Священный Синод избрал епископа Егорьевского Тихона главой Псковской митрополии
14.05.2018 14 мая 2018 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
Участники заседания имели повторное суждение в связи с прошением, поданным митрополитом Псковским и Порховским Евсевием (Саввиным), о почислении его на покой в связи с достижением 75-летнего возраста (журнал № 20).
Священный Синод постановил удовлетворить прошение, выразив сердечную благодарность преосвященному митрополиту Евсевию за многолетнее архипастырское окормление Псковской епархии. Местом пребывания митрополита Евсевия на покое определен Псково-Печерский Успенский монастырь.
Решением Синода Преосвященным Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии назначен епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), с сохранением за ним должности председателя Патриаршего совета по культуре.
Решением Священного Синода в Грузию направлен клирик для окормления русскоязычных верующих
14.05.2018 14 мая 2018 года в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви было заслушано сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о направлении для служения в Грузию клирика Русской Православной Церкви (журнал № 40).
По результатам состоявшегося согласования с Предстоятелем Грузинской Православной Церкви члены Священного Синода постановили направить в Тбилиси для пастырского служения среди русскоязычных верующих клирика г. Москвы протоиерея Владимира Александрова, поручив ему в необходимых случаях также представлять позицию Русской Православной Церкви.
В юрисдикцию Русской Православной Церкви приняты приходы в Джакарте и на острове Бали (Индонезия)
14.05.2018 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 14 мая 2018 года, было заслушано сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом (журнал № 41).
Протоиерей Сергий Киприянович, в связи с окончанием командировки, освобожден от должности клирика Патриарших приходов в Канаде и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.
В юрисдикцию Русской Православной Церкви приняты приходы во имя святого равноапостольного князя Владимира в Джакарте (Индонезия) и во имя преподобного Сергия Радонежского на о. Бали (Индонезия).
Иеромонах Иоасаф (Тандибиланг), клирик Белгородской епархии, направлен в распоряжение управляющего приходами Московского Патриархата в странах Восточной и Юго-Восточной Азии архиепископа Солнечногорского Сергия для пастырского служения в Индонезии.
Священный Синод обсудил документ Межсоборного присутствия «Акафист в молитвенной жизни Церкви»
14.05.2018 14 мая 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви состоялось обсуждение документа Межсоборного присутствия «Акафист в молитвенной жизни Церкви» и результатов его общественного обсуждения (журнал № 28).
Синод постановил признать полезными работу комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству над документом «Акафисты в молитвенной жизни Церкви» и состоявшееся общецерковное обсуждение этого документа.
Отметив, что, с одной стороны употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого посты, а с другой — в богослужебной практике используются и иные акафисты, члены Синода подчеркнули, что, по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».
В связи с этим отмечено, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями.
При этом признано допустимым совершение акафистов при совершении молебна (перед чтением Евангелия), а также, исходя из действующей практики: на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне, либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона).
Синод не рекомендовал совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы, за исключением утрени субботы пятой седмицы и чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай совершать таковое чинопоследование.
Также Синод указал епархиальным Преосвященным, игуменам (игумениям) монастырей и настоятелям приходов и подворий на недопустимость использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий и обратили внимание епархиальных Преосвященных на то, что они могут благословлять официальную публикацию новосоставленных акафистов только местночтимым святым и только в пределах возглавляемых ими епархий (журнал Священного Синода № 80 от 1-2 октября 1993 года).
Священный Синод поручил: Издательству Московской Патриархии совместно с Рабочей группой по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества подготовить сборник акафистов, рекомендуемых для общецерковного употребления; Издательскому Совету — разместить список акафистов, утвержденных Священным Синодом, и их тексты на сайте Издательского Cовета или на особом интернет-сайте с последующим регулярным обновлением: Синодальной богослужебной комиссии — подготовить и представить на утверждение Священного Синода проект чинопоследования совершения молебного пения с акафистом для последующего включения в дополнительную часть Требника.
Рабочей группе по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества указано принимать к рассмотрению акафисты новопрославленным святым только после составления и утверждения в установленном порядке полных богослужебных последований таковым святым.
Тема «Акафист в молитвенной жизни Церкви» включена в повестку дня комиссии Межсоборного Присутствия по богослужению и церковному искусству решением Президиума Межсоборного присутствия от 28 января 2015 года. Комиссия под председательством митрополита Рязанского и Михайловского Марка обсуждала вопрос в нескольких заседаниях и завершила работу над ним 19 марта 2015 года.
Церковно-общественное обсуждение документа началось 16 января 2017 года публикацией проекта на сайте и в блоге Межсоборного присутствия, а также на портале «Богослов.ру». Проект был направлен на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и духовные школы.
По итогам обсуждения, завершившегося 2 мая 2017 года, поступили отзывы из 117 епархий, в 66 из них содержатся замечания и предложения по тексту документа. Общее число поступивших отзывов и замечаний — 142.
Согласно Положению о Межсоборном присутствии, заключение комиссии Присутствия может быть передано в Священный Синод, который, рассмотрев документ, передает его на рассмотрение Поместного или Архиерейского Собора, либо принимает по нему собственное решение.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, регулирование богослужебных вопросов входит в обязанности Священного Синода (гл. V, п. 25, е).
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 29 апреля 2011 года при Издательском Совете Русской Православной Церкви учреждена рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества. С 3 сентября 2015 года группа действует под руководством митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви.
Священный Синод утвердил ряд богослужебных текстов и акафистов
14.05.2018 14 мая 2018 года на заседании Священного Синода были заслушаны рапорты председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента и председателя Синодальной богослужебной комиссии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов (журнал № 37) и новой редакции текстов акафистов (журнал № 38).
Участники заседания утвердили и рекомендовали к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты следующих служб: собору Кемеровских святых; священномученику Михаилу, пресвитеру Орловскому; новомученикам Быковским; праведному Алексию, пресвитеру Московскому.
Для употребления за богослужением и в домашней молитве одобрена новая редакция текстов акафистов Всем святым, в земле Русской просиявшим, и праведному Павлу Таганрогскому.
Утвержденные богослужебные тексты и акафисты направлены в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.
В Москву прибыл глава Эфиопской Церкви
15.05.2018 15 мая 2018 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Россию с официальным визитом прибыл Патриарх-Католикос Эфиопии Абуна Матфий. Его Святейшество посещает пределы Русской Православной Церкви впервые после своего избрания на Патриарший престол в марте 2013 года.
Ранее последним из Предстоятелей Эфиопской Церкви Россию в июле 1996 года посещал Патриарх Абуна Павел.
В состав сопровождающей Патриарха Абуну Матфия делегации входят: Абуна Антонс, архиепископ Западного Харэра; Абуна Филипос, епископ Южного Омо; Абуна Арегави, епископ Южного Гондэра; иеромонах Кидане Мариам, личный секретарь Патриарха; священник Кирос Волдеаб, руководитель Медийной службы Эфиопской Патриархии; Музи Хайлу, руководитель службы Патриаршего протокола.
В аэропорту «Внуково» Святейшего Патриарха-Католикоса Абуну Матфия встретил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Во встрече также приняли участие Чрезвычайный и Полномочный посол Федеративной Демократической Республики Эфиопия в Российской Федерации Грум Абай Тешоме, заместитель главы эфиопской дипломатической миссии Касса Гебрейоханнес Гебремикаэль, эксперт Посольства по экономическим вопросам Беллете Сисай Арагау, руководитель Сектора протокола ОВЦС игумен Феофан (Лукьянов), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудники ОВЦС С.Г. Алферов, К.В. Ермолаев, Р.А. Ахматханов, В.А. Кузнецов и Р.Д. Рубан, представители эфиопской диаспоры, духовенство города Москвы.
Приветствуя Патриарха Абуну Матфия, митрополит Иларион выразил надежду, что визит Его Святейшества в пределы Московского Патриархата будет плодотворным и послужит дальнейшему укреплению отношений Русской Православной Церкви и Эфиопской Церкви, история которых насчитывает уже не одно столетие.
«Мы прибыли в Москву, чтобы продолжить возрождение исторической дружбы народов России и Абиссинии. Благодарим Бога за данную нам замечательную возможность посетить Русскую Православную Церковь и вашу великую страну», — отметил со своей стороны Глава Эфиопской Церкви.
В ходе визита, который продлится до 20 мая, запланированы встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, представителями государственного руководства Российской Федерации, посещение высших учебных заведений Русской Православной Церкви, храмов и монастырей Москвы и Подмосковья.
