Патриарх Кирилл призвал прекратить спекуляции вокруг возвращения храмов Церкви
17.04.2019 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отверг опасения музейного сообщества по поводу того, что старинные храмы и монастыри якобы ждет запустение в случае передачи их Церкви.
"Мало знающие Церковь люди подчас распространяют мифы о той опасности, которые якобы связаны с возвращением святынь верующим. Как будто не было тех столетий, когда Церковь создавала и берегла эти святыни, дошедшие до наших дней благодаря жертвенным трудам многих поколений", - сказал патриарх в среду в Москве на заседании Высшего Церковного Совета.
По мнению предстоятеля, воздавая должное подвигу ученых, искусствоведов, экспертов, художников, реставраторов, нельзя забывать и отодвигать на второй план то обстоятельство, что эти люди трудились над объектами, которые создавались как объекты религиозного поклонения.
Такого рода забвение имело место в советский период, отметил глава РПЦ, напомнив, что тогда священника в рясе даже могли не пустить в храм, являющийся памятником культуры. В частности, патриарх упомянул о том, как в свое время его не пустили в Ферапонтов монастырь, где сохранились фрески Дионисия и куда он приехал в паломничество из Ленинграда.
"Возвращение Церкви объектов религиозного поклонения – это восстановление справедливости, залечивание раны, нанесенной богоборческим временем", - считает патриарх Кирилл.
При этом он отметил, что передача Церкви храмов и монастырей происходит после предоставления текущим собственникам альтернативных помещений. "Вопреки ложным утверждениям, никого не "выкидывают на улицу", многие организации получают подчас более приспособленные для их деятельности здания, музейная деятельность на церковных объектах никогда не прекращается", - сказал предстоятель.
По его словам, Церковь призывает к объединению усилий с культурными деятелями в общем деле заботы о нашем наследии, и у каждого в этой работе есть своя роль.
"Профессионалы от культуры могут сохранить памятник, но только Церковь может наполнить его жизнью, и без возвращения религиозной деятельности в храмы, монастыри, которые являются памятниками архитектуры и которые были закрыты в советское время, поруганы и в значительной мере разрушены, все это, если не будет сопровождаться возрождением религиозной жизни, будет представлять из себя мертвый экспонат. Не для этого наши благочестивые предки создавали храмы, монастыри, писали иконы и так далее", - резюмировал патриарх.
Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II встретился с премьер-министром Греции Алексием Ципрасом
18.04.2019 Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II провел встречу с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом в резиденции главы греческого правительства — дворце Максима в Афинах, передает греческое информационное агентство «Ромфея».
В ходе встречи предстоятель Александрийской Православной Церкви проинформировал премьер-министра Греции о важной социальной, благотворительной и духовной работе Александрийского Патриархата в Египте и в Африке в целом.
Кроме того, Патриарх Феодор упомянул об «очень хороших» отношениях между Грецией и Египтом, о чем речь шла на конференции «Средиземное море, наше море, наша родина», которая состоялась в субботу 13 апреля в зале заседаний Министерства цифровой политики Греции, и поблагодарил Алексиса Ципраса за поддержку Александрийскому Патриархату от лица правительства Греции.
Со своей стороны, Алексис Ципрас приветствовал Патриарха Александрийского, «выразив свою радость по поводу встречи», добавив, что поддержка греческого правительства Александрийской Православной Церкви будет продолжаться.
Патриарх Александрийский подарил Алексию Ципрасу памятный подарок.
Предстоятели четырех Православных Церквей собрались на Кипре для обсуждения украинского церковного кризиса
18.04.2019 В настоящий момент на Кипре проходит саммит четырех Предстоятелей Поместных Православных Церквей, посвященная исключительно теме украинского церковного кризиса и способам его преодоления, сообщило греческое информационное агентство «Ромфея».
В совещании участвуют патриархи Феодор II Александрийский, Иоанн X Антиохийский и Феофил III Иерусалимский, прибывшие на Кипр по приглашению архиепископа Кипрского Хризостома II.
Согласно источникам в церковной среде, существует возможность того, что по итогам встречи может быть сделано совместное заявление по вопросу возможности признания новоучрежденной «автокефальной православной церкви в Украине».
Президент Республики Кипр Никос Анастасиадис встретился с патриархом-Католикосом Всея Грузии Илией II
18.04.2019 Президент Республики Кипр Никос Анастасиадис утром 18 апреля 2019 года встретился с Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II в здании Грузинской Патриархии в Тбилиси, передает греческое информационное агентство «Ромфея».
В ходе встречи президент Анастасиадис, передав сердечный привет Патриарху Илии от Архиепископа Кипрского Хризостома II, сказал, что ему известны «прекрасные отношения между Церквами Кипра и Грузии».
Он добавил, что грузинский монастырь Панагия Хрисогиалиотисса, основанный в X веке недалеко от деревни Гиалия близ кипрского Пафоса, «является важным ориентиром для дружбы и сотрудничества между двумя народами».
Президент Кипра также выразил убеждение в том, что предоставление Кипрским государством и Церковью Кипра участка земли Грузинскому Патриархату ускорит процесс возведения православного монастырского комплекса на месте разрушенного монастыря Панагия Хрисогиалиотисса.
Со своей стороны, Патриарх Илия поблагодарил президента Анастасиадиса и в его лице Республику Кипр за поддержку Грузии и за предоставление земли для строительства нового монастырского комплекса в Пафосе, а также за поддержку грузинской общины, проживающей на Кипре. Католикос также отметил, что грузинский монастырь будет возведен в ближайшее время и будет называться Гиалийским монастырем. Кроме того, президент Республики Кипр проинформировал Патриарха Всея Грузии о текущей ситуации по кипрскому вопросу.
