Бог, Христианство, Православие, Церковь, Вера, агиасма, акафист, артос, бл.Матрона, водоосвящение, грех, елеопомазание, исповедь, литургия , молебен, монах, Николай чудотворец,пост, панихида, календарь, проповедь, просфора, псалтирь, Серафим Саровский, таинства, требы, тропарь, туринская плащаница, Фавор, чудеса исцеления, чудо, шестопсаломие,Феофан Затворник

Архив блога

среда, 13 февраля 2013 г.

Новости Православия №6(159)


Завершился третий день работы Архиерейского Cобора Русской Православной Церкви
04.02.2013 4 февраля 2013 года Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви продолжил свою работу. Труды Собора предварила общая молитва: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и сонм архипастырей молились за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя.
В начале пленарного заседания, которое открылось в Зале церковных соборов, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, представил собравшимся проекты документов «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» и «Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции». Затем состоялось обсуждение документов.
Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий выступил с предложением об общецерковном прославлении местночтимого преподобного Далмата Исетского. На основании представленного доклада о жизни и подвигах святого было принято единогласное решение об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского.
На следующем пленарном заседании архипастыри обсудили проекты документов «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» и «Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей».
Члены Собора предложили ряд поправок, по внесении которых все обсуждавшиеся в этот день документы были приняты.
В ходе заседания от лица Собора Святейший Патриарх Кирилл поздравил с очередными годовщинами хиротонии митрополита Иркутского и Ангарского Вадима, архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия и епископа Могилевского и Мстиславского Софрония.
Состоялось совещание архиереев приграничных епархий России, Украины и Беларуси
04.02.2013 4 февраля 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялось второе совещание архиереев епархий Русской Православной Церкви, расположенных в зоне украинско-российско-белорусского приграничья.
Первое совещание архиереев приграничных епархий России, Украины и Беларуси состоялось 3 февраля 2011 года «на полях» Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
В заседании под председательством митрополита Волоколамского Илариона, главы Отдела внешних церковных связей, приняли участие: митрополит Феодосийский и Керченский Платон; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий; митрополит Псковский и Великолукский Евсевий; митрополит Волынский и Луцкий Нифонт; митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион; митрополит Овручский и Коростенский Виссарион; митрополит Курский и Рыльский Герман; митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан; архиепископ Сарненский и Полесский Анатолий; архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий; архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий; архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий; архиепископ Луганский и Алчевский Митрофан; епископ Могилевский и Мстиславский Софроний; епископ Брянский и Севский Александр; епископ Брестский и Кобринский Иоанн; епископ Гомельский и Жлобинский Стефан; епископ Владимир-Волынский и Ковельский Владимир; епископ Туровский и Мозырский Леонид; епископ Джанкойский и Раздольненский Алипий; епископ Северодонецкий и Старобельский Никодим; епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий; епископ Губкинский и Грайворонский Софроний; епископ Конотопский и Глуховский Роман; епископ Ейский Герман, викарий Екатеринодарской епархии.
В своем докладе митрополит Волоколамский Иларион подвел итоги межъепархиального сотрудничества в российско-украинско-белорусском приграничье за 2011-2012 годы. В частности, были затронуты вопросы духовного образования и просвещения, миссионерства и работы с молодежью, организации паломничества и совместного празднования церковных дат, а также взаимодействия с государственными и общественными организациями, организации культурных мероприятий и фестивалей.
Затем последовало обсуждение актуальных вопросов развития сотрудничества епархий Русской Православной Церкви, находящихся в российско-украинско-белорусском приграничье.
По итогам обсуждения участниками совещания был принят проект решения, который будет направлен на утверждение Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Патриарх Московский и всея Руси будет избираться тайным голосованием из трех кандидатов
05.02.2013 Архиерейский Собор во вторник определил порядок избрания патриарха Московского и всея Руси, утвердив ныне действующий вариант процедуры.
Согласно документу Собора, опубликованному на сайте Русской Церкви, кандидатов на патриарший престол избирает тайным голосованием Архиерейский Собор. Избранными кандидатами считаются три архиерея, набравшие наибольшее количество голосов.
Если в первом туре голосования несколько кандидатов набрали равное количество голосов и это не позволяет определить трех избранных, проводится повторное голосование по лицам, получившим равное количество голосов.
Избранные имеют право заявить о самоотводе. В таком случае список кандидатов восполняется посредством включения в него следующих (по числу полученных голосов в первом туре) архиереев. В случае самоотвода всех трех кандидатов проводится повторное голосование.
Результаты голосования представляются Поместному Собору (в него входят не только архиереи, но и священнослужители, монашествующие, миряне), который открывается не позднее, чем на третий день после выдвижения кандидатов на патриарший престол.
Председательствует на Поместном Соборе местоблюститель патриаршего престола. Члены Поместного Собора могут выдвинуть дополнительного кандидата. Они тайным голосованием избирают патриарха из числа кандидатов.
При голосовании в первом туре избранным патриархом является архиерей, набравший более половины от числа поданных голосов, выраженных в действительных бюллетенях. Если ни один из кандидатов не набрал в первом туре более половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов в первом туре. Если во втором туре оба кандидата набрали равное количество голосов, патриарх избирается жребием из этих двух кандидатов.
Кандидаты на патриарший престол имеют право самоотвода на любом этапе голосования, а также и в случае избрания.
Если в результате самоотвода останется один кандидат, то, по решению Поместного Собора, присутствующие на нем архиереи, имеющие право голоса на Архиерейском Соборе, тайным голосованием избирают, по крайней мере, еще одного кандидата. Если Поместный Собор отказывается выдвигать еще одного кандидата, то по единственному кандидату производится голосование. Он считается избранным, если в его пользу было подано более половины бюллетеней.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви завершил свою работу
05.02.2013 5 февраля 2013 года завершающий день работы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви начался общей молитвой за Божественной литургией.
Перед открытием заседания в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и присутствующим архипастырям обратился митрополит Токийский и всей Японии Даниил. Он с благодарностью говорил о помощи, которую Русская Церковь оказала православным Японии после страшного удара стихии два года назад. Тогда от землетрясения и цунами сильно пострадали в том числе храмовые здания Японской Автономной Православной Церкви. Владыка Даниил также подчеркнул значимость для православных японцев визита Святейшего Патриарха Кирилла в Страну восходящего солнца в дни торжеств, посвященных сотой годовщине преставления святителя Николая Японского.
В ответном слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поблагодарил митрополита Даниила за труды по управлению Японской Автономной Православной Церковью в столь непростое время и отметил, что верующие Русской Церкви с болью восприняли бедствие, постигшее Японию.
Затем с докладом о проекте Положения о наградах Русской Православной Церкви выступил руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий. По завершении выступления состоялось обсуждение представленного документа, который был принят членами Собора с учетом высказанных замечаний.
Перед началом следующего пленарного заседания митрополит Токийский и всей Японии Даниил и епископ Сендайский Серафим были удостоены юбилейных медалей «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года».
Затем члены Собора утвердили новую редакцию Устава Русской Православной Церкви с учетом изменений, внесенных в него ранее на заседаниях.
После обсуждения были приняты Постановления Собора и Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви.
В ходе заседания состоялось вручение церковных наград ряду участников Собора, отмечающих памятные даты своей жизни.