Состоялась встреча патриарха Кирилла с главой Эфиопской Церкви
18.05.2018 17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня, по окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Главой Эфиопской Церкви Святейшим Патриархом-Католикосом Абуной Матфием.
Во встрече, которая прошла в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве, также приняли участие члены официальной делегации Эфиопской Церкви: Абуна Антонс, архиепископ Западного Харэра; Абуна Филипос, епископ Южного Омо; Абуна Арегави, епископ Южного Гондэра; иеромонах Кидане Мариам, Патриарший келейник и личный секретарь; священник Кирос Волдеаб, руководитель Медийной службы Эфиопской Патриархии; Музи Хайлу, руководитель службы Патриаршего протокола.
Со стороны Русской Православной Церкви участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков); секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов); проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин); заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе.
Сердечно приветствуя высокого гостя и сопровождающую его делегацию, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Вы впервые посещаете пределы нашей Церкви, нашей страны. У Вас появляется возможность увидеть религиозную жизнь нашего народа. Последний раз Глава Эфиопской Церкви посещал нас 22 года назад, в 1996 году; это был Абуна Павел, Ваш блаженнопочивший предшественник. Я вспоминаю и визит Святейшего Патриарха Текле Хайманота в 1978 году, а также состоявшийся в 1974 году визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Эфиопию».
Его Святейшество упомянул о том, что хранит в памяти свое первое посещение этой далекой африканской страны, состоявшееся в 1971 году. «Тогда в Аддис-Абебе проходило заседание Центрального комитета Всемирного совета церквей. Я принимал участие в этом заседании и, конечно, имел возможность посетить храмы», — рассказал он.
«Связи между нашими народами имеют глубокие исторические корни», — засвидетельствовал Предстоятель Русской Православной Церкви, отметив, в частности, что визит Патриарха-Католикоса Абуны Матфия проходит в год, когда отмечается 120-летие установления официальных дипломатических отношений между Российским и Эфиопским государствами. «Это событие сыграло очень важную роль в установлении добрых, дружественных отношений между Россией и Эфиопией, между нашими Церквами, — продолжил Святейший Владыка. — Мы всегда проявляли особый интерес к жизни Эфиопской Церкви, с открытым сердцем принимали ваших студентов и ваши делегации в 70-х годах прошлого века, а потом мы вместе с вами переживали трудности, через которые проходила и ваша Церковь, и ваш народ. Сегодня же мы радуемся вместе с вами расцвету Эфиопской Церкви и вашим успехам».
В продолжение разговора Святейший Патриарх Московский и всея Руси обратился к ситуации на Севере Африки и на Ближнем Востоке, положению живущих там христианских общин. «Совершенно очевидно, что в этом регионе мира больше всего страдают христиане, — констатировал Его Святейшество. — Агенты террористов активно действуют там, и христиане очень часто становятся их жертвами».
Мы знаем, что жертвами террора стали также и ваши верующие, — сказал Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к Патриарху-Католикосу Абуне Матфию. — Весь мир потрясли кадры жестокой расправы террористов над христианами Эфиопской Церкви в апреле 2015 года на берегу Средиземного моря в Ливии. Несколькими месяцами ранее, как Вы знаете, также мученически погибли верующие Коптской Церкви».
Христианство стало самой преследуемой религиозной общиной в мире, засвидетельствовал Предстоятель Русской Православной Церкви.
«Казалось бы, страны с христианской традицией должны были объединиться вместе, чтобы поставить заслон такому страшному явлению, как терроризм, в том числе направленный против христиан. Но вместо этого углубляются противоречия между великими державами, и те страны, у которых существует общий христианский исторический бэкграунд, к сожалению, сегодня находятся не в лучших отношениях между собой», — констатировал Святейший Владыка.
В данной связи, касаясь темы развития событий в Сирии, Его Святейшество, в частности, сказал: «Никогда еще так близко не соприкасались США и Россия на территории, где обе стороны принимали участие в военных действиях. Я почувствовал, что мы вступаем в очень опасный момент истории, потому что даже случайное столкновение двух сил могло привести к разрушающей человеческую цивилизацию ядерной войне. И тогда я принял решение вступить в контакт с Папой Римским Франциском. Мы договорились о встрече. Считаю, что декларация, которую мы подписали, имеет очень важное значение».
Святейший Патриарх Кирилл выразил убеждение, что у религиозных общин существует мощный миротворческий потенциал, и этот потенциал сегодня должен работать. «Мы, очень заинтересованы в установлении прочного мира на африканском континенте и прекращении борьбы с присутствуем христиан в этом регионе», — подчеркнул Святейший Владыка, выразив мнение, что все христианские Церкви и общины должны объединить усилия для выработки общих подходов к теме терроризма и, в частности, к такому страшному явлению, как геноцид христианского населения в целом ряде стран.
В ходе беседы Его Святейшество затронул тему богословского диалога между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, который достаточно успешно развивался во второй половине минувшего века: «В последние годы была попытка провести несколько совещаний, чтобы оживить этот диалог. У нас существует некий порядок проведения заседаний общеправославно-дохалкидонского диалога, в частности, заседания инициируются со стороны православных нашей традиции Константинопольским Патриархатом, а со стороны вашей традиции — Коптским Патриархатом. Пока не было никаких инициатив, но мы надеемся, что они будут предприняты».
Как отметил Святейший Владыка, пауза в богословском диалоге не является препятствием для развития контактов в практических сферах между Московским Патриархатом и Эфиопской Церковью. В рамках двустороннего диалога можно было бы обсуждать актуальные проблемы взаимоотношения Церкви и общества, вопросы социальной работы и диаконии, обмениваться опытом в миссионерской сфере. «Также было бы полезно возродить контакты между духовными учебными заведениями, — продолжил Его Святейшество. — Мы готовы пригласить ваших студентов для обучения в России».
Со своей стороны, Святейший Патриарх-Католикос Абуна Матфий поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за приглашение посетить пределы Русской Церкви и теплое гостеприимство, оказанное делегации Эфиопской Церкви. «Моя цель заключается в том, чтобы активизировать взаимоотношения между нашими Церквами. У нас исторически были очень хорошие взаимоотношения и сейчас мы хотим развивать их вновь», — отметил Глава Эфиопской Церкви.
Патриарх-Католикос Абуна Матфий высказал заинтересованность в развитии сотрудничества в образовательной сфере. «Много наших эфиопских студентов обучалось в ваших учебных заведениях. Некоторые из них впоследствии стали епископами, архиепископами и сейчас несут свое архипастырское служение в Эфиопии», — отметил он.
Глава делегации Эфиопской Церкви рассказал Святейшему Патриарху Кириллу о том, в сколь непростом положении находятся ныне африканские Церкви. «Экстремисты нападают на храмы, разрушается наше наследие. Террористы убивают людей, устраивают резню. Они убивают не только христиан, но и мусульман, которые не желают следовать за их идеологией», — засвидетельствовал он.
Констатировав сложность и опасность проблемы терроризма, Эфиопский Патриарх высказал мнение: «Миру необходимо работать над ее разрешением, и христиане должны проявить солидарность в этом вопросе. Экстремисты пришли непонятно откуда и не связаны с какой-то отдельно взятой страной. Они творят бесчинства, например, в Сирии, где разрушают церкви, убивают людей, творят ужасающие преступления. Война идет много лет. Гибнут люди, уничтожается историческое наследие, которое насчитывает тысячи лет».
В завершение беседы стороны обменялись памятными подарками.
По итогам встречи было принято совместное коммюнике с предложением о вынесении на рассмотрение Синодов Русской Православной Церкви и Эфиопской Церкви вопроса об учреждении двусторонней Комиссии по диалогу.
Агентство «Ромфея» сообщило о переговорах в Афинах делегаций Константинопольской и Элладской Церквей по вопросу об автокефалии Украинской Церкви
18.05.2018 Согласно информации греческого агентства «Ромфея», опубликованной 16 мая 2018 года, Константинопольский Патриархат твердо намерен «пройти весь путь в вопросе предоставления автокефалии Украинской Церкви». «Ромфея» опубликовала эксклюзивную информацию о содержании переговоров, которые прошли в Афинах между представителями Константинопольского Патриархата и делегацией Элладской Православной Церкви по вопросу об Украине.
Представители Константинопольской Патриархии проинформировали архиепископа Афинского и всея Греции Иеронима и членов Священного Синода Элладской Православной Церкви о том, что Патриарх Варфоломей намерен продвигать вопрос о предоставлении автокефалии Православной Церкви на Украине.