В завершение встречи президент Республики Кипр и Патриарх-Католикос Всея Грузии обменялись памятными подарками. Президент Анастасиадис подарил Патриарху Илии серебряную копию амфоры, а Патриарх передал президенту Республики Кипр картину с изображением Вселенной и Святого Духа.
Предстоятели Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской Православных Церквей отметили необходимость защиты верующих, храмов и монастырей на Украине от нападений и насилия
19.04.2019 18 апреля 2019 года по приглашению архиепископа Новой Юстинаны и всего Кипра Хризостома II патриархи Александрийский и всея Африки Феодор, Антиохийский и всего Востока Иоанн X и Иерусалимский Феофил III посетили остров Кипр.
Главной темой встречи стали проблемы межправославных отношений, а также положение христиан на Ближнем Востоке.
По итогам встречи было опубликовано совместное коммюнике, в котором отмечается, что предстоятели Православных Церквей обсудили проблемы, возникшие после "дарования автокефалии" Православной Церкви на Украине. После того, как архиепископ Кипрский Хризостом сообщил о посреднической инициативе, которую он лично предпринял, три предстоятеля согласились с ней, чтобы Его Блаженство продолжил заниматься ей на пользу единства во Христе Православной Церкви… Предстоятели в духе этой встречи призвали все стороны сотрудничать "для достижения, с одной стороны, евхаристического единства, которое составляет полноту Церкви во Христе Иисусе, а с другой, с целью защиты верующих, храмов и монастырей от нападений и всякого рода насилия, какими бы ни были причины и мотивы, их вызывающие".
Также Предстоятели четырех Православных Церквей выразили сожаление по поводу "абсолютного равнодушия государств и сильных мира сего в отношении судьбы" похищенных в Сирии православного митрополита Алеппо и Александретты Павла (Язиджи) и сиро-яковитского митрополита Алеппского Иоанна (Ибрагима). Шестая годовщина этого похищения отмечается 22 апреля 2019 года.
На встрече патриархов Антиохийского и всего Востока Иоанна X и Иерусалимского Феофила III стороны "с искренностью и братской любовью обменялись мнениями по проблеме, которая занимает две Поместные Церкви, и выразили намерение и благое произволение немедленно преодолеть эти трудности, дабы достигнуть желаемого евхаристического общения".
Суд выпустил из-под стражи двух организаторов ячейки иеговистов в Сургуте
15.04.2019 Сургутский городской суд изменил меру пресечения двум организаторам запрещенной в РФ религиозной организации "Свидетели Иеговы", сообщили "Интерфаксу" в понедельник в пресс-службе суда.
"Суд отказал в удовлетворении ходатайства следственного отдела по Сургуту о продлении срока содержания под стражей, сменив меру пресечения на запрет определенных действий", - сказал собеседник агентства.
По его словам, новая мера пресечения для фигурантов будет действовать до 11 августа.
В феврале правоохранительные органы в Сургуте ликвидировали местную ячейку "Свидетелей Иеговы". Наиболее активные участники были задержаны, возбуждено уголовное дело.
Учителя в Канаде протестуют против «неуклюжего» запрета на религиозную символику
15.04.2019 Учителя в Канаде протестовали против «тупого и неуклюжего» запрета на религиозные символы после того, как власти крупнейшей провинции страны попытались заставить госслужащих отказаться от ношения знаков своей веры, выдвинув соответствующий законопроект, сообщает theguardian.
Премьер-министр провинции Квебек заявил в оправдание нового законопроекта, что он необходим для реального отделения церкви от государства. Работники системы образования заявляют на это, что никому не удастся запугать их наказаниями за неисполнение этих дискриминационных норм. Во главе движения учителей против нового законопроекта стал коллектив средней школы района Вестмаунт в Монреале. Эта школа широко известна тем, что ее некогда окончила Камала Харрис ( Kamala Harris), действующий сенатор и кандидат в президенты страны. Кроме того, эта школа стала самой первой школой в провинции Квебек, открыто выступившей против антирелигиозного законопроекта, авторы которого предлагают запретить учителям начальных и средних школ (а также многим другим категориям госслужащих) ношение символов и атрибутов своей веры.
Учителя, ученики и их родители недавно собрались на ступенях при входе в школу и протестовали против законопроекта 21, который национальное собрание провинции Квебек приняло к рассмотрению на прошлой неделе. Новый закон угрожает религиозным правам не только учителей, но и судей, работников прокуратур, полиции, государственной охраны, органов инспекции и многим другим. Всем им будет запрещено носить символы веры – нательные кресты, звезды Давида, хиджабы, религиозные головные уборы и т.п. Кроме того, закон предусматривает запрет на скрывающие лицо покровы для получателей, распространителей и провайдеров государственной помощи и услуг.
«Этот шаг коренным образом изменит всю нашу школьную культуру, – говорит Ариэль Шиллер ( Arielle Shiller) , 28-летняя школьная преподавательница физкультуры. – Я постоянно говорю своим ученикам, что они могут добиться всего, если приложат волю и силы. Теперь же я вынуждена буду говорить некоторым из них, что им не дозволено делать то, что дозволено остальным». В знак протеста Шиллер пришла на демонстрацию со звездой Давида на шейной цепочке и с кипой (ермолкой) на голове. «Я не собираюсь изменять себе, – подчеркивает Шиллер, – и не думаю, что новые условия работы вынудят меня на это пойти».
Мнение Шиллер разделяют очень многие. Еще до того, как законодательное собрание штата приняло законопроект на рассмотрение, школьный совет английских школ Монреаля выступил с категоричным заявлением о том, что не примет никаких новых правил, запрещающих ношение религиозной атрибутики в своих 78 начальных, средних и взрослых школах, включая среднюю школу в Вестмаунте. «Мы, учителя, по своему призванию не можем страшиться говорить или делать то, что считаем правильным и справедливым, – говорит Джо Ортона (Joe Ortona), вице-председатель школьного совета. – А этот законопроект практически заставляет нас заниматься слежкой и дискриминацией».
