Митрополит Варшавский и всея Польши Савва госпитализирован
12.03.2023 11 марта 2023 года митрополит Варшавский и всея Польши Савва (Грыцуняк) был госпитализирован в одну из столичных клиник, сообщает пресс-служба Польской Православной Церкви.
Причины госпитализации 84-летнего предстоятеля Польской Православной Церкви не упоминаются.
«Просим верующих нашей Церкви и всех людей доброй воли молиться о скорейшем выздоровлении митрополита», − говорится в сообщении.
Священный Синод Московского Патриархата констатировал невозможность евхаристического общения с архиепископом Кипрским Георгием
16.03.2023 16 марта 2023 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви имели суждение о последствиях поминовения новоизбранным предстоятелем Кипрской Православной Церкви руководителя раскольнической структуры, действующей на Украине (журнал № 14).
Ранее Священный Синод в заседании от 20 ноября 2020 года (журнал № 77) констатировал невозможность поминовения имени архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним в связи с признанием им одной из раскольнических групп на Украине и поминовением ее руководителя в числе Предстоятелей автокефальных Церквей. Тогда же Синод заявил о невозможности сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола.
7 ноября 2022 года Архиепископ Хризостом II отошел ко Господу. Новоизбранный предстоятель Кипрской Православной Церкви Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Георгий III вслед за своим почившим предшественником продолжил поминовение лидера украинских раскольников.
Священный Синод постановил констатировать невозможность поминовения имени Архиепископа Новой Юстинианы и всего Кипра Георгия в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также с теми иерархами Кипрской Православной Церкви, которые вступили или вступят в церковное общение с раскольниками.
Епископ Варгашинский Пармен (Щипелев) почислен на покой
16.03.2023 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 16 марта 2023 года, был рассмотрен вопрос о служении епископа Варгашинского Пармена (Щипелева), викария Курганской епархии (журнал № 7).
Члены Синода постановили почислить епископа Варгашинского Пармена на покой.
Местом пребывания епископа Пармена на покое определен город Ростов-на-Дону.
Правящим архиереем Чистопольской епархии назначен епископ Покровский Пахомий
16.03.2023 16 марта 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос о замещении вакантной кафедры Чистопольской епархии (журнал № 5).
Преосвященным Чистопольским и Нижнекамским назначен епископ Покровский и Новоузенский Пахомий (Брусков). Священный Синод выразил благодарность владыке Пахомию за понесенные плодотворные архипастырские труды по организации церковной жизни Покровской епархии.
Временное управление Покровской епархией поручено митрополиту Саратовскому и Вольскому Игнатию (Депутатову).
Правящим архиереем Великоустюжской епархии назначен епископ Югорский Фотий (Евтихеев)
16.03.2023 16 марта 2023 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви обсудили вопрос о замещении вакантной кафедры Великоустюжской епархии (журнал № 6).
Принято решение избрать преосвященным Великоустюжским и Тотемским епископа Югорского и Няганского Фотия (Евтихеева).
Временное управление Югорской епархией поручено митрополиту Ханты-Мансийскому и Сургутскому Павлу (Фокину).
Архимандрит Вениамин (Рудый) избран викарием Астанайской епархии
16.03.2023 16 марта 2023 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви заслушали рапорт митрополита Астанайского и Казахстанского Александра о необходимости иметь еще одного викарного епископа (журнал № 4).
Постановлением Священного Синода викарием Астанайской епархии с титулом «Талгарский» избран клирик Чимкентской епархии архимандрит Вениамин (Рудый).
Место наречения и хиротонии архимандрита Вениамина во епископа оставлено на усмотрение патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Обращение Собора Латвийской Православной Церкви будет рассмотрено на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
16.03.2023 16 марта 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было заслушано сообщение патриарха Московского и всея Руси Кирилла о поступившем обращении Собора Латвийской Православной Церкви (журнал № 2).