«Митрополиты Пергамский Иоанн, Галльский Эммануил и Смирнский Варфоломей, посетившие Афины, подчеркнули, что у Московского Патриархата была возможность в ходе предсоборного процесса[подготовительные заседания накануне Церковного Собора на Крите], подписать документ о процедуре предоставления автокефалии, но он этого не сделал. В результате, Константинопольский Патриархат, поскольку никакое другое действие не было предпринято, может предоставить, согласно сообщению делегации, автокефалию местной объединенной Церкви на Украине», — сообщило агентство «Ромфея».
В ходе переговоров, константинопольские представители подчеркнули, что в 1688 году Киевскую митрополию Константинопольский Патриархат лишь «делегировал» Московскому Патриархату. «Московский Патриархат был в затруднительном положении и решил, чтобы митрополит Киевский был избран в Москве, будучи иерархом Вселенского Патриархата — но это соглашение не было соблюдено никогда», заявила в Афинах делегация Константинополя, указывает «Ромфея».
Архиепископ Иероним, в свою очередь, выразил нейтральное отношение к данному вопросу, подчеркнув, что эта проблема очень значительна, и что решение о позиции Элладской Православной Церкви по ней должно было бы быть принято на Архиерейском Соборе Элладской Церкви в будущем октябре.
Агентство «Ромфея» подчеркнуло, что делегация Константинопольского Патриархата разъяснила во время встречи, что «в любом случае, процесс [провозглашения автокефалии Константинополем] будет продолжаться».Кроме того, иерархи Константинопольского Патриархата заметили Архиепископу Афинскому, что он мог бы в данный момент выразить свое неприятие или свою поддержку позиции Фанара, чего, однако, не произошло, отмечает «Ромфея».
«Характерно, что, когда Архиепископ спросил Константинопольскую делегацию о том, чего именно хотели от Элладской Церкви, иерархи Патриархата подчеркнули, что сейчас они ничего не просят, но что, когда новый митрополит Киевский будет избран, от нее потребуется [то есть от Элладской Церкви] признать его и обменяться грамотами, как это принято», — отмечает агентство «Ромфея».
Таким образом, если информация агентства «Ромфея» соответствует действительности, можно сделать следующие выводы:
— Константинопольский Патриархат рассматривает себя, а не Московский Патриархат, как Церковь-мать по отношению к Православной Церкви на Украине, полностью отвергая факт перехода Киевской митрополии в состав Московского Патриархата в 1680- гг. Фанар намерен использовать этот довод как основание для своих действий в направлении предоставления автокефалии Украинской Церкви.
— Константинопольский Патриархат намерен предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви в одностороннем порядке, а не в соответствии с процедурой, разработанной на предсоборных совещаниях в Шамбези, которая предусматривала консенсус всех поместных Православных Церквей при даровании автокефалии новой поместной Церкви.
— Константинопольский патриархат вопреки наличию на Киевской кафедре действующего архиерея в лице митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия (Березовского), ранее признанного Константинопольской Церковью единственным каноническим первоиерархом Православной Церкви на Украине, намерен совершить поставление нового митрополита Киевского в Константинопольской юрисдикции и даровать возглавляемой им митрополии автокефалию, а не легитимировать украинские раскольнические сообщества — «Украинскую православную церковь — Киевский патриархат» (УПЦ КП) и «Украинскую автокефальную православную церковь».
Польская Православная Церковь выступила против предоставления автокефалии Православной Церкви на Украине
18.05.2018 Согласно эксклюзивной информации греческого информационного агентства «Ромфея», опубликованной 17 мая 2018 года, Польская Православная Церковь выразила свое несогласие с ситуацией, сложившейся в отношении предоставления автокефалии Православной Церкви на Украине.
По информации агентства «Ромфея», Священный Синод Польской Православной Церкви во время своего заседания рассмотрел письмо митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, который охарактеризовал ситуацию в стране и позицию возглавляемой Украинской Православной Церкви в отношении автокефалии.
«Что касается письма Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, который сообщает нам о текущем положении Православной Церкви на Украине, мы выражаем четкую позицию Польской Автокефальной Церкви, а именно, что церковная жизнь канонической Православной Церкви должна основываться на принципах догматики и на святых канонах Православной Церкви. Нарушение этого принципа приводит к хаосу в жизни Церкви», — говорится в решении Священного Синода Польской Православной Церкви.
Священный Синод Польской Православной Церкви также подчеркивает, что «автокефалию можно даровать только существующей в стране Церкви». «На Украине есть определенные раскольнические группы, которые должны прежде всего покаяться и вернуться в каноническую Церковь. Только тогда мы можем обсудить вопрос о предоставлении автокефалии», — отмечается в решении Синода.
Иерархи Польской Православной Церкви подчеркивают: «Священный Синод епископов Польской Православной Церкви исповедует, прежде всего, соблюдение канонического порядка в жизни Церкви. Церковь-мать может предоставлять автокефалию в соответствии с мнением поместных Православных Церквей и только после подтверждения всеми Предстоятелями поместных Церквей».
Священный Синод Польской Православной Церкви также упоминает проблему разделения Церкви, подчеркивая, что «необдуманные и поспешные решения в отношении автокефалии на Украине могут вызвать другие разногласия». «В догматико-канонических вопросах нельзя руководствоваться политической конъюнктурой», — заключил Синода Польской Церкви.
Епархию Иерусалимского Патриархата в Иордании впервые возглавит архиепископ палестинского происхождения
20.05.2018 15 мая 2018 года Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви, как сообщает ее официальный сайт, на заседании, которое прошло под председательством Патриарха Феофила III, принял следующие решения и назначения:
- архимандриту Христофору определено быть архиепископом Кириакуполисским и патриаршим эпитропом (представителем) в Аммане в Иордании.
- архимандриту Аристовулу определено быть архиепископом Мадабы и патриаршим эпитропом в Мадабе, Иордания.
- митрополит Филадельфийский Бенедикт назначен игуменом святилища Крещения Господня на берегу Иордана.
- архиепископ Константины Аристарх, генеральный секретарь Синода Иерусалимского Патриархата, назначен патриаршим эпитропом.
- архиепископ Пеллы Филумен назначен игуменом монастыря Святого Креста в Западном Иерусалиме.
- архимандрит Рафаил назначен патриаршим эпитропом в Северной Иордании с местопребыванием в городе Ирбет.
- архимандрит Поликарп назначен скевофилаксом базилики Рождества Христова в Вифлееме.
- архиепископ Иорданский Феофилакт назначен президентом церковного апелляционного суда с архиепископом Мадабы Аристовулом и отцом Галактионом в качестве членов этого суда.
- архимандрит Евфросин назначен настоятелем греческой православной общины Хайфы.
- иеродиакон Евлогий направлен на служение в митрополию Аммана.
- священник Николай направлен на служение в Храм Гроба Господня.
- архимандрит Клавдий назначен настоятелем греческой православной общины в Караке, Иордания.
- архимандрит Иннокентий назначен настоятелем метоха-прихода греческой православной общины в Маине, Мадаба, Иордания.
- архимандрит Игнатий назначен игуменом монастыря Поля Пастухов и настоятелем общины в Бейт-Джалла.
Важно отметить, что назначение архимандрит Христофора архиепископом Кириакуполисским и патриаршим представителем в столице Иордании — Аммане будет иметь следствием радикальный поворот в жизни Иерусалимской Церкви, так как, впервые этот пост поручен епископу палестинского происхождения. О пастырских качествах нового иерарха могут дать представление его труды в течение нескольких лет на посту настоятеля монастыря Пресвятой Богородицы в Диббене, Иордания. В 2014 году возникли напряженные отношения между православными объединениями Иордании и Иерусалимским Патриархатом. Прибытие в Иорданию нового архиепископа должно способствовать нормализации положения.
Новый архиепископ Мадабы Аристовул, как отмечает французский православный сайт Оrthodoxie, — превосходный специалист в области византийской музыки, которую он преподавал в семинарии в Иерусалиме. Он провел несколько лет в Институте высшего образования в области православной теологии в Шамбези, около Женевы, и хорошо говорит по-французски.
В месяцеслов Русской Православной Церкви включены имена древних святых, подвизавшихся в западных странах, и святых, издревле почитаемых в Грузинской Православной Церкви
14.05.2018 14 мая 2018 года на заседании Священного Синода был заслушан рапорт митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Комиссии по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, с предложением включить в месяцеслов имена древних святых, подвизавшихся в западных странах, а также святых, издревле почитаемых в Грузинской Православной Церкви (журнал № 7).
