Бог, Христианство, Православие, Церковь, Вера, агиасма, акафист, артос, бл.Матрона, водоосвящение, грех, елеопомазание, исповедь, литургия , молебен, монах, Николай чудотворец,пост, панихида, календарь, проповедь, просфора, псалтирь, Серафим Саровский, таинства, требы, тропарь, туринская плащаница, Фавор, чудеса исцеления, чудо, шестопсаломие,Феофан Затворник

Архив блога

воскресенье, 5 июня 2022 г.

Новости Православия №23(1060)

 Православная Церковь Литвы просит о более независимом статусе

30.05.2022 Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев) обратился в Московскую Патриархию с просьбой предоставить Виленской епархии особый, более независимый, чем ныне, статус.

Как сообщила в субботу епархиальная пресс-служба, речь идет о статусе Церкви, близком к автономии.

Митрополит Иннокентий назвал обращение в Московскую Патриархию историческим событием. Его просьба была принята к рассмотрению Синодом Русской Православной Церкви, который 27 мая принял решение о создании комиссии для решения "литовского" вопроса.

По словам митрополита Иннокентия, речь идет, по сути, о приведении статуса Православной церкви в Литве в соответствие с действительностью, поскольку и сегодня все решения принимаются ее священноначалием самостоятельно.

"Наша Церковь не московская и не российская, а литовская, все решения по ее управлению принимаются в Литве. При полном отсутствии каких-либо финансовых связей с Московским Патриархатом мы сохраняем каноническую и молитвенную связь с Матерью-Церковью и верность традициям русского православного благочестия", - отметил митрополит.

До сих пор Православная церковь в Литве располагала каноническим статусом епархии. Статус самоуправляемой Церкви предоставляется патриаршим томосом в соответствии с решением Поместного Собора.

Православная Церковь - одна из девяти традиционных религиозных общин Литвы. У нее есть статус митрополии, относящейся к Московскому Патриархату.

Ранее митрополит Иннокентий уволил нескольких православных священников, когда они выступили с критикой специальной военной операции РФ на Украине и высказались по этой причине за отделение от Московского Патриархата. Священники утверждают, что с ними расправляются за инакомыслие. Между тем руководство православной общины Литвы это отрицает, говоря, что Православная Церковь Литвы тоже осудила действия России, а упомянутые клирики занимаются расколом общины, нарушили обет и прочие каноны.


Одна украинская епархия приостановила поминовение митрополита Киевского Онуфрия, четыре другие продолжают поминать патриарха Кирилла

01.06.2022 Ровеньковская епархия Украинской Православной Церкви остается в единстве с Русской Православной Церковью и приостанавливает поминовение за богослужениями митрополита Онуфрия как предстоятеля УПЦ. Об этом говорится в заявлении по итогам прошедшего во вторник собрания благочинных и духовенства епархии, сообщает ТАСС.

«Собранием благочинных и духовенства Ровеньковской епархии принято следующее решение: приостановить поминовение за богослужением митрополита Онуфрия как предстоятеля УПЦ; Ровеньковская и Свердловская епархия остается под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. О принятом решении отцам-благочинным известить духовенство в церковных округах епархии», – говорится в сообщении, опубликованном на сайте епархии, находящейся на территории ЛНР.

В заявлении уточняется, что епархиальное собрание обсудило вопросы церковной жизни, возникшие в результате собора архиереев, духовенства, монашествующих и мирян УПЦ, который прошел в Киеве 27 мая. Его участники приняли дополнения и изменения в устав об управлении УПЦ, свидетельствующие о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви.

По информации Ровеньковской епархии, ее правящий архиерей архиепископ Аркадий принял участие в мероприятии в Киеве в режиме видеоконференции и сообщил «о верности Патриаршей Матери-Церкви, голосовал против постановлений Собора и изменений в Уставе УПЦ».

Ранее о решении остаться под омофором патриарха Московского и всея Руси Кирилла заявили также СимферопольскаяФеодосийскаяДонецкая и Горловская епархии УПЦ. При этом о приостановке поминовения за богослужениями митрополита Онуфрия объявила пока только Ровеньковская епархия.


Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Георгия (Войтовича) во епископа Пинского

02.06.2022 2 июня 2022 года, в праздник Вознесения Господня, патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот г. Москвы.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Георгия (Войтовича) во епископа Пинского и Лунинецкого (Белорусский экзархат Московского Патриархата).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний; епископ Бобруйский и Быховский Серафим; епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, настоятель храма «Большое Вознесение»; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Владислав Цыпин, клирик храма «Большое Вознесение»; протоиерей Сергий Точеный, настоятель храма апостола Иакова Заведеева в Казенной Слободе г. Москвы, благочинный Богоявленского округа Московской епархии; протоиерей Николай Лабынько, секретарь Гродненской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора г. Гродно; духовенство Белорусского экзархата и г. Москвы.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Пинского и Лунинецкого Георгия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.


Сербский Патриарх выдал Томос об автокефалии Македонской Православной Церкви - Охридской Архипископии

05.06.2022 5 июня 2022 г. в конце Божественной литургии в кафедральном соборе Архангела Михаила в Белграде патриарх Сербский Порфирий вручил Его Блаженству Архиепископу Македонскому и Охридскому Стефану Томос об автокефалии Македонской Православной Церкви – Охридской Архиепископии.


Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Евсевия (Тюхлова) во епископа Слуцкого

05.06.2022 5 июня 2022 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий первосвятительский визит в Республику Беларусь, посетил г. Полоцк, ставший центром празднования 1030-летия со дня основания первой на белорусских землях епархии — Полоцкой. От этого события ведет отсчет официальная история Православной Церкви на территории Белоруссии.

У врат Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря патриарха встречали настоятельница монастыря игумения Евдокия (Левшук) с сестрами обители, настоятельницы женских монастырей Белорусской Православной Церкви.

Патриарх Кирилл проследовал в Крестовоздвиженский собор обители, где поклонился мощам преподобной Евфросинии Полоцкой, которые покоятся в воссозданной серебряной раке, а затем возглавил служение Божественной литургии.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Евсевия (Тюхлова) во епископа Слуцкого и Солигорского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий; архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний; архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн; архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан; архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний; епископ Бобруйский и Быховский Серафим; епископ Туровский и Мозырский Леонид; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий; епископ Светлогорский Амвросий, викарий Гомельской епархии; епископ Пинский и Лунинецкий Георгий; духовенство Белорусского экзархата.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Слуцкого и Солигорского Евсевия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный архиерей преподал верующим первое архипастырское благословение.


Патриарх Кирилл освятил храм равноапостольных Мефодия и Кирилла при Патриаршем представительстве в Минске

05.06.2022 4 июня 2022 года, по окончании церемонии возложения венка к Монументу Победы в Минске, патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Представительство Патриарха Московского и всея Руси в Белорусском экзархате.