Собор Латвийской Православной Церкви, состоявшийся в Риге 20 октября 2022 года, принял поправки в Устав Латвийской Православной Церкви и обратился к патриарху Кириллу «с глубоким прошением о разрешении возникших непреодолимых сложностей» в связи с принятием Парламентом Латвийской Республики поправок к Закону о Латвийской Православной Церкви.
Синод постановил рассмотреть обращение Собора Латвийской Православной Церкви на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Члены Синода также приняли решение в ответ на прошение Собора Латвийской Православной Церкви подтвердить продолжение выдачи ей святого мира.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, относятся к компетенции Поместного Собора (статья 1 главы II; пункт б статьи 5 главы II). Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор (статья 4 главы II), в обязанности которого входит, в том числе, внесение предложений по повестке дня Поместного Собора (пункт м статьи 5 главы III).
Вопрос об изменении статуса Виленской епархии будет рассмотрен на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
16.03.2023 16 марта 2023 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви заслушали сообщение патриарха Московского и всея Руси Кирилла о работе комиссии по изучению вопроса об изменении статуса Виленской епархии (журнал № 3).
Ранее Священный Синод в заседании от 27 мая 2022 года (журнал № 36), заслушав рапорт митрополита Виленского и Литовского Иннокентия, учредил комиссию во главе со патриархом Кириллом для изучения вопроса о статусе Виленской епархии и определил результаты работы комиссии представить на рассмотрение Священного Синода. В заседании от 25 августа 2022 года (журнал № 75) Священный Синод имел суждение о промежуточных результатах работы комиссии и определил продолжить ее работу с учетом предложений, высказанных патриархом и членами Синода. В дальнейшем комиссия продолжила изучение ситуации.
В ходе состоявшегося сегодня заседания Синода его участники постановили рассмотреть обращение митрополита Виленского Иннокентия и выводы комиссии на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.
Согласно Уставу Русской Православной Церкви, решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, относятся к компетенции Поместного Собора (статья 1 главы II; пункт б статьи 5 главы II). Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор (статья 4 главы II), в обязанности которого входит, в том числе, внесение предложений по повестке дня Поместного Собора (пункт м статьи 5 главы III).
Учрежден Центр подготовки церковных специалистов Владикавказской епархии
16.03.2023 16 марта 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан рапорт архиепископа Владикавказского и Аланского Герасима в сопровождении рапорта председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова об учреждении Центра подготовки церковных специалистов Владикавказской епархии (журнал № 21).
Члены Синода приняли решение учредить Центр подготовки церковных специалистов Владикавказской епархии.
Временное управление приходами Московского Патриархата в Италии поручено митрополиту Корсунскому Нестору
16.03.2023 16 марта 2023 года члены Священного Синода Русской Православной Церкви, заслушав сообщение патриарха Московского и всея Руси Кирилла, постановили освободить председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония (Севрюка) от временного управления приходами Московского Патриархата в Италии (журнал № 22).
Временным управляющим приходами Московского Патриархата в Италии назначен патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Нестор (Сиротенко).
Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил ряд богослужебных текстов
17.03.2023 16 марта 2023 года участники заседания Священного Синода Русской Православной Церкви заслушали рапорт председателя Синодальной богослужебной комиссии митрополита Петрозаводского и Карельского Константина о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов (журнал № 12).
Синод постановил утвердить к общецерковному богослужебному употреблению тексты:
- молебного пения в начале учебного года в высших и средних специальных учебных заведениях;
- молебного пения пред экзаменами;
- прошений и молитвы для благодарственного молебна по случаю окончания высшего или среднего специального учебного заведения;
- прошений и молитвы для благодарственного молебна по случаю окончания школы;
- тропаря и кондака святой Олимпиаде Константинопольской, диакониссе.
Патриарх Кирилл совершил освящение храма на территории СИЗО № 1 «Матросская тишина» в Москве
15.03.2023 14 марта 2023 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Москве» («Матросская тишина»).
Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения воссозданного на территории СИЗО-1 храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Храм находится в ведении Комиссии по социальному служению в местах лишения свободы при Епархиальном совете г. Москвы.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Раменский Иринарх; иерей Кирилл Марковский, и.о. куратора тюремных храмов УФСИН России по г. Москве (с обязанностями благочинного), помощник начальника УФСИН России по г. Москве по организации работы с верующими; протоиерей Сергий Киселев, старший священник храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве; столичное духовенство.
В 1771 году на месте расположения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве (неофициальное наименование «Матросская тишина») Екатериной II был основан смирительный дом для «предерзостных», который находился в ведении Общества презрения. 17 декабря 1850 года в смирительном доме была освящена тюремная церковь «Всех скорбящих». В 1870 году смирительный дом был переименован в Московскую исправительную тюрьму, которая была устроена на 300 мужчин и 150 женщин. После 1917 года тюрьма была разорена, затем вновь восстановлена и расширена. В 1920 году 395 заключенных тюрьмы обратились с письменным ходатайством о разрешении молиться в тюремной церкви вместе со священником хотя бы один раз в неделю. Просьба была оставлена без удовлетворения. Впоследствии тюремная церковь была полностью разрушена.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве возведен в рамках Программы строительства православных храмов в Москве. Строительство храма было начато в августе 2018 года.
16 ноября 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание храма.
26 марта 2020 года было получено разрешение на ввод храма в эксплуатацию. В октябре 2021 года были завершены работы по росписи алтарной части храма.
В январе 2022 года в цокольном этаже храма оборудован Религиозно-исторический центр «Вечная память за веру Христову во узах пострадавшим», в котором будут проводиться духовно-просветительские мероприятия для осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию учреждения, а также сотрудников СИЗО.
В сентябре 2022 года завершены работы по благоустройству прихрамовой территории.
Храм спроектирован в классическом стиле с соблюдением традиций храмовой архитектуры. Высота храма 21 м, общая площадь 349 кв. м, вместимость 150 человек. На алтарной апсиде размещена икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Храм соединен с режимным корпусом проходным коридором, по которому подозреваемые и обвиняемые будут сопровождаться в храм на богослужения. Божественная литургия будет совершаться в храме два раза в неделю.
В ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве содержится около 1700 подозреваемых, обвиняемых и осужденных. На территории учреждения располагается многопрофильная соматическая больница для лечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных с терапевтическим, хирургическим, туберкулезным и инфекционным отделениями. Также учреждение выполняет функции межрегионального транзитного пункта. В СИЗО-1 несут службу более 450 сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
В следственном изоляторе действуют два домовых храма: Воздвижения Креста Господня, расположенный в туберкулезном режимном корпусе, вместимостью 20 человек (освящен в 2001 году) и великомученицы Анастасии Узорешительницы, расположенный в первом режимном корпусе, вместимостью 15 человек (освящен в 2010 году). Божественная литургия в храмах совершается еженедельно. По окончании богослужений в храм последовательно приводят еще несколько групп следственно-арестованных. Также по графику священнослужители совершают обход камер больничных и режимных корпусов следственного изолятора, из которых не осуществляется вывод в домовые храмы.
В помещении общежития осужденных отряда по хозяйственному обслуживанию СИЗО-1 действует духовный центр, в котором еженедельно по воскресным дням проходят занятия воскресной школы. В занятиях для осужденных, помимо священнослужителей, принимают участие студенты Сретенской духовной академии.
Духовное окормление подследственных и осужденных, а также сотрудников следственного изолятора совершает 21 клирик Московской епархии. В организации духовного окормления священнослужителям оказывают помощь добровольцы общества милосердия в тюрьмах «Вера, Надежда, Любовь», возглавляемого Н.Л. Высоцкой, одной из главных инициаторов строительства храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в СИЗО-1.
