Священный Синод утвердил тексты заупокойных прошений о убиенных в годы репрессий
14.06.2016 13 июня 2016 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт председателя Синодальной богослужебной комиссии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина с предложениями по включению особых прошений обо всех убиенных в годы репрессий для включения в заупокойные богослужения (журнал № 44).
Синод утвердил следующие тексты заупокойных прошений:
«Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих, во дни лихолетия безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших, ихже имена Ты Сам, Господи, веси».
«Во блаженном успении вечный покой, подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим, в изгнании и заключении горькую смерть приемшим, ихже имена Ты Сам, Господи, веси, и сотвори им вечную память».
15.06.2016 Сербская Православная Церковь изменила позицию по вопросу о своем участии во Всеправославном Соборе, который был запланирован на вторую половину июня на Крите.
Сербский Патриархат оставил за собой право покинуть заседание на Крите, где 18 июня должен был открыться Всеправославный Собор, статус которого оказался под вопросом из-за отказа ряда Церквей участвовать в нем.
"Если Церкви, которые примут участие в Соборе (...) откажутся принимать во внимание все вопросы, проблемы и разногласия, представители Сербской Православной Церкви, к сожалению, будут вынуждены покинуть это заседание и, таким образом, присоединиться к Церквям, которые отказались участвовать", - говорится в заявлении Сербского патриарха Иринея, опубликованном в среду на официальном сайте СПЦ.
Патриарх дал понять, что своим участием в критском форуме Сербская Церковь надеется разрешить спорные вопросы, вызвавшие озабоченность не только у нее, но и у тех Церквей, которые отменили свое участие в Соборе.
По мнению патриарха Иринея, собрание на Крите - это "начало переговорного процесса", цель которого - преодолеть разногласия "в духе вселенской приверженности соборной Церкви Христовой".
Патриарх Кирилл возглавил заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
16.06.2016 16 июня 2016 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началось заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Приветствуя собравшихся, Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с сообщением по основным вопросам повестки дня.
По словам Его Святейшества, основными темами заседания станут вопросы богословского образования и организации миссионерской деятельности, а также работы воскресных школ, духовно-образовательных центров и иных площадок обучения детей основам православной веры.
«Полагаю, что все эти вопросы имеют очень большое значение для будущего Церкви, для будущего нашего народа. Церковь, несомненно, оказывает влияние на духовную жизнь нации. И время, в которое мы живем, требует от нас, при строгом сохранении наших благочестивых традиций, также способности использовать разного рода средства, через которые вечные богооткровенные истины достигали бы сознания и сердца современного человека», — подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
«Поэтому все, что мы делаем, все, что мы сегодня пытаемся выстроить, не имеет само по себе никакой ценности в отрыве от главной цели — спасения людей. И основной показатель нашего успеха или нашего неуспеха — это то, что реально происходит в молодежной среде, в семейной жизни, в вопросах воспитания детей и молодежи, в социальной деятельности, но, самое главное, в сердцах человеческих — насколько они становятся более открытыми к восприятию Божественной благодати», — добавил Святейший Владыка.
«Церковь должна именно таким образом воздействовать на человека, чтобы он становился более восприимчивым к действию Божественной благодати. Дай Бог, чтобы все наши усилия способствовали достижению этой цели», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Патриарх Кирилл направил послание Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей, собравшимся на о. Крит
17.06.2016 Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею, Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей, собравшимся на острове Крит.
В послании говорится:
«Сердечно приветствую вас от имени Русской Православной Церкви, от лица православных верующих России, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран, составляющих обширную паству Московского Патриархата.
Все мы, братья, являем единое Тело Христово (1 Кор. 12:27). Бесценный дар единства мы получили от Самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сохранение этого дара ― одна из главных наших задач, это прямая заповедь Спасителя (Ин. 17:21).
Пусть не смущает нас тот факт, что мнения Церквей-Сестер о созыве Святого и Великого Собора разделились. По словам святого апостола Павла, "надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11:19). В дни подготовки к Собору такие разномыслия в полной мере проявили себя, но мы не должны позволить им ослабить богозаповеданное единство, перерасти в межцерковный конфликт, внести разделение и смуту в наши ряды. Мы остаемся одной православной семьей и все вместе несем ответственность за судьбу Святого Православия.
Глубоко убежден в том, что Церкви, ― и те, что решили приехать на Крит, и те, что воздержались от этого, ― принимали свои решения по совести, а потому к позиции каждой из них нам надлежит отнестись с уважением.
Русская Православная Церковь всегда исходила из убеждения, что голосом любой Поместной Церкви ― малой или великой, древней или новой ― нельзя пренебрегать. Отсутствие согласия Антиохийской Церкви на созыв Собора означает, что общеправославного консенсуса мы не достигли. Мы не можем игнорировать и голоса Грузинской, Сербской и Болгарской Церквей, выступивших в пользу переноса Собора на более поздний срок.
Верю, что при наличии доброй воли встреча на Крите может стать важным шагом по преодолению возникших разногласий. Она может внести свой вклад в подготовку к тому Святому и Великому Собору, который объединит все без исключения Поместные Автокефальные Церкви и станет видимым отражением единства Святой Православной Церкви Христовой, о чем молились и чего ожидали наши блаженнопочившие предшественники.
Заверяем вас, что молитвы наши будут с вами во дни предстоящих вам трудов».
Патриарх Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей
17.06.2016 В пятницу, 17 июня 2016 г., Патриарх Константинопольский Варфоломей возглавил т.н. малый Синод Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которые прибыли во главе делегаций на остров Крит для участия в церковном Соборе, планировавшемся в качестве Всеправославного.
Синод Предстоятелей проходит в здании Православной духовной академии полуавтономной Критской Православной Церкви (в юрисдикции Константинопольского Патриархата), сообщили информационные агентства «Ромфея» и «Амен», а также другие греческие СМИ.
В Синоде Предстоятелей участвуют Первоиерархи десяти Поместных Православных Церквей: Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Александрийский Феодор II, Патриарх Иерусалимский Феофил III, Патриарх Сербский Ириней, Патриарх Румынский Даниил, Архиепископ Афинский и всей Греции Иероним, Архиепископ Кипрский Хризостом, Архиепископ Албанский Анастасий, Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Митрополит Чешских Земель и Словакии Ростислав.
Предстоятели четырех Поместных Церквей — Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Болгарский Неофит — не участвуют в малом Синоде и не будут присутствовать на Соборе после того, как возглавляемые ими Церкви предложили отложить проведение Всеправославного Собора.
Константинопольский Патриархат не посчитался с этим пожеланием и решил провести Собор на Крите в ранее намеченные сроки. Собор официально откроется 19 июня совместным богослужением Предстоятелей по случаю праздника Троицы. Рабочие заседания Собора начнутся 20 июня и завершатся 25 июня 2016 г.