Патриаршее Представительство в Минске было открыто решением Синода Белорусского экзархата в феврале 2014 года в одном из сохранившихся зданий бывшего подворья Минских архиереев.

Входившее в комплекс Архиерейского подворья здание Церковно-археологического музея в исторической литературе получило название «Юбилейный дом», поскольку было воздвигнуто в 1913 году к 300-летию царствования Дома Романовых. Оно было создано в неорусском стиле архитекторами Струевым и Фоминым на пожертвования клириков и верующих Минской епархии. В 2013 году было принято решение о восстановлении Юбилейного дома с устроением там приходского храма в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения храма равноапостольных Мефодия и Кирилла при Патриаршем представительстве.

В богослужении участвовали: митрополит Минский и Заславский Вениамин, патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; иерей Виктор Кулага, настоятель подворья патриарха Московского и всея Руси Кирилла в г. Минске; иерей Андрей Ломакин, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска.

По окончании богослужения митрополит Вениамин, обращаясь с приветственным словом к предстоятелю Русской Православной Церкви, в частности, сказал:

«Мы рады Вас приветствовать, рады тому, что Вы совершили освящение церкви, которая посвящена святым просветителям славян — равноапостольным Кириллу и Мефодию.

Этот дом, который исторически был предназначен для того, чтобы здесь останавливались минские архиереи, сейчас предназначен для того, чтобы Вы, Ваше Святейшество, могли остановиться, совершить молитву, отдохнуть, провести время так, как Вам удобнее, здесь, в столице Белоруссии.

Рады Вас приветствовать и благодарим за освящение сего домового храма». Со словом к присутствующим в храме обратился патриарх Кирилл:

«Ваше Высокопреосвященство, сердечно благодарю Вас и всех, кто потрудился при созидании этого храма и этого дома!

Тронут, что на Белорусской земле, в центре города Минска, созданы этот храм и подворье, где может останавливаться патриарх. Не думаю, что я буду часто утомлять вас своими визитами, но сам факт существования этого подворья имеет большое духовное и символическое значение. Потому что через этот храм, через это место видимым образом демонстрируется наше единство, единство Святой Руси. То самое единство, благодаря которому сформировалась психология русского человека.

Когда я говорю «русский», то имею в виду и белорусов, украинцев, всех тех, кто вышел из Киевской купели Крещения. Более того, через это единство формировалась система ценностей, которая способствовала тому, что народ наш, исторически единый народ, оказался способным преодолевать огромные исторические испытания. И самым, наверное, страшным испытанием за всю историю для народа нашего явилась Великая Отечественная война. И Белоруссия стала тем местом, где особенно ожесточенно велась эта борьба. И в тех местах, где враг видимым образом установил свою власть, мы знаем, что, рискуя своей жизнью, подвергая опасности себя и своих близких, многие верные сыны Белоруссии ушли в леса, организовали партизанское движение, которое во многом способствовало ослаблению натиска оккупантов и содействовало достижению победы.

Все это — наша героическая история, совместно пролитая кровь, единая система ценностей, сформированных в первую очередь нравственными постулатами и нравственными проповедями, нравственным подвигом Православия —действительно создало тот характер нашего человека и ту силу духа, которая способна была сломить страшного врага, и одновременно совершить великий подвиг восстановления большой страны. И когда едешь по Минску, то видишь прекрасные здания и понимаешь, что все это построено после войны, после тотального разрушения, после господства иноземной силы.

Поэтому, конечно, всякий раз, когда посещаю Минск, радуюсь тому, что предоставляется возможность возложить венок к монументу в честь погибших защитников Отечества, и вспоминаю об этой исторической и героической истории Минска, Белоруссии и всей нашей земли.

Пусть Господь помогает нам в первую очередь хранить единомыслие. Потому что враг рода человеческого действует сейчас очень сильно, пытаясь разрушить духовное единство Святой Руси. Но именно отношения Русской Православной Церкви с Белорусской Церковью являются в каком-то смысле залогом духовного единства наших народов.

Поэтому с особой радостью я сегодня совершил это освящение храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Патриаршей резиденции в городе Минске».

В дар новоосвященному храму патриарх Кирилл передал образ Христа Спасителя. «Еще раз выражаю благодарность вам, всем светским начальствующим, которые содействовали осуществлению этого проекта, всем, кто реально потрудился. Пусть благословение Божие пребывает над Белоруссией, над ее мужественным и благочестивым народом!» — сказал Святейший Владыка.

После вручения церковных наград патриарх Московский и всея Руси Кирилл осмотрел помещения возрожденного Юбилейного дома.


Скончался протоиерей Анатолий Токмаков, заштатный клирик Курской епархии

30.05.2022 27 мая 2022 года, на 83-м году жизни, отошел ко Господу заштатный клирик Курской епархии митрофорный протоиерей Анатолий Степанович Токмаков.

Отпевание новопреставленного состоялось в воскресенье 29 мая в Введенском храме г. Курска (ул. Дубровинского, 40) по завершении Литургии.

Будущий священник родился 11 января 1940 года в селе Николаевка Курского района Курской области. В 1957 году окончил семилетнюю школу. В 1960-1963 гг. проходил срочную воинскую службу. В 1965 году успешно окончил Одесскую духовную семинарию.

В 1965 году был венчан в Введенском храме г. Курска с Любовью Петровной Паневиной, в браке с которой родились два сына.

4 декабря 1965 года митрополитом Курским и Белгородским Серафимом (Никитиным) был рукоположен в сан диакона, 19 декабря того же года — в сан пресвитера.

В 1966-1998 гг. отец Анатолий проходил служение на приходах Покровского молитвенного дома с. Черницыно Октябрьского района, Вознесенской церкви г. Курска, Воскресенской церкви с. Дуров Бобрик Льговского района, Троицкого храма г. Обояни, Введенского храма г. Курска, храма праведных Иоакима и Анны с. Долгое Золотухинского района, храма Иоанна Богослова с. Ноздрачево Курского района, Введенского храма с. Пименово Курского района, храма вмч. Пантелеимона пос. Искра Курского района, Никольского храма г. Курска.

В 1998-2003 гг. протоиерей Анатолий нес послушание настоятеля храма Всех святых, в земле Российской просиявших, г. Железногорска.

В 2003-2004 гг. — настоятель Сергиево-Казанского собора г. Курска.

В 2005 году протоиерей Анатолий Токмаков согласно прошению по состоянию здоровья был почислен за штат Курской епархии с выражением благодарности за многолетние труды.

За годы пастырского служения был награжден многими церковными богослужебными наградами, включая право ношения креста с украшениями (1988 г.) и митры (1999 г.). В 2005 году во внимание к 40-летию служения в священном сане и в связи с 65-летием со дня рождения был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Батюшка был также награждён в Курской епархии: юбилейной медалью прп. Серафима Саровского (2004 г.) и медалью преподобного Феодосия Печерского I степени (2015 г.).