Созданная 18 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в пределах Центральной и Западной Европы до 1054 года, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах.
При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.
При работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.
Также Комиссией был рассмотрен вопрос о возможности включения в месяцеслов святых, почитаемых в Грузинской Православной Церкви.
Члены Священного Синода на состоявшемся 14 мая заседании постановили включить в месяцеслов имена следующих святых:
- преподобного Галла (16/29 октября; + 650);
- преподобного Колумбана, игумена Люксейского (23 ноября/6 декабря; + 615);
- преподобного Фридолина Зекингенского (6/19 марта; + 540);
- равноапостольного Мириана, царя Иверского (1/14 октября; + после 361);
- равноапостольной Наны, царицы Иверской (1/14 октября; + ок. 364).
Жития указанных святых будут опубликованы в Журнале Московской Патриархии.
В Москву принесена Феодоровская икона Божией Матери
18.05.2018 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в пределы Северо-Восточного викариатства г. Москвы доставлена Всероссийская святыня - Феодоровская икона Божией Матери.
В понедельник, 14 мая, в 18:00 состоялась торжественная встреча Чудотворного образа в храме Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Усадьбе Свиблово.
По случаю принесения Всероссийской Святыни с 15 по 23 мая с 8:00 до 20:00 в Усадьбу Свиблово (Лазоревый проезд, 15) приглашаются все желающие помолиться у Феодоровской иконы, перед которой на протяжение всего времени пребывания, будут совершаться молебные пения с акафистом Пресвятой Богородице.
Феодоровская икона, согласно преданию, была написана святым евангелистом Лукой. В русских летописях она упоминается, начиная с XIII века. Сложно переоценить значение этого образа Божией Матери для русского народа. В свое время Она не раз спасала страну от различных напастей, воин и бед.
Образ Царицы Небесной почитается как одна из святынь Государства Российского, поскольку предание связывает её с призванием в 1613 году на царство Михаила Фёдоровича Романова. Многие российские царицы и княгини, принимая православие, получали отчество «Федоровна» в честь Феодоровской иконы.
В Ярославской митрополии стартовал масштабный проект, посвященный памяти святителя Димитрия Ростовского
17.05.2018 С февраля по ноябрь 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов Ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь реализует социально значимый проект «Просветительская мобильная выставка "Жизнь, труды и эпоха митрополита Димитрия Ростовского"».
Задача проекта, направленного на популяризацию жизни и творческого наследия ростовского святителя, познакомить современников с яркой и многосторонней деятельностью святителя Димитрия, проходившей на фоне важнейших исторических и культурных событий нашей истории; приблизить его творчество к широкой аудитории.
В рамках проекта создана передвижная экспозиция, проведение которой запланировано в шести городах Ярославской области. Выставка будет сопровождаться бесплатными образовательными лекциями для самой широкой аудитории, начиная от учащихся средних школ и высших учебных заведений до специалистов: историков, культурологов и искусствоведов. Во время проведения подобных лекций и встреч будут раздаваться книги и другие материалы о святителе Димитрии, изданные Спасо-Яковлевским монастырем в предыдущие годы. Ведутся съемки документального фильма, в котором излагается жизнь святителя Димитрия Ростовского. Первым примет выставку Угличский музей-заповедник. Открытие выставки здесь состоится 18 мая — в Международный день музеев.
В мае планируется открытие специализированного сайта «Святитель Димитрий Ростовский: жизнь, труды, эпоха», на котором впервые будет собран обширный материал по Димитриевской теме популярного и научного характера. Сайт включает несколько десятков разделов, охватывающих самые разнообразные темы, связанные с жизнью, творчеством и временем святого Димитрия.
Книги о святителе Димитрии и самом Ростове, изданные за последние годы Спасо-Яковлевским монастырем, будут доступны для всех желающих — они будут выложены на сайте. К этим книгам добавятся две новинки, работа над которыми ведется в рамках проекта. Это адаптированная для современных читателей «С именем Христовым в сердце. Избранные поучения святителя Димитрия Ростовского», и научный иллюстрированный сборник «Православие и православная культура в эпоху святого Димитрия Ростовского».
Церковь - против идеи разрешить министерству культуры ограничивать передачу госимущества религиозным организациям
17.05.2018 Русская Православная Церковь пока не привлекалась к обсуждению нового закона о культуре, но заинтересована в обозначении своей позиции относительно использования недвижимости и вопросов сохранения памятников истории и культуры, заявила журналистам руководитель юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).
"В частности, была предложена поправка, предусматривающая право министерства культуры устанавливать некие перечни имущества, объектов культурного наследия, памятников истории и культуры, которые не могут быть отчуждены из государственной собственности. Мы опасаемся здесь какого-то волюнтаристского подхода к памятникам истории и культуры и полагаем, что гражданское законодательство четко говорит о том, что ограничить в обороте тот или иной объект недвижимости может только федеральный закон", - сказала К.Чернега в среду на полях Петербургского международного юридического форума.
По ее мнению, отдавать данный вопрос на усмотрение государственного органа нецелесообразно, и если такая поправка будет вновь предложена в законодательство о культуре, Церковь будет против этого возражать.
Глава юридической службы патриархии отметила, что поправки, которые предварительно предлагалось внести в "Основы законодательства РФ о культуре", подлежат более глубокому и всестороннему рассмотрению и обсуждению.
В декабре 2017 года президент РФ Владимир Путин поручил разработать новый закон о культуре. Глава государства предложил членам Совета по культуре с коллегами и представителями профильных ведомств взяться за разработку и написание проекта закона о культуре и создать рабочую группу. Президент высказал мнение, что новый закон должен максимально сохранять и развивать существующие успешные формы государственной поддержки культуры.
Русская Церковь не поддерживает ужесточение правил противопожарной и антитеррористической безопасности в храмах
17.05.2018 Законодательные инициативы по ужесточению правил противопожарной и антитеррористической безопасности в помещениях религиозных организаций нецелесообразны и могут провоцировать рознь, считает руководитель юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).
Проект федерального закона РФ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", который предусматривает рискоориентированный подход при проведении проверочных мероприятий, "вызывает определенную тревогу", заявила К.Чернега в среду в ходе одной из дискуссий на Петербургском международном юридическом форуме.
Законодательный акт предполагает, что проверяющим органам будет позволено оценивать риск неисполнения религиозными организациями законодательства, присваивая конфессиям или религиозным общинам класс опасности, в зависимости от которого будут определяться частота проведения проверок и порядок их проведения.
"Такого рода инициатива по присвоению религиозным организациям класса опасности, по делению религиозных общин на опасные и безопасные нарушает безусловный принцип равенства религиозных объединений перед законом и породит определенную напряженность в сфере государственно-конфессиональных отношений, религиозную рознь и вражду. Кроме того, этот законопроект предусматривает проведение проверочных мероприятий без предварительного согласования с религиозными организациями даты и времени проведения проверок, что может привести к срывам богослужений и к оскорблению религиозных чувств клириков и прихожан", - сказала К.Чернега.
Она также отметила, что в Церкви не согласны с принятым в первом чтении законом, согласно которому ужесточается административная ответственность за несоблюдение требований об антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. По словам К.Чернеги, это может привести к необоснованно большим претензиям к религиозным зданиям и помещениям, особенно в небольших населенных пунктах.
"Религиозные организации осуществляют свою деятельность за счет пожертвований граждан. И понятно, что при применении к ним этих довольно жестких требований нужно использовать какие-то сбалансированные подходы", - добавила она.
На Тернопольщине верующие канонической Церкви отстояли в суде право пользоваться своим храмом
18.05.2018 16 мая 2018 года община церкви святой праведной Анны села Куты Шумского района Тернопольской области выиграла суд по иску в Тернопольском суде. В своем заявлении верующие требовали устранить препятствия в пользовании храмом, который захватили сторонники «Киевского патриархата». Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви.
Рассмотрение дела откладывали почти год, заявление религиозная община УПЦ подала 10 июля 2017-го. По словам настоятеля протоиерея Игоря Кушнирука, решение по этому делу суд в Тернополе принял только после окончательного решения другого суда по поводу законной принадлежности храма общине Тернопольской епархии.
Верующие доказали свое право на владение храмом и подтвердили законность своей документации в Кассационном суде в составе Верховного суда Украины. Соответствующее решение было принято 15 февраля 2018 года.
Настоятель сообщает, что община будет обращаться в исполнительную службу и к правоохранителям, чтобы те обеспечили доступ к их храму.