В ходе работы малого Синода Предстоятелей был рассмотрен проект послания Собора, подготовленного комиссией во главе с митрополитом Галльским Эммануилом. Послание будет официально принято на Соборе наряду с другими официальными документами.
Решение о созыве Собора не могло быть принято в январе из-за позиции Антиохийского Патриархата
18.06.2016 Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, опубликовал документы, которые, по его словам, указывают, что решение о созыве Всеправославного Собора, принятое в январе, на которое сейчас ссылается Константинопольский Патриархат, на самом деле не было принято. Представитель Антиохийского Патриархата выступил против решения о созыве, написал Владимир Легойда в Facebook.
«К вопросу о созыве Собора: согласно Регламенту, Собор созывает Константинопольский Патриарх с согласия ВСЕХ предстоятелей Поместных Церквей, — написал представитель Русской Церкви. — Как однозначно следует из представленных на фото французского и греческого вариантов, представитель Антиохийского Патриархата решение не поддерживает. Поэтому все звучащие сейчас слова о том, что решение было принято в январе и неважно, что кто-то потом отказался ехать, беспочвенны: решение не было принято, т к одной подписи изначально не было. Русская Церковь надеялась, что в оставшееся время вопрос будет урегулирован. К сожалению не удалось».
В понедельник Священный Синод Русской Церкви поддержал предложение Антиохийской, Грузинской, Сербской и Болгарской Православных Церквей о переносе сроков проведения собора. Предстоятель Константинопольской Православной Церкви, архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей заявил, что Всеправославный Собор состоится и без участия Русской Православной Церкви. Он выразил надежду, что в Москве пересмотрят решение о неучастии в мероприятии.
Советник Константинопольского Патриарха архидиакон Иоанн Хрисавгис заявил, что решение о том, чтобы отложить Собор, может быть принято только на Крите. Священник Американской архиепископии отец Александрос Карлуцос, который отвечает за координацию встреч, заявил: «Но у нас есть решение Русской Православной Церкви, принятое 28 января, которое было принято в согласии с главами всех 14 поместных Православных Церквей, что Святой и Великий Собор соберется на Крите. У нас есть такое решение, которое приглашает всех участвовать в Соборе. И сейчас мы ждем, что прибудут все предстоятели, как и было согласовано всеми 14 Церквами, и 17 июня состоится синаксис глав Церквей», — заявил отец Карлуцос.
Впервые за 79 лет в Спасо-Преображенском соборе Белозерска совершена Литургия
15.06.2016 В Спасо-Преображенском соборе, расположенном на городском валу Белозерского кремля, 9 июня было совершено первое за 79 лет богослужение, которое возглавил епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан. Это стало возможным благодаря соглашению, заключенному между приходом церкви Успения и Белозерским областным краеведческим музеем, сообщает "Культура в Вологодской области" со ссылкой на пресс-службу музея.
Епископ Флавиан поздравил прихожан с историческим событием в жизни Белозерска и поблагодарил директора музея Татьяну Залогину и всех работников учреждения за вклад по сохранению собора. В храме собралось более 200 человек.
Богослужения в Спасо-Преображенском соборе совершались до августа 1937 года, позже все священники Белозерска были арестованы. После закрытия собора его внутреннее убранство сохранялось и поддерживалось. В 1970-е годы храм передан музею, который за 40 лет провел большой комплекс реставрационно-восстановительных работ. В настоящее время храм передан Череповецкой епархии.
Начинаются работы по созданию церковного видеоканала для слабослышащих
16.06.2016 25 июня 2016 года стартуют работы по созданию православного видеоканала для глухих и слабослышащих людей. Канал будет функционировать на видеохостинге YouTube, постепенно наполняясь снятым в рамках проекта миссионерским видеоматериалом на русском жестовом языке.
Организатором проекта выступает Центр по работе с глухими и слабослышащими при храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы. Финансирование проекта осуществляется в рамках конкурса «Православная инициатива».
Несмотря на значительную просветительскую активность Русской Православной Церкви в Интернете, подавляющая часть видеоматериала выпускается без сурдоперевода и субтитров. Отсюда вытекает та задача, которую ставят перед собой сотрудники Центра.
На первом этапе планируется создать 50 видеороликов на русском жестовом языке. Подготовка видеоматериалов на всех этапах будет осуществляться при активном участии самих слабослышащих и их родных. Также к реализации проекта будут привлечены выпускники церковных курсов по изучению русского жестового языка, которые с февраля по май 2016 года были организованы на базе Центра.
Центр по работе с глухими и слабослышащими при храме начал свою работу с октября 2015 года. К настоящему времени сформировалась община глухих и слабослышащих, насчитывающая 30 человек. Еженедельно (в летнее время ― по воскресеньям, начиная с осени ― по субботам) совершается Божественная литургия с сурдопереводом, после которой проходят занятия воскресной школы для глухих. Периодически организуются экскурсии и паломнические поездки. С февраля по май Центром были организованы курсы по изучению русского жестового языка для слышащих.
Религиозные организации освободят от обязательного использования специальных кассовых аппаратов
15.06.2016 Госдума РФ на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, предусматривающий поэтапный переход точек продаж на контрольно-кассовую технику (ККТ), передающую информацию о расчетах налоговым органам в электронном виде.
Право не применять ККТ имеют, в частности, организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях, а также при религиозных церемониях, реализации предметов религиозного культа в храмах.
Передача сведений налоговикам будет осуществляться в режиме реального времени через оператора фискальных данных. Это позволит контролировать полноту учета выручки, считают авторы законопроекта.
Сайентологи в Алма-Ате подозреваются в крупном мошенничестве
16.06.2016 Полиция Алма-Аты начала досудебное расследование по фактам мошенничества в крупном размере со стороны руководства и функционеров общественного объединения сайентологов, сообщила пресс-служба городского департамента внутренних дел.
"Основанием для досудебных расследований послужили жалобы бывших приверженцев указанной организации о получении их функционерами крупных сумм денежных средств путем злоупотребления доверием при оказании заведомо безрезультатных услуг по завышенной стоимости", - говорится в сообщении, распространенном в четверг.
13 июня в офисе организации провели обыски, в ходе которых обнаружены и в процессуальном порядке изъяты соответствующие вещественные доказательства.
"Церковь сайентологии" в 2012 году не прошла перерегистрацию в Казахстане и была лишена статуса религиозного объедения.
В Орле местную организацию "Свидетели Иеговы" признали экстремистской
16.06.2016 Орловский областной суд признал деятельность местной религиозной организации "Свидетели Иеговы "Орел" экстремистской и принял решение о ее ликвидации, сообщает пресс-служба суда.
Иск в суд был подан региональным управлением Минюста.
Административные исковые требования были удовлетворены судом в полном объеме.
