За уклонение в раскол запрещены в служении двенадцать клириков Киевской епархии
06.02.2019 С декабря 2018 года за уклонение в раскол были запрещены в служении двенадцать клириков Киевской епархии Украинской Православной Церкви. Имена священнослужителей и причины, послужившие основанием для прещения, сообщает портал "Православная жизнь" со ссылкой на Mitropolia.kiev.ua.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 17 декабря 2018 года (Журнал №71), за уклонение в раскол, грубое нарушение присяги священнослужителя, Постановления Собора епископов Украинской Православной Церкви от 13 ноября 2018 года и решений Священного Синода Украинской Православной Церкви от 13 ноября и 7 декабря 2018 года:
– протоиерей Зуев Петр Владимирович уволен с должности настоятеля храма в честь великомученицы Екатерины на Подоле г. Киева и запрещен в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин;
– протодиакон Воробей Ростислав Ярославович уволен с должности штатного диакона в Преображенском храме в Голосеевском районе г. Киева и запрещен в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин.
Определением Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия от 26 декабря 2018 года, за уклонение в раскол и грубое нарушение присяги священнослужителя:
– протоиерей Тишкун Николай Викторович уволен с должности штатного священника в ставропигийной религиозной общине в честь Преображения Господня в Голосеевском районе г. Киева и запрещен в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин;
– протоиерей Дудченко Андрей Владимирович уволен с должности штатного священника в ставропигийной религиозной общине в честь Преображения Господня в Голосеевском районе г. Киева и запрещен в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин;
– иерей Бережной Сергей Владимирович уволен с должности настоятеля религиозной общины в честь Собора Киевских святых Украинской Православной Церкви в Оболонском районе г. Киева и запрещен в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин;
– протодиакон Гичун Иван Анатольевич уволен с должности штатного диакона в ставропигийной религиозной общине в честь Преображения Господня в Голосеевском районе г. Киева и запрещен в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин.
Определением Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия от 16 января 2019 года, за уклонение в раскол и грубое нарушение присяги священнослужителя:
– протоиерей Савченко Игорь Евгеньевич уволен с должности штатного священника Кирилловского мужского монастыря г. Киева и запрещен в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин.
Определением Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия от 24 января 2019 года, за уклонение в раскол и грубое нарушение присяги священнослужителя:
– протоиерей Павленко Николай Анатольевич уволен с должности штатного священника храма в честь Рождества Иоанна Предтечи на Зверинецком кладбище г. Киева и запрещен в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин;
– протоиерей Коваленко Георгий Иванович уволен с должности настоятеля религиозной общины в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Киева и запрещен в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин;
– протоиерей Скнарь Олег Вячеславович уволен с должности настоятеля Покровской церкви Главного военного клинического госпиталя Министерства обороны Украины в г. Киеве (Печерский р-н) и запрещен в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин;
– протоиерей Козка Тарас Александрович освобожден от должности штатного священника в ставропигийной религиозной общине в честь Преображения Господня в Голосеевском районе г. Киева и запрещен в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин;
– протодиакон Зарицкий Савва Михайлович уволен с должности штатного диакона в ставропигийной религиозной общине в честь Преображения Господня в Голосеевском районе г. Киева и запрещен в священнослужении без права причастия Святых Христовых Таин.
Митрополит Эммануил предложил упраздненной Фанаром Русской архиепископии войти в состав Галльской митрополии на правах викариатства
08.02.2019 7 февраля 2019 года митрополит Галльский Еммануил (Адамакис), глава епархии Константинопольского Патриархата во Франции, направил письмо священнослужителям Архиепископии Русских церквей в Западной Европе в преддверии предстоящего заседания Генеральной ассамблеи Архиепископии, намеченного на 23 февраля.
В своем послании, которое опубликовано на французском православном интернет-сайте orthodoxie.com, митрополит Эммануил, который, по некоторым сведениям, наряду с архиепископом Телмисским Иовом (Гечей), был одним из главных инициаторов упразднения Русской архиепископии Константинопольского Патриархата в Западной Европе, теперь фактически предлагает ее духовенству перейти в состав возглавляемой им митрополии на правах викариатства.
При этом митрополит заявил, что готов предоставить приходам Архиепископии гарантии сохранения русской литургической и духовной традиции, правда, не уточняя, в чем именно эти гарантии заключаются. Впрочем, чего эти гарантии стоят, можно судить по прошлогоднему решению Синода Константинопольского Патриархата об упразднении Русской архиепископии, которой Фанар также некогда предоставлял «на вечные времена» Томос и гарантировал его соблюдение.
Следует также отметить, что приходы Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе располагаются не только на территории Франции, но также и в Италии, Бельгии, Великобритании и многих иных государствах Западной Европы, где находятся иные митрополии Константинопольского Патриархата. Дальнейшая судьба этих приходов в письме митрополита Эммануила никак не обозначена.
«Седмица.Ru» приводит содержание письма митрополита Эммануила священнослужителям Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе в переводе с французского:
«Париж, 7 февраля 2019 г.
Дорогие отцы!
Все вы знаете о решении, принятом Священным Синодом Вселенского Патриархата относительно отзыва Томоса и о приглашении вас присоединиться к митрополиям тех стран, где вы находитесь. Я знаю о важной уставной роли вашей экстраординарной Генеральной ассамблеи, и я молюсь, чтобы Бог послал Святого Духа, чтобы наполнить вашу работу Его благодатью и Его любовью, чтобы вы могли найти лучший способ продолжать свидетельствовать о Христе здесь, в Западной Европе.
Я отправляю вам это письмо сегодня, чтобы заверить вас, что я никоим образом не пытаюсь лишить кого-либо чего-либо. Скорее, я готов в рамках митрополии, за которую я несу ответственность, сохранить викариат со статусом, имеющим следующие характеристики:
• сохранение существующей ассоциации, которая будет продолжать управлять принадлежащим ей имуществом и функционировать в соответствии со своими собственными уставами, возможно, с некоторыми необходимыми изменениями;
• поминовение Его Высокопреосвященством архиепископом Иоанном Его Святейшества Вселенского Патриарха Варфоломея;
• гарантия, в соответствии с постоянной заботой об этом Вселенского Патриархата, сохранения вашей русской литургической и духовной традиции, а также вашей работы по православному свидетельству в западных обществах.
Недавно я встретился с Его Высокопреосвященством архиепископом Иоанном и смог лично представить эти вопросы ему. Я убежден, что, благодаря плодотворному диалогу, мы сможем справиться с вызовами, стоящими перед нами сегодня. Знайте, что я остаюсь в распоряжении каждого из вас, чтобы ответить на ваши законные вопросы.
С нетерпением ждем встречи с вами, дорогие отцы. Пожалуйста, примите мои наилучшие пожелания о Господе.
+ Митрополит Эммануил Галльский».
В Воронеже установили памятник святому Иоанну Кронштадтскому
06.02.2019 Бронзовая скульптура святого Иоанна Кронштадтского находится в парковой зоне храма Ксении Петербургской. Специально на открытие в Воронеж приехал представитель РПЦ за рубежом игумен Тихон. Монумент изготовлен на деньги мецената.
Монумент освятил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий (Фомин). Святой изображен сидящим на постаменте, в его позе выражается готовность услышать каждого, кто к нему обращается. Автором четырехметровой бронзовой скульптуры выступил известный московский скульптор Салават Щербаков.
Скульптура святого Иоанна Кронштадтского в Воронеже – это часть масштабного проекта. Один из трёх уникальных монументов. Два другие будут установлены в Германии и США. Изначально планировалось, что это будут три одинаковые скульптуры. Но от этой идеи отказались. Для каждого монумента был выбран свой автор и неповторимый образ.
– Решили объединить с тем, чтобы это было в одном ключе, чтобы память о нём распространялась далеко за пределы России, – пояснил помощник первоиерарха РПЦЗ игумен Тихон.
В каждой скульптуре авторы отразили своё видение личности святого Иоанна Кронштадтского. Он был почитаемым старцем по всему свету и известен, в том числе тем, что предрекал страшные события 1917 года и последовавший за этим развал церкви.
Образ памятника выбирали исходя их особенностей площадки и общего вида сквера. Его высота около 4 метров.
– Это как-то вписалось не как обычно. А родилось и органично вписалось. И, видимо, помощь нам оказывалась свыше, – рассказал скульптор Салават Щербаков.
И если монументы в Гамбурге и Вашингтоне выполнены в полный рост, то воронежский автор изготовил фигуру старца в положении сидя. Авторы проекта считают, что три монумента в разных странах – это символ единства православных общин России, Германии и США.