В завершение заседания прозвучало слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Перечислив поименно членов Организационного комитета Собора, Святейший Владыка поблагодарил их за работу.
Затем Святейший Патриарх Кирилл объявил о закрытии Освященного Архиерейского Собора.
Удостоенные наград Русской Церкви отныне должны будут опекать больницы, приюты, школы
06.02.2013 Архиерейский Собор принял положение о наградах Русской Церкви, в котором вводятся обязанности орденоносцев.
"На орденоносцев Русской Православной Церкви возлагается попечение о различных богоугодных заведениях, таких как больницы, богадельни, приюты, школы и так далее. Орденскими собраниями назначаются орденоносцы, ответственные по каждому из таковых заведений. Этим орденоносцам вменяется в обязанность посещение этих заведений и всемерная забота об их достойном содержании", - говорится в положении.
В предыдущей редакции отсутствовал раздел обязанностей тех, кого удостаивают различных церковных наград. Отныне также регламентируются случаи возвращения орденских знаков в наградную комиссию и лишения орденов.
В случае совершения орденоносцем уголовного преступления и "поступков, противных долгу и чести", они исключаются из ордена по указанию патриарха. Если человек в сане подпадет под запрет в священнослужении, ему не дозволяется носить знаки ордена до снятия запрещения. Светские лица, находящиеся под прещением (наказанием - "ИФ") епархиального архиерея, не возлагают на себя орденские знаки до снятия с них наложенного прещения. Если священник, имеющий орден, подвергнется извержению из сана, то знаки ордена с него снимаются.
В документе также затронута ситуация, когда клирики носят иностранные ордена и награды общественных организаций. Представителям духовенства запрещается носить такие ордена до получения на то позволения патриарха, которое высылается им в ответ на их прошение через наградную комиссию, где происходит регистрация данного иностранного ордена.
Китай и Япония официально пополнили список стран канонической территории Русской Церкви
06.02.2013 Китай и Япония являются частью канонической территории Московского Патриархата, говорится в новой редакции его устава.
Документ принят Архиерейским Собором, который проходил в Москве 2-5 февраля, и опубликован во вторник на сайте Русской Церкви.
К государствам канонической территории также отнесены Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, страны Прибалтики, Центральной Азии (все эти страны, за исключением Китая и Японии, были включены в устав предыдущей редакции).
Пастырская деятельность Русской Церкви в Китае началась в XVII веке, когда в Пекин прибыл русский священник Максим Леонтьев. В 1713 году была учреждена Российская духовная миссия в Китае. Трудами русских миссионеров православие вошло в китайскую среду.
23 ноября 1956 года решением Священного Синода все православные храмы в Китае были переданы в каноническое ведение Китайской Православной Церкви, которой была предоставлена автономия, с утверждением избрания ее предстоятеля патриархом Московским и всея Руси.
Синод Русской Церкви в 1997 году констатировал, что, поскольку Китайская Церковь не имеет своего предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви в соответствии с православными канонами каноническое попечение о ее пастве осуществляется патриархом Московским и всея Руси.
Православие в Японию также принесли русские миссионеры.
Непосредственной предпосылкой к созданию Русской духовной миссии в Японии явилось открытие русского консульства в этой стране в 1859 году и назначение Иосифа Гошкевича первым консулом в г. Хакодатэ. Вместе с ним приехали врач и православный священник Василий Махов для окормления консульского персонала. По причине болезни отец Василий был вынужден вернуться на родину в 1860 году, и на его место был вызван новый клирик, которым стал будущий просветитель Японии равноапостольный Николай (Касаткин). Ныне Японская Православная Церковь действует на правах автономии Московского Патриархата.
В Донской семинарии введен первый в российских духовных школах курс по изучению актуальных решений Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви
09.02.2013 В Донской духовной семинарии введен предмет «Актуальные решения Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви». Впервые подобная дисциплина будет изучаться в одном из духовных учебных заведений России. К изучению предмета со со второго семестра 2013 учебного года приступили студенты 4-го курса .
По благословению и.о. ректора ДДС митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия новый курс будет преподавать клирик Ростовской-на-Дону епархии иерей Андрей Новиков.
Важность изучения этого предмета для будущих пастырей обусловлена тем, что решения Архиерейских Соборов последних лет и принятые на Соборах документы не только отражают общую позицию Русской Православной Церкви по важнейшим вопросам организации церковной жизни, но и содержат отклик на животрепещущие проблемы современности с позиций Священного Писания, Священного Предания и тысячелетнего опыта Православной Церкви.
Первое занятие прошло 8 февраля в актовом зале Донской духовной семинарии и было посвящено решениям Архиерейского Собора, состоявшегося 2-5 февраля в Москве. Новый предмет, имеющий прямое отношение к практической деятельности пастырей, вызвал живой интерес у будущих священников.
Новый катехизис будет составлен через два года
09.02.2013 Работа над современным катехизисом Русской Православной Церкви будет завершена в очень сжатые сроки — через два года, для этого рабочая группа, которой поручено это важное послушание, должна будет потрудиться очень интенсивно. Об этом заявил председатель Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в среду на пресс-конференции по итогам Архиерейского Собора.
«На Архиерейском Соборе, в том числе, речь шла о работе над катехизисом, которая поручена Синодальной библейско-богословской комиссии. В мои планы входило эту работу растянуть еще примерно на 4 года — учитывая ту скорость, с которой трудятся наши богословы. Но Архиерейский Собор высказал очень твердое мнение, что катехизис должен быть закончен за два года», — сказал митрополит Иларион. По его словам, это решение потребует «экстренного созыва богословской комиссии», и ряда других мер, чтобы новый катехизис был готов в назначенный срок.
Напомним, что работа над катехизисом началась в 2008 году во исполнение постановления Архиерейского Собора, признавшего важным «начать работу по созданию современного Катехизиса Русской Православной Церкви» (п. 21 определения «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»).
«Принимая это решение, Архиерейский Собор исходил из того, что сегодня у нас нет официального, утвержденного высшей церковной властью сборника, содержащего сведения по вероучению, нравственному учению, аскетической практике, литургическим темам и актуальным вопросам современности», — говорил митрополит Иларион в интервью Седмице.ru.
В истории Православия существовало много катехизисов и катехизических книг. В первую очередь, это тексты, относящиеся к святоотеческому наследию, например, среди наиболее известных — «Слова огласительные» святого Кирилла Иерусалимского и «Точное изложение Православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина. Наиболее известным трудом XIX века является катехизис, составленный святителем Филаретом Московским.
«Не будем забывать, что этот катехизис был написан почти 200 лет назад, он устарел по форме и стилю, устарела в немалой степени его тематика, а также и применяемый в нем метод изложения. Ни редактирование, ни адаптация к современным условиям не сможет сделать его актуальным и доступным для современного человека. Например, один из разделов катехизиса митрополита Филарета посвящен недопустимости дуэлей. С другой стороны, множество вопросов, которые ставит перед христианином современная действительность, в этом катехизисе не отражено», — отмечал глава Библейско-богословской комиссии.
Современный катехизис, по мнению рабочей группы при Библейско-богословской комиссии, которая занимается его созданием, должен быть подробным, фундаментальным трудом. Он должен не только охватывать вероучительные вопросы, но и содержать сведения о сфере нравственности, об устройстве Церкви, о богослужении и Таинствах, а также о тех вопросах, которые ставит перед христианином современность.
Катехизис должен быть подобен по методу и стилю иным современным церковным документам, принятым в последние десятилетия, например, Основам социальной концепции Русской Православной Церкви. Некоторые части Катехизиса, в силу специфики затрагивающие социальные и этические темы, будут базироваться на Основах социальной концепции — том документе, который уже апробирован.
Объем катехизиса должен быть весьма значительным. На основе полного Катехизиса можно будет создать и более краткий вариант — для решения миссионерских и катехизаторских задач, для чтения людьми, недавно принявшими Таинство Крещения.

Вечная память!