Как сообщалось, 9 июня Верховный суд РФ признал законной ликвидацию отделения "Свидетелей Иеговы" в Белгороде.
Верховный суд отклонил жалобу на ликвидацию отделения "Свидетелей Иеговы" в Старом Осколе
16.06.2016 Верховный суд РФ признал законной ликвидацию отделения "Свидетелей Иеговы" в Старом Осколе, признанного экстремистской организацией.
Таким образом, была отклонена апелляционная жалоба "Свидетелей Иеговы".
Согласно материалам дела, члены старооскольского отделения "Свидетелей Иеговы" распространяли экстремистскую литературу, вели пропаганду своей религии как исключительной, тем самым оскорбляли чувства других верующих.
В суде представитель "Свидетелей Иеговы" заявил, что все члены организации являются законопослушными.
"Мы просим решение суда отменить. Факт распространения экстремистской литературы не был доказан, а само по себе обращение граждан, которые недовольны религиозной агитацией, в правоохранительные органы не свидетельствует о нарушениях с нашей стороны", - сказал он.
В свою очередь прокурор просила жалобу отклонить.
"Судом первой инстанции было установлено, что, несмотря на предупреждения прокуратуры, организация продолжила распространять запрещенную литературу", - сказала она.
Ранее в июне ВС РФ также признал законной ликвидацию белгородского отделения "Свидетелей Иеговы".
В феврале Белгородский областной суд по требованию прокуратуры постановил ликвидировать отделения "Свидетелей Иеговы" в Старом Осколе и Белгороде, признав их деятельность экстремистской. Среди книги и брошюр были такие, как "Человечество в поисках Бога", "Приближайся к Иегове", "Жизнь - как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?", "Чему на самом деле учит Библия?" и другие запрещенные издания.
Ранее Верховный суд РФ отменил решение о ликвидации тюменского отделения "Свидетелей Иеговы", отказавшись признать данную организацию экстремистской.
Как сообщалось, в марте 2015 года Ленинский райсуд в Тюмени оштрафовал на 50 тыс. рублей "Свидетелей Иеговы" города за распространение экстремистских материалов.
По данным ведомства, во время встреч и собраний членов организации присутствующим раздавалась литература религиозного толка, включенная в федеральный список экстремистских материалов.
Организация регулярно становится объектом внимания надзорных органов во всех регионах России.
Также в марте минувшего года Краснодарский краевой суд удовлетворил иск прокурора края о признании экстремистской и ликвидации местной религиозной организации "Свидетелей Иеговы" в городе Абинске за распространение экстремистской литературы.
В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал законным решение о ликвидации отделения организации в Самаре.
Понедельник после Троицы объявлен в Крыму выходным
17.06.2016 День Святого Духа - понедельник после православной Троицы, которая в нынешнем году будет праздноваться 19 июня, объявлен выходным на Крымском полуострове.
Соответствующие указы подписал на этой неделе губернатор Севастополя Сергей Меняйло и ранее в июне глава Крыма Сергей Аксенов.
В указе С.Аксенова говорилось, что нерабочий праздничный день объявлен в соответствии с ч.7 ст.4 закона РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и ст.2 крымского закона "О праздниках и памятных датах в Республике Крым".
Выпущен 5-й том научного издания документов Священного Собора 1917-1918 гг.
16.06.2016 В издательстве Новоспасского ставропигиального монастыря выпущен 5-й том научно-академического издания документов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. В него вошли деяния Собора с первого по тридцать шестое, т.е. с момента открытия до избрания и наречения Патриарха Тихона. Деяния Собора — это отредактированные и в некоторых случаях сокращенные, но близкие к стенографическим записи хода пленарных заседаний. В стенограммах подробно фиксировался весь ход работы общих собраний и выступления членов Собора на них. Несмотря на серийный характер настоящего издания, 5-й том можно считать самостоятельной книгой, отражающей непростой путь соборян к восстановлению института патриаршества и избранию Патриархом святителя Тихона. Кроме того, это первое издание, которое в полной мере использует сохранившиеся в архивном фонде Собора экземпляры деяний первой сессии.
В отличие от уже изданных протоколов деяний (том 3 осуществляемого Новоспасским монастырем издания) в деяниях Собора сохранены не только основной ход дискуссии и принятые решения, но и тексты речей ораторов, реплики, ход голосований по принятию того или иного решения, а также полные тексты оглашавшихся на Соборе приветствий и телеграмм от различных учреждений и частных лиц, постановления Соборного Совета, воззвания и послания Собора, доклады Отделов, рассказы о поездках делегатов Собора к членам правительства и на фронт.
Так же, как и предыдущие тома документов Собора, пятый том снабжен комментариями, справочными материалами, именным указателем, примечаниями к документам и цветными вклейками с фотокопиями наиболее характерных документов, а также редкой фотографией церемонии открытия Собора.
Ответственными редакторами пятого тома и авторами вступительной статьи стали доктор церковной истории священник Алексий Колчерин и научный руководитель проекта по изданию соборных документов кандидат исторических наук, доцент А.И. Мраморнов. Том вышел по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, предварительно пройдя экспертизу Научно-редакционного совета при Новоспасском монастыре, совещания ответственных редакторов при нем, а также Издательского Совета Русской Православной Церкви. Рецензентом тома выступил доктор исторических наук А.В. Соколов (Санкт-Петербург). Внутреннее рецензирование тома осуществлено членом Научно-редакционного совета Новоспасского монастыря, заместителем председателя Отдела внешних церковных связей протоиереем Николаем Балашовым.
Тираж книги отпечатан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). В ближайшее время вышедшая в свет книга поступит в книжную лавку Новоспасского монастыря, а также церковную и светскую книготорговую сеть. Монастырь принимает подписку на издание и отдельные его тома (веб-сайт книготорговли Новоспасского монастыря www.nsmbooks.ru).
Публикация соборных документов осуществляется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и приурочена к 100-летнему юбилею Священного Собора, который будет отмечаться в 2017-2018 гг. Руководит деятельностью Научно-редакционного совета по подготовке документов к изданию наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва, руководитель научного коллектива издания — кандидат исторических наук, доцент А.И. Мраморнов. Первые четыре тома издания, выпущенные соответственно в 2012, 2013, 2014 и 2015 гг. включают в себя документы Предсоборного совета, Протоколы Соборного Совета с приложениями к ним, Протоколы Собора, журналы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. Всего запланирован выход 34 томов издания (к 2020 г.), из которых в стадии активной подготовки в настоящий момент находятся 16, 10 из них выйдут в свет в 2016 — начале 2017 гг.
Издана Божественная Литургия на кхмерском языке
19.06.2016 Вышла в свет Божественная Литургия святителя Иоанна Златоустого на кхмерском языке, сообщает официальный сайт Православной Церкви в Таиланде (Московский Патриархат). Кроме текста самой Литургии, книга содержит также молитвы ко Святому Причастию и благодарственные молитвы после Святого Причастия.