Франсуа Лега (François Legault), премьер-министр провинции Квебек, утверждает, что закон необходим для решительного «отделения церкви от государства», и при этом он сохраняет «остаточные права» (через так называемое отлагательное положение) для тех, кто уже носит религиозную атрибутику на момент его вступления в силу – то есть не имеет обратного действия. Однако, как только работник переводится на другую должность (с повышением или понижением), либо увольняется, он мгновенно теряет это остаточное право на ношение символов веры.
Понимая, что новый закон входит в конфликт с правом на свободу вероисповедания, закрепленным в законах провинции Квебек и в конституции Канады, провинциальные законодатели предусмотрели в законе обходной юридический инструмент – а именно статью со стандартной вводной фразой «невзирая на». Она фактически отменяет конституционные права на определенных условиях. Кроме того, премьер Лега пообещал снять крест, украшающий фронтон здания национального собрания после принятия законопроекта. Тем самым он собирается умиротворить критиков этого символа, который считают его совершенно недопустимым ввиду светского статуса государства.
«Совершенно очевидно, что этот законопроект вводит дискриминацию граждан по признаку веры, какими бы красивыми словами он ее ни покрывал, – говорит Нужат Джафри (Nuzhat Jafri), исполнительный директор Совета мусульманок Канады. – Если вы носите хиджаб и учитесь в педагогическом институте, чтобы стать учительницей, какое будущее теперь вас ожидает?»
Законопроект 21 – это уже четвертая попытка властей провинции Квебек за последние девять лет ввести светские антиклерикальные нормы в местное законодательство. Два первые законопроекта провалились и не были приняты. Третий законопроект был рассмотрен судом провинции Квебек в 2017 году, в результате чего многие его статьи были удалены как причиняющие «непоправимый ущерб правам мусульманок», и в таком урезанном виде он был все же принят предыдущим либеральным правительством провинции. Как тогда, так и сегодня противодействие этим дискриминационным действиям законодателей всего сильнее в Монреале, где проживает львиная доля религиозных меньшинств и иммигрантов провинции. Валери Планте (Valérie Plante), мэр Монреаля, считает новый законопроект «скользким и опасным», поскольку он «входит в конфликт с целым рядом фундаментальных принципов и прав человека, закрепленных законами Квебека и Канады».
Руководители федерации работников системы образования провинции (Fédération autonome de l’enseignement), в которую входит более 43 тысяч учителей, в своем заявлении назвали законопроект 21 «историческим откатом вспять от фундаментальных прав». При этом четырнадцать округов в Монреале и его пригородах, где действуют свои горсоветы, уже заявили, что не введут новый закон в действие в нынешнем виде, если он будет принят вопреки протестам общественности.
Пока не совсем понятно, как власти провинции собираются бороться со столь жесткой реакцией общественности. Женевьева Гуилболт (Geneviève Guilbault), министр юстиции провинции Квебек, полагается на доносы, подчеркнув, что «людям надлежит информировать полицию о случаях неисполнения закона» в случае его вступления в силу. Премьер-министр Лега попытался смягчить высказывание своего министра, заявив, что те, кому дороги символы веры и другая религиозная атрибутика, просто не должны поступать на государственную службу. «В стране существуют и другие рабочие места» – заявил Лега журналистам.
За две недели чиновники ликвидировали более 60 приходов Украинской Православной Церкви в Ровенской области
16.04.2019 При содействии чиновников и представителей органов местного самоуправления в Ровенской области принудительно ликвидированы более 60 приходов Украинской Православной Церкви, 14 приходов - захвачены. Об этом заявил викарий Ровенской епархии епископ Дубенский Пимен на пресс-конференции «Принудительная ликвидация религиозных общин УПЦ на Ровенщине. Церковное рейдерство», состоявшейся в г. Ровно 15 апреля 2019 года, сообщает Rivne.church.ua.
«Несмотря на законы и кодексы Украины, распоряжениями председателя Ровенской областной государственной администрации А. Муляренко в Ровенской и Сарненской епархиях Украинской Православной Церкви принудительно осуществлена ликвидация общин УПЦ, а более 60 приходов "ПЦУ" за прошедшие две недели получили регистрации на основе личных данных религиозных общин УПЦ, то есть более 60 приходов УПЦ принудительно ликвидированы, 14 приходов — захвачены», — сказал епископ Пимен.
Архипастырь особо отметил, что именно представители местной власти инициируют конфликтные ситуации на религиозной почве. «Люди, поставленные следить за выполнением законов государства, вместо этого нарушают их цинично и разжигают даже не просто вражду, а межрелигиозную войну, что приводит к дестабилизации и без того сложной ситуации в Украине, к дестабилизации мира как в селах, так и в городах Ровенской области», — сказал епископ Пимен.
Как добавил председатель отдела по вопросам урегулирования межконфессиональных споров при Ровенской епархии протоиерей Виктор Земляной, почти во всех населенных пунктах, где произошла ликвидация общин Украинской Православной Церкви, конфликты созданы искусственно, храмы отняты с применением силы, часто при непосредственном участии представителей местной власти.
Так, председатель Здолбуновской районной государственной администрации (РГА) Сергей Кондрачук сам выламывал дверь в церковь в селе Буша, а в селах Копытов и Урвенна забрал ключи от храмов. Чиновник Корецкой РГА Павел Сухой инициировал межконфессиональное противостояние в селе Копытов и нагнетал ситуацию, подстрекая народ. В селе Розваж Острожского района межконфессиональный конфликт начали местный фермер Петр Ягодка и сельский голова Юрий Ягодка. Председатель Дубенской РГА Юрий Парфенюк и председатель Дубенского райсовета Александр Козак пытались спровоцировать противостояние в селе Повча, сейчас там церковь опечатана.