Скончался архимандрит Лука (Анич)
09.02.2013 В ночь на 8 февраля 2013 года на 54 году жизни отошел ко господу настоятель монастыря Дайбабе архимандрит Лука (Анич), клирик Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви.
Архимандрит Лука принял монашеский постриг в Цетинском монастыре и принадлежал к первому поколению монахов митрополии, после назначения на кафедру митрополита Амфилохия.
Долгие годы он был собратом и игуменом Цетинского монастыря, затем настоятелем монастырей Савина Главица и Дайбабе.
Отец Лука был одним из самых известных и любимых народом клириков и духовников Черногории. Он неоднократно посещал различные святыни и обители Русской Церкви, к которой питал особую любовь, приобрел здесь много близких друзей и оставил добрую память.
Черногорско-Приморский Амфилохий совершит отпевание архимандрита Луки 10 февраля в монастыре Дайбабе. Земные останки отца Луки будут похоронены на монастырском кладбище.

Церковь и общество

Добровольцы приглашаются в экспедицию по возрождению деревянных храмов Русского Севера
04.02.2013 Организаторы проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашают добровольцев в летние экспедиции на Русский Север. В этом году планируются поездки в Пинежский, Онежский, Шенкурский и другие районы Архангельской области.
Для возможного участия в экспедиции претенденты должны заполнить анкету, размещенную на сайте проекта и отправить ее на электронный адрес info@obsheedelo.ru.
Проект «Общее дело» был разработан группой любителей Русского Севера по благословению приснопамятного епископа Архангельского и Холмогорского Тихона и председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова. Цель проекта — спасти деревянные храмы и часовни Севера.
За несколько лет состоялось несколько десятков экспедиций и обследовано более 100 объектов. Во многих храмах впервые за многие десятилетия был наведен порядок, установлены иконы, проведены аварийные работы и совершены богослужения. Несколько церквей и часовен удалось восстановить полностью. В 2012 году участники экспедиций провели реставрационные работы более чем в 30 храмах и часовнях.
На территории Андорры появилась первая община Русской Православной Церкви
04.02.2013 27 января 2013 года в Андорре была совершена Божественная литургия для новосозданной общины Русской Православной Церкви.
Литургию в католическом храме в честь святой Иулии в г. Сант-Джулия-де-Лория совершил настоятель Благовещенского храма Барселоны игумен Серафим (Павлов). Как сообщает сайт Благовещенского храма, следующая Литургия в андоррской общине состоится 24 февраля.
Инициатива проведения православных богослужений на территории княжества принадлежит архиепископу Урхельскому Жоан-Энрику Вивес-и-Сисилье, соправителю Андорры, который обратился с данным предложением к епископу Корсунскому Нестору.
Архиерейский Собор высказался против ювенальной юстиции
04.02.2013 Проходящий в Москве Архиерейский Собор Русской Церкви выступил против внедрения ювенальной юстиции в том виде, в каком она существует за рубежом.
"Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран", - говорится в принятом на Соборе документе "Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции", который опубликован в понедельник на сайте Московского патриархата.
Авторы документа указали на то, что в национальном и международном законодательстве "прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей", а какое-либо ущемление этого права "справедливо не приемлется широкими кругами общества".
"Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях", - подчеркнул Собор.
По мнению архиереев, недопустимо, чтобы вмешательство государства в жизнь отдельных семей, "которое видится оправданным лишь в исключительных ситуациях", приводило к подрыву института семьи прямым государственным или поощряемым государством общественным регулированием семейных процессов, к ограничению стремления родителей воспитывать детей в традиционных культурных, религиозных, социальных и иных ценностях.
Они считают, что современному подходу ряда стран к ювенальной юстиции свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, "что противоречит библейским основам семейных отношений".
Собор также полагает, что в законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления. Кроме того, законодательство должно содержать конкретные нормы, которые регламентировали бы изъятие ребенка из семьи.
"Все составляющие системы защиты детей должны быть адаптированы к их национальной культуре и традициям. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни", - сказано в документе.
По словам участников Собора, неприемлема существующая практика изъятия ребёнка из семьи под предлогом "недостаточного уровня материального благосостояния": отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки.
"Важно в рамках диалога с государством выработать механизм присутствия представителей духовенства от епархий и благочиний на постоянной основе как наблюдателей, консультантов или экспертов в государственных органах опеки на всех региональных уровнях. Обращения верующих, после соответствующей экспертной оценки, будут рассматриваться в ходе церковно-государственного диалога и служить основанием для печалования Церкви перед органами государственной власти", - говорится в документе.
Как считают его авторы, следует также развивать практику применения к несовершеннолетним правонарушителям наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также реабилитационного подхода, включая социальную адаптацию и их ресоциализацию.
Архиерейский Собор предлагает ввести образовательный предмет по христианской экологической этике
05.02.2013 Архиерейский Собор Московского Патриархата заявил о готовности Церкви участвовать в защите окружающей среды.
"Священнослужители и миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту окружающей среды. Эта деятельность в первую очередь должна быть направлена на свидетельство о том, что лишь воздержанность, уважение к другим и ответственность в каждом человеке, основанные на сознательном исполнении заповедей Божьих, позволят человечеству преодолеть возникшие экологические проблемы", - говорится в принятом на Соборе документе по теме экологии, который опубликован в понедельник на сайте Московского Патриархата.
Собор считает необходимым вводить темы христианской экологической этики "в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания".
"Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых", - сказано в документе.
По мнению Собора, развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства "должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств".
Как заявили архиереи, Церковь открыта к тому, чтобы осуществлять совместные экологические проекты с общественными, государственными и международными структурами, активно развивать церковное присутствие в экологической работе на международном, национальном и региональном уровнях, участвовать в разработке и осуществлении программ и законов на тему экологии.
Собор также считает важным издавать существующие и вновь разрабатываемые "молебные чины с призыванием помощи Божьей на сельскохозяйственную деятельность, а также на различные труды, направленные на сбережение окружающей среды". В дополнение к существующим могут быть созданы богослужебные чины и отдельные молитвы, возносимые во время стихийных бедствий и техногенных катастроф, сказано в документе.
Архиерейский Собор обязал Церковь обеспечить священников и церковных работников соцгарантиями
05.02.2013 Все священнослужители, церковнослужители должны быть обеспечены социальными льготами и гарантиями, предусмотренными законодательством, заявил Архиерейский Собор Московского Патриархата.
Речь идет, в частности, о своевременной выплате пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним, о ежегодном предоставлении всем священно- и церковнослужителям, за исключением насельников монастырей, а также церковным работникам отпуска, говорится в принятом на Соборе документе, который опубликован в понедельник на сайте Московского Патриархата.
Отдельно оговаривается материальное обеспечение нуждающихся священно- и церковнослужителей, а также членов их семей. К такой группе Собор отнес лиц, доходы которых ниже установленного в регионе прожиточного минимума, а также тех, в семьях которых есть нетрудоспособные родители, супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.
Собор обязал создать в каждой епархии комиссию по попечению о нуждающихся священно - и церковнослужителях, а также членах их семей.
"Благочинным, а в пределах каждого прихода - настоятелям следует заботиться о том, чтобы ни на одном приходе не было нуждающихся священно- и церковнослужителей, а также следует своевременно подавать сведения о таковых епархиальному архиерею", - говорится в документе.
Его авторы постановили, что ответственные работники храмов, в том числе помощники настоятелей и председателей приходских советов, казначеи, ответственные за образовательную, социальную и молодежную работу и т.д., при условии их полной занятости на приходе и отсутствии других доходов должны получать содержание, ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников.
С целью оказания помощи священно - и церковнослужителям, находящимся в трудной жизненной ситуации, епархиям рекомендуется учреждать благотворительные фонды (кассы взаимопомощи), а для помощи престарелым (достигшим возраста 75 лет) священно - и церковнослужителям - социальные центры.
Архиереи рекомендовали оказывать материальную помощь нуждающимся членам семей умерших священно - и церковнослужителей. Продолжительность такой помощи определяется епархиальной попечительской комиссией, исходя из реального материального положения опекаемых.
Церковь проведет акцию по сбору книг для сирот и детей-инвалидов
05.02.2013 Издательский Совет Русской Православной Церкви организует в Москве благотворительную акцию "Подари книгу детям".
С 10 февраля по 17 марта в книготорговой сети города будет осуществляться сбор детской литературы и книг православного содержания, пожертвованных посетителями книжных магазинов.
Все собранные в ходе акции книги будут переданы детям с ограниченными возможностями и детям, оставшимся без попечения родителей, сообщает сайт Издательского Совета.
Впервые семинар о Православии состоялся в провинции Синд в Пакистане
07.02.2013 Адриан Августус, священник Русской Православной Церкви Заграницей, окормляющий основанный им православный приход в Пакистане, посетил город Хайдарабад (в провинции Синд).
Отец Адриан организовал для местной общины пакистанского города Хайдарабад проведение семинара, посвященного основам Православия.
По благословению Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона на территории Пакистана действует Русская православная миссия во имя св. архангела Михаила. 30 января 2012 года Саргодхе открылся православный приход. Настоятель прихода священник Адриан Аугустус из Сиднея несет теперь служение и в Пакистане.
Патриарх Грузии проведет очередное массовое крещение детей
08.02.2013 Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в феврале проведет очередное массовое крещение детей, сообщила корреспонденту "Новости-Грузия" представитель патриаршего фонда "Лазаре". Точная дата уже 26-го по счету массового крещения детей будет объявлена позже.
Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II несколько лет назад заявил о своей готовности крестить третьих и последующих детей в семье, родители которых венчались в церкви. Первое массовое крещение детей состоялось по инициативе Католикоса-Патриарха 19 января 2008 года в великий христианский праздник Крещения Господня. На сегодняшний день предстоятель Грузинской Православной Церкви является крестным отцом более 14 тысяч детей.
Церковь должна оставаться вне политики, считают россияне
08.02.2013 Участие духовенства в политике недопустимо, уверены более половины (51%) россиян, опрошенных фондом "Общественное мнение".
Такого мнения придерживаются, в первую очередь, москвичи (65%), жители Петербурга (56%), люди с ежемесячным доходом свыше 20 тыс. рублей и руководители (по 58%).
Между тем четверть (25%) россиян считают, что религиозные деятели могут публично высказываться на политические темы, но непосредственно участвовать в политике не должны. Среди них большинство - жители Петербурга (30%), люди в возрасте 18-30 лет, специалисты, с высшим образованием (по 27%).
Каждый десятый (11%) респондент одобряет приобщение Церкви к политической жизни страны. Они не против того, чтобы священнослужители занимали посты депутатов, мэров, губернаторов и др.
В основном так считают люди с ежемесячным доходом не выше 4 тыс. рублей, жители сел и безработные (по 14%). Среди москвичей и петербуржцев политическую активность Церкви одобрили по 6%.
Доля россиян, не сумевших определить необходимую степень вовлечения Церкви в политику, составила 12%.
В Донской духовной семинарии состоялся первый выпуск мигрантов, изучивших основы культуры России
09.02.2013 Преподаватели и студенты Донской духовной семинарии (Ростов-на-Дону) завершили чтение курса лекций по основам истории, культуры и традиций России первой группе мигрантов - из Афганистана.
"Курс прошли 16 афганцев. Несмотря на то, что слушатели относятся к представителям ислама, они с пониманием и интересом воспринимали лекции об основах православия, которое является основной религией в России",- сообщил "Интерфаксу" в пятницу куратор проекта от епархии протоиерей Валерий Волощук.
На лекциях старались подчеркнуть, что Россия издавна является многонациональной страной, и были периоды в ее истории, когда представители разных национальностей и религий объединялись для защиты Отечества, отметил он.
Занятия вели лучшие преподаватели и студенты семинарии, программа модуля была разработана в 2012 году семинарией и одобрена УФМС.
"Желающих пройти курс гораздо больше, чем мест, которые мы можем предоставить", - сообщил собеседник агентства.