Патриарх Кирилл совершил освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы
19.03.2023 19 марта 2023 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове г. Москвы — главного храма МЧС России — и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме.
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством Московской епархии; епископ Серпуховской Роман, наместник Высоцкого ставропигиального мужского монастыря г. Серпухова Московской области; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа Западного викариатства, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа Западного викариатства, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе г. Москвы; протоиерей Леонид Олейников, настоятель храма в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдкове; протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья при МГИМО г. Москвы; иеромонах Ермоген Бурыгин, и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; духовенство г. Москвы.
В начале ХХ века в деревне Давыдково находилась часовня в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В 1930-е годы часовня была закрыта. В 1958 году в ней была устроена керосиновая лавка, в 80-х годах прошлого века часовня была снесена.
В июле 2014 года в рамках Программы строительства православных храмов в Москве в районе Фили-Давыдково прошли общественные слушания по вопросу размещения Смоленского храма на земельном участке по адресу: ул. Давыдковская, владение 12 (напротив). Впоследствии на этом участке силами общины был построен временный деревянный храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
Строительство каменного храма началось в октябре 2016 года и концу 2020 года, в год, когда отмечалось 30-летие МЧС России, строительные работы были завершены.
Храмовый комплекс состоит из верхнего и нижнего храмов: верхний храм освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, нижний — в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
Храм имеет трехъярусную колокольню высотой 36 метров. На территории храмового комплекса расположен дом причта, в котором размещены воскресная приходская школа, трапезная, актовый зал, служебные кабинеты, ризница. В цокольном этаже приходского дома работает кафе для прихожан.
В 2020 году приход стал активно сотрудничать с МЧС России. 10 августа 2021 года распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла Смоленскому храму был присвоен статус главного храма МЧС
Скончался иеросхимонах Иулиан (Лазар), старец румынского скита Продром на Афоне
15.03.2023 10 марта 2023 года отошел ко Господу иеросхимонах Иулиан (Лазар), любимый и почитаемый многими старец румынского скита Продром на Святой Горе Афон.
Старцу Иулиану, который 46 лет подвизался на Святой Горе Афон, было 97 лет.
Будущий иеросхимонах Иулиан родился 8 января 1926 года в городе Ворона Ботошанского уезда. В 1946 году, в возрасте 20-ти лет, он перешел жить в знаменитый монастырь Сихастрия.
В 1950 году он завершил обязательную военную службу. После нескольких лет, проведенных в молитве и послушании, в 1956 году он был рукоположен в священный сан.
В 1977 году, в возрасте 51-го года, отец Иулиан переехал на Афон, где остался до конца своих дней. Сначала он четыре года подвизался в скиту Лаку, а в 1981 году перешел в скит св. Иоанна Предтечи Продром, где стал духовником.
Прощание с иеросхимонахом Иулианом состоялось в субботу 11 марта. После отпевания в храме тело новопреставленного отца Иулиана процессией отнесли к месту его погребения.
«Не было сказано никаких прощальных речей за исключением слов, содержащихся в тексте богослужения. По Афонскому уставу, тело иеросхимонаха было погребено без гроба, с кирпичами в изголовье», — говорится в сообщении.
В УПЦ заявили, что не могут выполнить предписание покинуть Киево-Печерскую лавру
13.03.2023 Украинская Православная Церковь (УПЦ) не может выполнить предписание монахам Киево-Печерской лавры покинуть ее помещения в связи с незаконностью данного распоряжения. Об этом заявил в пятницу председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент (Вечеря), комментируя распоряжение гендиректора национального заповедника «Киево-Печерская лавра» покинуть монастырь до 29 марта в связи с расторжением договора аренды, передает ТАСС.
«Руководство заповедника прислало ультиматум, в котором без каких-либо объяснений объявило о разрыве договора аренды и потребовало выселиться из обители. Такие требования ничего общего с законодательством Украины не имеют. УПЦ не может выселиться из монастыря, поскольку для этого нет никаких юридических обоснований», - заявил митрополит Климент в комментарии украинскому изданию «Страна».