Протоиерей Виктор Земляной упомянул также о «странных» поджогах сараев жителей сел Ровенщины, происходивших после переговоров, на которых конфликтующие стороны приходили к согласию.
Священник подчеркнул, что несмотря на документальную ликвидацию приходы Украинской Православной Церкви продолжают свою деятельность и будут защищать свои права в суде.
Госдума приняла закон, позволяющий религиозным вузам давать дополнительное профобразование
16.04.2019 Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект, согласно которому учебные заведения религиозных организаций смогут предоставлять дополнительное профобразование.
Законопроектом определяется, что духовные образовательные организации с согласия соответствующей централизованной религиозной организации либо уполномоченного централизованной религиозной организацией руководящего или координирующего органа вправе реализовывать образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Также определяется, что духовные образовательные организации, реализующие образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения, выдают лицам, прошедшим государственную итоговую аттестацию или итоговую аттестацию, документы об образовании и о квалификации в соответствии с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Правительство Пакистана решило восстановить 400 индуистских храмов и вернуть их верующим
17.04.2019 Правительство Пакистана, страны мусульманского большинства, приняло решение восстановить 400 индуистских храмов и вернуть их верующим, идя навстречу давним требованиям индуистских общин в стране и мире, сообщает indiatoday.
Этот беспрецедентный для страны мусульманского большинства проект восстановления планируется реализовать поэтапно. В период разделения Индии в 1947 году многие индуистские храмы были захвачены и разграблены, а храмовые земли, несмотря на сопротивление местных индуистских общин, были присвоены и переделены. При этом многие индуисты вынуждены были бежать из страны от преследований. Многие храмовые комплексы в итоге этих захватов были обращены в склады, магазины, рестораны, государственные учреждения, школы, а некоторые даже в мусульманские духовные училища – медресе.
И вот теперь правительство Пакистана, возглавляемое Имран Ханом, лидером партии «Движение за справедливость» и премьер-министром страны с 2018 года, решило восстановить справедливость, отреставрировать более 400 храмов и вернуть их индуистским общинам. Многие аналитики видят в этом шаге попытку наладить более дружественные отношения с Индией.
Правительство планирует восстанавливать по два-три храма в год. Работы начнутся с двух всемирно известных древних храмов в Сиалкоте и Пешаваре. В Сиалкоте хорошо сохранился и долго действовал храм бога Джаганнатха построенный примерно 1000 лет назад. Индуисты вынуждены были прекратить богослужения в храме после массовых нападений толп мусульманских фанатиков относительно недавно – в 1992 году. А в Пешаваре по решению местного суда будет открыт храм Горакхнатха, получивший статус объекта мирового исторического наследия.
Ранее активисты «Всепакистанского движения за права индуистов» совместно с историками и архитекторами провели оценки состояния храмов в стране, и результаты шокировали многих в стране и за рубежом. По данным отчета, 428 индуистских храмов были захвачены в момент раздела Индии, после чего долго ветшали и разрушались, а 408 из них были обращены в различные хозяйственные, бытовые, офисные и школьные учреждения уже после 1990 года. Даже по официальным данным государственных отчетов за 2019 год, в настоящее время в стране действуют по назначению, как молитвенные дома, лишь 11 храмов в провинции Синдха, четыре в провинции Пенджаб, три в Белуджистане и два в провинции Хайбер-Пакхтунква.
Власти Пакистана недавно приняли решение вновь открыть коридор Картарпур-Сахиб к месту рождения Гуру Нанака для доступа паломников из индийской части Пенджаба. Правительство страны также одобрило предложение о формировании коридора для доступа индуистских паломников к древнему храму богини Сарасвати в Шарда Пите, в спорной части штата Кашмир, которую Индия считает оккупированной Пакистаном.
В Издательстве МДА вышел первый номер нового научного журнала «Церковный историк»
18.04.2019 В Издательстве Московской духовной академии вышел первый номер журнала «Церковный историк» — нового научного журнала духовной школы, посвященного проблемам истории Древней Церкви, русской церковной истории, истории Поместных Церквей и гражданской истории.
Журнал создается силами сотрудников кафедры Церковной истории Московской духовной академии и объединяет исследования, соответствующие паспортам специальностей ВАК: 26.00.01 (Теология), 07.00.02 (Отечественная история). Все материалы журнала проходят рецензирование и индексируются РИНЦ.
Первый номер журнала содержит исследования на темы, посвященные истории Древней Церкви, истории Русской Православной Церкви, отечественной и мировой истории, методологии преподавания истории, а также раздел, посвященный современной хронике деятельности кафедры Церковной истории МДА.
Отдел История христианства содержит исследование председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессора протоиерея Максима Козлова, посвященное рассмотрению различных сторон епископского служения. Отец Максим подчеркивает, что рукоположение всегда было прерогативой самих епископов, уделяет особое внимание описанию чинопоследования епископской хиротонии и его литургического развития.
Статья доцента священника Антония Борисова посвящена проблеме богословских дискуссий между католиками и англиканами вокруг вопроса благодатности англиканского клира.
Священник Илия Письменюк исследует процесс постепенной институализации экуменического движения: объединение экуменических инициатив по направлениям деятельности и причины, побудившие к итоговой централизации экуменизма под эгидой единого органа — Всемирного Совета Церквей.
Статья доцента диакона Сергия Пантелеева посвящена истории возникновения средневекового университета при Гладзорском монастыре в Армении во времена монгольского пленения Армении.
В отделе Русской церковной истории профессор А.К. Светозарский исследует возобновление богословской и духовной жизни Московской духовной академии в стенах Троице-Сергиевой лавры в 1948 году, описывает процесс передачи исторических зданий Церкви.