В Свято-Тихоновском университете прошел семинар, посвященный методическому сопровождению предмета «Православная культура» в системе общего образования
04.02.2019 30 января 2019 года в рамках секции «Деятельность церкви в сфере образования и катехизации» XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялся научно-практический семинар «Общероссийская олимпиада школьников "Основы православной культуры" и методическое сопровождение предмета "Православная культура" в системе общего образования».
В мероприятии, организованном при поддержке Фонда президентских грантов, приняли участие более 200 педагогов системы общего образования из 33 российских регионов и 55 епархий Русской Православной Церкви.
Среди докладчиков — сотрудники ПСТГУ, представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Городского методического центра Департамента образования г. Москвы, а также авторы учебных пособий по православной культуре для системы общего образования.
«Общероссийская олимпиада школьников "Основы православной культуры" начиналась, как проект, призванный поддержать введение предмета "Основы православной культуры" в школьную систему образования», — напомнила в своем докладе председатель семинара, доктор педагогических наук, профессор, декан педагогического факультета ПСТГУ Татьяна Склярова. По ее словам, за эти годы изменились стандарты, изменился закон об образовании, изменился ландшафт образования, но та задача, которая была поставлена 11 лет назад, в основном своем масштабе до сих пор так и не решена.
«Те, кто работает в системе образования знают, что наше общее образование, его содержание и реализация регламентируются федеральными государственными образовательными стандартами. С 1 по 11 классы мы с вами имеем три стандарта. В стандарте начального образования есть образовательная область, которая называется "Основы религиозных культур и светской этики". Когда мы говорим об этом, то мы должны понимать, что речь идет о начальном образовании с 1 по 4 классы. Этой образовательной области нет в основном образовании», — рассказала Татьяна Склярова.
«С 5 по 9 класс стандарт регламентирует образовательную область, которая называется "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Эта образовательная область является обязательной для изучения в составе базового учебного плана. А это значит, что выпускники этого уровня образования с 5 по 9 класс по окончании должны иметь в аттестате об основном общем образовании пометку о том, что они изучали эту образовательную область, — отметила профессор. — И вот здесь начинается проблемное поле, решение которого, на мой взгляд, должно вестись, как в плане бюрократическом — на уровне решений министерств образований, так и в плане методическом, в плане педагогическом и, что немаловажно, психолого-педагогическом. Наша позиция, которая много лет формируется на педагогическом факультете, такова: мы берем на себя психолого-педагогическое и методическое решение этой проблемы».
В ходе семинара ведущие методисты педагогического факультета ПСТГУ презентовали концепцию и программу предмета «Православная культура» в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», рассказали о разработках, формах и принципах составления заданий олимпиады школьников по Основам православной культуры.
«Одна из задач, которую мы у себя решаем, даже при активности некоторых школ, где есть предмет "Основы православной культуры", малая заинтересованность. У нас нет соответствующих педагогов и специальных курсов. Кроме того, мы пока не можем поменять устаревшие учебные пособия», — рассказал благочинный Рыбинского городского округа Ярославской области, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Рыбинской епархии протоиерей Дионисий Растопчин. По мнению священнослужителя, семинары, подобные состоявшемуся в ПСТГУ, необходимы, «здесь мы видим людей и те проблемы, которые можно решать коллегиально, совместным усилиями».
Учитель Слободского колледжа педагогики и социальных отношений (Кировская область) Ольга Раковец уверена, что «посредством олимпиады по Основам православной культуры нужно просвещать то сообщество, которое вокруг нас». «Главное, чтобы атмосфера в обществе менялась, чтобы ценности менялись, чтобы люди могли выстраивать между собой коммуникации именно на духовных основах культуры», — добавила Ольга Раковец.
Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры» проводится с 2008 года. В ней участвуют учащиеся 5-11 классов всех видов образовательных учреждений. Цель проекта — духовное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, поддержка талантливых школьников, обобщение опыта преподавания истории и культуры Православия.
На пастырском семинаре в Москве обсудили вопросы формирования и развития приходской общины
04.02.2019 31 января 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений порталом для священнослужителей «Пастырь» совместно с Православным Свято-Тихоновским университетом был организован пастырский семинар, участниками которого стали более 60 священнослужителей из разных регионов России и зарубежных епархий.
Какова роль общины в жизни православного христианина, место супруги и детей священника в его духовной семье, как пастырю выстраивать культурную жизнь прихода, и как не затмить приходской активностью главную цель Евхаристического собрания? Эти и другие вопросы обсудили участники пастырского семинара «Приходская община от первого кирпича до третьего священника, выросшего на приходе», прошедшего под председательством епископа Ахтубинского и Енотаевского Антония.
На семинаре выступили епископ Антоний, духовник Московской областной епархии протоиерей Константин Островский, настоятель храма святых бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке г. Москвы протоиерей Феодор Бородин и другие участники встречи.
Модератор встречи проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Николай Емельянов в вводном слове напомнил слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что «священник является прежде всего пастырем, главой приходской общины» и объявил о формате обсуждения. В первую очередь слово на семинаре было предоставлено младшим по хиротонии священникам. Все желающие могли кратко высказаться, либо задать свои вопросы.
В частности, были озвучены проблемы непринятия сложившимся «костяком» прихода новых прихожан, нехватки опыта у молодых священников и подмены разного рода «активностями» при храме настоящей приходской жизни.
Далее своим опытом поделился настоятель строящегося московского храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве протоиерей Алексий Батаногов. «Общину можно создать только в том случае, если священник становится отцом для людей, которые его окружают, — подчеркнул протоиерей Алексий Батаногов. — Если он не требоисполнитель, а живет жизнью людей».
Чтобы центром приходской жизни стала Божественная литургия, отец Алексий перевел свой храм на ежедневное богослужение утром и вечером, в воскресные и праздничные дни стали служиться две Литургии.
Силами молодежи на приходе храма равноапостольного князя Владимира устраиваются самые разнообразные мероприятия, чтобы молодые люди могли максимально реализовывать себя. Несколько раз в год на приходской территории организуется фестиваль районного масштаба «У святого князя Владимира», работает киноклуб и «антикафе», где проходят занятия воскресной школы, евангельские кружки и просто молодежные встречи. В свободное от приходских мероприятий время «антикафе» работает для всех желающих как кафе, в котором посетитель платит не за еду, а за время, проведенное там; чай и кипяток бесплатны, при этом с собой можно приносить свою еду. По словам отца Алексия, благодаря фестивалям двадцать пять тысяч жителей ближайших районов узнали об их храме, а благодаря антикафе десятки новых молодых людей стали прихожанами.
Принцип Владимирского храма: на приходе нет своих и чужих. По большим праздникам накрывают столы прямо на улице и кормят — хотя бы понемногу — всех желающих, обычно порядка двухсот человек.
Епископ Ахтубинский Антоний в своем выступлении отметил, что приходские общины — единственное, что может спасти русские села.
Владыка рассказал о принципах, которые действуют в Ахтубинской епархии:
- храм — территория благожелательного отношения к человеку; видя такое отношение, люди приходят в храм;
- священник должен чувствовать себя главой общины, осуществлять не административное лидерство, а в первую очередь — духовное; настоящий дух соборности на приходе складывается годами, и он должен исходить от священников;
- не бывает чужих мероприятий и мероприятий «для своих»; все священники в многоклирном приходе находятся в курсе, какие мероприятия каждый организует; клирики не обязаны присутствовать везде, но должны о них знать.
Важную роль, по мнению владыки, играют приходские собрания. В своей епархии епископ Антоний призвал духовенство подходить к собраниям не формально, а формулировать действительно актуальную и интересную повестку и проводить такие встречи с пользой. Такой подход уже дает плоды: прихожане видят, что их мнение не безразлично, и чувствуют себя полноценной частью общины.
Протоиерей Феликс Стацевич, настоятель Елисаветинского храма в городе Королеве, рассказал о своем опыте вовлечения прихожан в совершение богослужения: «Мы стали служить почти уставное всенощное бдение, минимально его сокращая, и максимально вовлекаем в совершение службы прихожан: кто-то читает, кто-то поет». Несмотря на то, что служба в субботу вечером в Елисаветинском храме длится порядка четырех часов, многие прихожане очень это ценят, а те, у кого нет сил или возможности, участвуют в ней частично.
Духовник Московской областной епархии и настоятель Успенского храма в городе Красногорске протоиерей Константин Островский перевел разговор в новую плоскость, призвав различать в вопросе построения общины душевное и духовное: «Как Сергий Радонежский создал монастырь, из которого выросла Троице-Сергиева лавра? Он же не искал на это средства, не тратил силы на то, чтобы созвать побольше паломников, а просто стал служить. Если я ставлю своей целью "создать общину", важно задать самому себе вопрос: что движет мной в этом желании?».
По убеждению отца Константина, «главное — это община, которая собирается вокруг Чаши. Если человек пришел и причащается, он уже член общины. Если не пьет со мной чай после службы — это ничего не меняет».
Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке города Москвы, в начале своего выступления напомнил слова Священного Писания, описывающие жизнь ранней Церкви: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42). Отец Феодор подчеркнул, что «общение» здесь стоит — случайно или нет — прежде преломления хлеба и молитв. «Общинная жизнь — в природе Церкви. И душевная, и духовная жизнь — все должно быть на своем месте. Важно собрать душевную жизнь человека вокруг прихода».
Основной угрозой для строительства общины, по мнению отца Федора, является дурной характер настоятеля, его неумение прислушиваться и уступать, гордыня и обидчивость, когда выдавливаются все несогласные. Другая страшная вещь — двойные стандарты по отношению к прихожанам и к членам семьи священника — это разрушает доверие и всю общину.
Шаги, сделанные в Космодамиановском храме для укрепления общины:
- Совместное чтение книги Деяний святых апостолов. «Мы просто собираемся и вместе с прихожанами читаем книгу Деяний, — делится отец Феодор. — Эта книга просто идеально подходит для обсуждения реалий современной жизни».
- Организована группа взаимопомощи, которая общается в мессенджере WhatsApp. «Прихожанка в возрасте, у которой нет своих детей, помогает многодетной маме. Прихожанин-автомобилист помогает ей с транспортом. И так далее. В итоге почти каждый участвует в помощи кому-то другому».
- Лагеря и походы, проходящие при участии духовенства, объединяют тех, у кого есть дети, и самих детей.
- При храме действует клуб ветеранов воскресной школы. «Мы дали нескольким надежным выпускникам школы ключи от ее помещений. Там чайник, гитара, проектор — собирайтесь и общайтесь. И этот круг общения среди православной молодежи, который сложился у них в воскресной школе, спасает их от ухода из храма в подростковом возрасте».
При этом отец Феодор выразил согласие с протоиереем Константином Островским в том, что «безусловное, первое — это Чаша. Тех, кто уклоняется от Чаши в одну только тусовку, мы стараемся направлять обратно».
«Ключевые слова в нашей теме — это общение и небезразличность, — подытожил обсуждение епископ Антоний. — Прихожанин должен быть интересен священнику сам по себе, а не для каких-либо других целей».
Признак зрелости общины, по мнению владыки, — «если постоянный прихожанин не появляется несколько недель в храме, а другие прихожане начинают спрашивать, где же он, звонить ему».
«Невозможно любить Бога, если ты не научился любить ближнего, — напомнил слова апостола (1 Ин. 4:20) в заключительном слове епископ Антоний. — Невозможно замкнуть все только на Литургии. Должно быть общение, когда люди просто сидят за одним столом и о чем-то говорят. Церковь как община, пускай будет местом, где можно поговорить от сердца к сердцу. Все быстрее идет поляризация мира, но Церковь должна быть альтернативой этому процессу. Здесь должна быть встреча как человека со Христом, так и человека с человеком».
Все выступления и другие материалы семинара будут опубликованы на сайте «Пастырь» после обработки.
Суд занял сторону Украинской Православной Церкви в конфликте с бывшим Винницким митрополитом, перешедшим в новую церковь
06.02.2019 Винницкий апелляционный суд не позволил ушедшему в новую церковь митрополиту Симеону (Шостацкому) восстановиться в должности правящего архиерея Винницкой епархии.
Как сообщает сайт "Судебная власть Украины", во вторник были удовлетворены апелляционные жалобы представителей Киевской митрополии Украинской Православной Церкви.
Митрополит Симеон в середине декабря стал одним из двух архиереев канонической УПЦ, которые приняли участие в объединительном соборе, где при поддержке Константинополя и властей Украины была учреждена новая церковь. Поскольку ранее Архиерейский Собор УПЦ запретил своим епископам участвовать в этом форуме, митрополит Симеон был снял с должности правящего архиерея Винницкой епархии и запрещён в служении.
Это решение Синода он захотел оспорить в светском суде, однако успеха не имел: апелляционный суд снял запрет на государственную регистрацию архиепископа Варсонофия (Столяра) как нового управляющего Винницкой епархией.
"Винницкая епархия приветствует справедливое решение суда, которым восстановлены законность по отношению к ее руководителю и архипастырю", - заявили по этому поводу в епархии.
В ООН считают опасным прецедентом вынесение в России приговора датчанину по делу "Свидетелей Иеговы"
08.02.2019 Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет раскритиковала вердикт суда по делу подданного Дании Денниса Кристенсена, приговоренного в России к шести годам лишения свободы.
"Серьезный приговор, вынесенный в отношении Д.Кристенсена, создает опасный прецедент и фактически криминализирует право исповедовать религию или придерживаться какой-либо веры. В случае со "Свидетелями Иеговы" (организация, запрещенная в РФ) в России власти страны нарушают обязанности по Международному пакту о гражданских и политических правах", - заявила М.Бачелет.
М.Бачелет подчеркнула, что в ООН серьезно обеспокоены в связи с осуждением датчанина на шесть лет тюрьмы за организацию деятельности запрещенной экстремистской организации.
"Мы призываем российские власти пересмотреть федеральное законодательство о противодействии экстремистским организациям, чтобы уточнить неопределенное и размытое понятие "экстремистская деятельность", - сказала она.
В июле 2016 года Орловский суд признал деятельность организации "Свидетели Иеговы Орел" экстремистской и принял решение о ее ликвидации. Верховный суд России в октябре 2016 года признал это решение законным.
Ранее сообщалось, что Железнодорожный суд Орла огласил в среду приговор датчанину Д.Кристенсену по делу о создании регионального подразделения запрещенной в РФ организации "Свидетели Иеговы". Д.Кристенсен был арестован 25 мая 2017 года в здании на улице Железнодорожной в Орле, где местные "Свидетели Иеговы" проводили совместное чтение Библии.
СБУ выявила пропажу 10 культурных ценностей в Киево-Печерской лавре, возбуждено дело
10.02.2019 Сотрудники Службы безопасности Украины, привлеченные министерством культуры к проверке Киево-Печерской лавры, установили недостаток десяти предметов, представляющих культурную ценность, по данному факту возбуждено уголовное дело.
"По материалам СБУ следственным отделом Нацполиции зарегистрировано уголовное производство по ч.3 ст.191 Уголовного кодекса Украины (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением) по факту растраты ценностей, которые были переданы на хранение должностным лицам Киево-Печерской лавры", - сообщает пресс-центр СБУ в субботу.
Следственные действия продолжаются.
В Санкт-Петербурге представлены книги о святителе Иоанне Шанхайском
05.02.2019 4 февраля 2019 года в духовно-просветительском центре Санкт-Петербургской епархии «Невский, 177» состоялась презентация книг о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском, изданных Фондом Иоанна Чудотворца. Книги представила журналист и ведущая музыкальных программ на «Радио России» Людмила Кириллова.
Она рассказала, что владыка Иоанн отличался особой ревностью к богослужению, не допускал, когда какие-то фрагменты опускались. Если во время службы он слышал, что чтец делает пропуски, начинал покашливать, а если это не помогало, выходил из алтаря и спокойно говорил чтецу, с какого места он должен прочесть все сначала и полностью. Недаром митрополит Антоний (Храповицкий) называл его «адамантом православной веры». Владыка был блестяще образован, свободно служил Божественную литургию на разных языках.
В жизни владыка Иоанн был скрытным, не делился воспоминаниями, переживаниями. Но, по мнению знавших его, свой физический недостаток, приведший к дефекту речи, он, очевидно, приобрел, когда его били в советской тюрьме. По рассказу одной из прихожанок собора в Сан-Франциско, она пришла в храм рано, часов в пять утра, и услышала громкие рыдания. Подойдя к алтарю, она через приоткрытую дверь увидела владыку, стоящего на коленях перед престолом, и поняла, что рыдал именно он.
В Шанхае владыка Иоанн создал приют святителя Тихона Задонского, подобный приют создал и в Бельгии. Он много рассказывал детям о России, следил за их духовным воспитанием — «возрождал в них Святую Русь». После войны некоторые молодые семьи, не послушав его, уехали в Советский Союз. Святитель говорил: «Вы забудете храм, забудете Бога, но старайтесь молиться». К сожалению, многие уехавшие оказывались в лагерях, а из уцелевших связь с владыкой Иоанном поддерживали буквально единицы.
Петербурженка Татьяна Эрденко поделилась воспоминаниями о помощи святителя.
Людмила Кириллова представила некоторые издания фонда — «Воспоминания», «В помощь болящим» и последнюю по времени книгу «Помощь придет». «Наши книги небольшие, читаются быстро, их удобно брать с собой, — сказала ведущая. — В книге "В помощь болящим" опубликована репродукция современной иконы святителя, написанной иконописцем из Ялты Ириной Чернецовой. На ней владыка улыбается».