С момента захвата храма в честь святой праведной Анны верующим приходится совершать богослужения в палатке. Несмотря на положительные решения судов, ситуация пока не изменилась — раскольники продолжают препятствоватьрелигиозной общине УПЦ молиться в собственной церкви.
Напомним, 14 сентября 2016 года храмом Украинской Православной Церкви в селе Куты завладели сторонники «Киевского патриархата» при силовой поддержке «Правого сектора». Ранее раскольники около полугода регулярно срывали богослужения местной общины.
В Санкт-Петербурге представлены книги митрополита Волоколамского Илариона, посвященные апостолам Петру и Павлу
14.05.2018 13 мая 2018 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) представил в Санкт-Петербурге свои новые книги «Апостол Павел. Биография» и «Апостол Петр. Биография». Встреча с читателями состоялась в петербургском Доме книги.
Митрополит Иларион выразил радость от того, что первая презентация книги «Апостол Петр. Биография» проходит в городе апостола Петра. Книга об апостоле Павле вышла осенью 2017 года.
Автор подчеркнул, что для многих читателей Нового Завета оба апостола — фигуры загадочные. По количеству упоминаний апостол Петр — второй персонаж Евангелия после Иисуса Христа. Во всех списках апостолов он стоит на первом месте, потому что уже при жизни Спасителя занял первенствующее место среди двенадцати апостолов.
У евангелистов Иоанна и Луки описаны две истории призвания апостола Петра. Третье призвание описано у Матфея и Марка. Может сложиться впечатление, что Господь каждый раз призывает разных людей, но при внимательном чтении понятно, что речь идет об одних и тех же людях. Иоанн Златоуст писал, что Господь призвал Петра, назвав его Кифой, тот вернулся к своим делам, затем Христос призвал его снова, было и третье призвание.
Ученые спорят, положительный или отрицательный персонаж апостол Петр. В Евангелиях он предстает таким, каким был на самом деле, — пламенным, преданным, но и колеблющимся, сомневающимся, способным к падению. Когда Христос спросил учеников, за кого они Его принимают, Петр отвечает: «Ты Сын Бога Живого» (Мф. 16:15-16). Когда Петр противоречил Спасителю, Он сказал: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23).
«Во всех четырех Евангелиях мы читаем, что Петр отрекся от Христа, — добавил митрополит Иларион. — Почему все четверо сочли необходимым рассказать эту позорную историю? Она настолько тесно сплетена с жизнью и смертью Христа, что расплести их было невозможно. Важно отметить: когда мы закрываем последнюю страницу четвертого Евангелия, думаем, что Петр не оправдал надежд. Но открываем Деяния апостолов, читаем первые шаги Церкви после Воскресения Спасителя — и видим другого Петра, не сомневающегося и колеблющегося, а дерзновенно свидетельствующего о Христе как Мессии. Он говорит и действует с бесстрашием и пониманием рисков, которые несет его проповедь».
Владыка Иларион остановился и на личности апостола Павла, пояснив, что «Савл» и «Павел» — одно и то же имя, но в еврейском и греческом вариантах: «Павла не хотели принимать в апостольскую общину, всю жизнь ему пришлось доказывать, что он не менее апостол, чем другие. Миссионерские путешествия Павла не могут не поражать масштабами. Сейчас модно ходить, но Павел ходил не для того, чтобы быть здоровым, а потому, что веровал во Христа».
В Деяниях апостолов первым шагом, который предприняла Церковь, было избрание двенадцатого вместо Иуды. Избранный Матфий не появляется больше нигде после этого эпизода, но Павел — человек, которого Господь призвал со стороны и поставил на одно из ключевых мест в апостольской общине.
«Почему он занял такое место в истории Церкви? Нужно прочитать его послания, которые составляют треть всего корпуса Нового Завета и практически ежедневно читаются в храме за богослужением. Это первый по времени памятник христианской литературы, потому что апостол Павел писал тогда, когда не было Евангелий как Священного Писания. Павел — первый, кто богословски осмыслил всю жизнь Иисуса Христа. Его проповедь лежит в основе христианской Церкви. С чем бы вы ни соприкоснулись в Православной Церкви, вы увидите феноменальное влияние апостола Павла. Он заложил фундамент христианского богословия. Значение Павла для Церкви невозможно переоценить».
«Я написал две книги о людях, имеющих разные судьбы, но они встретились на заключительном этапе, оба приняли мученическую смерть за Христа, — продолжил владыка. — Не случайно память апостолов Петра и Павла празднуют во всех Церквах в один день. Еще один интересный сюжет — отношения между ними. Они далеко не всегда отзывались друг о друге хорошо. Тем не менее, если при жизни между ними были противоречия, Церковь их посмертно примирила».
Председатель совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров поблагодарил митрополита Илариона за рассказ о святых покровителях Санкт-Петербурга и отметил, что при работе с молодежью важно помнить, что личностное становление молодого человека во многом зависит от того, кого он выберет в качестве авторитета: «Какие моменты жизни святых апостолов для молодежи могут быть особо вдохновляющим и мотивирующим фактором в их желании следовать за Христом?» — спросил он. Автор книг ответил, что самое главное, что они целиком и без остатка посвятили себя проповеди Иисуса Христа: «Они не ставили задачу проявить и показать себя, как часто происходит с современными авторами, — сказал он. — Они посвятили жизнь Христу, вдохновились Его личностью и проповедью, поставили перед собой задачу донести весть о Христе до как можно большего числа людей».
Как рассказал митрополит Иларион корреспонденту ИА «Вода живая», при работе над книгами «Жизнь и учение Иисуса Христа» Евангелия открылись ему по-новому, хотя, казалось бы, он с детства читал их, говорил о них в проповедях тридцать с лишним лет. Но начав работу, понял, сколь неисчерпаема эта сокровищница: «В процессе труда я ощущал присутствие Того, о Ком писал, так же происходило и со святыми апостолами. Прежде апостол Павел был для меня загадочной фигурой, я мало о нем знал. Конечно, читал его послания, но, как оказалось, многого в них не понимал. Когда познакомился детально с его биографией, он открылся по-новому. После книги о нем я написал толкование на Послание к Римлянам — книга называется «Благодать и любовь». Неоднократно в процессе написания чувствовал присутствие двух апостолов».
В Москве состоялась презентация книги «Канон Пасхи: истоки и толкование»
16.05.2018 13 мая 2018 года в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе состоялась презентация книги «Канон Пасхи: истоки и толкование. Слово святителя Григория Богослова и канон преподобного Иоанна Дамаскина, истолкованный преподобным Никодимом Святогорцем».
Книга, выпущенная издательством «Орфограф», подготовлена к изданию двумя монашескими обителями: Александро-Невским Ново-Тихвинским женским монастырем города Екатеринбурга и Свято-Преображенским скитом Данилова ставропигиального мужского монастыря.
В презентации приняли участие насельник Свято-Преображенского скита, редактор издательства «Орфограф» иеромонах Пантелеимон (Королев), руководитель отдела Богослужебных изданий Издательства Московской Патриархии иерей Иоанн Нефедов, филолог и поэт О.А. Седакова.
Создатели дизайна книги вдохновлялись работами венецианского печатника Альда Мануцци, а при выборе шрифта издатели отдали дань традициям, заложенным основателями славянского книгопечатания кириллическим шрифтом Швайпольтом Фиолем и Франциском Скориной. По словам отца Иоанна Нефедова, «эта книга должна стать не настольной, а карманной» — ее небольшой формат и удобство в использовании способствуют этому.
Преподобный Никодим Святогорец как человек энциклопедических познаний, толкуя канон, не ограничивался рамками содержания того или иного тропаря, но сообщал читателю также много важных богословских и церковно-практических сведений (например, шесть причин, по которым зажигаются в церкви свечи), указывал других авторов, побуждая к изучению их трудов. Прочитанные в рамках презентации небольшие фрагменты из книги продемонстрировали изящную византийскую риторику, плавную и торжественную, прекрасно переведенную на русский язык.
В рамках презентации О.А. Седакова также рассказала о своих книгах, помогающих понимать церковнославянскую гимнографию: о «Словаре церковнославянско-русских паронимов» и о книге «Мариины слезы» — сборнике статей, посвященных разбору структуры, символики и поэтики некоторых ярких стихир и песнопений.
Издана книга, рассказывающая об истории и современной жизни Иверско-Серафимовского монастыря города Алма-Аты
17.05.2018 В 2018 году исполняется 110 лет со дня основания и 15 лет возрождения значимого духовного центра Казахстана — Иверско-Серафимовского женского монастыря в городе Алма-Ате, а также 160 лет с момента возведения первого храма города Верного — Софийского собора. По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра издательским отделом Казахстанского митрополичьего округа специально к памятным датам выпущена в свет книга, рассказывающая об истории и современной жизни Иверско-Серафимовского монастыря.
