В Сарненской епархии освятили новый храм Украинской Православной Церкви, сооруженный вместо захваченного раскольниками
16.03.2021 13 марта 2021 года митрополит Полесский и Сарненский Анатолий (Гладкий) освятил храм первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Ясинец Ровенской области Украины. Об этом сообщает Союз православных журналистов со ссылкой на пресс-службу Сарненской епархии.
После рейдерского захвата храма святителя Николая Мирликийского в селе Селец Дубровицкого района гонимая церковная община была вынуждена молиться в часовне, расположенной на кладбище села Ясинец. Усилиями настоятеля храма протоиерея Николая Иваничко и прихожан помещение было оборудовано под храм.
Митрополит Анатолий освятил новый престол и по благословению митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия заложил мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, в крестовину престола. После освящения была совершена первая Божественная литургия архиерейским чином.
Его Высокопреосвященству сослужили наместник Покровского мужского монастыря в селе Великие Цепцевичи в Ровненской области архимандрит Антоний (Грибан), протоиерей Николай Иваничко, священники соседних сел, а также клирики Киевской епархии.
По окончании богослужения владыка Анатолий поздравил духовенство и верующих с освящением храма, пожелал прихожанам сохранить храм и веру своих дедов и прадедов, и поблагодарил верующих за жертвенность.
Наместница монастыря РПЦЗ на Елеоне скончалась от коронавируса
15.03.2021 От осложнений, вызванных коронавирусом, скончалась 79-летняя наместница Спасо-Вознесенского монастыря на Елеоне в Иерусалиме монахиня Рафаила (Лел).
Как сообщает сайт Русской православной церкви за границей, кончина наместницы произошла 11 марта.
Несколькими днями ранее, 8 марта, в возрасте 78 лет скончалась бывшая игуменья этой обители Моисея (Бубнова), которая переболела COVID-19 в тяжелой форме и была подключена к аппарату ИВЛ.
До этого, 2 марта, жертвой коронавируса в русском монастыре на Елеоне стала монахиня Руфина (Бандак), которая скончалась в возрасте 43 лет.
Спасо-Вознесенский монастырь РПЦЗ находится на вершине Елеонской горы. На сегодня в нем живут около 50 насельниц из разных стран мира. Обитель была основана в непосредственной близости от часовни Вознесения. На территории монастыря есть место, где, по преданию, во время Вознесения Христова стояла Богородица, а также место первого и второго обретения главы Иоанна Крестителя.
Скончался протоиерей Виктор Цешковский
16.03.2021 В понедельник, 15 марта, в первый день Великого поста, на 63 году жизни скоропостижно скончался протоиерей Виктор Цешковский, клирик Западно-Американской епархии, настоятель Покровской церкви в Голливуде.
Два из трех православных храмов Русской традиции Лос-Анджелеса находятся в Голливуде. Из них Покровский храм – ближайший к знаменитой Аллее славы и знаку Hollywood на холмах. Именно в этом храме служил отец Виктор. Родом он из Каменко-Днепровского района, но десять лет, в 1982-1992 годах, служил настоятелем Александро-Невского собора в Мелитополе.
Отец Виктор с детства имел тяготение к Церкви, любил храм и богослужение. Все пять сыновей его родителей стали священниками, сестра – замужем за священником, племянники – тоже священники. Все служили в Крымской и Днепропетровской епархиях.
Отец Виктор давно служил за границей. Первым был храм в Швеции, потом был Николаевский Патриарший собор в Сан-Франциско; приход в Канаде, Николаевский Патриарший собор в Нью-Йорке. Были приходы около Милана, в Испании, на Канарских островах. За последние 10 лет это были храмы Русской Зарубежной Церкви: Новая Коренная пустынь под Нью-Йорком, храм святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине, а потом – Покровский храм в Западно-Американской епархии – в Голливуде.
“Не хотелось бы, чтобы люди считали Православие чем-то для Голливуда чуждым, несовместимым с ним. Здесь течет своя православная жизнь. Приход наш обустроенный, активный. Голливудские прихожане – русские артисты, режиссеры, спортсмены, творческая интеллигенция, обычные новоприезжие русскоязычные люди из разных мест бывшего Советского Союза. По воскресеньям мы служим две Литургии: на английском служит священник-американец, за ней следует Литургия на славянском языке. На обеих службах причащаются до 200 человек”, – рассказывал отец Виктор.
О времени отпевания и погребения отца Виктора будет сообщено дополнительно.
Скончался протоиерей Вячеслав Перевезенцев
17.03.2021 Сегодня, 17 марта 2021 года скончался протоиерей Вячеслав Перевезенцев, написал в Facebook ответственный редактор портала «Правмир» Виктор Судариков.
«Сообщили, что сегодня умер о. Вячеслав Перевезенцев. Царство Небесное верному служителю Божию... Сегодня и день его именин – св. Вацлава Чешского. Соболезнования его родным и прихожанам», – написал Виктор Судариков.
Протоиерей Вячеслав Перевезенцев родился в 1965 году в Москве. Окончил Московский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. После института работал в Центральной аэрологической обсерватории, занимался физикой атмосферы.