Перевод осуществлен по благословению Представителя Русской Православной Церкви в Таиланде архимандрита Олега (Черепанина). В переводческую группу под руководством иеромонаха Паисия (Ипате), и.о. настоятеля православных приходов в Камбодже вошли, как русскоязычные прихожане, так и кхмеры. Особые труды понесли Василий (Пром Пханна), Дионисий Никитин и Марии Тхан Синан.
Учитывая особенности языка и во избежание искажения догматического смысла, труднопереводимые богословские термины были оставлены на русском или греческом языке с пояснительными сносками. Как отметили первые читатели , «перевод хорошо воспринимается и понятен носителям языка». Издание будет распространено на приходах Московского Патриархата в Королевстве Камбоджа.
На западе Украины захватили храм УПЦ
14.06.2016 Представители самопровозглашенного Киевского патриархата захватили храм Иоанна Богослова Украинской Православной Церкви в селе Колосовая Тернопольской области Украины.
Поддержку им оказали около 50 человек в балаклавах и одежде с эмблемами "Правого сектора" (запрещенная в РФ организация). Они срезали замки на входной двери и "с бранью вперемешку с патриотическими лозунгами захватили церковное помещение", сообщает пресс-служба Тернопольской епархии.
При этом стражи порядка, которые находились на месте инцидента, вмешиваться в ситуацию не стали.
Конфликт вокруг этого храма длится с 2015 года, когда глава облгосадминистрации Степан Барна решил перерегистрировать православную общину в Колосовой на "Киевский патриархат". До этого члены местного отделения "Правого сектора" стали наведываться в село, агитировать за переход общины в "Киевский патриархат". Однако значительная часть жителей ответила отказом.
При этом суд удовлетворил иск верующих, которые требовали отменить распоряжение губернатора. Раскольники обжаловали решение суда, но Львовский апелляционный административный суд отклонил жалобу.
В Киеве вандалы повалили статую Богородицы
15.06.2016 Неизвестные повалили двухметровую статую Божией Матери, которая была установлена на территории Киевской городской клинической больницы №1.
Инцидент произошел в ночь на 12 июня, сообщает украинское интернет-издание "Обозреватель".
Статуя, которая находилась на территории медучреждения с декабря 2011 года, частично повреждена.
Вандалы срезали трехметровый крест при въезде в Винницу
19.06.2016 Вандалы срезали и повалили трехметровый крест при въезде в город Винницу. Акт надругательства над православной святыней совершен 19 июня, на праздник Троицы, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Orthodox.vinnica.ua.
Срезанный крест на дороге в направлении пгт Стрижавка обнаружили прихожане одного из винницких храмов около восьми утра. Святыню перевезли в соседнее село, на место происшествия были вызваны правоохранители.
Митрополит Винницкий и Барский Симеон обратился к руководству Национальной полиции Винницкой области с просьбой как можно быстрее расследовать происшествие. Как отметил владыка, акт вандализма, осуществленный в столь значимый церковный праздник, однозначно указывает, что цель преступника или группы преступников – оскорбление чувств православных верующих.
Православный крест при въезде в Винницу был поставлен в 2013 году. Как сказано в памятной надписи, крест установлен в честь 1025-летия Крещения Руси и «в благословение г. Винницы, Винницкого района и пгт Стрижавки».
В Воронеже открылась VII Межрегиональная конференция по церковному социальному служению
14.06.2016 13 июня 2016 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воронеже начала работу VII Межрегиональная конференция по церковному социальному служению, организованная Синодальным отделом по благотворительности и Воронежской митрополией.
В работе конференции принимают участие представители епархий, расположенных на территории Центрального федерального округа, — руководители церковных социальных проектов и епархиальных отделов социальной направленности, епархиальные координаторы социальных программ, старшие сестры и духовники сестричеств милосердия. В первый день работы конференции ее участники посетили ключевые церковные социальные объекты Воронежской епархии.
Один из социальных объектов — кризисный центр помощи беременным женщинам и матерям с детьми «Дом для мамы» в честь святой преподобномученицы Елисаветы. Сейчас он находится на заключительной стадии ремонта. Планируется, что его откроют в ближайшее время. Пока приют не открыт, нуждающимся женщинам епархия предоставляет съемное жилье на срок до 3 месяцев. В течение этого времени с женщинами работают священник, психолог, юрист, социальный работник. Они помогают решить проблемы с документами, трудоустройством и оформлением государственных пособий, найти место для самостоятельного проживания. В прошлом году таким образом помощь получили 36 мам и 40 детей. В отдельном здании приюта смогут одновременно проживать до 10 женщин.
Участники конференции также познакомились с деятельностью воронежской православной общины глухих при храме святого великомученика Георгия Победоносца, которая существует с 2009 года. Сейчас в общине получают помощь 40 неслышащих и слабослышащих и 20 слепых людей. Двое священнослужителей владеют жестовым языком. В настоящее время строится духовно-просветительский центр, где помимо миссионерской деятельности будут организованы обучающие курсы жестового языка как для добровольцев, так и для родителей, воспитывающих детей с нарушениями слуха.
Еще один социальный проект епархии — автобус «Милосердие» для бездомных с оборудованным внутри медпунктом. В зимнее время года автобус шесть раз в неделю приезжает на площадь перед городским железнодорожным вокзалом: сотрудники епархиального отдела по благотворительности и волонтеры раздают бездомным горячие обеды, теплую одежду, предметы личной гигиены, оказывают доврачебную медицинскую помощь. В летний период кормление бездомных и малоимущих проходит один раз в неделю. Внутри автобуса оборудован медпункт, где есть все необходимое для оказания помощи: место для медработника, кушетка, шкаф для инструментов, лекарств и перевязочных материалов. «Автобус» был передан епархии Синодальным отделом по благотворительности.
Среди получателей помощи «Автобуса» не только бездомные, но и малоимущие жители Воронежа. Для них в епархии также организовано кормление продуктовыми наборами: на базе социальной столовой храма святого великомученика Димитрия Солунского организована фасовка «народных обедов». Проект «Народный обед» реализуется Воронежской епархией совместно с Фондом продовольствия «Русь» и православной службой помощи «Милосердие». Подобные цеха организованы еще в 19 городах России. В цехах происходит фасовка продуктовых наборов для кормления людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Участники конференции также посетили центр ресоциализации наркозависимых «Ладья» во имя святителя Антония (Смирницкого) при Богоявленском храме Воронежа. Центр одновременно может принять 8 мужчин. Помимо центра ресоциализации, в Воронежской епархии организованы два реабилитационных центра (один — в деревне Семидесятное и другой — в черте города Воронеж). В городском центре, открытом 4 месяца назад, сейчас находятся 7 реабилитантов, всего же центр может вместить 15 человек. При деревенском реабилитационном центре будет открыт первый в епархии мотивационный центр — в настоящее время там продолжаются строительные работы. В епархии также организовано круглосуточное телефонное консультирование по вопросам зависимостей, открыт кабинет первичного приема наркозависимых. О церковной работе с наркозависимыми участникам конференции рассказал руководитель епархиального Отдела по утверждению трезвости и противодействию наркомании и алкоголизма иерей Евгений Лищенюк.