В книге «Помощь придет» собраны воспоминания о чудодейственной помощи по молитвам к святителю. Эти истории подтверждают высказывание о нем архиепископа Охридского и Македонского Михаила: «Он был великим молитвенником и через молитву приобретал все другие дарования», а также слова самого святителя: «Скажите народу: хотя я и умер, но я жив». Участникам встречи были розданы иконки святителя Иоанна, на которых он улыбается.
Фонд святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца был основан в Москве в 1996 году, в 100-летие со дня рождения святителя. В 1998 году он обратился к Святейшему Патриарху Алексию II c ходатайством о прославлении святителя в России. В 1999 году на встрече председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с руководством фонда было получено благословение на сбор свидетельств о чудесах святителя в России. В 2002 году вышел первый сборник «Иоанн Чудотворец в России». Фондом выпущено более десяти книг.
В издательстве СПбДА вышла монография профессора А.Ю. Митрофанова «Церковные Соборы в позднеантичной Италии (с хрестоматией)»
07.02.2019 В издательстве Санкт-Петербургской духовной академии в серии «История Церкви» вышла научная монография доктора исторических наук, профессора кафедры церковной истории А.Ю. Митрофанова «Церковные Соборы в позднеантичной Италии (с хрестоматией)».
Работа посвящена развитию и эволюции института церковных Соборов в Италии в эпоху поздней Римской империи IV-V веков. В условиях, когда императорская власть ослабла, а германские и алано-сарматские племена и гунны регулярно вторгались во внутренние провинции Римской империи, христианские епископы часто играли ключевую роль в управлении муниципиев, а Соборы приобретали характер авторитетного общественного представительства.
Представленные в монографии акты Соборов позднеримской Италии, начиная с эпохи императора Констанция II и вплоть до периода остготского владычества, являются важными документами не только для реконструкции истории идей, догматов и канонов Церкви, но и для изучения истории латинского языка. Они также необходимы для исследования деятельности римских судов, поскольку в случае отсутствия протоколов гражданских или военных судов Римской империи эти акты позволяют хорошо представить процедуру римского судопроизводства.
Книга объемом 520 страниц выпущена в твердом переплете тиражом 500 экземпляров. Издание рекомендуется преподавателям и студентам богословских учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также всем интересующимся историей поздней античности, раннего Средневековья и церковных Соборов. Монография рекомендована к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Книгу можно приобрести в книжной лавке академии, книжных магазинах Петербурга и Москвы, а также в интернет-магазине издательства СПбДА.
В издательстве Минской духовной семинарии вышла новая книга иеромонаха Евстафия (Халиманкова)
07.02.2019 7 февраля 2019 года в издательстве Минской духовной семинарии вышла книга преподавателя кафедры библеистики иеромонаха Евстафия (Халиманкова) «Экзегетический комментарий на Соборные послания» (Евстафий (Халиманков), иеромонах. Экзегетический комментарий на Соборные послания. Учебное пособие / иеромонах Евстафий (Халиманков). – Жировичи: Издательство Минской духовной семинарии, 2019. – 496 с. ISBN 978-985-7028-20-7).
Новая книга отца Евстафия вышла по благословению ректора семинарии архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия. Издание рекомендовано в качестве учебного пособия кафедрой библеистики МинДС для использования в образовательном процессе семинарии.
Учебное пособие предназначено для студентов 2-го курса Минской духовной семинарии. Суть методологии учебника заключена в его названии: автор старался следовать принципу экзегетического комментария, рассматривая каждый стих апостольского послания, по возможности, каждое словосочетание, а то и каждое отдельное слово в их контекстуальном и, если необходимо, этимологическом значении.
За основу текста-оригинала данного учебного пособия взят текст 28-го издания греческого Нового Завета Объединенных библейских обществ, подготовленный известными библеистами Э. Нестле и К. Алландом (NA). В качестве русского перевода был выбран так называемый Синодальный перевод (СП) как самый распространенный среди русскоязычного читателя Библии.
В подборе источников для «Экзегетического комментария на Соборные послания» был принят комплексный подход, а именно: сочетание толкования святых отцов и современной библейской экзегезы. Автор полагает, что при комментировании Священного Писания необходимо стоять на твердой святоотеческой основе, не забывая, что Священное Писание является частью Священного Предания. Исходя из этого, представляется вполне допустимым использование данных современной библейской науки.
Книга рекомендована к публикации Издательским советом Белорусской Православной Церкви (ИС Б18-809-0109).
Автор учебного пособия иеромонах Евстафий (Халиманков) является насельником Жировичского Успенского монастыря и преподавателем кафедры библеистики Минской духовной семинарии. В 2003 году окончил Белорусский государственный университет культуры по специальности «литературный работник». В 2007 году окончил Минскую духовную семинарию, а в 2010 году Минскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Является основателем и многолетним руководителем библейского кружка при Минской духовной семинарии. Автор книг «Экзегетический комментарий на Послание апостола Иакова» (Жировичи: Издательство Минской духовной семинарии, 2017), «Экзегетический комментарий на Первое и Второе Послания апостола Петра» (Жировичи: Издательство Минской духовной семинарии, 2017).
В Сергиевом Посаде представят научное исследование, посвященное истории Спасо-Вифанского монастыря
10.02.2019 В январе 2019 года в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой лавры вышла в свет монография «Вифания митрополита Платона». Над книгой работали научные сотрудники Сергиево-Посадского музея-заповедника О.И. Зарицкая, К.А. Филимонов, Л.А. Шитова. В научный оборот вводится обширный материал, включающий целый ряд неизвестных ранее архивных документов о митрополите Платоне (Левшине) и восстановленном ныне из руин Спасо-Вифанском монастыре.
Многие аспекты истории Вифании, особенно начального этапа существования обители, впервые освещены в этом издании.
Завершает книгу рассказ о восстановлении Спасо-Вифанского монастыря после долгих лет запустения.
Идание увидело свет усилиями настоятеля обители иеромонаха Аверкия (Лопатюка) при поддержке профессора, заведующей кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Е.В. Черниковой.
13 февраля в Сергиевом Посаде в рамках выставки выставка «Преподобный Сергий Радонежский — помощник государству и государям российским» пройдет презентация монографии.
Организаторы мероприятия — Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Спасо-Вифанский монастырь.
Начало в 15.00. Место проведения: м/к «Конный двор». Адрес: г. Сергиев-Посад, ул. 1-й Ударной Армии, д. 2.
Известно, что с 1763 по 1773 г. архиепископ Платон (Левшин) почти неотлучно проживал в Санкт-Петербурге, исполняя должности придворного проповедника и законоучителя наследника престола Павла Петровича. Находясь при царском дворе, владыка сумел внушить императрице глубокое чувство благоговения перед древним Троице-Сергиевом монастырем и его основателем. Не случайно на праздник памяти преподобного Сергия в сентябре 1767 г. из Москвы в Лавру государыня шла пешком.
Однако роскошная и суетная жизнь при дворе всегда тяготила архиерея, он не раз подавал прошения об уходе на покой, но получал отказ. Стремление к уединенному иноческому подвигу все же не покидало его.
К моменту основания 1783 г. Спасо-Вифанского монастыря, владыка являлся одновременно настоятелем Троице-Сергиевой лавры, архиепископом Московским и членом Святейшего Синода. Все решения, осуществлявшиеся им при создании нового комплекса, отвечали глубинным движениям его души. Вифания стала его домом, последним жизненным прибежищем. Долгие моления в лесу, скромная повседневная одежда, неприхотливость в пище — вот что отмечали современники, посещавшие Вифанию. В 1786 г. он перенес из Лавры в новую обитель для ее освящения деревянную раку, в которой святые мощи Преподобного покоились несколько столетий.
В оригинальном двухъярусном Преображенском соборе нижний храм, освященный в качестве «пещерного» в память воскрешения Лазаря, был соответственно оформлен в виде горного массива (горы Фавор), увитого травами и цветами. Там же было заранее намечено и место будущего погребения митрополита Платона.
Вифанская обитель создавалась на первоначальном этапе с 1783 г. в роли кладбищенского отделения Лавры, а с 1797 г. была преобразована во второклассный училищный монастырь. Богослужения в храме, престолы и ризница заполнялись предметами не из драгоценных, а наиболее простых материалов, что впоследствии практиковалось в скитах XIX в.
Одновременно со строительством Вифании митрополит восстановил в статусе пустынь несколько упраздненных и запущенных монастырей, таких как Николо-Бирлюковская, Николо-Песношская, Введенская Оптина.