В 1989 году по благословению протоиерея Александра Меня он поступил в Московскую духовную семинарию. В 1990 году его рукоположили в священники и назначили настоятелем Свято-Никольского храма в селе Макарово рядом с городом Черноголовка в Ногинском районе Подмосковья.
Своими руками и с помощью неравнодушных людей отец Вячеслав восстановил храм святителя Николая в селе Макарово, создав там уникальную домашнюю атмосферу, пишет «Фома».
В последнее время священнослужитель боролся с онкологическим заболеванием.
Летом 2019 «Правмир» публиковал интервью с отцом Вячеславом, где рассказывает о пути священника, о его вере и болезни.
Скончался иеромонах Георгий (Куропятник), клирик Ижевской епархии
18.03.2021 13 марта 2021 года в Воткинской городской больнице № 1 скончался клирик Успенского женского монастыря с. Перевозное (Воткинский район Удмуртской Республики) иеромонах Георгий (Куропятник).
Отпевание почившего состоялось 16 марта в храме Вознесения Господня Успенского монастыря.
Григорий Григорьевич Куропятник родился 5 марта 1954 года в с. Веселовка Кировоградского района Кировоградской области Украинской ССР в семье крестьянина. Крещен в детстве.
С 1960 года учился в средней школе с. Аджамка Кировоградского района. В 1965 году вместе с родителями переехал жить в г. Кировоград. В 1971 году закончил среднюю школу в г. Кировоград.
После окончания школы учился на курсах телемехаников при Кировоградском ДОСААФ.
В 1972-1974 годах служил в армии, воинское звание — ефрейтор, службу проходил в погранвойсках в Таджикистане.
После демобилизации работал на радиозаводе г. Кировоград. После окончания курсов водителей работал водителем.
Вступил в брак, в 1977 и 1979 годах родились два сына.
В 1986 году переехал в г. Ижевск.
10 декабря 1992 года епископом Ижевским и Удмуртским Палладием в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Ижевска рукоположен в сан диакона. 11 декабря назначен диаконом к Свято-Троицкому кафедральному собору.
19 сентября 1993 года архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем в Михаило-Архангельском храме г. Можга рукоположен в сан священника. 20 сентября назначен настоятелем Петро-Павловского храма с. Тыловыл-Пельга (Вавожский район Удмуртии).
К празднику Святой Пасхи 1994 года удостоен набедренника, скуфии и камилавки.
19 июня 1995 года освобожден от обязанностей настоятеля Петро-Павловского храма и назначен настоятелем Константино-Еленинского храма в с. Селты (Удмуртия). В этом же году брак был расторгнут.
21 марта 1996 года архиепископом Николаем назначен по совместительству исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого прихода с. Валамаз Селтинского района.
9 апреля 1996 года освобожден от несомых обязанностей и назначен временно на штатное священническое место к Александро-Невскому храму с. Русский Пычас (Можгинский район Удмуртии). 9 сентября освобожден от исполнения обязанностей.
16 сентября 1996 года назначен настоятелем и председателем приходского совета Петро-Павловского храма с. Тыловыл-Пельга.
К празднику Святой Пасхи 1997 года удостоен наперсного креста.
10 мая 2000 года освобожден от обязанностей настоятеля Петро-Павловского храма с. Тыловыл-Пельга и 17 мая назначен на священническое место к Никольскому храму с. Вавож Удмуртской Республики.
26 июня 2000 года освобожден от обязанностей штатного священника Никольского храма и назначен настоятелем и председателем приходского совета прихода храма Сретения Господня с. Карсовай (Балезинский район Удмуртии).
2 января 2001 года назначен на штатное священническое место к Иоанно-Кронштадтскому храму п. Ува Удмуртской Республики.
К празднику Святой Пасхи 2001 года удостоен архипастырской грамоты.
11 января 2002 года назначен на штатное священническое место к Александро-Невскому кафедральному собору г. Ижевска.
К празднику Святой Пасхи 2002 года удостоен сана протоиерея.
31 декабря 2002 года освобожден от обязанностей штатного священника кафедрального собора и назначен на штатное священническое место к Свято-Троицкому собору г. Ижевска.
10 мая 2004 года назначен настоятелем и председателем приходского совета прихода храма святых бессребреников Космы и Дамиана с. Волипельга (Вавожский район Удмуртии).
22 августа 2006 года назначен настоятелем и председателем приходского совета прихода храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла с. Тыловыл-Пельга и по совместительству настоятелем и председателем приходского совета прихода храма святых бессребреников Космы и Дамиана с. Волипельга.
К празднику Святой Пасхи 2007 года удостоен палицы.
8 мая 2008 года направлен для временного исполнения священнических обязанностей в Успенский женский монастырь с. Перевозное (Воткинский район).
8 июля 2008 года освобожден от обязанностей настоятеля и председателя приходского совета прихода храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла с. Тыловыл-Пельга и по совместительству настоятеля и председателя приходского совета прихода храма святых бессребреников Космы и Дамиана с. Волипельга. 10 ноября 2008 года назначен настоятелем и председателем приходского совета прихода храма святых бессребреников Космы и Дамиана с. Волипельга.