Власть и религия

Правительство Кипра требует передачи церковных земель в казну
04.02.2013 Греческое агентство церковных новостей "Ромфея" со ссылкой на газету "Филелевтерос" сообщает, что правительство Кипра в лице министра внутренних дел Элени Мавру требует от Кипрской Православной Церкви выполнения соглашения 1971 г., по которому Церковь должна передать государству 15.564 стремм церковной земли (ее нынешняя стоимость составляет 206 млн. евро) в обмен на выплату зарплаты православному духовенству в сельских районах острова.
После турецкого вторжения на Северный Кипр в 1974 году 73% этих церковных земель оказались на оккупированной территории. Тем не менее, государство приняло на себя эти обязательства и с 1983 по 2010 г. выплатило сельским священникам 85,9 млн. евро.
За это время доходы Кипрской Архиепископии от оставшихся 27% церковных земель составили 705 тыс. евро.
Выполнение данного соглашения еще больше усугубит материальное положение Кипрской Православной Церкви, испытывающей затруднения в связи с наступившим экономическим кризисом.
В Индии по ложному обвинению арестованы двое христиан
04.02.2013 В индийском штате Орисса, печально известном антихристианскими погромами 2008 г., по ложному обвинению в прозелитизме арестованы 2 христиан протестантской общины. Задержание, о котором стало известно совсем недавно, произошло 18 января, сообщает Global Council of Indian Christians.
Полиция вторглась в дом бывшего индуиста, 5 лет назад принявшего Христианство, где проходило молитвенное собрание. В тот день в доме в деревне Гудикхамари находились 7 христианских семей.
Полицейских сопровождали члены одной из радикальных индуистских групп, которые ранее обвиняли христиан в «насильственных обращениях индусов в Христианство». Из-за давления радикалов на полицию не удалось добиться освобождения христиан под залог.
23-летнего Бахадура Мурму и 21-летнего Раму Соренга обвиняют по закону о свободе религии, принятому в Ориссе в 1967 г. и запрещающему насильственное обращение. Законом часто злоупотребляют, ссылаясь на него в делах против христианских активистов.
Румынский суд постановил снести небоскреб, затмевающий собор
05.02.2013 Румынский суд постановил снести 19-этажное здание, нависшее над католическим собором в Бухаресте.
Архиепископ Иоан Робу возглавил протесты против строительства высотного офисного здания, воздвигнутого всего в 20 метрах от собора, заявляя, что небоскреб вредит его устойчивости, а также умаляет красоту его фасада.
После семилетней судебной тяжбы суд постановил, что здание было построено без соответствующего разрешения, и подлежит сносу.
В Азербайджане ужесточается контроль за финансированием религиозных общин
06.02.2013 В Азербайджане предлагается ужесточить штрафные санкции в отношении лиц и организаций, нарушивших законодательные акты, которые регулируют механизмы финансовой помощи и пожертвований НПО, религиозным общинам и политическим партиям.
Данный вопрос был обсужден в среду на заседании парламентского комитета по правовой политике и государственному строительству.
По словам депутата Чингиза Гани-заде, предлагаемые в закон "О свободе вероисповедания" изменения направлены на предотвращение отмывания грязных денег и служат препятствованию грязных целей зарубежных миссионерских организаций.
Одновременно он предложил не облагать штрафом пожертвования религиозным структурам и общинам, не превышающие 200 манатов (около 7700 рублей - "ИФ").
"Сегодня религиозные структуры и общины получают помощь, в том числе из-за рубежа, и никто не ведет никакого отчета в связи с этим и не контролирует эти процессы, и во многих случаях эти средства используются определенными силами в своих грязных целях. Предлагаемые поправки направлены на ликвидацию существующих пустот", - сказал Ч.Гани-заде.
Согласно предлагаемым поправкам, за нарушение закона о получении грантов со стороны юридических лиц, а также религиозных структур, связанное с непредоставлением в органы исполнительной власти копий соглашений и решений о получении грантов, должностные лица могут быть оштрафованы в размере от 1500 до 2500 манатов, а юридические - в размере от 5 до 7 тыс. манатов.
За принятие помощи в финансовой или другой форме без наличия грантового соглашения (решения) действующие на территории Азербайджана религиозные структуры, НПО, в том числе филиалы и представительства НПО зарубежных стран, должностные лица будут штрафоваться в размере 2500-5000 манатов, юридические лица - в размере от 8 до 15 тыс. с конфискацией средств и имущества, являющихся объектом административного спора.
Положение христиан в Китае в 2012 г. еще более ухудшилось
08.02.2013 В прошлом году число случаев дискриминация и преследования христиан в Китае увеличилось. Портал ChinaAid опубликовал ежегодный доклад по результатам проведенного исследования о гонениях на христиан в Китае.
Согласно собранной информации, в прошлом году было заведено 132 дела, по которым проходили 4919 христиан (442 из них – священнослужители). Число верующих, получивших приговор, выросло на 125% по сравнению с 2011 г. Число случаев преследования – на 41.9%.
Большинство инцидентов связано с «домашними» церквями. Христианский портал, цитируя секретный правительственный документ от сентября 2011 г., утверждает, что власти взяли курс на искоренение незарегистрированных протестантских общин в течение 10 лет.
Активность чиновников и сил безопасности выражается в принудительном закрытии мест собраний, давлении на общины с целью вынудить их присоединиться к официально признанным организациям, задержании церковных лидеров и отправке их в трудовые лагеря по «подозрению в организации и использовании культа для подрыва правоохранительной деятельности», пресечении проповеди среди студентов.
По сравнению с предыдущим годом число случаев преследования, количество взятых под стражу и подвергшихся жестокому обращению, а также приговоров в среднем выросло на 13.1%.
Тенденция ухудшения положения христиан в Китае сохраняется последние 7 лет. Доклад свидетельствует об увеличении гонений на христиан по всем вышеперечисленным показателям в 2012 г. на 61.1 % по сравнению с 2010 г., на 85.1% - по сравнению с 2009 г., на 120.4% - по сравнению с 2008 г. и на 308.1% - по сравнению с 2007 г.
Власти Турции приняли решение превратить храм Святой Софии в Трапезунде в мечеть
09.02.2013 Представители властей Турции объявили, что церковь Святой Софии в Трапезунде (современный Трабзон, Турция), действовавшая до настоящего времени как музей, станет мечетью, сообщает Православие.by со ссылкой на Greek Reporter.
Генеральной директор фондов Турции (General Directorate of Foundations) Аднан Эртем заявил, что «нет никаких препятствий для того, чтобы храм Святой Софии в Трапезунде начал действовать как мечеть, что и произойдет в ближайшие дни». «Мы стремимся сделать то же самое и с собором Святой Софии в Стамбуле, но в конечном итоге это зависит не от нас. Такое решение должно принять правительство, это его ответственность», — добавил он.