Известно, как в 1797 г. троицкий священноархимандрит встретил императорскую семью, прибывшую в Лавру и Вифанию после коронации Павла I, в ветхой ризе преподобного Сергия. Государь, привыкший к роскошным приемам, от неожиданности впал в гнев. Но владыка объяснил ему значение святыни: «Государь! Для встречи твоей мы облеклись в богатейшие одеяния сокровищницы нашей, на мне же видишь одеяния драгоценнейшее всех — ризу святого угодника Сергия». А для поклонения верующим митрополит Платон разместил и ризу, и посох Чудотворца у раки в Троицком соборе. И в дальнейшем лаврские настоятели (в частности святитель Филарет (Дроздов), ученик митрополита Платона) также облачались в ветхие ризы Первоигумена при встрече высоких гостей.
В 1782 г. священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры Платон написал «Житие преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия Радонежского чудотворца», в котором образным, эмоциональным языком воспроизвел известную историческую канву, поясняя эпизоды жизни и чудеса глубокими экскурсами в христианские первоисточники. В новой Вифанской пустыни в 1795 г. архиерей создал акафист преподобному Сергию Радонежскому. А в 1805 году московским митрополитом была опубликована «Краткая российская церковная история», над которой он годами работал в часы редкого досуга. Подчеркнем, что труд ученого архиерея был построен на летописном материале с привлечением архивных материалов. В Вифании же им была написана автобиография, ставшая впоследствии первоисточником для его учеников, почитателей и заинтересованных публицистов.
Своеобразным памятником митрополиту Платону предстают личные покои в Вифании, которые после его кончины бережно сохранялись монастырским сообществом на протяжении XIX в. В книге реконструирован их первоначальный вид.
О знаменитом архиерее XVIII столетия митрополите Платоне (Левшине) написано немало статей и книг, его имя и деяния не померкли на протяжении двух столетий. Однако издание «Вифания митрополита Платона» насыщено многими новыми и впервые обнародованными материалами, делающими его интересным для специалистов и увлекательным для любителей отечественной истории.
Игумен афонского монастыря Ватопед, прибывший на интронизацию Епифания, госпитализирован с инфарктом
02.02.2019 Игумен Ватопедского монастыря на Афоне архимандрит Ефрем (Кутсу), прибывший в Киев по указанию Константинополя для участия в интронизации главы новой церкви Епифания Думенко, срочно госпитализирован в одну из киевских больниц с инфарктом, сообщает "Царьград" со ссылкой на свои источники.
Игумен Ватопеда ранее уже переживал сердечные приступы, после одного из них ему была проведена операция стентирования сердца.
Как сообщил в субботу Информационно-просветительский отдел УПЦ, 2 февраля состоялся телефонный разговор священноначалия Украинской Православной Церкви с отцом Ефремом. Настоятелю Ватопеда были переданы пожелания скорейшего выздоровления и "помощи Божией в преодолении различных соблазнов". Архимандрит Ефрем, в свою очередь, просил передать, что любит митрополита Киевского Онуфрия и всех архиереев его Церкви, отметили в УПЦ.
В этот же день афонский настоятель покинул Украину, чтобы продолжить лечение за рубежом.
На днях, как сообщалось, лишь пять из 20 афонских монастырей в ходе заседания Священного Кинота Святой горы выступили за участие в интронизации главы новой церкви Украины, поэтому руководящий орган Афона решил не посылать в Киев свою делегацию.
Между тем, по сообщению источников, патриарх Варфоломей заставил архимандрита Ефрема приехать на интронизацию Епифания, угрожая в противном случае отправить игумена Ватопеда в запрет.
Архимандрит Ефрем известен своей твердой позицией по вопросу о защите канонической Церкви на Украине, а также давними дружественными отношениями с Московским патриархатом. В 2011 году отец Ефрем сопровождал в Россию хранящийся в его монастыре пояс Богородицы, которому поклонились несколько миллионов человек.
Сторонники ПЦУ избили настоятеля и прихожан храма Украинской Православной Церкви в Тернопольской области
04.02.2019 Настоятель Преображенского храма в селе Гнездычно Збаражского района Тернопольской области Украины протоиерей Стефан Балан был избит в воскресенье сторонниками т.н. "Православной церкви Украины", созданной при поддержке Константинополя и властей страны.
Как сообщает Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, утром перед началом богослужения около храма начали собираться активисты, которые "устроили провокацию и сорвали Божественную литургию верующим".
Приехавшая полиция, по информации Украинской Православной Церкви, заняла сторону провокаторов. Видеозапись зафиксировала, как полицейские бьют настоятеля, толкают верующих.
"А потом пришли какие-то мужчины в защитной форме с красно-черными нашивками и начали нас всех раскидывать. Меня схватили за голову, сломали палец. После этого мы вызвали скорую. Медицинские работники зафиксировали избиения всего тела - голова, грудь, руки", - рассказал священник, который пострадал больше всех.
Украинская Православная Церковь напоминает, что 13 января активисты провели общее собрание села, на котором часть присутствующих проголосовала за переход в новую церковь Украины. При этом сама община местного храма решила остаться в лоне канонической Церкви.
Однако смириться с таким положением вещей не смог директор местной школы, именно он подстрекал людей к столкновениям, считает настоятель. "Директор школы давит на учителей, подписи собирает. Тех, кто пойдет на службу ко мне, грозится выгнать с работы. Он уже много лет такую ярую позицию занимает и в страхе держит всю школу. Люди звонят, плачут: "Батюшка, простите, мы не можем помочь", - рассказал священник.
Храм пока опечатали. После молебна верующие разошлись.
Сторонники ПЦУ захватили храм в селе Тельчи на Волыни
04.02.2019 Сторонники "Православной церкви Украины" срезали замки и захватили храм Трех святителей в селе Тельчи Маневицкого района Волынской области.
Незаконное действие в отношении храма религиозной общины Украинской Православной Церкви совершено 1 февраля 2019 года в присутствии полиции. Настоятелю прихода священнику Виталию Иванкиву, который пытался противостоять рейдерам, правоохранители заявили, что община может обращаться в суд.
«Перед тем, как взломать замки, активисты ПЦУ провели голосование. За это действие «проголосовали» 47 человек, все присутствующие, наших людей из церковной общины на месте не было. А инструменты они имели с собой», – рассказал священник Виталий Иванкив.
Трехсвятительский храм села Тельчи (входит в Красновильский сельсовет) стал четвертым приходом УПЦ, который по инициативе местной власти территориальные общины «перевели» в подчинение раскольнической ПЦУ.
Община Украинской Православной Церкви в Тельчи сохранена. Прихожане ищут помещение для проведения богослужений и намерены защищать свои права в суде.
06.02.2019 Поджог и осквернение храма Украинской Православной Церкви в Запорожье совершили неизвестные в ночь на среду, сообщили "Интерфаксу" в местной епархии.
В настоящий момент на территории пострадавшего храма в честь преподобного Алексея Карпаторусского работает полиция, ведется опрос жителей соседних домов.
Сторонники ПЦУ захватили Свято-Троицкий собор Украинской Православной Церкви в городе Берестечко на Волыни
08.02.2019 Сторонники раскольнической «Православной церкви Украины» срезали замки и захватили Свято-Троицкий собор Украинской Православной Церкви в г. Берестечко Гороховского района Волынской области Украины. Инцидент произошел в присутствии местной власти и полиции 5 февраля 2019 года, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкой на Volyn.church.ua.
«Перед тем, как повредить двери собора, неизвестное лицо пыталось взломать один из замков при помощи технического оборудования. За всеми событиями наблюдали работники правоохранительных органов, прибывшие на место события. Не имея успеха от длительной работы взломщиков, активисты просто вырезали часть дверей бензопилой и проникли внутрь. Первой после инцидента в собор вошла председатель городского совета Валентина Залевская, а работал бензопилой командир местной части МЧС Иван Пашнюк», – сказано в сообщении.
Представители общины УПЦ – законного пользователя здания – не стали входить в храм. Однако зафиксировали на видео все происходящее.
Настоятель собора протоиерей Димитрий Петрущак не присутствовал на месте событий, поскольку его не было в городе. Дальнейшие действия священник будет согласовывать с общиной, которая осталась верной канонической Церкви.
Как сообщает пресс-служба Волынской епархии УПЦ, Свято-Троицкий собор г. Берестечко был закрыт для богослужений c 27 января 2019 года, поскольку община опасалась захвата храма со стороны раскольников.
14 января 2019 года, по инициативе местной власти, в городе состоялось собрание по переводу религиозной общины собора в ПЦУ. Представителей прихода на этом мероприятии не было, поскольку утром того же дня на законном собрании религиозной общины настоятель и прихожане документально засвидетельствовали свое нежелание менять конфессиональную принадлежность.