В книгу вошли редкие архивные материалы, воспоминания последних насельниц Иверско-Серафимовской обители, закрытой в годы гонений на Православие, исследования краеведов и историков.
Издание хорошо иллюстрировано. Наряду с современными кадрами фотохроники в книге имеются снимки XIX-ХХ столетий. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историей и современной жизнью Православия в Казахстане, сообщает сайт Митрополичьего округа.
Институт перевода Библии опубликовал Бытие и Притчи на ингушском языке
18.05.2018 Институт перевода Библии опубликовал в одном издании перевод Книги Бытия и Книги Притчей на ингушский язык.
Ингушей, согласно результатам переписи 2010 г., насчитывается около 445 тыс. Ингушский язык родственен чеченскому, эти языки вместе с бацбийским входят в нахскую группу кавказской языковой семьи. Ингушская письменность была создана в начале двадцатого века, сначала на основе арабской, затем – латинской графики, а с 1938 г. на основе кириллицы. Как отдельная административная единица Ингушетия существовала в 1924–1934 гг. В 1992 г. государственность была восстановлена в форме Республики Ингушетия. Это событие дало мощный толчок развитию национальной науки и культуры.
Две книги Ветхого Завета переведены на ингушский язык и публикуются впервые.
Настоящее издание, так же как и предыдущие (Евангелие от Луки (2005, 2007); Книги Руфь, Есфирь и Книга Пророка Ионы (2015)), будет доступно в библиотеках Ингушетии. В дальнейших планах ингушского переводческого проекта ИПБ – работа над переводом, редактированием и апробацией Евангелий от Матфея, Иоанна и Марка, а также Книги Деяний, Псалтири и Книги Исход.
Два нотных сборника вышли в издательстве СПбДА
20.05.2018 Два новых учебных пособия – «Песнопения Божественной литургии» и «Песнопения Всенощного бдения», – подготовленных Факультетом церковных искусств, вышли в Издательстве Санкт-Петербургской духовной академии. Они представляют собой нотные сборники, составленные выдающимся деятелем в области церковного пения, посвятившим свою жизнь сохранению традиций церковного пения и его развитию в наши дни, преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии Михаилом Ивановичем Ващенко.
Главным достоинством сборника «Песнопения Божественной литургии» (ISBN 978-5-906627-52-0, 188 стр.) является изложение песнопений в доступной гармонии для небольшого смешанного хора, а большое количество их вариантов позволяет расширить имеющийся певческий репертуар. Существенной особенностью является включение вседневных антифонов для будничных богослужений. В приложении даны краткие сведения о церковных композиторах, сочинения которых помещены в данном сборнике.
В сборнике «Песнопения Всенощного бдения» (ISBN 978-5-906627-51-3, 148 стр.) помещены песнопения, в основу которых положены богослужебные осмогласные распевы: знаменный, киевский и греческий. Гармонизации выдержаны в духе отмеченных распевов, что позволяет исполнять их даже небольшим смешанным хором, а большое количество вариантов каждого песнопения способствует расширению певческого репертуара.
Оба сборника выпущены в мягкой, прошитой ниткой обложке (благодаря чему не разваливаются при многократном открывании), тиражом по 1000 экз. каждый, имеют все необходимые для официальных учебных пособий реквизиты, рекомендованы к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви, а также рекомендованы к печати Педагогическим советом Факультета церковных искусств.
Учебные пособия – нотные сборники предназначены для преподавателей и студентов духовных учебных заведений, регентов и певчих церковных хоров, учащихся воскресных школ, а также для всех любителей церковного пения.
Приобрести учебные пособия – нотные сборники можно в книжной лавке Академии, книжных магазинах Петербурга и Москвы, а также в Интернет-магазине Издательства.
11 человек погибли, более 40 ранены в результате нападений на церкви в Индонезии
14.05.2018 11 человек погибли и более 40 получили ранения в результате серии взрывов в церквях города Сурабая на острове Ява в Индонезии, сообщило в воскресенье "Ассошиэйтед пресс".
По данным представителя полиции Франса Мангеры, первый взрыв произошел в католической церкви Санта-Мария. Погибли четыре человека, включая самого нападавшего. Спустя несколько минут взрыв прогремел в протестантской церкви Дипонегоро, а затем третий в церкви пятидесятников.
Уличный торговец, ставший очевидцем взрыва в церкви Санта-Мария, рассказал агентству, что видел двух мужчин, прорвавшихся на территорию церкви на мотоцикле за несколько мгновений до взрыва. На одном из них был черный рюкзак.
По данным Би-Би-Си, за атакой стояли члены одной семьи. Мать и двое детей устроили взрыв в протестантской церкви, в то время как отец и трое сыновей - в католической и в церкви пятидесятников.
Кроме того, полиции удалось обнаружить три неразорвавшиеся бомбы в зданиях двух церквей, пишет "Джакарта глоб".
Позже в тот же день террористическая группировка "Исламское государство" (запрещена в РФ) взяла на себя ответственность за взрывы.
Это нападение на христианское меньшинство в Индонезии стало крупнейшим с 2005 года.
Полиция раскрыла дело о краже десяти ценных икон в Нижегородской области
17.05.2018 Полицейские задержали подозреваемых в краже десяти икон из монастыря в Нижегородской области, сообщила "Интерфаксу" в четверг официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.
"Сотрудники полиции совместно с Росгвардией задержали подозреваемых в краже чудотворных икон из Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского женского монастыря", - сказала И.Волк.
По ее словам, 1 мая после окончания всенощной подозреваемый спрятался в Успенском соборе. Ночью он сломал киоты, открыл окно второго этажа, спустил на веревке десять чтимых образов во двор монастыря. Среди них - "Преподобный Макарий" и "Святой Николай Чудотворец" с мощами, "Преподобные Василий и Савватий", "Спас Нерукотворный", "Собор Архангела Михаила", "Преображение Господне" и другие.
"Затем через находящуюся на реконструкции башню передал похищенное подельникам", - добавила И. Волк.
Возбуждено уголовное дело по ст.158 УК РФ (кража).
60-летний ранее судимый мужчина и его 27-летний сообщник были задержаны при попытке продать три реликвии. Третий фигурант - 37-летний житель Нижегородской области - задержан в частном доме села Кусаково Богородского района.
Остальные семь икон полицейские обнаружили в специальном тайнике в лесном массиве. В ближайшее время святыни будут возвращены в монастырь.
Совершено вооруженное нападение на храм Архангела Михаила в Грозном
19.05.2018 19 мая 2018 года во время всенощного бдения на храм Архангела Михаила в г. Грозном (Чеченская Республика) было совершено вооруженное нападение, в результате которого погибли прихожанин и двое полицейских, еще один прихожанин и двое сотрудников правоохранительных органов получили ранения.
В ходе спецоперации, которой руководил лично глава Чечни Рамзан Кадыров, нападавшие были ликвидированы.
По словам очевидцев, четверо вооруженных молодых людей проникли на территорию храма, у входа убив сотрудников правоохранительных органов, и пытались прорваться внутрь храма. При себе злоумышленники имели огнестрельное оружие, бутылки с зажигательной смесью, ножи, топоры. Услышав стрельбу во дворе, священнослужитель и прихожане поспешили закрыть двери, но одного из прихожан злоумышленники смертельно ранили.
Архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам выразил соболезнования близким погибших и обратился со словами утешения к родным пострадавших, а также поблагодарил главу Чеченской Республики и правоохранителей за своевременно проведенную спецоперацию по спасению прихожан и уничтожению нападавших.
«Глубокой скорбью отозвалось в моем сердце известие о трагедии в грозненском храме. Спустя три месяца после нападения на храм в Кизляре на территории нашей епархии вновь пролилась кровь. Очевидно, что силы зла не успокоились и продолжают свои попытки разрушить межконфессиональный мир в регионе. Но мы знаем: Бог с нами, и расточатся враги Его. Возношу свои горячие молитвы о выздоровлении раненых и упокоении душ погибших и выражаю надежду на скорейшее выяснение обстоятельств произошедшего», — сказал владыка Варлаам.
В Киево-Печерской лавре открылась конференция, посвященная вопросам биоэтики
14.05.2018 14 мая 2018 года, накануне Международного дня семьи, по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Успенской Киево-Печерской лавре открылся форум «Биоэтические аспекты духовного и физического здоровья семьи и личности».