Святая София в Трапезунде — памятник византийской архитектуры, кроме того, здесь сохранились фрески 1260-х гг. Христианский собор был построен в 1238–1263 годах Мануилом I. В 1461 году Мехмед II захватил Трапезунд и превратил его в мечеть. Собор использовался как военный госпиталь и склад во время Первой мировой войны, когда город контролировался русскими войсками. Далее он снова использовался как мечеть до 1964 года, когда он стал музеем после реставрации, проведённой в 1958–1964 с помощью Эдинбургского университета.
В июле 2012 года вице-премьер правительства Турции Бюлент Арыч заявил о намерении правительства разрешить передачу храма мусульманской общине для обращения в мечеть.

Новые издания

Издательский Совет Русской Православной Церкви начинает публикацию каталога «Православная книга»
06.02.2013 Вышел в свет каталог «Православная книга» — приложение к журналу «Православное книжное обозрение».
В каталог включены библиографические данные и аннотации книг, получивших гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви и имеющихся в продаже в I квартале 2013 года. Также справочник содержит информацию о крупных магазинах православной книги на территории России и издательствах, сотрудничающих с Издательским Советом.
С приветствием к читателям обратился председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.
Периодичность выпуска каталога — три раза в год.
Каталог будет направлен во все епархии Русской Православной Церкви для распространения в городских соборах и центральных храмах благочиний.
По вопросам размещения информации в каталоге можно обращаться в редакцию журнала «Православное книжное обозрение».
Адрес для писем: 119435, г. Москва, ул. Погодинская, д. 20/3, стр. 2, редакция журнала «Православное книжное обозрение». Электронная почта catalog.pko@pcroc.ru; тел. (495) 789-90-45 (доб. 2229), факс (495) 789-90-45
Журнал философа Ильина «Русский колокол» выходит в свет в России после 83-летнего перерыва
07.02.2013 В Российском православном университете 8 февраля состоится презентация общественно-философского журнала «Русский колокол. Журнал волевой идеи». Данное издание станет продолжением одноимённого журнала «Русский колокол», главным редактором которого был русский религиозный философ, мыслитель Иван Александрович Ильин.
С 1927 по 1930 годы были изданы девять номеров «Русского колокола» — и сегодня, спустя 83 года, увидел свет 10-й номер издания. Учредители журнала, Российский православный университет и Благотворительный фонд содействия сбережению культурного наследия и развитию православного миссионерства «Христианин», ставят своей главной задачей при издании обновленного «Русского колокола» реализацию основного творческого замысла великого философа Ильина: «Национальная Россия нуждается в патриотической, волевой и ведущей идее. Эта идея должна установить цель всей предстоящей борьбы за Россию и притом не только на ближайшие сроки, а на целые десятилетия. Она должна воодушевить все здоровые элементы России – как в зарубежье, так и внутри страны».
Следование такой волевой идее и единение вокруг неё духовно здоровых, патриотически ориентированных интеллектуальных сил нашего общества, государства, науки – историческая миссия «Русского колокола». В журнале «Русский колокол», начиная с первого в 2012 году (10-го) номера, будут публиковаться уникальные, ранее не издававшиеся работы Ивана Ильина, редкие труды отцов Церкви, общественно-философские и богословские исследования. Журнал будет распространяться по всей России – в органах власти, вооруженных силах и правоохранительных органах, среди духовенства, интеллигенции, в учёной среде.
Главный редактор журнала — профессор, доктор физико-математических наук Юрий Трофимович Лисица, автор более 60 математических работ и около 70 философских и публицистических работ, составитель и комментатор Полного собрания сочинений философа Ивана Ильина, издающегося в России с 1993 года.
Презентация журнала состоится в 18:00 8 февраля 2013 года в актовом зале Российского православного университета по адресу: г. Москва, Новая площадь, д.12, 2-й этаж (вход через храм Святого Иоанна Богослова, что под Вязом).
Синодальный отдел по социальному служению выпустил пособие по созданию приходской группы трезвости
08.02.2013 Как шаг за шагом создать приходскую группу трезвости? О чем говорить на занятиях? Что делать, если у членов группы происходят срывы? Почему метод диалога считается целительным? Об этом и многом другом — в пособии Синодального отдела по благотворительности «Группа трезвости при храме: руководство для ведущего». Книга будет полезна всем, кто решил создать группу трезвости на приходе, независимо от того, какую методику они будут применять в своей практике.
«Целью этой брошюры не являлись анализ или доказательство того, каким образом живое человеческое общение исцеляет души, отчего оно является целительным там, где не помогали ни лекарства, ни гипноз, ни жесткие меры», — отмечает журналист, психолог и автор книги «Группа трезвости при храме: руководство для ведущего» Екатерина Савостьянова. По ее мнению, метод диалога в лечении и реабилитации алкозависимых людей «является очень перспективным, ибо основан на любви и свободе». Благодаря этому методу члены церковной группы трезвения сами для себя становятся и учениками, и учителями, и пациентами, и врачами. Именно диалогическому собеседованию как методу реабилитации больных алкоголизмом была посвящена магистерская диссертация автора пособия Екатерины Савостьяновой.
Новая книга — «это лишь подспорье для тех, кто собирается создавать на приходе общество (братство, группу) трезвости. А группа диалога, о которой идет речь, — один из вариантов того, как может быть организована приходская группа для страдающих алкоголизмом», — отмечает руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин в предисловии к изданию.
Книга написана на основе 20-летнего опыта трезвенной работы при Никольском храме села Ромашково (Московская область). Неформально, подробно и с большим количеством примеров в пособии рассказывается о том, как можно организовать небольшую приходскую группу трезвости, в которой алкоголики и их родные смогут преодолеть зависимость, помогая друг другу. Помимо организационных вопросов (структура группы, правила, функции участников и т.д.) в брошюре раскрывается, о чем говорить на занятиях, как обсуждать сложные темы, что делать, если у членов группы происходят срывы, и т.д. В приложении к пособию есть список православных организаций России (братства, школы и курсы трезвения, группы самопомощи, реабилитационные центры и центры социальной адаптации), которые помогают алкоголезависимым.
«Надеемся, что книга не только поддержит энтузиастов и профессионалов, но и поможет создать на приходах новые группы и общины, в которых будет происходить чудо исцеления и преображения через встречу страдающей человеческой души с другой душой, личности — с личностью, и через них — с Богом», — отмечает Валерий Доронкин.
Все желающие могут бесплатно получить книгу «Группа трезвости при храме: руководство для ведущего» в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению, по адресу: Москва, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7, в рабочие часы, предварительно позвонив по телефону: (495) 912-22-89 или (495) 911-15-35. Все 13 изданных пособий Синодального отдела по благотворительности опубликованы на сайте Диакония.ru и их можно скачать в формате pdf.