Скончался протоиерей Михаил Гавьянец, клирик Нежинской епархии

01.06.2022 1 июня 2022 года в Нежинской епархии на 71-м году жизни отошел ко Господу протоиерей Михаил Гавьянец.

Протоиерей Михаил Кириллович Гавьянец родился 12 июня 1951 года в Закарпатской области. В мае 1991 года епископ Волынский и Луцкий Варфоломей рукоположил его во диаконы, а 5 мая того же года – в сан священника. В июне 1991 года отец Михаил стал настоятелем Николаевского храма в селе Охлопов Гороховского района Волынской области.

После этого священник служил в Криворожской, а затем снова в Волынской епархии, а в 2012 году был принят в клир Нежинской епархии и назначен настоятелем храма Антония и Феодосия Печерских в селе Ровчак-Степановка Носовского района Черниговской области.

«В 2019 году по состоянию здоровья протоиерей Михаил Гавьянец был освобожден от должности настоятеля и переведен в клир прихода святой великомученицы Параскевы Пятницы села Ивковцы Прилукского района, где находился до смерти. Вечная память!», – написали на сайте епархии.


Скончался протоиерей Виктор Саввин, клирик Сергиево-Посадской епархии

02.06.2022 31 мая 2022 года, на 61-м году жизни, после продолжительной болезни отошел ко Господу настоятель Михаило-Архангельского храма г. Лобня Химкинского благочиния Сергиево-Посадской епархии протоиерей Виктор Саввин.

Отец Виктор родился в 1962 г. в селе Братовщина Липецкой области. В 1979 г. получил среднее образование.

Хиротонисан 17 ноября 1996 г. архиепископом Можайским Григорием в Успенском храме Богородице-Смоленского Новодевичьего ставропигиального женского монастыря г. Москвы. В том же году по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначен настоятелем лобненской Михаило-Архангельской часовни, открывшейся после долгих лет запустения.

Его трудами на месте небольшой часовни возник храм в честь архистратига Михаила. В 1997 г. был решен вопрос по землеустройству, сделана кровля, воздвигнут купол над центральной частью храма, расширен притвор. Тогда же была сооружена колокольня, проведены внутренние штукатурные работы, заложен фундамент под алтарную часть, началась кладка стен. К празднику Пасхи 2001 г. на строившуюся колокольню храма торжественно установили купол с крестом и подняли колокола. Был сделан резной иконостас, написаны иконы, закуплена церковная утварь. Три зимы в храме не было отопления, однако, несмотря на сильные морозы, настоятель храма продолжал служить. Со временем часовня приобрела черты настоящего храма, при котором открылась воскресная школа для юных прихожан и местных детей.

В 2004 г. окончил Псковское духовное училище.

В 2007 г. возведен в сан протоиерея

Трудами отца Виктора к празднику Рождества Пресвятой Богородицы 2015 г. был открыт домовой (крестильный) Казанский храм, украшением которого стал керамический иконостас с цветной эмалью.

В 2019 г. награжден крестом с украшениями.

Отец Виктор никому не отказывал в просьбах о молитве, в духовной помощи, поддержке и наставлениях. В памяти знавших его батюшка останется простым, отзывчивым, благочестивым и добрым пастырем, смыслом жизни которого было служение Богу и ближним. Свою последнюю Литургию он совершил в праздник Светлого Христова Воскресения - 24 апреля с.г.


Скончался митрополит Сасимский Геннадий (Лимурис)

02.06.2022 Видный богослов и активный участник экуменического движения митрополит Сасимский Геннадий (Лимурис) скончался 1 июня в Греции в возрасте 70 лет.

Николаос Лимурис родился в Салониках в 1951 году. Среднее образование получил в Италии, учился в университетах Европы и Америки, имел несколько ученых степеней. В 1974 году хиротонисан во диакона, в 1976 году принял монашеский постриг в монастыре св. Анастасии Узорешительницы в Халкидики. В 1978 году окончил Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. В 1981 году рукоположен во иеромонаха. С 1983 по 1993 – исполнительный секретарь комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного совета церквей.

Был профессором православного канонического права в Богословской школе Страсбургского университета, также преподавал в Папском Антонианском университете, других высших заведениях. Был членом ряда богословских обществ, автором нескольких сотен публикаций по теологии, нескольких богословских книг.

В 1989 году возведен в достоинство архимандрита. С 1993 года – член ряда синодальных комиссий Константинопольского патриархата, с 1994 года – настоятель патриаршего монастыря Живоносного Источника Валукли. В 1996 году назначен исполнительным секретарем Международного богословского диалога с Католической Церковью. В 1997 избран митрополитом Сасимским, хиротония состоялась 1 июня того же года в патриаршем соборе св. Георгия на Фанаре.

В 1998-2006 годах был вице-модератором комиссии «Вера и церковное устройство» ВСЦ. Был сопредседателем Международной комиссии по православно-лютеранскому богословскому диалогу, одним из секретарей Смешанной богословской комиссии по диалогу между Католической и Православной Церквями, членом комитетов по диалогу между православными, методистами и баптистами. Член президиума Конференции европейских Церквей, член исполкома и центрального комитета ВСЦ с 2002 года.

Соболезнования в связи с кончиной митрополита Геннадия выразил исполняющий обязанности генерального секретаря ВСЦ протоиерей Иоанн Саука, другие руководители ВСЦ, предстоятели поместных Православных Церквей.

По окончании литургии в честь праздника Вознесения в соборе св. Георгия на Фанаре Патриарх Константинопольский Варфоломей вознес заупокойную молитву о митрополите Геннадии. 31 мая Варфоломей посетил больного митрополита Геннадия в медицинском центре Интербалкан в Салониках, сообщает Orthodox Times.


Скончался протоиерей Григорий Яременко, клирик Бориспольской епархии

03.06.2022 1 июня на 66-м году жизни после тяжелой болезни отошел ко Господу клирик Бориспольской епархии, духовник второго Переяслав-Хмельницкого благочиния и настоятель Вознесенского храма в селе Малая Каратуль протоиерей Григорий Яременко. Об этом сообщили на сайте епархии.

По благословению митрополита Бориспольского и Броварского Антония, 3 июня в Борисоглебском храме города Переяслав совершили Божественную литургию по новопреставленному, затем состоялось отпевание.


В Казани открыт очередной епархиальный центр гуманитарной помощи

31.05.2022 30 мая 2022 года в Казани на территории архиерейского подворья в честь священномученика Кирилла Казанского состоялось открытие центра гуманитарной помощи службы «Милосердие Казань». На открытии присутствовали митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Эльмира Зарипова. Принимать нуждающихся и благотворителей новый центр будет уже 1 июня по предварительной записи по телефону +7 900 999-07-04.

«Таких центров в Казанской епархии — 20, в Казани их шесть. Социальная работа ведется при каждом храме, а служба "Милосердие Казань" эту работу координирует. Кому-то нужно помочь разово, а кому-то помощь требуется постоянно, когда люди немощные, самостоятельно не справляются или есть какие-то трудности. Исходя из наших возможностей и потребностей людей, мы стараемся проявить заботу и участие», — отметил митрополит Кирилл, отвечая на вопросы журналистов после открытия гуманитарного центра.

