные читатели

Powered By Blogger

თვენი Qwelly ოქტომბერი