Происшествия

В Колумбии совершено очередное убийство священника
05.02.2013 Очередное убийство католического священника совершено в Колумбии. 52-летний Луис Альфредо Суарес был застрелен в муниципалитете Окана (департамент Норте-де-Сантандер) 2 февраля, пишет колумбийский портал EL TIEMPO.
По информации шефа полиции департамента, полковника Элиесера Камачо, вероятнее всего, нападение готовилось на другого человека, который в момент убийства находился рядом с Суаресом на рыночной площади. Полковник объявил о компенсации в 20 млн долларов тому, кто владеет информацией о виновных в убийстве.
Священник Луис Альфредо Суарес принадлежал диоцезу Вильявисенсио. В Окане он проводил свой отпуск.
Колумбия занимает первое место среди американских государств по числу убийств католического духовенства. По данным ватиканской Конгрегации евангелизации народов, в стране за последние 8 лет убиты 25 священников.
Хулиганы попытались вывесить пиратский флаг на Петропавловском соборе Петербурга
06.02.2013 Сотрудники охраны Петропавловской крепости предотвратили попытку осквернения собора, сообщает пресс-служба Государственного музея истории Петербурга.
Инцидент произошел еще 2 февраля около 23:15. Трое неизвестных забрались на колокольню по строительным лесам, установленным на фасаде собора на время реставрации, и, разбив стекло циферблата курантов, проникли внутрь. Хулиганы взломали замки и добрались до люка на шпиле собора. В этот момент они были обнаружены охраной, которая вызвала полицию.
"Молодым людям удалось скрыться, но брошенные ими предметы красноречиво свидетельствуют об их целях. Спланированный акт вандализма предполагал водружение на шпиле Петропавловского собора флага с пиратской символикой", - говорится в сообщении.
Музей резко осудил эти хулиганские действия экстремистского характера, направленные на осквернение одного из главных символов и особо почитаемой святыни Петербурга.
В Колумбии снова убит священник
07.02.2013 В городе Манисалес (Колумбия) в своем доме был убит священник Ансисар Махиа Паломино. 60-летний клирик был найден привязанным к кровати. По словам полиции, перед тем как быть убитым, он был подвергнут жестоким пыткам.
В Мексике в результате разбойного нападения на церковь погиб католический священник
08.02.2013 Мексиканский католический священник Хосе Флорес Персиадо умер в региональной университетской больнице г. Колима после нападения, произошедшего в церкви Христа Царя, где он служил Мессу и исповедовал.
Согласно Fides, 5 февраля вечером неизвестные ворвались в храм, по всей видимости, с целью грабежа. Священник пытался остановить преступников, но был жестоко избит. Врачи не смогли ему помочь. Он скончался от полученных ран.
Персиадо родился в 1929 г. В 1961 г. был рукоположен в священники.
В 2012 г. в Мексике были убиты 2 католических священника. Латинская Америка уже 4-й год подряд занимает первое место среди континентов по числу убийств католических священников и миссионеров.