Митрополит Кирилл и Эльмира Зарипова осмотрели помещение гуманитарного центра, ознакомились с этапами и направлениями помощи нуждающимся, а также оценили наполнение продуктовых наборов, которые ежемесячно передаются 500 малоимущим во все благочиния епархии.Сегодня в гуманитарный центр принимается новая и в отличном состоянии одежда и обувь, детские принадлежности, предметы быта, продукты питания и другие вещи. Центр помощи «Милосердие Казань» расположен в здании напротив храма в честь священномученика Кирилла Казанского. Все вопросы можно уточнить по телефону +7 900 999-07-04.

Также центр гуманитарной помощи «Милосердие Казань» ждет новых добровольцев, готовых потрудиться для тех, кто нуждается в поддержке.

«Церковь является нашим хорошим соратником там, где государство в силу каких-то обстоятельств, формальностей, например, если человек без определенного места жительства, не может оказать помощь по выплатам и пенсиям. И тут руку помощи протягивает Церковь. Или когда нужно разово помочь, подставить плечо в трудную минуту. И такие центры, организации оказывают большую помощь: ведь даже одежда или продуктовый набор — это порой очень необходимо», — отметила Эльмира Зарипова.

Новый гуманитарный центр реализуется на средства Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2022».

В тот же день, 30 мая, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и министр труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Эльмира Зарипова подписали соглашение о взаимодействии епархий Татарстанской митрополии и министерства в деле помощи нуждающимся людям. Согласно документу, не только регламентируется существующая помощь епархии в социальных учреждениях, но и для представителей Церкви открываются двери в остальные учреждения Республики Татарстан: интернаты, детские дома, дома для престарелых и людей с инвалидностью, больницы. Также благодаря соглашению епархия и министерство будут вместе оказывать помощь немощным на дому и сообща решать частные социальные вопросы: проблемы малоимущих семей, нуждающихся людей и тех, кто попал в трудную ситуацию.

«Подписав соглашение о сотрудничестве, мы документально зафиксировали то, что давно существует в нашей республике и в нашей митрополии. Все епархии митрополии в деле социального служения сотрудничают с профильными учреждениями. И ровно год назад была образована наша служба "Милосердие Казань", которая координирует помощь нуждающимся. Всегда будут люди, которые нуждаются в помощи, а потому социальное служение нужно развивать, расширять и укреплять», — подчеркнул владыка Кирилл.


Митрополит Берлинский Марк о войне в Украине: «Эта война - преступление!»

05.06.2022 Большое интервью газете Hannoverische Allgemeine дал митрополит Берлинский и Германский Марк (Арндт), являющийся временно управляющим Русской Православной Церкви Заграницей после кончины митрополита Илариона. Владыка Марк подробно прокомментировал российско-украинский конфликт.

HA: Московский Патриарх Кирилл приветствует войну, потому что она направлена на защиту России.

Митрополит Марк: Я не разделяю этой точки зрения. Я знаю, что Русская Церковь в коммунистические времена всегда оправдывала коммунизм и преступления коммунистического государства. Тогда я говорил, что не хочу его поддерживать, - но я не понимаю мотивов нынешней риторики и должен сказать то же самое об этой войне сегодня.

HA: Вы знаете, скольким украинским беженцам в настоящее время помогает ваша Церковь?

Митрополит Марк: К нам приходит много людей. Когда в Германию начался приток беженцев, мы написали главам правительств всех земель и многим мэрам, что готовы внести свой вклад в соответствии с нашими навыками и знанием языка. Мы также помогаем автоколоннам, доставляющим еду и одежду в Украину. Помогаем монастырю на востоке Украины, недалеко от которого идут бои. Там 1500 беженцев.

HA: В мартовском видеообращении вы сказали, что теперь большая часть вашей церкви вовлечена в эту войну.

Митрополит Марк: С одной стороны, мы помогаем. С другой стороны, у многих наших верующих есть родственники в России, Беларуси и Украине. Это касается нас напрямую, так как мы все объединены в одну Церковь… Мы не можем и не хотим участвовать в войне. Однако мы молимся. Члены нашей Церкви сражаются с обеих сторон. Это вызов. В некоторых общинах такая ситуация приводит к конфликтам. Я считаю эту войну преступлением. Некоторые считают, что на самом деле это продолжается уже 8 лет и что, например, правительство Украины было неправо, запретив использование русского языка в школах. Однако это никоим образом не оправдывает войну.

HA: Путин также оправдывает нападение необходимостью избавить Украину от нацистов. Что вы на это скажете?

Митрополит Марк: На западе Украины действительно есть небольшие группы, которые следуют примеру бывшего нацистского коллаборациониста Степана Бандеры. Но это всё. Нацисты не правят Киевом и Украиной. Это нонсенс.

HA: Должны ли россияне покинуть Украину?

Митрополит Марк: Это вопрос? Да, всё верно! И полностью.

HA: Что вы хотите для мира?

Митрополит Марк: Я надеюсь на увеличение возможностей для русскоязычного населения востока Украины. Они хотят только права говорить на своём родном языке. Я не понимаю, почему это должно быть так сложно. Мне кажется разумным вступление Украины в ЕС, даже если этот шаг снова вызовет большое раздражение с российской стороны.

HA: Изменит ли вашу Церковь война России в Украине?

Митрополит Марк: Да, конечно, и, к сожалению, не в лучшую сторону.

HA: Чего вы боитесь?

Митрополит Марк: Мне трудно ожидать, что украинская часть нашей Церкви останется с русской частью. А украинцы Русской Православной Церкви – самые набожные верующие.


Львовская администрация указала местным властям на недопустимость запрета общин УПЦ

01.06.2022 Руководство Львовской области встало на сторону Украинской Православной Церкви, деятельность которых с началом специальной военной операции РФ была ограничена или запрещена в ряде городов региона решением местных властей.

В комментарии местному телевидению начальник отдела религий и национальностей департамента по культуре, национальностям и религиям Львовской областной военной администрации Василий Дорош заявил, что у местных общин нет полномочий запрещать на своей территории деятельность тех или иных религиозных организаций, передает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Чиновник уточнил, что религиозные организации на Украине в соответствии с законом могут быть ликвидированы или реорганизованы только по собственной инициативе прихода или по решению суда, если их деятельность Служба безопасности Украины признала противоправной. Дорош также напомнил, что, по закону, религиозные организации отделены от государства.

Ранее митрополит Львовский и Галицкий Филарет опубликовал открытое обращение к главе Львовской военной администрации Максиму Козицкому, руководителям полиции и СБУ Львовщины по поводу нарушения прав верующих, священнослужителей и религиозных общин Львовской епархии.