22 августа 2011 года назначен по совместительству временно исполняющим обязанности настоятеля и председателя приходского совета прихода храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла с. Тыловыл-Пельга.
23 сентября 2013 года освобожден от обязанностей настоятеля и председателя приходского совета прихода храма святых бессребреников Космы и Дамиана с. Волипельга с оставлением в должности штатного священника данного прихода.
28 сентября 2015 года подал прошение митрополиту Ижевскому и Удмуртскому Викторину о монашеском постриге. 21 января 2016 года по благословению митрополита Викторина в Пантелеимоновом храме Свято-Троицкого собора г. Ижевска архимандритом Матфием (Орловым) пострижен в монашество с именем Георгий, в честь преподобного Георгия Хозевита.
5 февраля 2016 года митрополитом Викторином освобожден от должности штатного священника храма святых бессребреников Космы и Дамиана с. Волипельга и назначен на должность штатного священника Успенского женского монастыря с. Перевозное.
13 июля 2016 года освобожден от должности штатного священника Успенского женского монастыря и назначен на должность настоятеля и председателя приходского совета прихода храма святых бессребреников Космы и Дамиана с. Волипельга.
7 февраля 2018 года освобожден от должности настоятеля и председателя приходского совета прихода храма святых бессребреников Космы и Дамиана с. Волипельга и назначен штатным клириком Вознесенского храма Успенского женского монастыря с. Перевозное.
Скончался протоиерей Анатолий Гармаев, клирик Волгоградской епархии
18.03.2021 17 марта 2021 года на 73-м году жизни отошел ко Господу клирик Волгоградской епархии протоиерей Анатолий Гармаев, настоятель храма Сорока мучеников Севастийских Бекетовского благочиния.
Высокий суд Малайзии разрешил христианам использовать слово «Аллах» для обозначения Бога
15.03.2021 После судебной тяжбы, которая длилась более 10 лет, Высокий суд Малайзии постановил, что христиане страны могут использовать слово «Аллах» для обозначения Бога в своих молитвах, текстах и религиозных службах, передает информационное агентство AsiaNews.
Приговор отменяет давний запрет и кладет конец спору, который длился более 30 лет, когда правительство встало на сторону исламских экстремистов в пользу запрета.
Суд также санкционировал использование трех слов в христианских публикациях в образовательных целях: «Кааба» (священная святыня ислама в Мекке), «Байтулла» (Дом Бога) и «Солат» (молитва).
Спустя тринадцать лет после начала судебного разбирательства судья Нор Би Ариффин предоставил Джилл Айрлэнд Лоуренс Билл, христианке из Саравакиана, конституционное право использовать слово «Аллах» в своих религиозных обрядах.
Проблема дошла до зала суда после того, как в 2008 году власти изъяли восемь образовательных компакт-дисков, которые Джилл Айрлэнд Лоуренс Билл имела при себе, когда прибыла в аэропорт Куала-Лумпура из Индонезии.
В 2014 году суд признал арест дисков незаконным, и в следующем году материалы были возвращены Лоуренс Билл, в то время как вопрос об использовании слова «Аллах» остался нерешенным.
Решение суда, первоначально ожидавшееся в 2018 году, откладывалось несколько раз. Между тем, стороны безуспешно пытались урегулировать спор во внесудебном порядке до прекращения разбирательства в результате пандемии коронавируса.
Постановление суда также отменяет циркуляр Министерства внутренних дел Малайзии, запрещающий использование слова «Аллах» в христианских публикациях по соображениям общественного порядка. По мнению суда, министерство превысило свои полномочия и нарушило конституцию.
«Свобода вероисповедания абсолютно защищена даже во времена угрозы общественному порядку», — сказал судья.
Правительство пока не сообщило, планирует ли оно обжаловать решение.
Несколько спорных эпизодов сопровождали это разбирательство на протяжении многих лет. В январе 2014 года было изъято около 300 Библий. В октябре 2013 года Апелляционный суд постановил, что католический еженедельник Herald может использовать слово «Аллах» для обозначения христианского Бога.
Около 60 процентов из 28 миллионов жителей Малайзии — мусульмане. Христиане являются третьей по величине религиозной группой (после буддистов), насчитывая более 2,6 миллиона человек.
Комитет Госдумы одобрил поправки к проекту "об аттестации духовенства"
17.03.2021 Комитет Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений одобрил поправки в законопроект "Об аттестации духовенства", дата второго чтения будет известна 22 марта, сообщили РИА Новости в комитете.
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений" прошел первое чтение 15 декабря. После внесения в Госдуму летом 2020 года он вызвал противоречивую реакцию конфессий. В частности, критике подвергалось то, что документ в случае принятия обязывал бы священнослужителей и персонал религиозных организаций, которые получили духовное образование за рубежом, получать дополнительное духовное образование в российских учебных заведениях и проходить обязательную переаттестацию, иначе они не смогут заниматься преподавательской и религиозной деятельностью.
Основная цель авторов, согласно пояснительной записке к законопроекту, "не допустить участие в деятельности религиозных организаций священнослужителей, получивших религиозное образование за рубежом и распространяющих религиозно-экстремистскую идеологию", а также предотвратить "вовлечение участников религиозной группы в экстремистскую деятельность и деятельность, направленную на финансирование терроризма".