Совместное исследование доцента кафедры Церковной истории МДА священника Иоанна Кечкина и студента бакалавриата МДА Ильи Рязанова посвящено истории МДА в 1966-1973 гг., в период ректорства архиепископа Филарета (Вахромеева), ныне митрополита, почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси.
Магистрант МДА Сергей Кривоногов в своей статье исследует личность свт. Филарета Московского по сочинениям студентов МДА на рубеже XIX-XX вв.
Статья диакона Димитрия Ларионова посвящена жизни и деятельности профессора кафедры русской церковной истории Казанской духовной академии И.М. Покровского, автора большого количества трудов по русской церковной истории, жившего в первой половине XX века.
Аспирант МДА Денис Объещик посвящает свою статью благотворительной деятельности Лавры в первой четверти XX века.
Магистрант МДА Ярослав Галицкий рассматривает особенности процесса христианизации коренных народов Обского Севера, который являлся важным элементом колониальной политики Российского государства в Западной Сибири, начиная с периода царствования Ивана IV, Грозного.
Статья магистранта МДА Кирилла Мерзлякова посвящена монашескому столу Кирилло-Белозерского монастыря в XVI веке и по сути касается сферы средневековой этики и описывает взаимоотношения монастыря с окружающим миром.
Статья аспиранта МДА Георгия Дмитриева рассказывает о праздновании 900-летия Крещения Руси при императоре Александре III в 1888 году. Автор демонстрирует, что участие в праздновании всех слоев населения империи — от императорской семьи до крестьян — доказывает особую значимость Православия в жизни русского народа, приверженность многовековым духовным и культурным традициям, верность русского народа того времени христианским ценностям.
Студент бакалавриата МДА Вячеслав Масин по историческим документам описывает реакцию Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. на известие о смерти императора Николая II. В статье проведен анализ проповеди святителя Тихона (Белавина), Патриарха Московского, который дает представление о позиции Патриарха по данному вопросу.
Статья священника Сергия Спицына посвящена обсуждению положения Русской Православной Церкви в 1905 году в связи с выходом указа Российской империи «Об укреплении начал веротерпимости». Указ предоставил свободу всем вероисповеданиям, но никак не касался положения Православия.
Статья магистранта МДА Владислава Пшибышевского посвящена вопросу преподавания Закона Божия до революции — одного из главных предметов в нальных и средних учебных заведениях Российской империи на протяжении двух веков.
В статье студента бакалавриата МДА Вячеслава Гончаренко рассматриваются особенности советского документального кино о жизни и деятельности Русской Православной Церкви в советском государстве. Несмотря на атеистическую идеологию и массу антирелигиозной литературы и кинопродукции, в СССР, начиная с 1945 года были сняты фильмы с нейтральным или даже позитивным отношением к Церкви, которые рассказывают о ее существовании и деятельности.
В статье доцента кафедры Церковной истории МДА Павла Липовецкого раскрывается отношение православных публицистов консервативного направления к событиям Первой русской революции 1905-1907 гг.
Статья магистранта МДА Кирилла Баталова посвящена особенностям переписки в среде заключенных концентрационных лагерей СССР в 1920–30 гг. на примере Соловецкого лагеря. Описана доставка официальной почты и неофициальные способы коммуникаций, распространенные в среде узников лагеря, в условиях информационной изоляции, искусственно организованной советской властью. Сравниваются особенности переписки в царское и советское время.
Статья доцента кафедры Церковной истории МДА Михаила Первушина посвящена вопросам методологии преподавания церковно-исторической науки.
Последний раздел журнала посвящен хронике защит кандидатских диссертаций по церковной истории в Московской духовной академии в 2017-2018 гг. Хроника описывает защиту диссертации митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на тему «Жизнь и деятельность епископа Смоленского и Дорогобужского Иоанна (Соколова)». 13 сентября 2018 года прошла защита диссертации С.Ю. Акишина «Митрополит Исидор Киевский и всея Руси: опыт аналитической биографии», которая имела долгую историю и писалась автором на протяжении более 10 лет со времени окончания Московской духовной академии. Диссертация игумена Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря (Тамбовская митрополия) Пимена (Семилетова) посвящена теме «Тамбовские монастыри в пореформенное время — вторая половина XIX — начало XX вв.».
Печатную или электронную версию журнала можно приобрести в интернет-магазине Московской духовной академии https://shop.mpda.ru.
Вышла в свет новая книга патриарха Кирилла «Христос Воскрес! Верить или не верить?»
19.04.2019 В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет новая книга Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Христос Воскрес! Верить или не верить?».
Воскресение Христово — это не просто историческое событие, произошедшее две тысячи лет назад. Оно имеет непосредственное отношение ко всем нам сегодня. Это торжество Божественной правды, любви и мира, это праздник утешения от Господа и надежда всем верующим. Он особенно близок сердцу православного христианина. Предлагаемая читателю книга посвящена этому великому дню, когда, по слову Святейшего Патриарха, «каждый может выбрать путь веры и спасения, путь, следование которому принесет добрые плоды — и во времени, и в вечности».
Под Харьковом сгорел православный храм
15.04.2019 Николаевская церковь сгорела в украинском городе Люботин Харьковской области. Пожар произошел 14 апреля. Очевидцы опубликовали фотографии и видеозаписи возгорания в городском сообществе в Facebook.
Во время пожара рухнул купол храма. По предварительной информации, никто не пострадал. Полиция подозревает, что причиной возгорания стал поджог. Возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 194 (Умышленное уничтожение или повреждение имущества)
Храм принадлежит Харьковской епархии Украинской Православной Церкви. Здание первой церкви было построено в 1890 году и освящено в честь Святителя Николая Чудотворца и царицы Александры. В 1943 году его взорвали немцы. После окончания Второй мировой войны местная жительница Елисавета завещала свой дом православному приходу города для строительства храма. В 50-х годах ее дом был перестроен в новую церковь. В 2010 году в ограде действующего храма было освящено место под строительство нового.