Житель Кузбасса приговорен к семи годам за организацию ячейки иеговистов

01.06.2022 Центральный районный суд города Прокопьевска Кемеровской области признал местного жителя виновным в создании ячейки запрещенной в России экстремистской организации "Свидетели Иеговы", сообщает во вторник пресс-служба управления ФСБ по Кузбассу.

Подсудимого приговорили к семи годам лишения свободы в колонии общего режима.

По данным следствия, осужденный в октябре и ноябре 2019 года организовывал проведение религиозных собраний местной организации иеговистов через видеоконференцсвязь. "Проводил выступления, призывавшие к пропаганде исключительности религии "Свидетелей Иеговы" над другими конфессиями", - говорится в сообщении.

Дело расследовалось по ч.1 ст.282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации).

В апреле 2017 года решением Верховного суда РФ религиозная организация "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и входящие в ее структуру местные религиозные организации были признаны экстремистскими и запрещены.


Книга сербского писателя С. Стойичевича «Гибридная война против Сербской Православной Церкви» издана Русской экспертной школой

30.05.2022 В издательстве Русской экспертной школы вышла книга сербского журналиста, юриста и писателя, ведущего эксперта Института национальной стратегии (Белград) Слободана Стойичевича «Гибридная война против Сербской Православной Церкви». Книга описывает стратегию и тактику гибридной войны, которую США и НАТО ведут против Сербской Православной Церкви. Издание предваряет предисловие первого проректора Российского православного университета святого Иоанна Богослова доктора политических наук А.В. Щипкова.

В предисловии отмечается, что в Сербии вопросы системного противостояния Церкви политическим атакам и геополитическим вызовам давно уже не считаются новой и сенсационной темой. Для сербского общества она имеет экзистенциальное значение. Причиной тому служат трагические события сербской истории последних десятилетий.

С. Стойичевич подчеркивает, что память сербского народа отчетливо сохранила все этапы этих трагических событий: от бомбардировок Сербии в 1999 году и оккупации Косово и Метохии до «цветной революции» и переворота 2000 года, а также последующей выдачи Милошевича, Краджича, Младича и других сербских политиков и военачальников. В ходе так называемой транзиции (сербский аналог российской «перестройки») в Сербии были разрушены или выхолощены многие национальные институты — в частности, САНУ (Сербская академия наук и искусств). По итогам всех этих событий сербский народ, как и русский, оказался разделен на несколько частей. Сейчас он проживает в нескольких государствах — в Республике Сербия, Республике Сербская Краина, Республике Сербской и Черногории, — и в каждом из них сербы дискриминированы, а их права нарушены. Само понятие «сербский» попало под негласный запрет и везде, где можно, заменяется термином «из Сербии». Этот термин обозначает территориальную принадлежность; при этом самих сербов как отдельного народа в рамках такого словоупотребления как бы и не существует. Эта ситуация очень напоминает яростное отрицание Русского мира лидерами либерал-православных и греко-протестантских групп в России или печально известных подписантов «Декларации против Русского мира» (2022 г.) из числа российской и западной либеральной профессуры.

Автор напоминает, что идентичность сербов и их национальные устои неразрывно связаны с Сербской Православной Церковью. Сегодня Сербская Церковь, как и сербская армия, подавляющей частью граждан страны воспринимается как форпост сопротивления атлантистской агрессии. А потому именно она становится ключевым объектом идеологической и информационной войны.

Сербами, как следует из материалов, приведенных С. Стойичевичем, ведется постоянный мониторинг средств и методов этой практически бессрочной кампании, анализ ее тактики и стратегии. На основе этих наблюдений вырабатывается концепция духовного сопротивления агрессии и самосохранения Сербской Церкви как важнейшего национального института.

Главное место в книге отведено описанию и анализу гибридных парамилитарных технологий. В первой части рассматриваются методы использования сетевых субъектов, в частности неправительственных организаций (НПО) в их ударной, антицерковной функции. Их принцип — создание лояльных гражданских подразделений, которые действуют на вражеской территории, оставаясь гражданскими, но, тем не менее, действуют с военными целями.

Вторая часть книги «От богоискателя к богоПотребителю, или Рынок религиозных услуг» представляет собой борьбу за антропологию. В частности, автор рассматривает и анализирует феномен замены христианских ценностей воинствующим гуманизмом и индивидуализмом, а, в конечном счете, — дегуманизацией (цифровизацией) культуры.

Третья часть «Церковь и информационное общество» показывает, как в упомянутых процессах задействованы медиакоммуникации и цифровые технологии.

Автор подчеркивает, что при ближайшем рассмотрении проблемы Сербской и Русской Православных Церквей оказываются удивительно схожими. Сегодня Русская Церковь вынуждена противодействовать и угрозе «православной Реформации», и репрессиям против своей паствы на Украине. Этническая война, объявленная русскому народу киевским «майданом» в 2014 году, на наших глазах дополнилась войной религиозной. Перечисленное позволяет говорить о том, что гибридная война ведется и против Русской Православной Церкви.

С. Стойичевич отмечает, что в этих условиях Церкви крайне необходима твердая иерархия, чтобы противостоять «вертикали» атлантистской экспансии и секулярного глобализма, проводниками которых являются авторы-коллаборанты и майданные священники. Вместе с тем необходима четкая концептуализация аутентичного Православия, основанного на следовании канонам и принципам апостольской преемственности. Эта линия позволит успешно противостоять инициативам «православной реформации» и радикальной модернизации.

Для неравнодушных читателей книга С. Стойичевича станет не только исследованием в области актуальной геополитики и современной истории Балкан, но и пособием в деле духовного сопротивления, опытом которого сербы охотно делятся со своими русскими единоверцами.

Слободан Стойичевич — сербский журналист, юрист, писатель и переводчик, член президиума Сербского славянского движения, ведущий эксперт Института национальной стратегии (Белград). Родился в г. Панчево на севере Сербии 11 октября 1965 г. В 1984 г. окончил школу и поступил на Юридический факультет Белградского университета. С 2010 г. занимается журналистикой, автор и ведущий цикла передач «Русский час» на сербской патриотической радиостанции «Сила народа». Темой сетевых и гибридных войн занимается с 2015 г. Книгу «Гибридная война против Сербской Православной Церкви» (2022) Слободан Стойичевич посвятил своему деду священномученику о. Душану Поповичу, расстрелянному безбожниками в 1944 году.


В Доме русского зарубежья в Москве представили книгу «Русские православные храмы в Китае»

30.05.2022 27 мая 2022 года в Доме русского зарубежья в Москве при участии представителей Отдела внешних церковных связей и Китайского Патриаршего подворья состоялась презентация книги «Русские православные храмы в Китае», авторами которой являются первый заместитель Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, заслуженный работник культуры Российской Федерации доктор исторических наук А.В. Окороков и М.А. Окорокова.