"Комитет доработал законопроект с учетом мнения конфессий, с этими поправками он будет рекомендован ко второму чтению. Дату второго чтения назначат на ближайшем заседании совета Думы 22 марта. Таким образом, в текст законопроекта больше поправок вносить не будут", - пояснили в комитете, отметив, что после вступления закона в силу религиозные организации должны будут скорректировать свой устав в соответствии с новыми требованиями.
Так, согласно поправкам, планируется "освободить от получения дополнительного профобразования и прохождения аттестации священнослужителей, получивших иностранное духовное образование, которые в настоящее время уже осуществляют религиозную деятельность", рассказали в комитете.
"Эти требования будут распространяться на священнослужителей и религиозный персонал российских религиозных организаций, впервые приступающих к осуществлению богослужений, религиозных обрядов и церемоний, к миссионерской или преподавательской деятельности. Не потребуется переаттестация священнослужителям, приезжающим в Россию для совершения разовых богослужений, лекций, то есть, в том случае, если они не являются членами именно российских религиозных организаций", - приводят в комитете слова его председателя депутата Госдумы Сергея Гаврилова.
Таким образом, пояснили в комитете, не важно, на какое время приезжает в Россию иностранный религиозный деятель для чтения лекций или проведения церемоний, он не должен будет проходить аттестацию, эта обязанность, согласно законопроекту, распространяется только на духовенство с российским гражданством.
Если же в России нет духовных образовательных организаций высшего образования соответствующей конфессиональной принадлежности, "дополнительное профессиональное образование будет возможно получить в федеральных вузах". А после получения дополнительного профобразования в российских духовных или светских вузах "священнослужители пройдут аттестацию в руководящем органе российской централизованной религиозной организации (ЦРО) соответствующей конфессиональной принадлежности".
Как пояснили в комитете, если у организации, представляющей определенную конфессию или религиозное течение, нет статуса ЦРО, то она может создать ЦРО и там проводить аттестацию своих последователей, получивших образование за рубежом.
Также поправки регулируют порядок наименования общественных организаций.
"Законопроектом также разрешается общественным организациям и общественным движениям использовать в своих наименованиях указание на религиозную принадлежность на основании письменного согласования с централизованной религиозной организацией соответствующей конфессии. Такое согласование должно подтвердить реальную духовную связь общественной организации с централизованной религиозной организацией соответствующей конфессии и исключить случаи мошенничества и злоупотребления", - заключил Гаврилов.
В издательстве Московской духовной академии вышел первый номер журнала "Библейские схолии"
17.03.2021 В издательстве Московской духовной академии вышел первый номер журнала «Библейские схолии», созданного на кафедре библеистики МДА. Новое издание направлено на всестороннее изучение Священного Писания Ветхого и Нового Заветов с филологической, археологической, богословской точек зрения, а также с точки зрения экзегетики, герменевтики и прочих библейских дисциплин.
Основная цель и задача журнала — ознакомление читателя с актуальными вопросами современной библеистики, а также с наследием русской библейской дореволюционной школы.
Главный редактор журнала — протоиерей Александр Тимофеев, заведующий библейским кабинетом Московской духовной академии, старший преподаватель кафедры библеистики МДА.
Отец Александр рассказал о первом выпуске издания:
«Название журнала происходит от греческого слова "σχόλιον" — небольшие комментарии на полях или между строк рукописи. Схолии представляют собой древнейшую форму комментария к текстам и предназначены прежде всего для разъяснения трудных мест. Поскольку главной целью деятельности кафедры библеистики является изучение Священного Писания, мы в той или иной степени можем рассматривать наши публикации как комментарий к тексту Нового и Ветхого Завета.
Другой аспект деятельности нашего журнала связан с происхождением слова "схолии" — от понятия "школьный комментарий" (от греческого "σχολή" — "школа"). Школа для нас не только здание, в котором читают лекции, но и место встречи учителей и учеников, место диалога, место поисков Истины и понимания Предания. Очень значимо для нас в этом смысле понятие "научная школа кафедры", которая должна свидетельствовать как об общих научных интересах, так и о системно выработанном подходе. Журнал логически продолжает традиции издания кафедрой "Сборника трудов кафедры библеистики Московской духовной академии", выходящего с 2013 года, но при этом отражает и новый уровень научного дискурса, приемлемого в формате научных публикаций.
Статьи нашего журнала нередко представляют собой переработанные версии докладов, сделанных на конференциях и семинарах кафедры библеистики и других научных площадок, что свидетельствует об апробации некоторых тем и идей. По этой причине мы приветствуем публикации статей преподавателей других кафедр, учебных и научных заведений — для стимуляции межкафедральных и междисциплинарных исследований.
Разделы нашего журнала будут касаться различных аспектов библейской науки и будут дополняться по мере поступления статей. Планируются следующие разделы журнала: "Новозаветные исследования", "Ветхозаветные исследования", "Библейское богословие", "Библейская апологетика", "Современная библеистика", "Библейская археология", "Проблематика преподавания библейско-богословских дисциплин", "Святоотеческая экзегетика", "Библия и философия", "Библейские переводы", "Библейская филология" и др. Мы приглашаем заинтересованных авторов к участию в публикациях».