При участии местной власти раскольниками захвачены еще два храма Волынской епархии
08.02.2019 Сторонники раскольнической «Православной церкви Украины» захватили еще два храма Волынской епархии Украинской Православной Церкви – в с. Берестяное Киверцовского района и в с. Радомышль Луцкого района Волынской области. Противоправные действия в отношении храмов совершены в один день – 5 февраля 2019 года, сообщает портал «Православная жизнь» со ссылкй на Volyn.church.ua.
В селе Берестяное раскольники срезали замки и захватили храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Возглавил захват сельский староста Василий Гусак.
Предварительно в Берестяном состоялось собрание территориальной общины, на котором жители села проголосовали за смену подчиненности местного прихода. Мнение религиозной общины и настоятеля при этом не учитывалось, в поочередном использовании храма общине отказали.
По словам настоятеля Рождество-Богородичного храма протоиерея Василия Щура, за несколько дней до происшествия его заставляли переходить в ПЦУ и угрожали захватом храма. Получив отрицательный ответ, правоохранители и сельский староста опечатали богослужебное здание. 5 февраля храм был захвачен.
Община вместе с настоятелем будет искать другое помещение для совершения богослужений. На доступ к церковному дому верующие не рассчитывают.
Подобный сценарий по захвату храма канонической Церкви реализован в селе Радомышль: Успенский храм решением территориальной общины перевели в ПЦУ, затем срезали замки и отдали раскольникам.
Захватом руководили председатель сельсовета Владимир Семенюк и местный житель, который является настоятелем общины «Киевского патриархата» в соседнем селе Корша. Дверь храма резал землемер сельсовета.
По словам настоятеля Успенского храма протоиерея Владимира Смоляра, жителей Радомышля запугали и запретили поддерживать УПЦ. Сельский голова лично угрожал прихожанам, чтобы те не смели подписываться за сохранение юрисдикции. Священника вызывали в сельсовет и уговаривали остаться настоятелем в Радомышле, но под эгидой новой конфессии.
Удастся ли общине, сохранившей верность УПЦ, найти в селе помещение для богослужений, пока неизвестно. Посещать храм, в котором отныне будут служить раскольники, верующие не собираются.
В Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская конференция «Святитель Феофан Затворник - основатель православной психологии»
10.02.2019 7 февраля 2019 года в крипте Казанского собора города Санкт-Петербурга открылась V Всероссийская конференция «Святитель Феофан Затворник — основатель православной психологии». Ее организовали Отдел Санкт-Петербургской епархии по церковной благотворительности и социальному служению, храм святителя Петра, митрополита Московского, на Роменской улице и Общество православных психологов. Вела встречу председатель общества, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Лариса Шеховцова.
Руководитель координационного центра епархиального ОЦБСС по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, иерей Феодосий Амбарцумов зачитал приветствие председателя Отдела протоиерея Николая Брындина. Отец Николай напомнил о трудах и заслугах святителя Феофана на ниве служения Церкви и людям. Было подчеркнуто, что опыт христианской психологии святителя основан на учении о человеке в православной антропологии, аскетической практике, самонаблюдении святых подвижников и опыте светской психологии.
Духовник общества православных психологов, настоятель храма святителя Петра иерей Артемий Наумов напомнил участникам и слушателям, что в этом году исполняется 125 лет со дня преставления святителя Феофана.
«День преставления святого приходится на праздник Богоявления, и это промыслительно: можно сказать, что святитель Феофан — преемник Иоанна Крестителя, так как через его труды красной нитью проходит тема спасения души, к чему призывал всех крестившихся у него Иоанн Предтеча, — сказал отец Артемий. — Каждая строка трудов святителя Феофана наполнена вдохновением о возможности быть с Богом, в том числе, и грешному человеку. Ведь любой грех прощается Господом, если мы искореняем его в своей душе, тем самым идя по пути спасения. В каждом слове святителя чувствуется благодать Божия, данная доброму пастырю. Святитель Феофан говорил о том, что в деле веры и спасения на первом месте стоит не философия, а детская и чуткая восприимчивость к Божественной истине».
Совместный доклад «Понятие об ипостаси в антропологии преподобного Силуана Афонского и схиархимандрита Софрония (Сахарова)» протоиерея Николая Брындина и иерея Феодосия Амбарцумова открыл программу первого дня конференции. В докладе говорится о размышлениях отцов Силуана и Софрония о подобии человека Богу во всем до тождества, но не по сущности, а по благодати.
С докладом «Учащий и учащиеся: плоды педагогических трудов святителя Феофана» выступила заведующая отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН Марина Щербакова. В докладе говорится о том, что с жизнью и трудами святителя Феофана связано около 120 учебных заведений. Первое назначение на преподавательскую должность святитель Феофан получил сразу после окончания Киевской духовной академии, затем продолжил преподавание в Новгородской семинарии, позже — в Санкт-Петербургской духовной академии. Марина Щербакова познакомила слушателей с воспоминаниями известных семинаристов, проходивших обучение во времена преподавания святителя.
Член научно-редакционного совета по подготовке полного собрания творений святителя Феофана Затворника Анна Лукьянова выступила с докладом «К вопросу формирования личности юного Георгия Говорова: наставник Евфимий Остромысленский». Научный сотрудник кафедры библеистики МДА иерей Сергий Фуфаев в своем докладе, касаясь вопроса богословского персонализма, рассказал о толковании Владимиром Лосским догматических понятий «ипостас» и «индивид».
С докладом «Свобода как категория духовной жизни и персонологии» выступил протоиерей Михаил Браверман. Богословский взгляд на проблему сознания в свете православного учения о душе описал в своем докладе иерей Сергий Ладанов. Доцент кафедры прикладной психологии СПбГУПС Илья Соломин рассказал о психосемантическом исследовании содержания сознания современной российской молодежи.
Конференция продолжилась 8 февраля секцией «Православный подход в консультировании и психотерапии». Она также прошла в крипте Казанского собора.
В Рязани завершился православный молодёжный фестиваль «Братья»
10.02.2019 С 3 по 10 февраля 2019 года в Рязани проходил 24-й православный молодёжный фестиваль «Братья». Познакомится с духовной жизнью и культурой Рязани приехало 160 человек из более чем 30 городов России, Украины и Белоруссии. Помимо традиционного неформального общения, молитв, богослужений и песен, каждый день участники фестиваля участвовали в разнообразных мероприятиях.
Фестиваль начался 3 февраля беседой с заведующим кафедрой теологии Рязанского государственного университета игуменом Лукой (Степановым).
В понедельник, 4 февраля, участники фестиваля встретились с митрополитом Рязанским и Михайловским Марком, по благословению которого проходил данный фестиваль, миссионером протоиереем Александром Новопашиным, а вечером в КДЦ «Октябрь» состоялось официальное открытие фестиваля. Для его участников ансамбль «Русский квас» исполнил песни на стихи Сергея Есенина. В перерывах между музыкальными номерами показывали отрывки из документального фильма о знаменитом рязанском поэте. Затем прозвучали песни и романсы в исполнении Дарьи Турбановой.
Во вторник, 5 февраля, состоялся квест по храмам нижнего посада: Казанский монастырь, Благовещенский, Входоиерусалимский, Вознесенский, Николо-Ямской. В тот же день состоялась общая беседа с протоиереем Максимом Первозванским. Вечером в Музыкальном театре прошли выступления участников фестиваля.
В среду, 6 февраля, днём состоялась экскурсия по Рязанскому кремлю, а вечером в камерном зале Рязанской областной филармонии состоялся Сретенский молодёжный бал.
Четверг, 7 февраля, был полностью посвящён экскурсиям и паломничествам. Участники разлились на три группы, у каждой из которой был своё маршрут. Первая группа посетила Ианно-Богословский монастырь в Пощупове и село Константиново. Вторая группа побывала в Вышенском монастыре, Быковой горе и селе Сушки. Третья группа посетила Касимов (Собор, Никольский храм, музей колоколов, музей самоваров), Троицкий храм в Туме и село Анемнясево.
В пятницу, 8 февраля, состоялась экскурсия в дом-музей Павлова и музей ВДВ, а в ночь на субботу состоялась традиционная для фестиваля ночная литургия.
В субботу, 9 февраля, участники фестиваля играли в мини-футбол и катались на коньках. В тот же день состоялся концерт-закрытие.
В воскресенье, 10 февраля, после литургии в Рождественском соборе, участники стали разъезжаться.
25-й летний фестиваль "Братья" пройдёт с 3 по 11 августа на Бородинском поле.
На интронизации Епифания не было иерархов Поместных Церквей, кроме Фанара
03.02.2019 На интронизацию Епифания (Думенко) не удалось привезти ни одного иерарха Поместных Церквей, кроме Константинопольской. Присутствовали римо-католики, глава УГКЦ и протестанты, сообщает "Союз православных журналистов".