Издание представляет собой энциклопедический справочник по русским православным храмам (включая старообрядческие), возведенным в XVII-XXI веках в Китае. В книге рассмотрены краткая история и архитектурные особенности 188 православных храмов, 11 монастырей и семи старообрядческих храмов в более чем 120 населенных пунктах Китая. В издании собраны уникальные архивные фотографии, схемы, проектные чертежи, а также современные виды сохранившихся церковных зданий.

С приветствием к собравшимся обратились директор Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына В.А. Москвин, старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел России А.Н. Евсиков и консультант Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский, автор предисловия к данному изданию. В своем выступлении Д.И. Петровский отметил, что православное присутствие в Китае насчитывает более 300 лет. Трудами православных священников Россия узнавала о своем великом соседе, о его богатой культуре, духовных традициях и народных обычаях. В своем пастырском делании, первоначально обращенном на наших соотечественников, русские миссионеры знакомили и жителей Китая с Православием — верой, хранящей в неповрежденном виде заповеди Спасителя мира.

Деятельность Российской духовной миссии в Китае способствовала и культурному взаимообогащению — не только Россия узнавала о Китае, но и Китай узнавал больше о нашей стране. В Поднебесной появлялись построенные по преимуществу в традициях русской архитектуры православные храмы. Рост числа таких памятников русской духовной культуры в Китае в XX веке связан с трагическими страницами в жизни России. Китай предоставил приют сотням тысяч наших соотечественников, покинувшим Отечество в годы политических нестроений 1920-30-х годов. Чувствуя себя принятыми в Китае, который к тому времени уже знал о Православии, наши эмигранты украсили различные уголки Поднебесной православными храмами, о которых и рассказывается в представляемой книге.


Храм в Рожище опечатан после провокации ПЦУ на литургии

30.05.2022 Утром 29 мая 2022 года Михайловский храм города Рожище (Волынская епархия) подвергся очередной атаке раскольников. Во время литургии сторонники структуры Думенко ворвались в храм и потребовали, чтобы храм передали ПЦУ. Прихожане, которые несколько дней в молитвенном стоянии защищали святыню и ночевали в храме, вызвали военную полицию из областного центра. По словам прихожан, рейдеры ПЦУ вели себя агрессивно. Нескольких человек вывели на улицу в крови.

«Какого-то человека вывели под руки, у него лицо было в крови», – рассказал СПЖ источник у Рожище. Он добавил, что прихожане надеялись на защиту областной полиции. Однако приехавшие из области правоохранители выгнали из храма прихожан УПЦ и опечатали двери, хотя местная полиция поддерживала верующих. Еще 24 мая представители рожищенской полиции утверждали, что у сторонников ПЦУ нет никаких законных оснований требовать ключи от храма, ведь все документы подтверждают право собственности религиозной общины УПЦ на Михайловский храм в городе Рожище.

Прихожане Михайловского храма рассказали, что постоянные атаки рейдеров ПЦУ довели настоятеля храма до инфаркта, а верующим УПЦ угрожают.

Правозащитница Виктория Кохановская прокомментировала ситуацию у себя в Facebook: «Волынская область, Луцкий район, город Рожище, в течение пяти дней бездеятельности правоохранительных органов – инфаркт у протоиерея Петра Иванычко, благочинного Рожищенского округа, настоятеля Михайловского храма УПЦ Рожище. Ряд телесных повреждений и кровопролитие, незаконное завладение имуществом религиозной общины и постоянные угрозы, проявления дискриминации, унижение граждан Украины с нивелированием Конституционных прав на свободное вероисповедание и принципы демократии».

Напомним, что 23 мая 2022 года рейдеры ПЦУ попытались захватить Михайловский храм, срезав замки на дверях, а 26 мая настоятель храма протоиерей Петр Иванычко попал в больницу с инфарктом.

В Донецке во время обстрела погиб клирик УПЦ протодиакон Александр Ткаченко

31.05.2022 30 мая во время обстрела своего дома в Донецке был смертельно ранен старейший протодиакон Донецкой епархии Александр Ткаченко. Ночью он скончался, сообщает пресс-служба Украинской Православной Церкви.

В 1990-х годах Александр Ткаченко служил регентом архиерейского хора Свято-Николаевского кафедрального собора Донецка.

«Прекрасный был человек. Открытый, добрый, совершенно безобидный. За те 30 лет, что его знал, ни разу не слышал от него ни одного худого слова. Упокой, Господи, душу протодиакона Александра в селениях праведных», — написал в соцсетях протоиерей Александр Намоконов.

В Сумской епархии из-за обстрела пострадал Троицкий храм в селе Запселье

01.06.2022 28 мая 2022 года в селе Запселье Краснопольского района Сумской области во время обстрела пострадал Троицкий храм, сообщили на сайте Сумской епархии.

В окнах храма выбило стекла. Пострадали также здания школы, детского сада, частные строения. Обошлось без человеческих жертв.

Храм построен в XIX веке. Богослужения в нем не проводятся.


В Святогорской лавре после обстрелов погибли монахи

01.06.2022 30 мая 2022 года Святогорская лавра пострадала от обстрелов, есть погибшие и раненые. Об этом сообщил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион на Фейсбук-странице Донецкой епархии.

«С глубокой скорбью сообщаю, что во время боестолкновений пострадали 3-й и 4-й монашеские корпусы Святогорской Свято-Успенской лавры. При обстреле погибли благочинный Лавры архимандрит Галактион, монах Аристоклий, монахиня Варвара.

Ранения получили иеромонахи Иоасаф и Амфилохий, а также иеродиакон Алипий. Количество погибших и пострадавших мирян на данный момент неизвестно. Прошу ваших святых молитв о упокоении погибших и о скорейшем выздоровлении раненых», – написал архиерей.


В Фастове верующие отстояли Покровский храм, клирик ПЦУ избил настоятеля

02.06.2022 2 июня 2022 года в Фастове общине Покровского храма удалось отстоять свою святыню от рейдеров ПЦУ, – сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ.

Как сообщил секретарь Макаровского викариатства Киевской епархии архимандрит Филарет (Егоров), «около 8 часов утра священнослужители Макаровского викариатства Киевской епархии УПЦ начали совершать недалеко от храма молебен. В то же время вход в церковь заблокировали представители ПЦУ, которые выкрикивали в сторону верующих оскорбления и брань. Началась толчея. Несмотря на то, что полицейские пытались снизить градус противостояния, настоятелю отцу Анатолию нанесли удар в грудь ногой, от которого он упал на землю».

На видео, которое опубликовали в УПЦ видно, что удар ногой настоятелю нанес один из священников ПЦУ. О. Анатолий упал, ему вызвали скорую помощь.

Пока священнику оказывали помощь, сторонники ПЦУ болгаркой срезали замок с двери в притворную часть храма. Однако внутренние, почти 300-летние двери со старинным замком они взломать не смогли.

Священнослужители УПЦ вызвали Нацполицию. Если сначала правоохранители предпочитали не вмешиваться в захват, то когда на территорию церкви прибыл дополнительный наряд полиции, ситуация изменилась.