Пожар уничтожил главный орган Нотр-Дама и его дубовый каркас
16.04.2019 В результате пожара в соборе Парижской Богоматери почти полностью утрачен главный из трех органов этого храма.
"Орган Нотр-Дам де Пари почти полностью уничтожен", - сообщает во вторник французское издание L Obs.
Созданный в XV веке, орган постепенно увеличивал свои размеры усилиями мастеров, вплоть до XVIII столетия. На момент пожара он состоял из пяти клавиатур, 109 регистров и 8 тысяч труб. Ему удалось пережить без ущерба Великую Французскую революцию - по мнению историков, благодаря исполнению на этом музыкальном инструменте патриотической музыки.
Кроме того, в огне погиб незаметный для посетителей дубовый каркас крыши органа.
Как отмечает издание, собор Нотр-Дам де Пари был жемчужиной средневековой архитектуры и одним из старейших сооружений в городе. Первоначальный деревянный каркас сооружения, датируемый 1160-1170 годами, не сохранился, но некоторые из его элементов были повторно использованы в первой половине XIII века.
Пожар в Нотр-Дам разгорелся вечером в понедельник. Обрушились шпиль, крыша и часы собора. Потушить огонь удалось только утром во вторник.
В Смоленской духовной семинарии прошла международная научная конференция «Вера и наука: от конфронтации к диалогу»
17.04.2019 16 апреля 2019 года в Смоленской духовной семинарии состоялась XII Международная молодежная научная конференция «Вера и наука: от конфронтации к диалогу», организованная в рамках Международной научной конференции «Авраамиевская седмица». Тема конференции — «Молодежь: свобода и ответственность» — была выбрана в соответствии с темой XXVII Международных Рождественских образовательных чтений.
Форум состоял из двух частей: пленарное заседание и работа секций «Богословские и церковно-исторические исследования», «Этика, социлология, воспитание в свете христианского мировоззрения», «Богословие и гуманитарные исследования». Модератором конференции стал проректор по научной работе СПДС игумен Тарасий (Ланге).
В форуме приняли участие представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Барнаульской, Воронежской, Калужской, Смоленской духовных семинарий, Свято-Филаретовского православно-христианского института, Российского государственного социального университета, Смоленского государственного университета, Военной академии войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ им. маршала Советского Союза А.М. Василевского, Смоленского государственного института искусств.
Открывая пленарное заседание, участников молодежного научного форума приветствовал ректор Смоленской духовной семинарии митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Акцентировав внимание на теме конференции «Молодежь: свобода и ответственность», архиерей отметил: «Свобода нам необходима для творчества, поиска проявления научного интереса, определения своего жизненного пути. Особенно сложно сделать свой жизненный выбор молодому человеку в условиях кажущейся информационной свободы, когда огромное количество разнообразной информации окружает его со всех сторон. Порой эту информацию невозможно проверить, невозможно "отделить зерна от плевел". Молодое поколение должно учиться делать свой выбор разумно, на основе твердого нравственного критерия. Совершая выбор, человек создает свои собственные ценности — то, что определяет содержание его личности».
«Чтобы правильно пользоваться свободой, в том числе свободой слова, нам нужна ответственность, обязанность отвечать за результат своего выбора. Образование и наука — те области передачи интеллектуального, духовного, культурного опыта, которые призваны формировать у молодого поколения правильные представления о свободе и ответственности, приобщать человека к духовной и культурной традиции народа, воспитывать любовь к Отечеству. В соединении с нравственной ответственностью свобода приобретает свой истинный смысл и назначение — преобразовать этот мир в соответствии с Божественным установлением», — сказал владыка Исидор.
На пленарном заседании прозвучал доклад студентки магистратуры СмолГУ К.О. Высокович «Информационно-образовательная система "Смоленщина в памятниках литературы": новые возможности». Автор доклада представила проект, созданный преподавателями и студентами СмолГУ и реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов. Данная система знакомит с судьбой и творчеством смоленских писателей, научными исследованиями, архивными документами пользователей интернет-пространства, интересующихся литературным краеведением. Информационно-образовательная система «Смоленская земля в памятниках литературы» включает интерактивную карту Смоленской области, на которой обозначены памятные места, связанные с именами писателей, музеи, имеющие литературные экспозиции. Благодаря этому, смоляне и гости региона смогут составить для себя экскурсионно-образовательный маршрут, что направлено на повышение туристической привлекательности земли Смоленской.
Научный форум продолжила работа тематических секций «Богословские и церковно-исторические исследования», «Этика, социлология, воспитание в свете христианского мировоззрения», «Богословие и гуманитарные исследования», проблемное поле которых составили вопросы:
- Философия и богословие: поиск ответов на вызовы современности;
- Богословие и современность: пути развития богословия;
- Священная история в литературных и археологических памятниках;
- Миссионерская и просветительская деятельность Русской Православной Церкви: история и современность;
- Возрождение духовного наследия в региональных исследованиях;
- Молодежь в обществе и Церкви: вызовы и проблемы современности;
- Духовные ценности в контексте межконфессионального и межкультурного диалога. Стратегия и тактика духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
- Семья и семейные ценности: цивилизационный выбор;
- Православие в современном культурном пространстве;
- Образование на основе базовых духовных ценностей;
- Ценностно-смысловые ориентиры становления личности в контексте Православия;
- Духовно-нравственный и христианский аспект русской и зарубежной словесности.