3 февраля в Софийском соборе прошла интронизация Епифания Думенко, главы ПЦУ. На ней присутствовала делегация Константинопольского Патриархата: митрополит Галльский Эммануил, митрополит Адрианопольский Амфилохий, глава УПЦ Канады митрополит Георгий (Калищук), игумен афонского монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий, экзарх Фанара в Киеве о. Михаил Анищенко, а также два монаха из Пантелеимоновского скита Кутлумушского монастыря Афона. Присутствовавшие афониты не представляли Святую гору (поскольку Священный Кинот Афона на внеочередной сессии принял решение отказать патриарху Варфоломею прислать в Киев официальную делегацию), а входили в состав Константинопольской делегации.
Также присутствовали глава УГКЦ Святослав Шевчук, глава конференции римо-католических епископов Бронислав (Бернацкий), митрополит Львовский РКЦ в Украине Мечислав Мокшицкий, представители протестантских Церквей.
Получить согласие кого-либо из иерархов Поместных Церквей приехать на интронизацию Епифания представителям Фанара не удалось.
Филарет продолжит руководить Киевской епархией ПЦУ, кроме Свято-Михайловского монастыря
06.02.2019 Почетный патриарх "Православной церкви Украины" (ПЦУ) Филарет (Денисенко) продолжит руководить Киевской епархией, за исключением Свято-Михайловского Златоверхого монастыря.
Такое решение на заседании во вторник принял синод, сообщает пресс-служба Киевской митрополии ПЦУ.
"Решено, что Святейший патриарх Филарет продолжает руководство Киевской епархией в составе приходов и монастырей Киева (за исключением Свято-Михайловского Златоверхого монастыря), которые до 15 декабря 2018 года находились в его подчинении как патриарха Киевского и всея Руси-Украины", - говорится в сообщении.
Наместник этого монастыря архиепископ Вышгородский Агапит приравнен в правах к епархиальному архиерею.
По предложению главы ПЦУ Епифания Думенко митрополит Винницкий и Барский Симеон, ранее перешедший в новую церковь из канонической УПЦ, был утвержден главным секретарем священного синода.
Кроме того, "учитывая особую важность направления развития внешних церковных связей, руководство Управлением внешних церковных связей остается за предстоятелем", - сказано в сообщении.
Синод также создал "Православную миссию помощи жертвам нарушения прав человека и лицам, лишенным свободы" (во главе с архиепископом Симферопольским и Крымским Климентом) с целью координации усилий церкви в помощи жертвам нарушения прав человека и лицам, "незаконно лишенным свободы, которые находятся на оккупированных территориях Украины и в Российской Федерации".
На заседании также утверждены титулы архиереев новой церкви, установлен порядок наименования епархий в случае, если эти наименования дублируются: в таком случае епархия именуется в соответствии с двойным титулом архиерея.
Религиозные организации, входившие в состав каждой епархии по состоянию на 15 декабря 2018 года, остаются в составе соответствующей епархии. Переход духовенства и приходов между епархиями новой церкви возможен только на основе канонических правил, то есть с согласия архиереев обеих епархий, заверенного соответствующими документами, проинформировала пресс-служба ПЦУ.
Атеистка продолжает служить священником в протестантской Объединенной церкви Канады
06.02.2019 Атеистка, признавшаяся конгрегации в своем безверии еще в 2013 году, продолжает служить священником в протестантской Объединенной церкви Канады по соглашению со священноначалием, сообщает religionnews.
Грета Воспер (Gretta Vosper) удивляется, что отцы церкви так и не отстранили ее от духовной службы после того знаменательного признания, хотя многие лидеры деноминации неоднократно призывали ее уволить. Почти пять лет в лоне церкви кипели страсти и горячие дебаты, но ее так и не отстранили. «Меня саму это очень удивляет, – признается Воспер. – Я была абсолютно уверена в том, что меня изгонят из церкви». До громкого признания в безверии в 2013 году, Воспер служила на посту священника крупнейшей протестантской деноминации Канады в храме West Hill в Торонто с 1997 года. Неожиданное решение священноначалия о продолжении ее службы было вынесено в канун назначенной даты церковных слушаний о ее «соответствии» посту священника. Слушания были скоропостижно отменены после конфиденциального «соглашения сторон».
Противостояние в церкви вокруг ее личности и признаний особенно обострилось в 2015 году, когда она прояснила свою позицию в открытом письме. В нем она заявляет, что не верит в «существование некоего сверхъестественного существа, чьи цели можно возвести в ранг божественных, определенно истолковать и в качестве таковых безжалостно насадить в человеческом обществе именем этого верховного существа».
В 2016 году церковная конференция в Торонто, к которой принадлежит ее храм, подготовила отчет с заключением о «непригодности» Воспер к дальнейшей службе священником в связи с тем, что ее взгляды входят в «неразрешимое противоречие» с доктринами церковной деноминации. Теологи конференции вынесли вердикт о том, что она «не способна и не желает» подтвердить тот священный обет, который давала при посвящении в духовный сан в 1993 году. Лидеры конференции обратились в Генеральный совет (верховный орган деноминации) с просьбой провести церковные слушания по определению статуса Воспер. Однако в канун слушаний, неожиданно грянула весть о подписании соглашения об условиях ее дальнейшего служения на этом посту. В кратком сообщении для печати, подписанном самой Воспер, лидерами конференции Торонто и клиром храма West Hill, говорится лишь о том, что «сторонам удалось прийти к соглашению по нерешенным вопросам». Конкретные условия этого соглашения держатся в секрете.
В открытом письме членам деноминации, преподобный Ричард Ботт (Richard Bott) отмечает «борьбу сложных чувств» по поводу служения Воспер и подчеркивает, что церковь отстаивает в этой ситуации, как минимум, две главные ценности, «определяющие самую суть нашей церкви», а именно – «мы веруем в Господа» и «мы являемся открытой и общедоступной церковью». Решение по делу Воспер, по его словам, отражает «единство и борьбу этих двух ценностей».
Сама Воспер воздерживается от обсуждения условий соглашения, будучи связана подпиской о неразглашении. Однако отмечает: «Там нет никаких ограничений моих духовных обязанностей, и я могу и далее служить священником, пользуясь всеми правами и исполняя все обязанности такового». Она предполагает, что церковное священноначалие решило пойти на соглашение, чтобы избежать падения авторитета церкви в результате «выноса сора из избы» и дальнейшего полоскания этой истории в СМИ, а также осознав, что сама она твердо решила бороться и не собирается сдаваться.
«Весьма возможно, что церковь еще и убоялась больших расходов по судебным тяжбам» – отмечает Воспер. После ее громкого признания в безверии, активисты тут же сколотили фонд под названием «Друзья Греты Воспер», и в нем накопилось уже 80 тысяч долларов пожертвований со всей страны, а еще 120 тысяч внесла сама Воспер и ее муж. Итого образовался внушительный бастион в 200 тысяч долларов для оплаты предстоящей юридической битвы, который, возможно, и вынудил противников отступить.
При всем своем атеизме, она утверждает, что верует всему тому, что усвоила в семинарии. «Все, чему я учу прихожан, полностью согласуется с богословским образованием, полученным мною в свое время, – утверждает 60-летняя Воспер. – Меня учили, что Библия есть собрание трудов человеческих, а в ее текстах содержится многая мудрость – как древняя, так и современная. Я также усвоила, что Библия не есть единственный источник духовности и морали».
Несмотря на все происшедшее, она верна своему служению на посту священника Объединенной церкви, по ее словам, поскольку любит свою конгрегацию и считает церковь своим домом, несмотря на разногласия с лидерами деноминации. «Я продолжаю считать ее своей родной деноминацией, – говорит атеистка. – Здесь выстроено мое духовное наследие, и если бы мне пришлось оставить свою многолетнюю службу, это было бы просто предательством».
Архиерей раскольнической "Православной Церкви Украины" впервые совершил литургию на Афоне
08.02.2019 Глава Одесской епархии "Православной Церкви Украины" Павел (Юрыстый) возглавил литургию в монастыре Пантократор на горе Афон.
Накануне вечером братия монастыря и делегация новосозданной украинской церкви провели здесь вечернее богослужение, сообщил П.Юристый в "Фейсбуке".
Это первые богослужения, совершенные афонскими монахами вместе с представителями церкви, недавно созданной на Украине в основном из представителей неканонических религиозных организаций. Между тем, как неоднократно отмечали в этой связи высокие представители Московского патриархата, ссылаясь на православное вероучение, тот, кто сослужит с раскольниками, сам впадает в раскол.
Пантократор - один из пяти монастырей, представители которых во время заседания Священного Кинота Святой горы поддержали призыв патриарха Варфоломея поехать на интронизацию главы новой украинской церкви Епифания Думенко. При этом представители большинства афонских монастырей высказались тогда против этого. В частности, монастыри Филофей и Каракал заявили, что закроют свои ворота, если к ним приедет Епифаний.