Организатор мероприятия — Синодальный отдел Украинской Православной Церкви по делам семьи.
«На сегодняшний день в некоторых сферах биомедицинской практики человек становится объектом манипуляций, — отмечают в Синодальном отделе Украинской Православной Церкви по делам семьи. — Например, человеческий эмбрион иногда рассматривается как рядовой объект научных исследований и экспериментов, включая генетические. Аналогичная ситуация возникает в случае, когда из тела умершего человека изымаются внутренние органы без прижизненного согласия на это покойного или его родственников и т.п. Поэтому назрела необходимость с помощью активного диалога между духовенством и специалистами, которые занимаются вопросами семьи, медицины и биоэтики в Украине, обсудить эти факты, а соответствующие наработки довести до сведения духовенства через руководителей епархиальных отделов УПЦ по делам семьи».
В рамках форума планируется рассмотреть следующие темы: ювенальные технологии, гендерные программы, новые дошкольные и школьные образовательные программы, посвященные вопросам семьи, суррогатное материнство, эко-оплодотворение, защита жизни нерожденных детей (профилактика абортов), трансплантология, эвтаназия, а также духовно-нравственное воспитание детей.
С программой выступлений на конференции можно ознакомиться на официальном сайте Украинской Православной Церкви.
Петербургских казаков на фоне конфликта с атаманом-тамплиером попросили перенести казачий круг из Александро-Невской лавры
15.05.2018 Петербургские казаки вынуждены перенести из Александро-Невской лавры казачий круг, на котором планируют избрать нового атамана вместо ушедшего ранее к тамплиерам руководителя.
"На казачий круг, который проходит раз в три года, нам и губернатор присылает приветственное слово, и митрополит. Теперь мы узнали, что он (формально действующий атаман Юрий Бугаев - ИФ) пришел и устроил скандал в Александро-Невской лавре. Священнослужители (нам) сказали: давайте не будем, от вас и так запрос в епархию пошел по поводу того, что там тамплиеры и как вообще себя вести Русской православной церкви. Нам посоветовали провести круг в нейтральном месте. Мы пока выбираем место и не хотим его афишировать", - сообщил наказной отдельного казачьего общества "Казачья стража" Виталий Царьков на пресс-конференции в понедельник.
Он уточнил, что Ю.Бугаев на данный момент потерял доверие большинства казаков, но по документам все еще является атаманом и возглавляет их юридическое лицо, будучи избран на казачьем круге 30 мая 2015 года.
"Вся коллизия состоит в том, что он до сих пор юридически числится атаманом и не дает переоформить организацию, затягивает с документами и боится выборов на казачьем круге 20 мая. Мы выбираем атамана, предоставляем протокол заседания в Минюст и все перерегистрируем в налоговой службе и Минюсте. Он хочет это искусственно отложить, выбирая разные предлоги. Например, о том, что знамя украли, и без него нельзя проводить круг", - рассказал В.Царьков.
Как подчеркнули на пресс-конференции представители казачьей ячейки, атаман Ю.Бугаев имеет перед членами организации долги в размере более 400 тыс. рублей, о чем планируется сообщить в полицию. "С его стороны был совершен ряд мошеннических действий. В частности, он собирал деньги с членов общины под предлогом их использования для нужд штаба. То на парадную форму соберет, то на штаб. Никакие платежи (по линии организации) им при этом долгое время не вносились", - добавил В.Царьков.
Ранее петербургские казаки заподозрили тамплиеров и примкнувшего, по их сведениям, к ордену Ю.Бугаева в причастности к ограблению своего штаба на Боровой улице. Неделю назад оттуда пропали предметы на 106 тыс. рублей: шашка, бебут, нагайка, кинжал, карабин, знамя, булава, рог, купюра 5 тыс. рублей и несгораемый сейф, в котором хранились печать казачьей организации и 380 новых удостоверений. В помещении штаба, куда проникли неустановленные лица, была разбросана обезглавленная тухлая рыба, что, как предположили казаки, было частью ритуала тамплиеров. Члены общины подозревают в этом Ю.Бугаева.
"Я все комментарии дал уже, дополнительно ничего объяснять не буду", - сказал "Интерфаксу" великий приор ордена тамплиеров Игорь Трунов, отвечая на вопрос о членстве Ю.Бугаева в ордене.
Впервые за сотни лет в Польше построят языческий храм
15.05.2018 В польском Вроцлаве (запад страны) впервые за сотни лет построят храм славянских богов, сообщает Rublev.com со ссылкой на Sputnik.
От городских властей инициаторы строительства получили участок земли и разрешение на строительство культурного центра на ней. Они не скрывают, что он будет также иметь и ритуальную функцию.
Языческий храм будут использовать не только в религиозных, но и образовательных целях ― посетители смогут познакомиться с давними обычаями и обрядами славян, принять участие в мастер-классах по пению, танцам и рукоделию.
«Мы ― приверженцы славянской веры, строительство храма позволит нам проводить наши обряды и общинные, и семейные как положено. Это главная причина, по которой мы хотим его построить. Вторая причина и одновременно функция храма - образовательная. Уроки песен, танцев, лекции, доклады и все, что помогает популяризовать знания о традициях и вере славян, в том числе в историческом аспекте», ― приводит издание слова инициатора строительства храма, президента фонда Watra Рафаэля Мерского.
Основными чертами славянского язычества как мировоззрения являются вера в одушевленность природы, культ предков и сверхъестественные силы, которые постоянно присутствуют и принимают участие на протяжении всей жизни каждого человека, развитая низшая мифология, убежденность в возможности воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии, антропоцентризм.
Площадь вроцлавского центра-святилища составит 150 кв. м. Помощь окажут архитекторы и строители, которым близки идеи язычества, поэтому по большей части деньги пойдут на строительные материалы.
Для того, чтобы начать первый этап, инициаторы объявили сбор денег через польский краундфандинговый сайт. В целом, на все нужно более 15 тысяч евро.
Кампания по сбору средств идет с ноября 2017 года. В начале февраля организаторы объявили, что нужную для первого этапа сумму — треть от необходимого, 5 тысяч евро, — уже собрали.
Строительные работы начали в мае ― привели в порядок площадку, подготовили архитектурный проект, закупили первый объем стройматериалов.
Закончить строительство планируют до конца 2018 года.
Однако, по словам Р. Мерского, не все поляки одобрительно относятся к его появлению.
«Мы не сталкивались ни с критикой, ни с проблемами со стороны общества или властей. Но появляются призывы со стороны более радикально настроенных католиков к уничтожению этого храма, когда он будет завершен. Но я думаю, что это не может повлиять на мнение большинства. Мы чаще наблюдаем одобрительную реакцию, чем враждебную», ― отметил президент фонда Watra.
Он добавил: «Во Вроцлаве есть приблизительно сто человек, которые могли бы потенциально использовать это пространство в религиозных целях. Мы надеемся, что другие мероприятия будут посещать гораздо больше людей».
Дизайн строения основывается на сведениях о внешнем облике языческого храма IX-X вв. возле нынешней немецкой деревни Groß Raden (северо-восток Германии), в 500 километрах от Вроцлава.
По словам Рафаэля Мерского, в Польше растет интерес к вере славян, и тому две причины: «Все больше людей ищут свой духовный путь и стремятся к культурному наследию славян, что наиболее близко и естественно для них. Другие проявляют интерес к истории. Это радует, так как поляки должны знать, откуда они происходят и какова была вера их далеких предков».
До принятия христианства на польских землях царил политеизм ― религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.
В настоящее время активных приверженцев славянского язычества в Польше насчитывается около двух тысяч человек. На сегодня в Польше зарегистрированы четыре общины язычников: Польский костел славянский, «Родная вера», «Славянская вера» и Родной костел Польши.
В Бразилии начала действовать т.н. консервативная Англиканская церковь
16.05.2018 В Бразилии начала действовать раскольническая консервативная Англиканская церковь, отколовшаяся из-за несогласия с пересмотром Библейских заповедей об отношениях полов, сообщает christiantoday.
Главным епископом и первосвященником новой Англиканской церкви Бразилии избран Мигуэль Учоа Кавальканти (Miguel Uchoa Cavalcanti), возглавивший движение отхода от официальной Англиканской епископальной церкви Бразилии. Аналогичное событие произошло в 2009 году в США, когда консервативная Англиканская церковь Северной Америки (ACNA) откололась от Епископальной церкви США из-за несогласия со все более либеральной политикой церкви в сфере отношений полов. Откол ACNA от либеральной церкви был поддержан консервативной церковной группой GAFCON, отколовшейся еще в 2008 году и заявившей в своем манифесте, что она остается последним прибежищем ортодоксальной англиканской веры.