Подробная информация о первом номере журнала «Библейские схолии» и его содержание опубликованы на сайте Московской духовной академии.
Контакты редакции журнала: biblejskijuniversitet@gmail.com (с пометкой «Библейские схолии»): https://mpda.ru/news/v-izdatelstva-mda-vyshel-pervyj-nomer-z...ii/
Синодальный отдел по благотворительности издал книгу "От прихода к общине"
17.03.2021 Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению выпустил книгу «От прихода к общине: беседы с настоятелями о жизни общины, отношениях с прихожанами, социальном служении». Один из авторов книги — председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Новое издание адресовано священникам, учащимся семинарий, церковным социальным работникам.
«Являясь одним из авторов этой книги, я не могу особенно ее хвалить, но должен сказать о важности темы, которой она посвящена: в книге идет речь о современной христианской общине. О храмах, где не только вместе молятся и участвуют в таинствах, но и живут общими заботами, помогают друг другу, где между прихожанами есть любовь, — говорит епископ Пантелеимон в предисловии к книге. — В этот раз наша книга — не методическое пособие, а рассказ о жизни общин из разных концов России. Мои собратья-пастыри с любовью, не скрывая своих ошибок, говорят о трудностях, разочарованиях, радостях, поражениях, победах».
В новой книге настоятели нескольких общин из различных регионов России рассказывают об отношениях внутри прихода, взаимопомощи, конфликтах, делах милосердия, выгорании добровольцев, содержании храма. Эти рассказы кратко комментирует епископ Пантелеимон.
Отдельная глава посвящена социальному служению. В ней священники говорят о том, зачем общине совершать дела милосердия, как люди начинают заниматься социальным служением, как нецерковные люди могут участвовать в благотворительной деятельности прихода.
В новом издании даны также советы для молодых настоятелей — как построить крепкую общину и привлечь людей. «Священник привлекает людей не столько словами, сколько интонацией, он наставляет людей не столько поучениями, сколько своим примером. Люди приходят тогда, когда видят в священнике любовь, когда священник готов разделить с ними все их жизненные трудности, а не просто совершать требы и говорить правильные слова», — отмечает епископ Пантелеимон.
Книгу «От прихода к общине: беседы с настоятелями о жизни общины, отношениях с прихожанами, социальном служении» в форматах pdf, epub, fb2 и mobi можно скачать на сайте Синодального отдела по благотворительности.
Презентация книги пройдет в онлайн-формате 5 апреля в 12.00 на Youtube-канале Синодального отдела. Презентацию проведут епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и авторы книги — священники из разных регионов страны.
Книга была подготовлена при поддержке международного грантового конкурса «Православная инициатива 2019-2020» и портала для священнослужителей «Пастырь».
Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-канале «Дела Церкви» и в группе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в социальных сетях «Facebook», «ВКонтакте», аккаунте Отдела в «Instagram».
Один из корпусов сгорел в новгородском монастыре XVII века
15.03.2021 Огонь уничтожил один из корпусов в Троицкой Реконьской пустыни, расположенной на болотах в Любытинском районе Новгородской области, сообщили в понедельник "Интерфаксу" в региональном управлении МЧС.
"Пожар произошел в воскресенье вечером. Площадь возгорания составила около 36 квадратных метров. Ликвидировать пожар удалось около 17:50. В результате возгорания одна из построек была полностью уничтожена. Жертв и травмированных не было. Причина пожара и ущерб от него устанавливаются", - сказал собеседник агентства.
Согласно информации на странице монастыря в одной из социальных сетей, в обители, основанной в XVII веке, сгорел келейный корпус, где проживали насельники. Огонь уничтожил все их личные вещи и запасы продовольствия, а также библиотеку, в которой были богослужебные книги XVIII-XIX веков.
"Теперь (насельники) ютятся в одной комнате холодного дачного каркасного домика. Мы не сможем принимать приезжающих. Под угрозой сельхозработы, а без своей картошки нам трудно будет прожить следующую зиму", - говорится в информации на странице обители.
Насельники монастыря обратились к верующим с просьбой оказать помощь в строительстве нового келейного корпуса.
Еще два сербских храма в Косово подверглись нападению
16.03.2021 Еще два сербских православных храма на территории Косово и Метохии на днях подверглись нападениям. Инциденты произошли в селах одной общины Штрпце.
Как сообщили местной полиции, в селе Драйковце неизвестные проникли в храм Сорока Севастийских мучеников и украли деньги, а у церкви Св. Димитрия в Донья Битиньи были сломаны входные двери.
Это уже четвертый случай с начала года на территории Косово и Метохии, когда объектом нападения вандалов становятся храмы Сербской Православной Церкви. На родительскую субботу были ограблены церкви в Клокоте и Партеше.
– Эти нападения являются продолжением негативной практики создания угрозы религиозной свободе и имуществу, принадлежащему Сербской Православной Церкви на Косово и Метохии, – говорится в специальном сообщении Канцелярии по делам Косово и Метохии при правительстве Сербии.
Особое беспокойство вызывает рост количества подобных инцидентов накануне печальной даты погрома 17 марта 2004 года, в результате которого пострадало более 35 православных церквей и монастырей по всей территории Косово и Метохии.