Фестивали, выставки, ярмарки

В Гродно открылся международный зимний фестиваль православной молодежи «Братья»
05.02.2013 «Не бойся, только веруй» — эти слова стали девизом XIII Международного зимнего фестиваля православной молодежи «Братья», торжественное открытие которого состоялось 3 февраля 2013 года в Гродно (Белоруссия).
Фестиваль, который продлится до 10 февраля, проходит по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Слуцкого Филарета и председателя Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия.
Организаторы форума — Отдел по делам молодежи Гродненской епархии и Объединение молодежи Белорусской Православной Церкви при участии международного оргкомитета фестиваля «Братья» (Можайск).
В фестивале принимают участие более 160 молодых людей из Беларуси, Украины, России, Литвы, Польши и Сербии.
В программу форума входят различные тематические беседы и дискуссии со священниками и приглашенными гостями, мастер-классы, активные мероприятия на открытом воздухе, бал с классическими танцами. Для участников будут организованы экскурсии, которые позволят познакомиться с историей Гродненской земли, посетить старинные храмы и монастыри. Молодые люди примут участие в богослужениях в православных храмах Гродно.
На открытии фестиваля заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви игумен Исидор (Тупикин) зачитал послание председателя Отдела епископа Бронницкого Игнатия, в котором особое внимание было уделено воспитанию подрастающего поколения. «Необходимо не только на словах воспитывать молодых людей, но и личным примером привлекать их к активной деятельности, чтобы молодежь чувствовала себе востребованной и значимой частью общества» — отмечено в послании. Главная цель в работе с молодежью, по словам епископа Игнатия, заключается «в воспитании в молодых людях лучших черт характера и привлечение их к созидательному служению на благо Церкви Христовой, родной страны и ближних».
Также было оглашено приветствие Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира.
На открытии форума выступил священник Вячеслав Гапличник, руководитель молодежного отдела Гродненской епархии и оргкомитета фестиваля. «Мы очень рады, что на нашу Гродненскую землю приехали молодые люди из разных стран. Фестиваль дает удивительную возможность молодым людям почувствовать себя близкими друг другу. Независимо от национальности, независимо от страны проживания, мы становимся родными друг для друга, так как объединены одной верой», — отметил отец Вячеслав.
Международный православный фестиваль «Братья» представляет собой уникальную молодежную инициативу, способствующую сближению молодежи стран ближнего и дальнего зарубежья, развитию дружбы и взаимопонимания между странами. Форум проводится с 2005 года, обычно дважды в год. Первые три фестиваля состоялись в г. Можайске Московской области. В последние годы форум проводится в разных городах России, Украины и Белоруссии.
В Москве открылась фотовыставка, посвященная 300-летию Александро-Невской лавры
07.02.2013 В Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки открылась выставка «300 лет бытия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры», с которой стартует программа главных юбилейных тожеств обители. Экспозицию открыл наместник Лавры епископ Выборгский Назарий.
«Это лишь небольшая часть итоговой выставки, в которую войдет три-четыре сотни фотографий и которую мы сформируем и представим публике в конце праздничного года, — рассказа владыка Назарий корреспонденту «Церковного вестника». — Главные торжества у нас начинаются на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы».
По словам наместника, кульминацией торжеств станет день первого перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Владимира в Петербург 12 сентября. Планируется, что Божественную литургию в Лавре в этот день возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Завершатся празднования в день памяти святого князя 6 декабря 2013 года. В этом году отмечается еще одна памятная дата, связанная с его именем, напомнил епископ Назарий: святой Александр Невский преставился ко Господу 750 лет назад.
В открывшейся экспозиции — 46 работ, примерно поровну разбитых на две тематические части. Первая — дореволюционные снимки знаменитого «отца российского фоторепортажа» Карла Буллы и мастеров его фотосалона, которые создали уникальную фотохронику конца XIX — первой половины XX века, в том числе запечатлев исторический образ Александро-Невской лавры начала прошлого века до ее разорения в советский период. Вторая — современные цветные работы петербургского фотохудожника Михаила Манина.
Кроме того, посетители увидят три лаврские святыни: мироточивую икону небесного покровителя обители Александра Невского; образ Спасителя, бывший кабинетной иконой митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима (Чичагова, †1937, прославлен в лике священномучеников в 1997 г.); сравнительно новый список иконы Божией Матери «Скоропослушница», получивший наименование «Невская Скоропослушница».
15 февраля в 19.00 на выставке выступит праздничный хор Александро-Невской лавры. Затем экспозиция будет сопровождать гастроли этого коллектива по Украине.
Выставка открыта до 18 февраля по адресу: Москва, ул. Академика Варги, 15.