«Непонятно на основании чего мы должны передавать те материальные ценности и то культурное наследие, которое было возрождено и сохранялось монахами. На каком основании передавать это людям, которым не имеют к нему никакого отношения?», - отметил председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, имея в виду руководство музея, действующего под эгидой Министерства культуры Украины. «Они его не создавали, не реконструировали, а только разрушали все предыдущие годы и теперь хотят отобрать его у нас», - заявил митрополит Климент.
Ранее в пятницу на сайте обители было опубликовано предупреждение и.о. гендиректора заповедника «Киево-Печерская лавра», в соответствии с которым монахи Свято-Успенской Киево-Печерской лавры УПЦ должны покинуть монастырь до 29 марта в связи с расторжением договора аренды. В документе уточняется, что рабочая группа, установившая нарушение условий договора аренды, создана по указу президента Украины Владимира Зеленского о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны «Об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций на Украине и применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)».
Киево-Печерская лавра - один из первых монастырей Руси и древнейший монастырь на территории современной Украины. Нижняя лавра, на территории которой расположен Киево-Печерский монастырь и резиденция митрополита УПЦ, по решению, принятому в 2013 году, до сих пор находилась в бессрочном пользовании УПЦ. Верхняя лавра, где расположен Успенский собор, а также Трапезная церковь, - в ведении Киево-Печерского историко-культурного заповедника. До 31 декабря 2022 года Успенский собор и Трапезная церковь находились в аренде у УПЦ, которая проводила там службы. 31 декабря срок аренды истек, а руководство музея отказалось продлить договор.
Издательство Московской Патриархии открывает новую книжную серию «Духовные светильники России. Век ХХ»
17.03.2023 В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга Галины Чиняковой «Сияние Русского Севера».
Издание открывает новую книжную серию «Духовные светильники России. Век ХХ», посвященную священнослужителям, пережившим хрущевскую оттепель, прошедшим лагеря и тюрьмы и сохранившим крепкую веру в Бога и горячую любовь к человеку.
Книга «Сияние Русского Севера» основана на воспоминаниях автора о личных встречах и беседах с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), протоиереем Николаем Гурьяновым, архимандритом Вассианом (Шуста), протоиереем Анатолием Малининым, а также на материалах о протоиерее Александре Ильине. Приводятся их высказывания, наставления, размышления о современном положении человека в мире, о смысле и цели христианской жизни. Кроме того, в книгу вошли выдержки из писем архимандрита Иоанна, архимандрита Вассиана и протоиерея Александра Ильина, в которых они, анализируя разные жизненные ситуации, помогают разобраться в сложных вопросах, дают верные ориентиры. Их советы одинаково полезны как тем, кто делает первые шаги в храме, так и пришедшим к вере много лет назад.
В Москве ограбили Спасо-Андроников монастырь
17.03.2023 Настоятель подворья Спасо-Андроникова монастыря в Москве архимандрит Дионисий (Колесник) сообщил, что произошло ограбление.
«Злоумышленники ограбили Спасо-Андроников монастырь, похитив два мешка с церковной утварью и три потолочных светильника. Это произошло около полуночи», – сообщил собеседник агентства.
По данным осведомленного источника, кража произошла в одном из зданий Спасо-Андроникова монастыря, где находится своего рода склад. В полицию уже поступило заявление о происшествии. Злоумышленников ищут, но пока установить личности и задержать их не удалось.
Рейдеры ПЦУ захватили храм в Юрковцах
19.03.2023 18 марта 2023 года рейдеры ПЦУ захватили храм великомученика Димитрия Солунского в Юрковцах Черновицкой области, до крови избив верующих УПЦ.
Об этом на своей странице Facebook сообщила юрист Виктория Кохановская.