В рамках форума состоялась презентация международного проекта по развитию молодежного культурно-познавательного туризма «Жемчужное ожерелье Святой Руси». Проект, реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов, направлен на расширение сотрудничества епархий Русской и Белорусской Православных Церквей, вузов приграничных регионов России и Республики Беларусь в сфере популяризации духовного и историко-культурного наследия через развитие молодежного туризма. Возглавляет проект руководитель отдела Смоленской епархии по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, настоятель храма святых Новомучеников Церкви Русской протоиерей Валерий Рябоконь.
Студенты-добровольцы проекта из СмолГУ, СГМУ, Смоленской духовной семинарии рассказали присутствующим о работе над ним и представили презентационный ролик о Смоленске.
По результатам работы научного форума были определены лауреаты в трех секциях, а также лучшие, по мнению самих участников, научные работы. Победителям были вручены дипломы, всем участникам — сертификаты и памятные подарки. Награждение провел митрополит Исидор. По окончании научной программы мероприятия гостям форума была предложена экскурсия по Смоленску.
По мнению участников и организаторов, ежегодная студенческая конференция способствует конструктивному диалогу и обмену результатами научно-исследовательской деятельности студентов высших духовных и светских учебных заведений, дает возможность обрести опыт открытого обсуждения актуальных научно-практических вопросов.
Как и в прошлые годы, по результатам конференции будет издан сборник «Вера и наука: от конфронтации к диалогу», в который войдут работы участников научной встречи.
Древние христианские рукописи оцифровывают в библиотеке монастыря Святой Екатерины на горе Синай
18.04.2019 В Свято-Екатерининском монастыре у подножия горы Синай в Египте команда специалистов из Греции фотографирует тысячи хрупких древних христианских рукописей, включая некоторые из самых ранних списков Евангелий, используя сложный процесс, который включает в себя получение изображений в красном, зеленом и синем свете и объединение их с компьютерным программным обеспечением для создания единого высококачественного цветного изображения, передает информационное агентство Reuters.
Хотя монастырь пережил за минувшие столетия множество войн, он сохранил богатое собрание рукописей и икон. Но сегодня обитель находится в Ближневосточном регионе, где исламистские боевики недавно уничтожили бесчисленные культурные артефакты и документы в Сирии и Ираке. Многие христианские церкви Египта на малонаселенном северном Синае также стали мишенью для фанатиков-исламистов.
Монастырь Святой Екатерины на горе Синай, который является автономной частью Иерусалимской Православной Церкви, находится в более безопасной южной части Синайского полуострова. Но в 2017 году террористическая организация «Исламское государство» взяла на себя ответственность за нападение на ближайший контрольно-пропускной пункт египетской полиции, в ходе которого был убит один офицер.
«Потрясения нашего времени требуют быстрого завершения этого проекта», — сказал архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский Дамиан, настоятель Свято-Екатерининского монастыря.
Цель состоит в том, чтобы создать первый цифровой архив из всех 4500 рукописей библиотеки монастыря Святой Екатерины, начиная с тех примерно 1100 текстов на сирийском и арабском языках, которые считаются особенно редкими и ценными.
Осуществление этой сложной задачи может занять более десяти лет с использованием цифровых камер и компьютерных технологий вместе со сложными процедурами, разработанными для поддержки наиболее хрупких рукописей.
Проект начали реализовывать в прошлом году. Он осуществляется некоммерческой исследовательской организацией «Электронная библиотека ранних рукописей» (EMEL) в сотрудничестве с монастырем Святой Екатерины и библиотекой Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Библиотека Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе объявила, что начнет публиковать рукописи в Интернете в полном цвете с осени 2019 года.
«Эта библиотека является архивом истории Христианства и его соседей в Средиземноморском мире, и поэтому представляет интерес для сообществ во всем мире, которые находят здесь свою историю», — сказал Майкл Фелпс (Michael Phelps), директор Электронной библиотеки ранних рукописей.
Монастырь находится у подножия горы Синай, по традиции это место считается тем самым, где пророк Моисей получил Десять заповедей Божиих.
ЮНЕСКО внесла этот район в список Всемирного наследия, сославшись на его священный статус в Христианстве, исламе и иудаизме. Церковь и обитель Святой Екатерины была основана в VI веке и является старейшим христианским монастырем, который до сих пор используется по своему первоначальному назначению.
Самой известной рукописью библиотеки монастыря Святой Екатерины является знаменитый «Синайский кодекс» IV века — греческая рукопись Библии, которая содержит самый старый из сохранившихся полных текстов Нового Завета. Большая часть Кодекса до революции хранилась в России, но была продана при советской власти за рубеж. Страницы Синайского кодекса сегодня разделены между несколькими учреждениями.
Другой знаменитый кодекс из библиотеки монастыря — Сирийский («Codex Syriacus»), древний список Евангелий на сирийском языке. Некоторые рукописи охватывают различные науки, медицину и греческую классику.
По словам Фелпса, оцифровка только первой части текстов, сирийско-арабских рукописей, займет около трех лет и обойдется в 2,75 миллиона долларов.
«На протяжении веков монахи жили здесь в молитве, в преданности духовным целям, свидетельству Божьего откровения человечеству... в этом смысле Синайский монастырь — это ковчег, духовный ковчег в пустыне», — сказал отец Иустин, библиотекарь Синайского монастыря.
Проект предоставит более полную запись, чем частичное микрофильмирование, выполненное десятилетиями назад Библиотекой Конгресса США и Национальной библиотекой Израиля. По словам организаторов проекта, эти два учреждения предоставляют свои записи новым исследователям для работ по оцифровке рукописей.