Другой важный социальный проект епархии — приют «Покров» для детей с юго-востока Украины при Покровском храме в селе Отрадное. Приют изначально строился для детей-сирот, но после начала боевых действий на юго-востоке Украины в нем нашли пристанище семьи украинских беженцев. Сегодня здесь также живут женщины с детьми, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. С января 2015 года в центре «Покров» организован реабилитационный центр для детей с юго-востока Украины, которых принимают на срок до 90 дней. С детьми работают психологи и медицинские работники из больницы, расположенной в Отрадном. По договоренности с местными властями дети посещают городскую школу. В центре «Покров» издают детскую газету, открыта гончарная мастерская для детей. 14 июня ожидается приезд пятой по счету группы детей из Луганской области — около 40 человек.
Во второй день конференции пройдут тематические секции по различным направлениям социального служения. В третий день, гости конференции примут участие в Божественной литургии и итоговом пленарном заседании, которое проведут митрополит Воронежский и Лискинский Сергий и викарий Святейшего Патриарха, председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Подробная программа конференции опубликована на официальном сайте форума http://conf.miloserdie.ru.
Межрегиональные конференции по церковному социальному служению проходят ежегодно с 2010 года в разных федеральных округах России. Такие конференции уже прошли в Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Дальневосточном, Северо-Кавказском и Сибирском федеральных округах.
Сегодня в России действуют более 3,5 тысяч церковных социальных учреждений, в том числе более 70 центров реабилитации наркозависимых, 29 кризисных центров для женщин, 76 церковных приютов для бездомных, более 40 приютов для пожилых. Более 1500 церковных социальных проектов работают в Центральном федеральном округе.
В Санкт-Петербурге открылись IX богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией
16.06.2016 15 июня 2016 года в здании Епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии начались IX богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией на тему «Христианское учение о браке и семье в свете современных вызовов».
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в состав делегации Московского Патриархата вошли архиепископ Берлинский и Германский Феофан (сопредседатель), митрополит Полтавский и Миргородский Филипп, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудник ОВЦС священник Алексий Дикарев и сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры доктор теологии Е.А. Пилипенко. В качестве экспертов со стороны Русской Церкви в собеседованиях принимают участие профессор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) и проректор СПбДАиС протоиерей Владимир Хулап.
Со стороны Немецкой епископской конференции в собеседованиях участвуют епископ Магдебургский Герхард Файге (сопредседатель), викарный епископ Хильдесхаймской епархии Николаус Швердтфегер, викарный епископ Лимбургской епархии Томас Лёр, профессора Йозеф Фрайтаг (Эрфурт), Генрих-Герхард Юстенхофен (Гамбург) и директор Института Ганса Адама Мелера в Падерборне Йоханнес Эльдеманн. В качестве экспертов с немецкой стороны выступают профессора Томас Зёдинг (Бохум) и Урсула Нотелле-Вильдфойер (Фрайбург).
Во вступительном слове перед началом заседания архиепископ Берлинский и Германский Феофан приветствовал участников диалога, отметив актуальность вынесенной на него темы, обсуждение которой происходит в контексте подписанной в Гаване 12 февраля текущего года совместной декларации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска, где уделяется значительное внимание вопросу о необходимости поддержки традиционных нравственных институтов. В ответном слове епископ Магдебургский Г. Файге передал собравшимся приветствие от имени председателя Немецкой епископской конференции кардинала Р. Маркса, напомнив, что в 2014 и в 2015 годах состоялись заседания Синода епископов Католической Церкви по теме семьи, итоги которых нашли свое отражение в недавнем апостольском увещании Папы Римского Франциска «Amoris Laetitia». Затем прозвучали доклады профессора архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Новый Завет о семье и браке», профессора Т. Зёдинга «Брак и семья в свете Евангелия. Требования, предъявляемые в проповеди Иисуса и в жизни ранней Церкви», протоиерея Владимира Хулапа «Семья как «малая Церковь»: некоторые аспекты православного богословия брака» и профессора Й. Фрайтага «Понимание брака в Католической Церкви: ретроспектива исторического догматического развития в свете современности». По итогам каждого из выступлений состоялись содержательные дискуссии.
Вечером участники собеседований посетили собор Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых, где были приняты его настоятелем протоиереем Александром Сорокиным, и ознакомились с семейным служением местной общины. Также состоялось посещение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице, настоятель которого протоиерей Вячеслав Харинов рассказал гостям о своем опыте служения, связанного с трудами по обустройству под Санкт-Петербургом захоронений солдат Второй мировой войны, погибших в этих местах.
Собеседования продлятся до 17 июня и завершатся принятием совместного коммюнике.
Богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией, начатые в 1986 году, после длительного перерыва были возобновлены в 2009 году в Вельтенбурге (Германия). Тогда прошли VI собеседования, посвященные проблемам христианской антропологии. В 2011 году в Москве состоялись VII собеседования на тему христианского понимания прав и достоинства человека. В 2013 году в Магдебурге (Германия) прошли VIII собеседования на тему «Кризис ценностей — миф или реальность? Христианские ценности в современном обществе».
В Москве состоялся круглый стол «Почему Собор на Крите не стал Всеправославным?»
18.06.2016 Круглый стол на тему «Почему Собор на Крите не стал Всеправославным?» прошел 17 июня 2016 года в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
В обсуждении поднятой темы приняли участие: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда; заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов; руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков; руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы Российской Академии наук Р.Н. Лункин; историк-востоковед, вице-президент аналитического центра «Катехон» М.И. Якушев; заместитель декана философского факультета МГУ, член Синодальной библейско-богословской комиссии А.П. Козырев; церковный историк, профессор ПСТГУ В.И. Петрушко. Вела круглый стол начальник отдела «Религия и мировоззрение» МИА «Россия сегодня» О.В. Липич.
Открывая встречу, В.Р. Легойда отметил, в частности, что для понимания ситуации, сложившейся с созывом Собора на Крите, важно погружение в церковную историю и понимание некоторых неочевидных для неспециалиста особенностей того, как живет Церковь, что может в ней изменяться с течением времени, а что — нет. Напомнив заявленную тему круглого стола, он подчеркнул: «Либо Собор является Всеправославным, когда в нем участвуют все Православные Церкви, либо, если хотя бы одна не участвует, он уже таковым не является. Важно понимать: то, что вынесено в название нашей встречи, — свершившийся факт».