22 октября 2022 года в селе Юрковцы Черновицкой области на собрании территориальной общины состоялось незаконное голосование за изменение юрисдикционного подчинения храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в пользу ПЦУ. Прихожане Димитриевского храма на собрании религиозной общины подтвердили свою верность УПЦ.
В Авдеевке Донецкой области Украины из-за обстрелов сильно пострадал храм Архангела Михаила
19.03.2023 В Авдеевке Донецкой области Украины из-за обстрелов сильно пострадал храм Архангела Михаила.
Фото разрушений опубликовала пресса-служба Донецкой епархии. На фото видны многочисленные разрушения – выбитые окна и двери, разрушенный иконостас.
Журнал «Библейского археологического общества» анализирует причины и историю возникновения традиции крещения детей
13.03.2023 В журнале Библейской археологии видный ученый анализирует причины и историю появления традиции крещения детей и находит, что во многом ей способствовала эпидемия, считавшая Божьей карой за грехи, пишет biblicalarchaeology.
Франческо Ардуини (Francesco Arduini ), независимый исследователь в области библеистики и истории христианства, опубликовал в журнале «Библейского археологического общества» (Biblical Archaeology Society, BAS) статью о возникновении водного крещения детей. Библеист напоминает, что пандемии нередко сильно влияют на привычки, образ жизни и традиции целых групп населения, а то и коренным образом их меняют. Миллиарды людей лично испытали это на себе во время пандемии коронавируса COVID-19, вспыхнувшей в 2019 году. История Европы знает многие примеры такого рода – в частности, эпидемия бубонной чумы опустошила средневековую Европу в середине 14 века и разрушила многие области гражданской жизни и хозяйства. Византийскую империю во время правления Юстиниана (в середине шестого века н.э.) также поразила столь страшная эпидемия, что готы и византийцы вынуждены были даже остановить войну на Апеннинском полуострове.
Как и другие катастрофы, эпидемии нередко полностью «перепахивают» и обновляют жизнь общества далеко за пределами сферы здоровья как таковой. Известно, что многие прошлые пандемии также оказывали сильное воздействие на религии – питали религиозный радикализм и реформаторские движения, крепили веру, обостряли богословские диспуты. Вот и христианский обряд водного крещения новорожденных, по всей видимости, возник в связи с пандемией, поскольку в ранних христианских общинах до конца второго столетия этот обряд не известен, документально не зафиксирован.
Примерно в 165 году н.э., в период правления императора и знаменитого философа Марка Аврелия (161-180 гг.), Римская империя была поражена первой документально подтвержденной смертоносной вспышкой инфекционного заболевания. В хрониках она известна как «Антонинова чума», а ученые полагают, что это было первое пришествие оспы или кори (точно не известно до сих пор) в Средиземноморье и Европу. Источником этой пандемии, вероятно, стал город Селевкия близ современного Багдада. Согласно самой общепринятой гипотезе, повальную болезнь занесли в империю римские легионы, посланные на завоевание Парфии. Они вернулись из неудачного похода в 165 году, и сеяли чуму на обратном пути вплоть до Рима. Тогда это была совершенно новая инфекция, иммунитета на нее у населения не было, а потому, по некоторым современным оценкам, болезнь на пике своего развития умертвляла примерно 5 тысяч римлян в день. Смертность была настолько высокой, что караваны колесниц, доверху нагруженных мертвыми телами, тянулись из городов чуть не каждый день. Считают, что в некоторых регионах Египта оспа погубила более 90 процентов жителей, а в целом, вероятно, более 20 процентов населения Римской империи. По свидетельству римского историка Диона Кассия (155-235 гг.), болезнь снова вспыхнула девять лет спустя и уносила в Риме до 2 тысяч жизней в день – в среднем каждого четвертого, то есть уровень смертности составил 25% (что нехарактерно для чумы). В целом тогда погибло порядка 5 миллионов человек – до трети населения некоторых провинций империи.