«Правоохранители, пообщавшись с церковнослужителями УПЦ, выяснили, что у общины есть все юридические основания, чтобы молиться в Покровском храме, что происходит, по сути, препятствования отправлению богослужений, а собрание, которое состоялось здесь, не является собранием религиозной общины. Они позволили прихожанам УПЦ зайти внутрь церкви и совершить там богослужение. Священнослужители отслужили благодарственный молебен Господу Богу за то, что имеют возможность в такой большой праздник, когда было посягательство на их храм, молиться в храме, а также выразили благодарность тем работникам Нацполиции, которые, разобравшись в ситуации, подтвердили законное конституционное право религиозной общины молиться в храме, прихожанами которого они являются», – отметил отец Филарет.


От обстрелов загорелся Всехсвятский скит Святогорской лавры

05.06.2022 4 июня 2022 года в результате военных действий произошел масштабный пожар на территории Всехсвятского скита Святогорской лавры, сообщает news.church.ua.

Пламя полностью охватило главный храм обители, информации о погибших и пострадавших на данный момент нет.

Сгоревший сегодня в Святогорске Всехсвятский скит считается памятником деревянного зодчества. Он расположен не в комплексе основных сооружений Лавры, а в некотором отдалении, на вершине горы, неподалеку от памятника Артему, но является частью Лавры.

Храмы скита собраны местными плотниками из массивных сосновых бревен и украшены резьбой в традициях древнерусского зодчества XVI–XVII веков. Рядом — деревянные кельи. Скит обнесен деревянным частоколом с тесовыми воротами и угловыми башнями, которые, по замслу, должны были напоминать о былинных временах.

Исторически, на этом месте стояли каменные культовые сооружения, но после 1945 года они пришли в запустение.

Строительство скита началось в 2001 и продолжалось в течение всего десятилетия. Центральный для скита Всехсвятский крам был завершен в 2009 году.

Это был самый большой деревянный храм Украины.


В Хорове сторонники ПЦУ попытались захватить православный храм

05.06.2022 4 июня 2022 года в селе Хоров Ровенской области представители ПЦУ попытались захватить Петро-Павловскую церковь УПЦ, верующим удалось остановить рейдерский захват, сообщает пресс-служба Ровенской епархии.

Как рассказывают очевидцы, машина с оборудованием заехала в храм в 4.30 утра, когда еще не закончился комендантский час.

«Матушка Ирина услышала, как лают собаки, и вышла на улицу, а там возле церкви уже стояла машина», – рассказала Светлана Машталяр, жительница Хорова, верующая УПЦ.

Матушка вызвала полицию и начала звать людей на защиту храма.

По словам Светланы Машталяр, ативисты ПЦУ перегородили машиной дорогу таким образом, чтобы верующие УПЦ не смогли попасть на территорию храма.

В грузовике сторонники ПЦУ привезли генератор, болгарку и другие инструменты, необходимые для срезания замков.

Церковь в Хорове древняя, поэтому главный вход с массивными дверями и замками был не по силам рейдерам, решили резать двери в алтарь, чтобы через них захватить храм. Однако верующие УПЦ помешали это сделать до приезда полиции, которая, по рассказам очевидцев, ехала очень долго.

Верующие УПЦ просили полицию забрать машину и утварь для ВСУ, правоохранители сказали, что не имеют таких полномочий.

«Машина Александра Голика, которому люди сказали все, что о нем и его деятельности думают. Человек никогда не ходил в храм, даже на большие праздники, зато теперь хотел сразу через алтарь попасть с болгаркой», – добавила Светлана Машталяр.

Правоохранители составили протокол, взяли показания, верующие УПЦ написали заявления и предоставили фото- и видеодоказательства попытки рейдерского захвата. Сторонники ПЦУ тоже писали заявления под предлогом того, что нарушают их права.

Староста села приехал и предложил опечатать церковь. Однако верующие УПЦ, законные владельцы храма, не захотели, мотивируя, что будут разрешать спор в суде.

В Хорове несколько недель назад состоялось собрание села, на основе которого Ровенская военная администрация зарегистрировала новообразованную общину ПЦУ, не принимая во внимание то, что религиозная община УПЦ тоже выразила свою позицию – не менять конфессиональную принадлежность.


В Волчкове Киевской области сторонники ПЦУ попытались захватить храм УПЦ

05.06.2022 3 июня 2022 года сторонники ПЦУ попытались захватить храм УПЦ в честь преп. Параскевы Сербской в селе Волчков Переяслав-Хмельницкого района Киевской области, сообщает корреспондент СПЖ.

По словам регента храма Елены, глава сельсовета объявила о сборе территориальной общины в клубе села 3 июня 2022 года с целью перехода из УПЦ в ПЦУ. Церковная община собралась возле церкви с подписями об отказе переходить в ПЦУ. С этим решением настоятель храма священник Владимир Наневский с пономарем пошли на собрание общины в клуб. В это время верующие перед церковью читали акафист святой Параскеве и Псалтирь.

«После того, как наш священник вернулся, почти сразу за ним пришли люди со сборов: четыре священника ПЦУ, местный фермер с болгаркой, полиция и еще люди, которых впервые видела. Они потребовали у священника отдать ключи от церкви, поскольку у них есть единогласное решение о переходе в ПЦУ», – рассказала Елена.

Настоятель храма УПЦ отказался отдать ключи, объясняя, что собрание незаконно и решение недействительно. Под крики людей батюшка попытался зайти в церковь, чтобы перекреститься, но фермер, который стоял возле него, оттолкнул его плечом. Сотрудник полиции сделал фермеру замечание, другой полицейский попросил всех людей сделать шаг назад во избежание столкновения.

«Священники ПЦУ предложили помолиться на улице, так как мы не пустили их в храм, и сами не заходили, все помолились. Во время молебна фермер попытался подключить болгарку, чтобы войти в церковь, вскрыв другие двери. Но полиция не дала нанести вред храму. Священники ПЦУ попросили у людей прощения, что пришли в храм Божий с таким плохим делом. Глава села еще раз попыталась уговорить отдать ключи, каждый высказал свое мнение. Люди стали понемногу расходиться», – добавила регент.


В СПбДА прошла IX студенческая научно-богословская конференция Исторического общества

01.06.2022 27 мая 2022 года в Санкт-Петербургской духовной академии прошла IX студенческая научно-богословская конференция, организатором которой выступило Историческое общество духовной школы Северной столицы.

Открывая конференцию, к присутствующим обратился председатель Исторического общества, заведующий аспирантурой академии Д. А. Карпук и огласил технический регламент мероприятия. Первый доклад «Распространение христианства на территории Британии в I–IV вв.» прочитал студент 4-го курса бакалавриата СПбДА Илья Брусиловский. В своём выступлении он рассказал о первых проповедниках христианского вероучения на Британской земле, отметив, что изучение этого исторического процесса помогает понять последующие тенденции развития христианства в этом регионе. Особое внимание докладчик уделил рассказу о первых проповедниках: преподобном Иосифе Аримафейском, апостоле от 70-ти, Аристовуле Вританийском и мученике Албане Веруламском, оказавших большое влияние на обращение Британии в истинную веру.