15 декабря в Киеве прошел собор, на котором власти Украины при поддержке Константинополя учредили независимую от Московского Патриархата церковь, объединившую представителей неканонических церковных структур страны. 6 января Константинопольский патриарх вручил главе новой церкви томос об автокефалии. На сегодня ни одна из поместных Православных церквей, кроме Константинопольской, эту церковь не признала и не направила делегацию на интронизацию ее руководителя.
Епископа раскольнической "Православной церкви Украины" не пустили в русский монастырь на Афоне
10.02.2019 Архимандрит Евлогий (Иванов), настоятель Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, в субботу не пустил епископа раскольнической "Православной церкви Украины" Павла Юрыстого в русский монастырь на Святой горе.
Как сообщили "Интерфаксу" источники в Русской православной церкви, настоятель закрыл монастырские ворота перед представителями новой церкви Украины и не позволил им войти в храм и приложиться к мощам, пояснив, что в этой обители их не признают.
Накануне епископ Павел был принят в другом афонском монастыре - Пантократор, где насельники совершили с ним литургию и всенощную. Это были первые богослужения, совершенные афонскими монахами вместе с представителями церкви, недавно созданной на Украине в основном из представителей неканонических религиозных организаций.
15 декабря 2018 года в Киеве прошел собор, на котором власти Украины при поддержке Константинополя учредили независимую от Московского Патриархата церковь, объединившую представителей неканонических церковных структур. 6 января 2019 года Константинопольский патриарх вручил главе новой церкви томос об автокефалии.
На сегодня ни одна из поместных православных церквей, кроме Константинопольской, эту церковь не признала и не прислала делегацию на интронизацию ее главы.
Католикос Гарегин II в Сиднее открыл административный центр Австралийской и Новозеландской епархии ААЦ
10.02.2019 В рамках своего патриаршего визита католикос всех армян Гарегин II 3 февраля возглавил торжественную церемонию открытия в Сиднее резиденции главы Австралийской и Новозеландской епархии Армянской Апостольской Церкви, сообщает пресс-канцелярия Эчмиадзина.
Третий по счету визит армянского католикоса в Австралию начался 1 февраля. Согласно регламенту 2 февраля состоялась церемония приветствия предстоятеля Армянской Апостольской Церкви. Эта церемония называется «Рашапар», что с армянского переводится как «Чудесный». По традиции во время пастырских визитов эта церемония проводится с исполнением церковного гимна «Чудесный» (отсюда и названии самой церемонии) в момент торжественного хода процессии во главе с католикосом в храм. В Сиднее она была проведена в двух армянских храмах - церкви Святого Воскресения и церкви Святой Троицы, построенной четыре года назад, и где Католикос впервые побывал. В процессиях в сопровождении главы Австралийской и Новозеландской епархии ААЦ епископа Айказуна Наджаряна принимали участие сотни представителей армянской диаспоры Сиднея. По случаю своего визита патриарх дарил верующим привезенные из Святого Эчмиадзина крестики. Во время встреч с паствой католикос особо подчеркивал роль Армянской Церкви в сохранении идентичности армян. Также патриарх отметил важность развития приходской жизни, которое в значительной степени поспособствовало открытию школ на армянском языке, созданию женских и молодежных союзов, центров по уходу за престарелыми.
3 февраля в церкви Святого Воскресения католикос возглавил служение литургии, а затем принял участие в церемонии открытия епархиальной резиденции. Католикос также встретился с членами правления церкви, ознакомился с проектами общины.
Патриарший визит католикоса в Австралию продолжится до 7 февраля.
Русская духовная миссия в Иерусалиме: "Падение" Мамврийского дуба - часть работ по его сохранению
10.02.2019 СМИ, распространившие накануне информацию об "обрушении" Мамврийского дуба, не совсем корректно отразили ситуцию, заявили в Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ).
"В наши дни в продолжение плановых работ по сохранению святыни, начатых под руководством специалистов ведущих российских НИИ, производится постепенное освобождение ствола старого дерева от отмерших частей, препятствующих росту молодых побегов, и бережное сохранение этих частей для истории", – говорится в заявлении, опубликованном сегодня на сайте РДМ.
В свою очередь, в беседе с РИА Новости источник, знакомый с ситуацией, предположил, что именно эти процедуры могли взволновать паломников, которые публиковали в социальных сетях сообщения о будто бы случившемся на днях падении дуба, некогда могучего, а ныне лишенного листвы и поддерживаемого металлическим каркасом.
"Мамврийский дуб на подворье Русской Духовной Миссии в честь святых Праотцев в Хевроне, который, согласно традиции, растет на месте явления Святой Троицы патриарху Аврааму, уступает свое место молодой поросли: из корня векового дуба проросли два новых ствола, – сообщает пресс-служба РДМ. – Могучее дерево, почитаемое в течение многих веков не только христианами, но и иудеями, и мусульманами, засохло от времени и старости в 1996 году и с этого времени стояло, как казалось, совершенно безжизненным. Специалисты ведущих российских институтов, таких как Национальный научный центр РАН «Никитский ботанический сад», Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет и Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, провели ряд мероприятий по консервации ствола дуба, целью которых было замедлить необратимый процесс разрушения древесины... Несколько лет назад, к удивлению и радости паломников, из корня засохшего дуба-великана, в котором под землей еще продолжалась жизнь, произросли два новых дерева. Сегодня, следуя непреложному закону жизни, ветхий дуб постепенно уступает свое место под солнцем новым росткам, неуклонно набирающим жизненную силу".
"Все собранные части древнего дерева в скором времени будут доступны для паломников в храме подворья святых Праотцев, – заверили в Русской миссии. – В ближайшие годы в планах Русской Духовной Миссии в Иерусалиме – реконструировать ствол векового дерева: воссозданный ствол Мамврийского дуба, защищенный от воздействия атмосферных осадков и солнечного света особой стеклянной витриной и законсервированный специальными составами, будет установлен вблизи молодых побегов как почитаемая представителями трех монотеистических религий реликвия и памятник природы".
Представлен первый научный интернет-портал, посвященный истории и современному состоянию церковнославянского языка
04.02.2019 28 января 2019 года в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась презентация научного интернет-портала «Церковнославянский язык сегодня»: https://церковнославянский.онлайн/
«Основной идеей было создать нечто и традиционное, и современное, адресованное разной аудитории», — отметил в ходе презентации интернет-проекта, посвященного истории и современному состоянию церковнославянского языка, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института русского языка А.Г. Кравецкий.
На портале выложены словари, лекции, а также справочник-путеводитель по историческим периодам. Например, можно узнать о древнейшем этапе существования церковнославянской письменности (Кирилло-Мефодиевская проблематика) или каким был церковнославянский язык в императорской России.
Внутри каждой рубрики даны ссылки на материалы. «Филологи смогут найти здесь аннотированные ссылки на научную литературу, студенты — на учебные материалы, заинтересованный читатель — информацию о научно-популярных публикациях по церковнославянскому языку», — поясняют организаторы проекта на сайте деньсловаря.рф
«Появилась хорошая научная площадка для тех, кто интересуется, учит, преподает церковнославянский язык. На портале теперь можно встречаться, смотреть лекции, давать и получать советы», — отметил кандидат филологических наук, преподаватель кафедры филологии и журналистики Российского православного университета св. Иоанна Богослова Н.В. Шалыгина.
В РПУ на кафедре филологии и журналистики готовится к изданию учебное пособие по церковнославянскому языку. Пособие снабжено таблицами, словарями, методическими рекомендациями, рассчитано на использование как в светских, так и в духовных учебных учреждениях, на филологических и нефилологических специальностях от начальной до высшей школы. В пособии наглядно показана преемственность современного русского алфавита и церковнославянской азбуки. «Русский язык без церковнославянского — как дерево без корней», — подчеркивает автор учебного пособия Н.В. Шалыгина.
Проект «Церковнославянский язык сегодня» разработан при поддержке Фонда президентских грантов некоммерческим партнерством по содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово» и Научным центром по изучению церковнославянского языка Института русского языка им. В.В. Виноградова.
Идея создания портала возникла при работе над «Большим словарем церковнославянского языка Нового времени», который готовится в Научном центре по изучению церковнославянского языка при Институте русского языка РАН и будет выпущен издательством «Словари XXI века». Словарь является фундаментальным описанием того варианта языка, на котором в настоящее время совершается богослужение в Русской Православной Церкви. Словарь включает всю лексику, входящую в богослужебные книги, в том числе топонимы, антропонимы и служебные слова. Кроме того, в нем фиксируются фразеологизмы и устойчивые словосочетания, которые регулярно встречаются в богослужебных текстах. Первый том словаря вышел в 2016 году, а второй появится уже в 2019 году.
0 коммент.:
Отправить комментарий