Разное

Всемирный русский собор поддерживает идею переименования Волгограда
05.02.2013 Всемирный русский народный собор (ВРНС) считает оправданной идею вернуть Волгограду имя, с которым он вошел в историю XX века.
"Независимо от оценки личности Сталина, Сталинград стал символом нашего военного искусства и символом высочайшего мужества, одновременно с Фермопилами и Саламином. Именно Сталинград, а не Волгоград, известен народам планеты как поворотный пункт в борьбе с фашизмом", - говорится в заявлении ВРНС, переданном в "Интерфакс-Религия" во вторник.
Как считают в организации, возвращенное городу имя олицетворит собой эпоху, "которая при всей ее противоречивости и драматизме является неотъемлемой частью победоносного русского прошлого".
"События 1942-1943 годов, приковавшие внимание человечества к городу на Волге, ознаменовали не только перелом в ходе Великой Отечественной войны, но и поворот всей мировой истории", - сказано в документе.
Его авторы подчеркнули, что в Сталинграде была поставлена под сомнение концепция врожденного неравенства людей, которая делила человечество на высшие и низшие расы, на избранное меньшинство и обреченное большинство и "лежала в основе всей колониальной экспансии западной цивилизации".
"Капитуляция армии Паулюса стала приговором для идеи безусловного превосходства. Крах гитлеризма повлек за собой распад всех без исключения колониальных империй. Итогом второй мировой войны стал пересмотр ряда принципов в отношениях народов и в диалоге культур. Но для того, чтобы это случилось, нужна была победа людей, отвергающих идеологию "херренменшей", над армией "высшей расы". Нужен был Сталинград", - заявили в ВРНС.
В организации напомнили, что решающую роль в этом поворотном пункте мировой истории сыграл русский народ.
"Мы считаем, что победа под Сталинградом является опорным пунктом в сохранении нашего национального самосознания, утверждая идеалы человеческого достоинства и братства - те идеалы, которые русский народ разделял на протяжении веков, которые тесно связаны с благой вестью христианства. Она также является примером несокрушимой стойкости русского духа, способного даже в самых драматических обстоятельствах отстаивать правду и побеждать", - говорится в заявлении.
Католическая церковь и ряд протестантских деноминаций подписали соглашение о взаимном признании крещения
05.02.2013 Представители Римско-Католической церкви и некоторых протестантских деноминаций США подписали в Техасе соглашение о взаимном признании крещения, сообщает CNL-NEWS со ссылкой на The Christian Post.
После примерно 6 лет диалога Конференция Католических епископов США (ККЕ США), Реформистская Церковь Америки, Пресвитерианская церковь США, Христианская Реформистская церковь Северной Америки и Объединенная Церковь Христа подписали документ, взаимно признающий крещение.
Эти 5 деноминаций подписали «Общее соглашение о взаимном признании крещения», подтверждающий соглашение по крещению на молитвенном служении в Соборе св. Марии в Остине.
«Совместно мы подтверждаем, что через таинство крещения человек действительно присоединяется к Телу Христа (1 Кор.12:13 и 27; Еф. 1:22-23), церкви. Крещение устанавливает связь единства всех, кто является частью Тела Христа, и поэтому является священной основой наших усилий двигаться к видимому единству», - написано в документе.
«Мы радуемся нашей общей вере и подтверждаем это в данном документе. Мы понимаем, что движение к полному, видимому единству зависит от открытости к благодати Божьей перед действием в нас Святого Духа».
Сестра Мария Энн Волш, директор по связям со СМИ ККЕ США, рассказала Christian Post о долгом процессе, частью которого являлось соглашение о признании крещения. «Общее Соглашение, ратифицированное ККЕ США 16 ноября 2010 года и торжественно подписанное 29 января 2013 года, было результатом 6-летнего изучения и консультаций католических и реформистских теологов в ходе 7-го раунда католико-реформистсткого диалога в США», - сказала Волш.
«Диалог совместно спонсировался с 1965 года Комитетом епископов по экуменическим и межрелигиозным делам вместе с Христианской реформистской церковью в Северной Америке, пресвитерианской церковью США, Реформистской церковью Америки и Объединенной церковью Христа».
Торжественное событие в Остине и предшествующий диалог координировались через служение Христианские Церкви Вместе в США, организации, образованной в 2001 году, целью которой является христианское единство, свидетельство и общение.
Преп. Джон Кроссин, исполнительный директор Секретариата по экуменическим и межрелигиозным делам при ККЕ США, прокомментировал, что он надеется, что соглашение по крещению «будет моделью для других аналогичных соглашений».
«Одной из причин для этого торжественного подписания было то, чтобы все церкви-члены узнали о соглашении по крещению, - сказал Кроссин. - Сейчас еще больше людей узнали об этом. Копия соглашения передана 35 церквям-членам. Значение его в том, что возможно некоторые скажут – «может, нам тоже так сделать».
Служители, участвующие в церемонии подписания в Остине рассказали местным СМИ о своем отношении к признанию крещения.
Рубен Армендарис, помощник пресвитера пресвитерианской церкви США, сказал, что «это исторический момент», и «мы очень поддерживаем его». «Этот экуменический акт, взаимное признание крещения, - часть нашего ответа на молитву Христа о единстве, «чтобы мы были одним», - сказал епископ Джо Васкес из католического прихода Остина местному изданию.
Скончался Герхард Подскальски, крупный немецкий церковный историк и теолог
07.02.2013 6 февраля 2013 г. на 76-м году жизни после продолжительной болезни скончался Герхард Подскальски, крупный немецкий церковный историк и теолог, специалист в области византийской и русской религиозной философии и культуры.
Герхард Подскальски (род. в 1937 г.) являлся священником Католической церкви (с 1966 г.), состоял в Ордене иезуитов (с 1956 г.), был профессором церковной истории и патрологии в Высшей философско-богословской школе св. Георгия (Франкфурт) и почетным профессором Папского восточного института в Риме.
Основные научные труды Герхарда Подскальски: «Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.)», «Греческое богословие в эпоху туркократии (1451–1821)».
Отпевание почившего состоится 15 февраля в иезуитской церкви св. Петра в Кёльне, погребение будет совершено на кёльнском кладбище Мелатен.
В Боливии представили самую высокую в мире статую Девы Марии
08.02.2013 В Боливии открыли самую высокую в мире статую Девы Марии. Образ высотой 45.5 м, на 7 м выше статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро. Статуя установлена в городе Оруро, в 230 км к югу от Ла-Паса. Строительство монумента обошлось в 1.2 млн долларов, пишет ReligionenLibertad.
Тысячи католиков приняли участие в открытии статуи на одном из холмов Оруро на высоте 3740 м над у. м. Сам монумент представляет собой образ Девы Шахты, который особо почитается местными шахтерами.
Вес скульптуры 1500 тонн, она сделана из ферроцемента, бетона и стекловолокна.
Открытие образа приурочено к началу карнавала в Оруро, объявленного ЮНЕСКО устно-визуальным достоянием человечества.
Карнавал в Оруро, называемый «Diablada», является самым старым в Латинской Америке и проходит перед началом Великого поста. Его название происходит от танца диаблады, который символизирует борьбу добра со злом. Другим ярким событием праздника является танец в честь Девы Марии, когда процессия из нескольких десятков танцоров проходит к святилищу, прося о заступничестве.
В Москве открылась Библиотека социологии религии
08.02.2013 Первая в Москве специализированная Библиотека социологии религии открылась 5 февраля. Собрание из более полутора тысяч книг по истории и социологии разных религий России и мира, по религиоведению и праву представляет собой специальный фонд, размещенный в отдельной комнате Культурного центра-Библиотеки имени М.А. Волошина в Новодевичьем проезде.
Библиотека социологии религии создана по инициативе Гильдии экспертов по религии и праву при содействии Кестонского института (Оксфорд, Англия), Управления культуры ЦАО г. Москвы и Централизованной библиотечной системы №3 ЦАО.
«Многообразие форм духовной культуры, которые представлены в нашей библиотеке, отражает ту жизнь, которую мы видим за окном. Этот специальный фонд помогает понять, что такое современная религиозная жизнь», -- сказал, открывая Библиотеку социологии религии, Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, президент Гильдии экспертов по религии и праву, ответственный редактор журнала «Религия и право», главный редактор портала «Религия и Закон» (Religionip.Ru). «Мы много говорим о веротерпимости, о толерантности, но когда бросишь взгляд на эти книги – это само по себе уже воспитывает», -- отметил религиовед. По его словам, в спецфонд вошли издания не столь давние – 1990-2000-х гг., но многие из них уже стали раритетами, особенно те, которые издавались самими религиозными организациями. Р. Лункин выразил надежду, что специалисты по социологии и истории религий будут не только пользоваться книгами фонда, но и поделятся изданиями из личных библиотек.
Первый пример подал не религиовед, а историк древнерусского искусства, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян, который подарил новой библиотеке несколько книг, в том числе – только что вышедший прекрасный альбом иконописи из собрания ГТГ. Вспоминая о 1980-1990-х гг., когда лекции по истории древнерусского искусства были фактически формой христианского просвещения, «заменяли воскресную школу», Л. Нерсесян сказал: «Можно было надеяться, что со временем ситуация выправится, но не уверен, что сейчас религиозное просвещение соответствует базовым задачам нашего времени». Искусствовед надеется, что новый книжный фонд сыграет свою роль в деле религиозного просвещения, и не только: по его словам, корпус знаний, представленных в библиотеке, может помочь ищущим людям в их вероисповедном самоопределении. «Религиозное самоопределение – тяжелый и ответственный выбор каждого человека. Найти себе веру, стоять в этой вере и жить в соответствии с ней – экзистенциальный подвиг», -- отметил он.
В церемонии торжественного открытия Библиотеки социологии религии приняли участие президент Кестонского института Ксения Деннен, председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву Инна Загребина, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергей Филатов, заведующий Культурным центром-Библиотекой имени М.А. Волошина Сергей Куприянов, директор Централизованной библиотечной системы №3 ЦАО Лилия Багрова.
По случаю открытия библиотеки Ксения Деннен прочитала доклад «Русская религиозная культура: опыт полевых исследований религии в современной России глазами англичан». В выступлении был обобщен опыт полевых религиоведческих исследований в разных регионах России, в которых принимала участие сама Деннен. Главные ее впечатления и выводы связаны с религиозным разнообразием в России, с вопросами толерантности и межрелигиозного диалога.
Не является ли устаревшей идея собрать «бумажные» книги в век тотального интернета? Отвечая на этот вопрос «Благовест-инфо», Р.Лункин сказал: «Эта затея была бы архаичной, если бы не было специальных задач. Это тематический фонд по социологии религии с акцентом на современные материалы (последних 20 лет и нынешнего времени), с перспективой превращения в электронную библиотеку с базой данных. В зале нашей Библиотеки мы собираемся устраивать выставки по современной религиозной жизни, презентации по религиозной ситуации в РФ и в регионах, по проблемам свободы совести. Лекции и встречи с российскими и зарубежными социологами помогут показать актуальность нашего фонда».
Известный исламский богослов раскрыл секрет долговечности и распространения ислама
08.02.2013 Один из ведущих египетских богословов и духовный лидер «Братьев мусульман» Юсуф Аль Карадави раскрыл в интервью телеканалу Arab TV секрет долговечности и распространения ислама в мире. Он заключается в шариатском законе о наказании за отступничество от ислама, дальновидно предписанным Мухаммадом (Бухари к.9. т.84. хадис 87).
«Если мы устраним наказание за отступничество от ислама – ислам вообще прекратит существование. Ислам закончился бы сразу после смерти пророка, если бы не этот закон. То есть противостояние отступничеству – это то, что сохранило ислам до сегодняшних дней», — заявил египетский имам.
«В суре «Трапеза» 5:33 сказано: «Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли…». Согласно толкованию Абу Кулабы, эта сура говорит об отступниках от ислама. И многие хадисы – не один или два, а многие, пересказанные сподвижниками Мухаммада, говорят о том, что любой отступник от ислама должен быть убит. Например, хадис ибн Аббаса гласит: «Убейте того, кто изменит свою веру». Хадис ибн Масуда: «Убейте тех трёх преступников: прелюбодея, убийцу и отступника, который оставил нашу умму». И это далеко не все высказывания сахабов об отступниках», — подчеркнул Юсуф Аль Карадави.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Qwellynews

Постоянные читатели

Powered By Blogger

თვენი Qwelly ოქტომბერი