Ученый выдвинул неожиданный вариант пути Исхода израильтян из Египта
18.04.2019 Ученые-библеисты заявляют, что им удалось преодолеть противоречия и неувязки в традиционных толкованиях и найти маршрут Исхода евреев из Египта: так, гора Синай обнаружилась на востоке Саудовской Аравии, а море разверзлось, по всей вероятности, в заливе Акаба, сообщает christianheadlines.
Райан Мауро (Ryan Mauro), ученый-библеист, сотрудник исследовательского фонда Doubting Thomas Research Foundation (DTRF), сообщил в своем интервью изданию Daily Star Online, что его исследовательской группе пришлось провести три экспедиции в Саудовскую Аравию, чтобы собрать доказательства и установить истинный путь библейского Исхода. «То, что нам удалось обнаружить, просто не укладывается в голове, – говорит Мауро. – Я не мог поверить, что все эти явные, как день, свидетельства библейского Исхода множество веков были у всех перед глазами, и никто не захотел увидеть очевидное».
Несмотря на то, что группа ученых все еще складывает мозаику фактов, строя карту и график этого пути, исследователь полагает, что в общих чертах его теория указывает наиболее «достоверный» путь. Он начинается с момента, когда израильтяне покинули Египет через Каир и достигли Синайского полуострова. Мауро утверждает, что есть все основания полагать, что Моисей разверз море в нынешнем заливе Акаба в том месте, которое ныне известно как пляж Нувейба (Nuweiba). Ширина пролива здесь составляет всего восемь миль (около 13 км), а глубина не превышают 33 метров. Ученый полагает, что беглецы вошли здесь на территорию Мидии (?) и взошли на гору Синай, которая ныне известна как вершина Джабал-эль-Лауз (Jabal al-Lawz или «миндальная гора» ) в Саудовской Аравии. Это гора высотой 2400 м расположена в северо-западной части страны в провинции Табук, в 51 км от залива Акаба; она считается самой высокой вершиной хребта Эшшифа и Саудовской Аравии. Злесь Господь вручил Моисею каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. «Я теперь совершенно убежден в том, что израильтяне вошли в земли древней Мидии именно здесь, когда бежали из египетского рабства» – утверждает ученый в интервью британскому изданию.
Следует, впрочем, заметить, что теория о тождестве горы Джабал-эль-Лауз и библейской горы Синай далеко не нова, и не разделяется многими в академических кругах, в том числе теми, кто вообще не верит в историческую истинность Исхода и даже в существование Моисея. В своем отчете о выводах ученых DTRF, аналитики CBN News указывают, что гора Синай традиционно считается связывается с Синайским полуостровом, и напоминают о существовании монастыря Святой Екатерины Иерусалимской православной церкви. Это один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей мира, основанный в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м – на том месте, где Господь явился Моисею в горящем, но не сгорающем кусте (неопалимой купине).
«На сегодня не существует внушающих доверие исторических, географических, археологических и библейских свидетельств того, что гора Синай тождественна горе Джабал-эль-Лауз в Саудовской Аравии, – говорит ученый-креационист Гордон Франц (Gordon Franz). В свою очередь Джеймс Карл Хоффмейер (James Karl Hoffmeier), профессор Евангельской семинарии Святой Троицы, указывает на целый ряд «грубейших просчетов» тех исследователей, которые помещают эту библейскую гору в Саудовскую Аравию.
Однако Мауро убежден в своей правоте и призывает скептиков «открыть глаза на факты», утверждая, что «все кусочки мозаики» складываются удивительным образом. Его научная группа делает предлагает подробный доклад о своих исследованиях и выводах в 25-минутном документальном фильме под названием «Поиски горы Моисея: подлинная гора Синай в Саудовской Аравии». «Весьма возможно, что скептики подвергают сомнению историческую точность библейской хроники в Книге Исхода из-за отсутствия материальных доказательств этого события на месте монастыря Святой Екатерины, – говорит ученый. – Однако нам удалось собрать убедительные свидетельства, подтверждающие древние хроники».
Среди таких свидетельств ученый упоминает наскальные изображения коров на горе Джабал-эль-Лауз, в которых его группа усматривает параллели с библейской историей о золотом тельце. Кроме того, у подножия горы найдена древняя кладка, в которой ученые усматривают остатки алтарей, построенных израильтянами. Они также упоминают о характерной черной окраске вершины горы – она выглядит обугленной небесным огнем, что подтверждает, по их мнению, библейское свидетельство о явлении Господа в огне. В отчете издания The Daily Star Online, впрочем, отмечается, что пока неясно, является ли такой цвет пород естественным или они действительно обожжены небесным огнем.
Мауро также упоминает об обнаружении большого древнего кладбища у подножия горы Джабал-эль-Лауз и предполагает, что на нем захоронены останки тех, кто поклонялся золотому тельцу и был поражен Господом великим мором в наказание за идолопоклонство. Ученым удалось также обнаружить свидетельства того, что древнее кладбище располагается на территории большой стоянки тех же времен – что также соответствует библейской хронике.
Близ этого места ученые группы Мауро обнаружили, по их мнению, гору Хорив, на которой израильтяне развернули свой последний лагерь перед переходом к горе Синай. Ученые нашли и свидетельства истинности повествования о том, как Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорив, ударив в нее своим жезлом, чтобы утолить жажду израильтян. Мауро утверждает, что научной группе удалось обнаружить большую расселину с явными признаками водной эрозии на склоне горы. «Золотой телец, расселина водного источника, алтарь Моисея, место пересечения Красного моря – все эти фрагменты древней хроники должны совпадать, словно кусочки мозаики, и именно здесь все они нашлись и стали на свои места, чего не наблюдается ни в каком ином месте, – говорит Мауро – Все эти исторические события действительно произошли здесь. Не нужно даже глубокой и слепой веры, чтобы увидеть, понять и принять найденные нами очевидные исторические свидетельства».
0 коммент.:
Отправить комментарий