По мнению выступающего, причины случившегося лежат в плоскости тех разногласий и сложностей, которые существуют в межцерковном взаимодействии и не были преодолены к моменту начала Собора. «Но важно понимать: мы не считаем эти сложности непреодолимыми, — заметил В.Р. Легойда. — Более того, Русская Православная Церковь, во-первых, предприняла все возможные меры, чтобы даже в обозначенные сроки можно было это сделать, во-вторых, она предлагала и предлагает механизмы преодоления существующих сложностей. Пока их не удалось разрешить, и мы не склонны видеть в этом какую-то трагедию. Мы понимаем и констатируем, что ситуация сложная, но не драматическая».
Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ также не согласился с высказываемыми порой в медиапространстве мнениями, будто сложившаяся ситуация свидетельствует о невозможности осуществить принцип соборности в жизни современной Церкви. «Нет, во-первых, взаимоотношения между Поместными Церквами постоянно поддерживаются, проходят двусторонние и многосторонние встречи, — продолжил свою мысль В.Р. Легойда. — Но встречи такого уровня действительно не проходили много столетий, а когда проходили, была совершенно другая ситуация, другой контекст и другие принципы отношений, даже другие способы коммуникаций. Сейчас происходит поиск, как в современных условиях должна осуществляться и проявляться соборность. Этот поиск сложный, он требует усилий, времени. Кто-то говорит: вот, уже 55 лет готовились. Может быть, надо 155 лет готовиться, чтобы действительно были согласованы те вещи, которые необходимо согласовать».
В связи с прозвучавшими со стороны некоторых представителей Константинопольского Патриархата репликами о том, что решения Собора на Крите, несмотря на отсутствие общеправославного консенсуса, будут обязательны для всех Православных Церквей, профессор ПСТГУ В.И. Петрушко обратился к церковной истории и напомнил: «Принцип соборности подразумевает такое понятие, как рецепция соборных решений церковным народом, полнотой Церкви. Мы знаем, что в истории были соборы, которые претендовали на статус вселенских. Можно вспомнить и так называемый "разбойничий" собор в V веке, и иконоборческий Безглавый собор в VIII столетии. Но церковное сознание отвергло их авторитет. И если будут попытки интерпретировать деяния критского Собора как всеправославные, как обязательные для всего православного мира, не надо забывать, что есть еще голос всей церковной полноты, он может сказать свое веское слово и отторгнуть, не принять эти решения».
Со своей стороны заместитель декана философского факультета МГУ, член Синодальной библейско-богословской комиссии А.П. Козырев отметил важность самого предсоборного процесса: «Сам факт того, что такой Собор мог состояться — и хочется надеяться, что когда-нибудь состоится в исторической перспективе, возможно, при нашей жизни — весьма знаменателен. Это означает, что мы вступаем в некую другую эпоху. Ее называют эпохой постсекулярности. Это означает, что роль Церкви, религии в жизни общества не падает, а, напротив, возрастает».
По мнению руководителя Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Р.Н. Лункина, «есть только одно формальное основание того, почему Собор на Крите не стал всеправославным, — нарушение принципа согласия всех Православных Церквей».
«Контекст развития межправославных связей говорил, наверное, что такое должно было произойти, и Всеправославный Собор фактически становится межправославным совещанием, потому что позиции Церквей, которые не будут участвовать во встрече на Крите, не были услышаны, их проигнорировали», — отметил, в свою очередь М.И. Якушев.
В своем выступлении на заседании круглого стола руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков коснулся темы организационной подготовки к Собору, которая велась с января 2016 года, после Синаксиса Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези. «Русская Церковь проделала огромную работу на пути к Собору. Невозможно говорить, что она сознательно саботировала или нивелировала какие-то действия других Церквей. Русская Православная Церковь — одна из немногих, которые проделали огромную работу и в смысловой части, и уже когда началась техническая организационно-протокольная подготовка. Проделывая эту работу, мы действительно рассчитывали на то, что все Поместные Церкви соберутся с сегодняшнего дня на Крите и это будет общее дело, которым мы засвидетельствуем свое единство.
«Но вместе тем мы видели (это было заметно на второй встрече Всеправославного оргкомитета, которая прошла месяц назад на Крите), что общий энтузиазм представителей Поместных Православных Церквей уменьшался с каждым часом их присутствия на этом общем координационном заседании, — сказал далее отец Александр. — Так случилось, потому что все предложения, начиная от организационных вопросов и заканчивая финансовыми, были сформулированы Константинопольским Патриархатом и предложены Поместным Церквам как некая данность. Церкви были вынуждены принять некие заготовленные решения, лишь подправив их в косметическом плане». По его мнению, во многом общая атмосфера в ходе подготовки и привела к решениям о неучастии в Соборе, которые были приняты некоторыми Поместными Церквами, а также к критике со стороны Сербской Церкви.
Таким образом, проблема, связанная с ответом на вопрос, почему Собор на Крите не стал всеправославным событием, заключается, в первую очередь, не в сложностях отношений между Церквами, а в нежелании эти сложности решать и их обсуждать, уверен священник Александр Волков.
«В целом мы, несмотря ни на что, с надеждой смотрим на будущее — невозможно отменить то, что все Поместные Церкви считают важным для себя и для всего мирового Православия делом. В некоторой обозримой временной перспективе, я думаю, мы все же станем свидетелями Всеправославного Собора», — сказал руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.
Далее на заседании круглого стола в МИА «Россия сегодня» прозвучало выступление заместителя председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова. «То, что Собор на Крите Всеправославным не получился, — на сегодня очевидный и печальный факт, — констатировал священнослужитель. — Это, как говорится в письме Святейшего Патриарха Кирилла к Константинопольскому Патриарху Варфоломею, которое было направлено вечером после заседания Священного Синода в понедельник, общая проблема в нашей православной семье».
Говоря о начавшейся еще в 1961 году подготовке ко Святому и Великому Собору Православной Церкви, он отметил, что предсоборный процесс не представлял собой 55 лет непрерывных и постоянных трудов — подготовка на самом деле шла рывками с большими остановками, и ее ход вызывает много вопросов. «Я участвовал во всех мероприятиях по подготовке Собора с 2009 года, когда эта работа возобновилась, до нынешнего времени, — рассказал протоиерей Николай, — и основательно изучил предшествующую историю этого процесса по архиву Отдела внешних церковных связей, который бережно хранит протоколы всех заседаний, записи выступлений, промежуточные проекты документов. В них хорошо отражены все стадии этой совместной работы».