Раскол в бразильской церкви начался еще в 2005 году, когда Робинсон Кавальканти (Robinson Cavalcanti), бывший епископ крупного портового города Ресифи, столицы штата Пернамбуку, откололся от либеральной Епископальной церкви Бразилии со своей епархией и перестал ей подчиняться . Епархия вскоре сформировала собственные районные структуры, которые быстро сами превратились в епархии, и теперь консервативная церковная группа GAFCON считает их новой церковной провинцией.
Группа GAFCON поздравляет новообразованную консервативную Англиканскую церковь Бразилии в качестве новой, 41 провинции в составе Англиканского сообщества церквей. Впрочем, официально во всемирном Англиканском сообществе пока числятся лишь 39 провинций, поскольку ни Англиканская церковь Северной Америки (ACNA), ни Англиканская церковь Бразилии не признаются членами сообщества. На последней встрече глав Англиканских церковных провинций в Кентербери в прошлом году, было принято решение, осуждающее факты «вторжения» одной провинции на территорию другой провинции без разрешения или согласия таковой.
Епископ Мигуэль Учоа Кавальканти возблагодарил церковную группу GAFCON за понимание и поддержку. «Участники группы Gafcon неизменно оказывали и оказывают нам действенную поддержку в нашей борьбе. Они поддержали нас после трагической смерти нашего епископа, помогли нам объединиться в епархию, затем образовать дополнительные епархии и, наконец, объединиться в провинцию, – отметил епископ Кавальканти. – Мы глубоко благодарны нашим единоверцам и счастливы влиться в могучее и крепнущее движение, исповедующее верность Библейским заповедям, старинному канону и обрядам Англиканского вероучения».
«Мы восславляем ваше мужество, с которым вы выступили в защиту истины Христовой в столь тяжелое время, когда многие пали жертвами собственных заблуждений, – сказал Николас Окох (Nicholas Okoh), председатель церковной группы GAFCON и примас Англиканской церкви Нигерии. – Мы верные приверженцы англиканской веры в том виде, в котором получили ее через откровения первых Святых. Мы готовы нести светоч нашей веры с теми, кто хранит веру апостольскую во всей ее чистоте и не терпит искажения ее канонов. Мы такие же спасенные грешники, как и все остальные, но не желаем освящать грех ради заполнения скамей в храмах. Поздравляем от всего сердца наших единоверцев».
«В то время, когда отцы Англиканской церкви не только проявляют терпимость к греху, но и с готовностью принимают ревизионистское вероучение и богопротивную мораль, нарушающую Библейские заповеди, нам отрадно видеть верных приверженцев истинного учения Англиканской церкви, хранящих верность Иисусу и истинному Слову Библии» – подчеркнул Фоли Бич (Foley Beach), первосвященник раскольнической консервативной Англиканской церкви Северной Америки (ACNA).
В США отмечен резкий спад численности протестантов за последние 15 лет
16.05.2018 По данным нового социологического исследования, в США зафиксирован резкий спад численности протестантов за последние 15 лет, при этом число нерелигиозных и невоцерковленных американцев выросло вдвое, сообщает christiantoday.
По данным социологического опроса и анализа, проведенного по заказу агентства ABC News, в прошлом году лишь 36 процентов жителей США относили себя к протестантскому вероисповеданию, в сравнении с 2003 годом, когда таковых было 50 процентов. Значительный вклад в этот спад внесли белокожие протестанты-евангелисты, всегда считавшиеся преобладающей религиозной группой в стране – их ряды сократились на 8 процентов, по совокупным данным опросов, проведенных социологическим центром Langer Research Associates для аналитиков агентства ABC News и Washington Post.
В то же время доля христиан в составе совершеннолетнего населения страны снизилась с 83 процентов в 2003 году до 72 процентов в прошлом году, и при этом доля нерелигиозных и невоцерковленных американцев почти удвоилась и ныне составляет 21 процент. Что касается доли населения, которое заявляет о своей принадлежности к католицизму, то она держится на довольно постоянном уровне за этот период, составляя порядка 22 процентов. Доля взрослого населения, исповедующего другие христианские вероучения (Свидетели Иеговы, мормоны, греко-православные и «русско-православные»), несколько возросла с 11 до 14 процентов за эти 15 лет.
Случайная выборка социологических опросов за период с 2003 по 2017 год включительно была весьма репрезентативной: всего было проведено 174,485 телефонных опросов в рамках исследований по заказу агентства ABC News, плюс отдельному совместному заказу ABC News и Washington Post.
Среди нынешних протестантов США, 56 процентов относят себя к евангелистам или к так называемым «вновь рожденным»; падение это доли было довольно постоянным с 2003 года, при этом почти одинаково снизились доли евангелических и неевангелических протестантов – на шесть и семь процентов, соответственно. Конкретно, доля белокожих протестантов-евангелистов (80 процентов которых поддержали Дональда Трампа на президентских выборах) снизилась в 21 процента в 2003 году до 13 процентов в 2017 году; а доля белокожих протестантов неевангельского толка упала с 17 до 11 процентов. При этом, по данным опросов, большинство протестантов избегают называться протестантами, а относят себя к конкретной протестантской деноминации, то есть к баптистской, методистской, лютеранской, пятидесятнической, пресвитерианской, епископальной или иной церкви.
На основании данных опроса, некоторые аналитики предполагают, что, что стабильность доли католиков в населении США объясняется, по-видимому, тем фактом, что половина испанского населения страны исповедует эту веру (а его доля возрастает). Впрочем, даже доля белокожих католиков неиспанского происхождения снизилась довольно незначительно за эти 15 лет: с 22 процентов в 2003 году до 20 процентов в прошлом – но все же снизилась.
Доля совершеннолетнего населения, не исповедующего никакую религию, повысилась с 12 процентов в 2003 году до 21 процента в прошлом. Среди этих людей насчитывается примерно три процента атеистов, три процента агностиков и 15 процентов людей, не относящих себя ни к одной религии, причем эта пропорция была примерно такой же 15 лет назад. Напомним, что разница между атеистами и агностиками заключается в том, что атеисты отрицают существование Бога и вечной жизни, а агностики их не отрицают, но считают невозможным познание истины в этих вопросах. Что касается нерелигиозных и невоцерковленных людей, то многие из них во что-то веруют (сознательно или безотчетно), но избегают вхождения в конкретную церковь по тем или иным причинам.
В политическом отношении, как и ожидалось, данные опроса подтвердили, что белокожие протестанты евангельского толка составляют «ядерный электорат», то есть ядро населения, поддерживающего республиканскую партию: 48 процентов из них поддерживают республиканцев, 31 процент считает себя «политически независимыми», и лишь 14 процентов поддерживают демократическую партию. Среди мормонов это политическое распределение выражено чуть более резко: 53 процента из них считают себя республиканцами, 34 процента «политически независимыми» и лишь 9 процентов поддерживают демократическую партию.
Польские католические священники будут ждать неверующих для беседы на уличных скамейках
20.05.2018 В Польше во многих населенных пунктах начались священнические «дежурства для неверующих», сообщает Rublev.com со ссылкой на Pl.aleteia.org.
В течение шести часов каждую пятницу, с 20:00 до 02:00, на уличной скамейке, которая находится в популярном месте отдыха, католический священник будет ждать, пока кто-нибудь не подойдет к нему, чтобы просто поговорить, что-то обсудить, возможно, поделиться чем-то важным, или просто попросить о помощи в познании Бога.
Как рассказал один из инициаторов акции католический священник Михал Mисяк, каждая беседа будет конфиденциальна как исповедь: «Но если кто-то захотел бы воспользоваться Таинством исповеди, то у него будет такая возможность».
Священнические «дежурства» адресованы неверующим людям, агностикам и тем, кто считает, что для них нет места в Церкви.
«Мы хотим говорить об обычных нуждах, проблемах людей, месте Бога в жизни, духовности и сомнениях, которые могут касаться различных аспектов жизни. Мы понимаем, что сегодня недостаточно ожидать людей в приходах. Мы должны выйти к ним туда, где они есть. Побудить к разговору и обсуждению вопросов, которые, возможно, являются важными для них», ― приводит Pl.aleteia.org слова о. Михаила.
«Наш проект не для последователей Иисуса Христа. Так что верующих католиков просим не приходить», ― сказал священник.
0 коммент.:
Отправить комментарий