В Косово обокрали пятую православную церковь за десять дней
17.03.2021 Злоумышленники в Косово обворовали пятый сербский православный храм за последние 10 дней, передает РИА Новости со ссылкой на канцелярию по автономному краю Косово и Метохия при правительстве Сербии.
"В селе Горня-Гуштерица муниципалитета Грачаница в предыдущую ночь взломана и обворована церковь Святой Недели. Взлом обнаружили жители села утром и оповестили местные власти. Из храма украдены деньги, входные двери сломаны, причинен иной материальный ущерб", – сообщила канцелярия при сербском кабмине.
Отмечается, что за последние 10 дней это уже пятая церковь в сербских районах Косово, которая стала целью грабителей и вандалов, что "ясно указывает на постоянную угрозу сербскому религиозному наследию".
Перед днем поминовения усопших 6 марта был обворован храм Петра и Павла в селе Клокот и церковь Святой Троицы в поселке Партеш, на прошедшей неделе еще два православных храма в селах Драйковце и Доня-Битиня. Сербские власти отмечают, что инциденты участились накануне годовщины погромов сербского населения в Косово 17 марта 2004 года.
По данным официального Белграда, в 2020 году зафиксировано свыше 80 случаев, когда сербы, их церкви и могилы в Косово стали жертвами преступлений, большинство из которых не раскрыты.
Настоятель находящегося под защитой ЮНЕСКО монастыря Высокие Дечаны в Косово Савва Янич заявил в начале февраля, что косовские албанцы снова обворовали православную святыню - скит Святого Петра Коришского под городом Призрен. Архимандрит Савва тогда обратил внимание международной общественности на то, что сербское духовное наследие в Косово нуждается в срочной защите.
Ранее он неоднократно указывал на случаи осквернения православных святынь в Косово, угрозы и нападения на сербское меньшинство в крае. В 2017 году после очередного обострения ситуации архимандрит Савва публично заявил, что "все это происходит на глазах западных демократий", которые, по его словам, не смогли воспрепятствовать попаданию Косово "в руки организованных бандитов, тянущих его в пропасть хаоса, беззакония, коррупции и этнической ненависти".
В 1999 году вооруженное противостояние албанских сепаратистов из Освободительной армии Косово и армии и полиции Сербии привело к бомбардировкам Югославии (в то время состоявшей из Сербии и Черногории) силами НАТО. Косовско-албанские структуры в Приштине 17 февраля 2008 года в одностороннем порядке провозгласили независимость от Сербии. Самопровозглашенную республику не признают Сербия, Россия, Китай, Иран, Испания, Греция и ряд других государств. Руководство Сербии в 2011 году начало переговоры о нормализации отношений с косовскими албанцами при посредничестве ЕС.
Полицейские задержали похитителя мощей из церкви в Ростове-на-Дону
18.03.2021 Уголовное дело о краже возбуждено в отношении 18-летнего жителя Ростова-на-Дону, который подозревается в похищении святыни из местной церкви, сообщает пресс-служба МВД РФ.
"Предварительно установлено, что в начале марта подозреваемый похитил ковчег с мощами святого Александра Свирского из Вознесенской церкви. Позже сотрудники полиции задержали подозреваемого в краже, им оказался 18-летний ростовчанин", - говорится в сообщении.
Уголовное дело возбуждено по ч.1 ст.158 УК РФ (кража).
"Подозреваемому избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Ковчег изъят и в скором времени будет возвращен в храм", - приводятся в сообщении слова официального представителя МВД РФ Ирины Волк.
В ПСТГУ прошла конференция по богословию русского зарубежья
17.03.2021 10 марта 2021 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ) в рамках международной научной конференции «Русская эмиграция: церковная жизнь и богословско-философское наследие» состоялось заседание секции «Богословие русского зарубежья: испытания и достижения».
С приветственным словом к участникам конференции обратились ректор ПСТГУ ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, а также представитель соорганизатора конференции от журнала «Историк» Никита Максимович Брусиловский и декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский, сообщает сайт университета.
Заседание секции открыл доклад доктора богословия, кандидата теологии протоиерея Павла Хондзинского «Два “опыта катехизического учения о Церкви”: “Церковь одна” Хомякова и “Православие” о. Сергия Булгакова». В своем сообщении отец Павел сопоставил два текста, претендующие на статус катехизического учения Церкви: трактат «Церковь одна» А. С. Хомякова и «Православие» о. Сергия Булгакова. Анализ показывает, что второй из них развивает идеи, заложенные в первом, и, в частности, полагает учение о Церкви исходной точкой всего свода догматических истин православия.
Доклад кандидата богословия Георгия Вениаминовича Бежанидзе (ПСТГУ) был посвящен теме «Концепция церковно-государственных отношений о. Сергия Булгакова». В докладе было показано, что концепция церковно-государственных отношений о. Сергия Булгакова базировалось на либерально-демократических взглядах философа, которые он фундировал богословскими аргументами. Булгаков постулировал безусловный примат Церкви как общества свободы, любви и братства над государством, основанном на принуждении. По мысли философа для перехода от средневекового государства с подавлением личности к правовому государству с гарантиями демократических свобод была необходима секуляризация, которая воспринималась Булгаковым как антитезис псевдо-теократии древности. Идеалом для Булгакова было Царство Божие на земле, когда государство будет поглощено Церковью и восторжествует богочеловечество как «высший синтез».