Комментируя прозвучавшее на встрече высказывание Р.Н. Лункина о том, что Русскую Православную Церковь не устраивает повестка дня Собора, заместитель председателя ОВЦС отметил: «Я в какой-то степени могу согласиться с этим мнением. Да, не устраивает, потому что она, с точки зрения Русской Православной Церкви, бедновата. Ведь когда мы начинали готовиться к этому Собору, когда в сентябре 1961 года на греческом острове Родос было принято, наконец, общее решение о его проведении, для будущего Собора сформировали каталог тем, которых начитывалось около ста двадцати. Тогда предполагалось, что Собор будет довольно длительный, что, собравшись, иерархи дадут ответы на все вопросы, возникающие у современного человека, по которым Церковь, конечно, высказывалась частным образом, но общего солидарного ответа до сих пор не дала». Русская Православная Церковь подготовила проекты документов по всем темам, подчеркнул отец Николай. Какие-то из этих текстов и сегодня очень интересны и совершенно актуальны, что-то устарело в той части, которая соприкасается с общественными, политическими реальностями жизни тогдашнего человечества.
«Прошло 15 лет после Родосского совещания, и в 1976 году принимается решение: все пошло как-то не так, поэтому полностью поменяем процедуру подготовки Собора, давайте проведем его в краткие сроки и по ограниченному количеству тем», — продолжил заместитель председателя Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Он пояснил: ранее предполагалось, что каждая Церковь подготовит свой вклад в проекты документов, и потом все будут сравнивать, какой вариант лучше. «Правда жизни такова, что только Русская Церковь выполнила "домашнее задание", — констатировал священнослужитель — И на этом процесс застопорился, потому что работать с тем проектом, который мы добросовестно отправили всем нашим братьям, почему-то не захотели. Когда в 1976 году делегация Константинопольской Церкви во главе с замечательным иерархом митрополитом Халкидонским Мелитоном приехала в Москву и, встретившись со Святейшим Патриархом Пименом, предложила поменять порядок подготовки, Русская Церковь, конечно, была огорчена, разочарована. К чему было столько трудов синодальной комиссии, к чему столько бессонных ночей, заседаний Синода, на которых все эти тексты рассматривались, правились, одобрялись? Но мы согласились: хорошо, если не получается так, давайте проведем Собор с более бедной повесткой. Дали свой список тем. Нам говорят: "Нет, это тоже слишком много". В результате пришли к тому, что тем будет десять». Впоследствии в результате еще одной редукции из повестки дня было вновь удалено несколько тем, в том числе и тех, который Московский Патриархат считал очень важными, — работа продолжилась над шестью документами.
«Хотя правила подготовки менялись в процессе движения, мы каждый раз неохотно, но все-таки соглашались, дабы Собор состоялся, — подчеркнул протоиерей Николай. — Русскую Церковь никто не может обвинить в недостатке доброй воли и стремления к тому, чтобы Всеправославный Собор был проведен».
Почему же на самой заключительной стадии произошел такой срыв? Отвечая на этот вопрос, заместитель председателя ОВЦС напомнил: неверными являются утверждения, будто решение о проведении Всеправославного Собора на острове Крит в указанные даты было принято всеправославно и единогласно, что поэтому никакая Церковь в отдельности не может отозвать свой голос. «Решение Собрания Предстоятелей Православных Церквей в Шамбези в январе 2016 года не было принято и подписано всеми Церквами, — засвидетельствовал он. — Изначально в тексте представитель Антиохийского Патриархата митрополит Исаак написал: "Церковь Антиохии не согласна с содержанием документа. Мы отказываемся его подписать". Русская Церковь подписала решение, но исходила при этом из предпосылки, что для того, чтобы Собор стал действительностью, нужна постоянная и очень интенсивная подготовительная работа общеправославного характера». И на встрече Предстоятелей в Стамбуле в 2014 году, и на собрании в Шамбези, которое прошло в январе нынешнего года, Святейший Патриарх Кирилл подчеркивал: для того, чтобы успеть до Собора разрешить оставшиеся противоречия и созвать его как Собор Всеправославный, необходима каждодневная работа.
«Однако того не случилось, — с сожалением отметил протоиерей Николай. — Да, был учрежден Всеправославный секретариат по подготовке к Собору, членом которого от Русской Церкви я имел честь состоять. Он собрался дважды, работал в общем итоге четыре дня и занимался только вопросами технического и второстепенного характера. Все вопросы, которые Русская Церковь как устно, так и письменно в наших обращениях к Константинопольскому Патриархату ставила в качестве проблем для изучения Всеправославным секретариатом, оказались отвергнуты. Было сказано, что они в компетенцию Секретариата не входят».
То, что встреча на Крите не состоялась как Всеправославный Собор, связано с недостатком коммуникации при подготовительной работе, выразил мнение священнослужитель, признав, что осуществляемая Константинопольским Патриархатом координация этой работы не оказалась успешной. «Голоса Церквей не были услышаны, — напомнил он. — Антиохийская Церковь о своей позиции говорила много раз, ее представители участвовали в подготовительных совещаниях и каждый раз подчеркивали, что вопрос об их участии в Соборе остается открытым, что они готовятся на случай, если решение вопроса будет найдено. Они просили помощи Церквей в урегулировании сложившейся ситуации и в своем диалоге с Иерусалимской Церковью выдвигали новые и новые компромиссные предложения, которые, на мой взгляд, свидетельствуют о наличии доброй воли к разрешению проблемы. Но, увы, этого не произошло. Кроме того, характер подготовки вызывал, действительно, большое неудовлетворение у представителей практически всех Поместных Православных Церквей».
Как относиться к тому, что сейчас происходит? «Скорее всего, Собор на Крите состоится, если иначе не решат те, кто приехал на Крит и принял сегодня участие в собрании Предстоятелей. Им предстоит принять решение, что будет происходить дальше. С нашей точки зрения, проведение этого Собора представляет определенную опасность для церковного единства», — констатировал протоиерей Николай.
Он также подчеркнул, что принятое 13 июня 2016 года Синодом решение поддержать предложение ряда Церквей о переносе даты Собора, а в случае, если предложение будет отвергнуто, признать невозможным участие в Соборе делегации Русской Православной Церкви, было совершенно неизбежным. «Синод не мог решить иначе, потому что Архиерейский Собор, который прошел у нас в феврале, через несколько дней после того, как делегация Русской Церкви вернулась из Шамбези со встречи Предстоятелей, принял решение: считать необходимым условием созыва Всеправославного Собора свободное участие в нем делегаций всех без исключения общепризнанных автокефальных Православных Церквей, — сказал заместитель председателя ОВЦС. — Вместе с тем, надежду на то, что Святой и Великий Собор состоится, мы не теряем».
Это надежда, подчеркнул протоиерей Николай, выражена в послании, которое Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Предстоятелем Церквей, собравшимся на Крите, и всем участникам происходящей там встречи.