Далее с докладом на тему «Свято-Успенская Почаевская лавра в период межконфессионального противостояния в западнорусских епархиях Российской империи (1905–1909 гг.)» выступил аспирант второго года обучения Московской духовной академии Константин Бабак. Свой рассказ он посвятил теме защиты православия на Волынской земле, где Свято-Успенская Почаевская лавра являлась и является сердцем Православия. Молодой учёный также сделал экскурс в историю проблемы: напомнил слушателям, что Почаевская обитель была одним из форпостов по противодействию прозелитизму Католической Церкви и насильственному насаждению Брестской унии в западнорусском регионе на рубеже XVI–XVII веков. Проследив историю вопроса, докладчик обратил свой взор на деятельность таких знаковых личностей, как преподобный Иов Почаевский (Железо) и архиепископ Антоний (Храповицкий), которые трудились в разное время, но при этом вели полемику с католическим вероучением, противодействуя агрессивным шагам латинских ксёндзов в отношении православного вероисповедания в Волынской земле.

Третий доклад «Почитание преподобного Сергия Радонежского в русской иконографии XV в.» прочитал студент 4-го курса бакалавриата СПбДА Павел Лихолай. Он познакомил аудиторию с десятью иконами Сергия Радонежского, которые были написаны в лучших традициях трёх исторических иконописных школ Руси XV века: Московской, Новгородской и Ростовской и сохранились до наших дней.

Продолжая конференцию, к слушателям обратился студент 2-го курса бакалавриата Псково-Печерской духовной семинарии Владимир Лепехов. В своём докладе «Энрико Дандоло: слепой, взявший Константинополь» он рассказал историю жизни 41-го дожа Венеции, который сыграл главную роль в организации и проведении IV Крестового похода, закончившегося падением столицы Византийской империи в 1204 году.

Затем с докладом «Пастырская литература и её роль в английской Реформации» выступил магистрант Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Владислав Капитонов. Он рассказал о предпосылках распространения протестантизма в Британии, а также о методах проповедования этого направления христианства на территории туманного Альбиона. По словам исследователя, особую роль в данном процессе сыграло издание настольной книги пастыря, следовать которой должны были все без исключения клирики протестантской церкви королевства.

Шестой доклад «Православное духовное образование в эпоху Covid-19: опыт социологического исследования» прочитал магистр государственного управления, студент 3-го курса бакалавриата СПбДА Андрей Елизаров. Докладчик описал результаты социологического опроса студентов и преподавателей по итогам 15 месяцев работы академии в дистанционном формате из-за ограничений, вызванных эпидемией Covid-19 в 2020–2021 годах.

Далее Радомир Булдаков, методист кафедры Церковной истории, аспирант второго года обучения МДА, сделал сообщение на тему «Проекты реформы Высшего церковного управления в наказах Всероссийскому съезду духовенства и мирян 1917 года». В докладе он рассказал о видах и направлениях реформ, которые предполагалось вынести на рассмотрение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 года после Всероссийского съезда духовенства и мирян.

С заключительным докладом «Церковно-певческие вопросы на страницах “Журнала Московской Патриархии” послевоенного времени (1946–1956 гг.)» выступила аспирант второго года обучения СПбДА А. П. Сологуб. В своём выступлении она рассказала об истории создания академического мужского хора Санкт-Петербургской духовной академии и о таких выдающихся личностях, как Дмитрий Степанович Бортнянский, Степан Васильевич Смоленский и Григорий Фёдорович Львовский, оказавших большое влияние на развитие церковной музыки и составление основных правил её написания и исполнения, которые действуют по сей день.


В Софийском соборе нашли останки киевского митрополита Рафаила (Заборовского)

31.05.2022 В мае 2022 года в Софийском соборе Национального заповедника «София Киевская» археологи провели архитектурный зондаж гробницы Рафаила (Заборовского), занимавшего пост митрополита Киевского с 1731 по 1747 годы. Об этом сообщили на сайте Министерства культуры и информационной политики Украины.

Долгое время считалось, что останки киевского митрополита не сохранились, а были уничтожены в советские времена. В 1937 году, во время масштабных раскопок на территории Софии, археологи открывали гробницу митрополита Рафаила и извлекли некоторые артефакты, которые впоследствии передали в Национальный заповедник «София Киевская». Возглавлявший раскопки Феодосий Молчановский не стал трогать останки митрополита и оставил их в крипте. Позже гробницу замуровали.

За время правления митрополита Рафаила в Киеве отреставрировали и построили несколько храмов и других архитектурных сооружений: возвели колокольню Киево-Печерского монастыря, начали строительство Екатерининского греческого монастыря на Контрактовой площади, отреставрировали колокольню и стены Святой Софии, утвердили проект Андреевской церкви. Заборовский много внимания уделял киевской Духовной академии. Его стараниями был отремонтирован Староакадемический корпус, построены новые корпуса и общежития воспитанников, построена и освящена Покровская церковь. На территории Софии Киевской появились Митрополичий дворец и западный парадный въезд, получивший название Брамы Заборовского.

«Строительные работы, которые проходили в Киеве при архиепископе Рафаиле, по своему масштабу и значению сравнимы только с эпохой гетмана Ивана Мазепы», – заявил Александр Ткаченко, министр культуры и информационной политики.


Бюст церковному историку архиепископу Макарию (Миролюбову) освящен в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода

05.06.2022 2 июня 2022 года, в престольный праздник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) освятил бюст действительному члену Императорского православного палестинского общества, профессору, известному историку, писателю, краеведу архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Макарию (Миролюбову).

Бюст был установлен по благословению митрополита Георгия 22 мая возле северного входа в Вознесенский собор в рамках приближающегося празднования 140-летия со дня учреждения ИППО и 125-летия со дня учреждения его Нижегородского отделения. Освящение состоялось во время крестного хода после Божественной литургии в Вознесенском соборе.

Настоятель монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) выразил главе Нижегородской митрополии благодарность за богослужение, совершенное в престольный праздник монастыря и архипастырскую заботу об обители. «Вы сегодня освятили памятник архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Макарию (Миролюбову), известному историку нашей Русской Православной Церкви. Он написал огромное количество книг и по краеведению, и по истории Церкви, и биографии многих святителей, в том числе жизнеописание настоятеля этого монастыря святителя Дионисия, преподобного Макария Желтоводского, Евфимия Суздальского и многих святых. И в этот светлый день, дорогой владыка, желаю вам милости Божией, здравия и благоденствия», — сказал архимандрит Тихон.


0 коммент.:

Отправить комментарий

Qwellynews

Постоянные читатели

Powered By Blogger

თვენი Qwelly ოქტომბერი