Выступление Регулы Цвален (Фрибургский университет, Швейцария) «“Да” или “Нет” — Софиология Сергия Булгакова в контексте протестантской “диалектической теологии” 1930-х гг.» завершило работу утреннего заседания секции. Поднятый докладчиком вопрос касается возможности Откровения Божия и понимания софиологии как откровения. В контексте протестантской «диалектической теологии» 1930-х годов «да» или «нет» стало реакцией на вопрос о том, есть ли Откровение Божие вне Слова Бога, или точнее: есть ли так называемое «естественное откровение» в мире – «theologia naturalis»? Об этом в начале 1930 гг. вели острый спор протестантские «диалектические теологи» Карл Барт и Эмиль Бруннер. Карл Барт сказал «естественному богословию» решительное «нет» и отстаивал свободу Церкви от всего мирского (как, например, возвышение «народа» через «немецких христиан», солидаризирующихся с национал-социализмом). После Всецерковной христианской конференции в Стокгольме в 1925 г. некоторые православные эмигранты (Бердяев, Зеньковский, Франк, Булгаков) увлеклись диалектической теологией Карла Барта, но, как и Бруннер, отвергли его «непринятие мира» и критиковали его «обесценивание культуры, истории, социальной жизни». В этом контексте Булгаков и писал «Sophia. The Wisdom of God» (1937). Сама цель софиологии Булгакова — это «новое ведение о мире в Боге», из которого не следует ни бегство от мира, ни «прикладный компромисс». Булгаков представлял софиологию как углубление понимания Халкидонского догмата о соединении в Логосе двух природ и искренне верил, что в этом догмате основа христианского.
Дневное заседание секции открылось выступлением сотрудницы Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына, выступившего еще одним соорганизатором конференции, Натальи Владимировны Ликвинцевой «Мать Мария (Скобцова) как богослов и религиозный мыслитель». В докладе были рассмотрены основные концепты богословской мысли матери Марии («мистика человекообщения», «внехрамовая литургия», «подражание Богородице») в их генезисе, а также особенности мысли матери Марии в сфере аскетики (акцентирование внимания на любви к ближнему, на теме ответственности и добровольной жертвы, радикализированное понимании обетов нестяжания и послушания) и христианской антропологии (творческое призвание человека, основанное на «евангельской концепции творчества»; подражание не только Христу, но и Богородице); ее место в богословском ландшафте XX века (евхаристическое богословие общения).
Третьим докладчиком на этом заседании выступил канд.филос.н. Петр Борисович Михайлов (ПСТГУ) на тему «Паламитский аргумент в богословских дискуссиях середины века». В докладе было показано, что паламитское богословие стало предметом особого интереса среди богословов русской эмиграции начиная с 1930-х годов, что можно объяснить усиленными богословскими поисками православной самоидентичности в то время и в тех исторических обстоятельствах. Природа паламитского богословия как нельзя лучше отвечала этой задаче. Программа неопатристического синтеза, сформулированная прот. Георгием Флоровским, послужила платформой для развития паламитских исследований середины века, вершиной которых оказалась диссертация протопр. Иоанна Мейендорфа (1959). Предложена классификация стратегий реализации программы Флоровского, состоящие из четырех вариантов: 1) «симфония отцов» (прот. Иоанн Бэр), 2) «патристическое богословие» (свящ. Иоанн Романидис), 3) «контекстуальное богословие» (П. Калаицидис), 4) синтез древнего и современного богословия, явленный на примере «неопаламитского синтеза» (протопр. Иоанн Мейендорф, Г. Мандзаридис, П. Неллас и др.). Представлены и оценены концептуальная и формальная критика неопаламизма. В заключении неопаламитский синтез расценивается как некая формула православного богословия, предложенная в Церкви и миру в условиях современности (Modernity).
Вечернее заседание открылось докладом доктора исторических наук, доктора церковно истории Натальи Юрьевны Суховой (ПСТГУ) «Тайна и таинство в богословии архимандрита Киприана (Керна)». Доклад был посвящен сакраментологии архимандрита Киприана (Керна; 1899–1960) – одного из наиболее известных представителей «сергиевского» богословия в Париже (1936–1960). Исследование было проведено на основании богословских трудов архимандрита Киприана, а также его дневника и писем, хранящихся в архиве Православного Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Автор доклада постаралась реконструировать «таинственную систему» архимандрита Киприана, выделив несколько ключевых положений. Все богословие и сама жизнь архимандрита Киприана (Керна) полностью определялись таинственной жизнью Церкви и прежде всего Евхаристией, дающей, с точки зрения архимандрита Киприана, основание как для всей таинственной жизни Церкви, так и для церковного богословия. К Евхаристии – самой великой тайне, превосходящей всякое разумение, – как к средоточию и актуализации, сходятся три тайны, превосходящие всякую школьную премудрость и всякое разумение: тайна Боговоплощения, обусловившая Евхаристию и являемую в Евхаристии; тайна человека; Святые Тайны и введение в них человека. Ввиду целостности всей таинственной церковной жизни о. Киприан считал совершенно не обоснованным выделение семи Таинств; но для самого архимандрита Киприана были наиболее важны три таинственных акта: исповеди, являющее великую милость Божию и любовь к грешнику; священства, сообщающее дар созидания Церкви через совершение Евхаристии; пострижение в монашество, дарующее благодать для претворения плотского в равно-ангельское.