Святейший Патриарх приветствует собравшихся от имени Русской Православной Церкви и призывает не смущаться тем фактом, что мнения Церквей-Сестер о созыве Святого и Великого Собора разделились. «По словам святого апостола Павла, "надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11:19). В дни подготовки к Собору такие разномыслия в полной мере проявили себя, но мы не должны позволить им ослабить богозаповеданное единство, перерасти в межцерковный конфликт, внести разделение и смуту в наши ряды, — говорится, в частности, в послании Предстоятеля Русской Православной Церкви. — Мы остаемся одной православной семьей и все вместе несем ответственность за судьбу Святого Православия».
Участники круглого стола также ответили на многочисленные вопросы присутствовавших.
В Черкассах демонтируют храм, который мешает строительству
15.06.2016 Черкассы могут стать первым городом независимой Украины, в котором снесут православную церковь. Демонтаж храма оправдывают тем, что он мешает строительству, сообщает Procherk.info.
Небольшой Сретенский храм был поставлен возле памятника воинам-афганцам в городе Черкассы несколько лет назад по инициативе местной организации ветеранов Афганистана. По предварительному проекту, он должен был стать частью мемориального комплекса-памятника в честь воинов-интернационалистов. Теперь чиновники решили строить комплекс без храма.
«Эту идею продвигает архитектор Анатолий Петренко», – рассказал настоятель храма протоиерей Владимир Никитенко, который сам является ветераном войны в Афганистане.
Учитывая выделение государственных средств под строительство, новое руководство организации воинов-афганцев принятому решению не сопротивляется. Община уже получила предупреждение от «Черкассыинвестстроя» с требованием освободить территорию.
Митрополит Черкасский и Каневский Софроний призвал прихожан молиться, чтобы разрушения храма не произошло. Между тем, главный архитектор Черкасс Виталий Чернуха считает, что у памятника воинам-афганцам церкви не место.
По его мнению, Сретенская церковь изначально была временным сооружением. «Это не церковь, а вагончик какой-то», – сказал он в комментарии журналистам.
Настоятель храма протоиерей Владимир Никитенко все еще не верит, что церковь будет демонтирована.
«Это невозможно! Здесь освящена земля, совершается церковная служба. Это – очень серьезно... Еще можно было бы понять, если бы вместо нашей церкви там хотели построить другую. А так – совсем непонятно. Грех да и только!» – сказал священнослужитель.
Повестка форума на Крите ничтожна, Собором его назвать нельзя, заявил профессор Светозарский
16.06.2016 Форум, который соберется на днях на Крите, не может носить статус Всеправославного Собора, заявил профессор Московской духовной академии Алексей Светозарский.
"Всеправославный Собор не получился. Получилась конференция епископов, пусть и носящих самый высокий сан. Но мы знаем, что предстоятели в православной традиции - первые среди равных", - сказал А.Светозарский в четверг корреспонденту "Интерфакс-Религия".
По его словам, все это наталкивается на идею Константинополя, которая родилась достаточно поздно, в XIX веке, о том, что Вселенский (Константинопольский) патриарх в силу своей кафедры, своего титула имеет некое право на определенную часть православного мира.
"У нас здесь разное понимание, и это одна из причин, почему это совещание не могло состояться. Мы видим бытие Православной Церкви как братское единение отдельных поместных Православных Церквей, которые проблемные вопросы должны решать вместе, а отнюдь не под диктовку какого-то "восточного папы", тем более папы очень маленького, несколько карикатурного, окромя его сана и высокого достоинства. Амбиции не соответствуют реальному положению", - подчеркнул профессор.
Как считает он, с самого начала не нужно было называть критский форум Собором.
"Сама заявленная повестка дня ничтожна, потому что действительно актуальных проблем, накопившихся в православном мире, она просто не включает: какие-то общие слова и, видимо, в перспективе - желание распространить некие амбиции, воспользовавшись общей политической ситуацией в мире", - сказал А.Светозарский.
Он также заявил об ориентированности Константинопольского патриархата на англосаксов, "на явное, необъяснимое для православного человека притяжение к Риму".
"Любой может набрать в интернет-поисковике "патриарх Варфоломей" - он просто из рясы выскакивает, хочет послужить с папой Римским. До последнего момента они читают вместе Евангелие, Символ веры, только что разве не причащаются с папой. Это совершенно необъяснимый момент. Константинопольский патриарх - первый человек, от которого новый папа принял поздравление на площади Святого Петра во время интронизации", - отметил профессор.
На вопрос о том, будут ли принятые в ходе Собора на Крите документы обязательны для исполнения не присутствующими на нем, А.Светозарский напомнил о прецеденте, когда в 1948 году состоялось совещание глав и представителей Православных Церквей в Москве.
Оно задумывалось Сталиным как Вселенский Собор, но греческие патриархи, в том числе Константинопольский, участия в нем не приняли. На совещании были приняты важные документы, но, поскольку греческие Церкви фактически бойкотировали его, они не считали и не считают для себя эти постановления обязательными.
"То же самое будет и здесь", - добавил собеседник агентства.
По последним данным Константинопольского патриархата, который координирует подготовку к Собору, он откроется 20-го и завершится 25 июня. 17 июня состоится синаксис - встреча предстоятелей, на которой обсудят повестку дня и проект итогового обращения.
Между тем всеправославный статус Собора, который не созывался более тысячи лет и готовился больше полувека, оказался под вопросом после того, как Болгарская, Сербская, Антиохийская, Грузинская и Русская Церкви отказались от участия в нем, призвав сперва урегулировать разногласия и доработать документы.
В Якутии просят всех неравнодушных помочь в восстановлении древнейшего храма республики
16.06.2016 Якутская епархия обеспокоена низким темпом реализации проекта по восстановлению кафедрального Троицкого собора и просит о помощи.
"Пожертвованные средства ничтожно малы. Просим всех неравнодушных принять участие в восстановлении главного храма Якутии и оказать всевозможную посильную помощь", - заявили "Интерфакс-Религия" в четверг в пресс-службе епархии.
Как отметил собеседник агентства, в последние 70 лет здание этого самого древнего храма республики "беспощадно эксплуатировалось и перестраивалось разными структурами, находившимися в нем". Наряду с этим на здание собора влияют суровые климатические условия.
Епархия пока установила для себя срок восстановления 2018 год, когда будет отмечаться 310-летие основания Троицкого собора.
Троицкий собор - самое старое из сохранившихся каменное здание города. Он был построен в 1728 году за счет государственной казны. В 1859 году в нем впервые в истории была совершена служба на якутском языке.
В советские годы в храме располагался Театр эстрады. В январе 2014 года впервые почти за сто лет здесь прозвучали слова молитвы: был совершен молебен на начало реконструкции.
0 коммент.:
Отправить комментарий