Далее выступил Виктор Владиленович Александров с темой «От евхаристической экклезиологии Афанасьева к литургическому богословию Шмемана (преемственность и особенности)». В сообщении прослеживается идейная связь между Николаем Афанасьевым и Александром Шмеманом, выделяются их исходные интуиции, подчеркивается их близость и принадлежность евхаристической экклезиологии Афанасьева и литургического богословия Шмемана к одной линии богословского развития в 20-м столетии. Кроме того, отмечаются и ключевые различия между двумя богословами. Докладчик полагает, что возможности направления, к которому принадлежали Афанасьев и Шмеман, еще далеко не исчерпаны и считает, что оно нуждается в продолжении.
Заседание вечерней секции завершилось докладом кандидата исторических наук Георгия Евгеньевича Захарова (ПСТГУ) «Кафоличность локальной Церкви: опыт критического осмысления евхаристической экклезиологии». Он раскрыл присущую богословию одного из выдающихся мыслителей русской эмиграции протопр. Николая Афанасьева оппозицию евхаристической и универсальной экклезиологий и критически рассмотрел ее в контексте церковной истории и патристического наследия II–V вв. Докладчик попытался показать, что оппозиция евхаристической экклезиологии как богословия евхаристического собрания и универсальной экклезиологии как богословия вселенского церковного согласия может быть преодолена в апостолической экклезиологии, раскрывающей фундаментальное значение преемства в Церкви.
17.03.2021 Израильские археологи объявили о сенсационном открытии: впервые более чем за 60 лет в пещерах Мертвого моря найдены библейские свитки, возраст которых составляет около 2000 лет. Последними такими артефактами были знаменитые свитки Мертвого моря.
Об открытии пишет "Российская газета" со ссылкой на Times of Israel. Впервые за примерно 60 лет археологи обнаружили около двух десятков фрагментов библейских свитков, возраст которых составляет порядка 2000 лет. Они были обнаружены в пещерах Иудейской пустыни. Найденные свитки представляют собой греческие переводы книг пророка Захарии и пророка Наума из двенадцати малых пророков. Уже установлено, что эти тексты написали два разных человека. Интересно, что только имя Бога в этих текстах написано на иврите.
Фрагменты свитков находились в так называемой "пещере ужаса" в Нахаль-Хевере, которая находится примерно на 80 метров ниже вершины утеса. Согласно пресс-релизу Управления древностей Израиля, данная пещера получила такое название из-за особенностей своего расположения. Она "окружена ущельями, и добраться до нее можно, только спустившись по отвесной скале с риском для жизни".
Отметим, что открытие, уже названное израильскими учеными сенсационным, было сделано в рамках беспрецедентной операции по спасению древних артефактов в пещерах по всей Иудейской пустыне. Она стартовала в 2017 году после того, как по пещерам прошлись "черные археологи".
Вероятно, они искали именно древние библейские тексты. Ведь и знаменитые кумранские рукописи, более широко известные как свитки Мертвого моря, были обнаружены около 70 лет назад не учеными, а пастухами. Огромная стоимость таких артефактов, безусловно, способна привлечь внимание мародеров.
Тем не менее, за последние 60 лет официальных известий о новых находках библейских текстов в пещерах Иудейской пустыни не было. Лишь пару лет назад археологи обмолвились о том, что им наконец-то, удалось найти ранее неизвестные фрагменты свитков. Но только сейчас стали известны детали этого открытия.
К слову, библейские тексты стали не единственными интересными артефактами, найденными в рамках спасательной операции. Так, команда археологов раскопала идеально сохранившуюся плетеную корзину, возраст которой составляет около 10,5 тысячи лет. На текущий момент она является древнейшей целиком сохранившейся корзиной в мире.
Также в пещере был обнаружен мумифицированный скелет ребенка, накрытого погребальным саваном, напоминающим современное одеяло. По мнению ученых, возраст этого захоронения составляет не менее 6000 лет.
"Недавно обнаруженные фрагменты свитков с библейскими текстами - это еще и тревожный сигнал для государства, - считает Исраэль Хассон, генеральный директор Управления древностей Израиля. - Необходимо выделить ресурсы для завершения этой исторически важной операции. Мы должны позаботиться о том, чтобы найти все артефакты, которые еще не были обнаружены в пещерах, до того, как это сделают грабители. Некоторые из таких предметов вообще бесценны".
По его словам интересные находки были сделаны не только в "пещере ужаса", но и в расположенной поблизости "пещере черепов". Всего в операции участвуют три группы археологов. Они используют дроны и высокотехнологичное альпинистское снаряжение. Это помогает добираться даже до "недоступных" пещер, в некоторые из которых люди не заходили уже почти два тысячелетия.
0 коммент.:
Отправить комментарий