Пандемия вызвала вспышку религиозности от низов до самых высших слоев римского общества. Император Марк Аврелий спешно восстанавливал храмы и святилища, призывал отовсюду священников и всячески поощрял богослужения и молитвы в надежде успокоить Божий гнев, который, по общепринятому мнению, и вызвал Антонинову чуму. Эта необычная вспышка религиозности, по оценкам историков, началась около 166 года.
Христианам, по всей видимости, лучше удавалось противостоять эпидемии, и они вышли из нее с меньшими потерями, чем язычники. Сама организация христианских общин, их замкнутость, взаимопомощь, заботы о больных, обездоленных и сиротах способствовали снижению уровня смертности. Однако оспа, как известно, вызывает самую высокую смертность среди детей, и христиане, безусловно, не были исключением. Антонинова чума оказала сильнейшее влияние на христианские общины. Чувства страха и бессилия, охватившие народ империи, наряду с резким возрождением религиозности, явно способствовали росту и быстрому распространению христианства по всей империи. Предполагают также, что христианские общины в то время перестроились внутренне, в том числе на теологическом уровне.
Что касается крещений, то все христианские общины всегда крестили новообращенных. На западе в 1950-1960-х годах обряд крещения даже послужил темой бурных споров о законности крещения детей и младенцев. К нашим временам эти дебаты уже поутихли – скорее из-за некоторой усталости, чем примирения сторон. Первое упоминание о крещении детей исходит от епископа Иринея и датируется примерно 180 годом н.э. (Adversus haereses 2.22.4). Спустя 20 лет появилось четкое заявление о крещении детей, автором которого был плодовитый историк Тертуллиан примерно в 200 году н.э. (De baptismo 18.1.4–5). Он резко высказался против крещения детей, поскольку они еще не до конца понимают значение этого обряда. Однако из этого заявления столь же очевидно, что к концу второго века крещение детей уже вошло в обычай. Примерно 15 лет спустя богослов Ипполит в своем апостольском предании дает ясную литургическую формулировку крещения детей.
Какой же фактор сыграл главную роль в становлении этого обряда в христианской общине в 180-200 годах? Если учитывать высокий уровень младенческой смертности в то время в целом и особенно во времена страшных эпидемий, становится понятно, почему христиане стремились сразу крестить новорожденных. Тем самым они надеялись снискать для детей Божью защиту и дать им шанс на спасение души. Вот почему обряд срочного крещения младенцев во спасение очень скоро прижился и стал традиционным. Как только чрезвычайная ситуация эпидемии отчасти миновала к 180 году н.э., Ириней и другие христианские богословы разработали теологию крещения младенцев и распространили это учение в последующие 20 лет настолько широко, что Тертуллиан на заре третьего века упоминает его как общепринятый обряд.
Проблема этого объяснения заключается в том, что связь между началом крещения младенцев и «чумой Антонина» чисто гипотетическая, поскольку ни один известный документ того времени не сохранил никаких ее свидетельств. Любопытно также, что в трудах христианских авторов того времени отсутствует не только указания на возможную связь между чумой и крещением младенцев, но и какие-либо упоминания о чуме вообще. Можно лишь предположить, что в разгар эпидемии Антониновой чумы все богословские дебаты прервались из-за чрезвычайной ситуации эпидемии. Весьма правдоподобно и предположение о том, что в эпидемию родители-христиане массово умоляли как можно скорее крестить их тяжелобольных детей, дабы обеспечить им спасение через крещение, и духовенству приходилось свершать обряды день и ночь. Только когда бедствие миновало, у немногих уцелевших клириков появился досуг, и начали появляться первые упоминания и размышления о крещении детей, при полном молчании о самой чуме.
Почему же этот «заговор молчания» сохранялся после 180 года? Языческое население в своем большинстве сочло эпидемию карой богов и возлагало вину на христиан. Христианство же, все еще живущее в ожидании скорого второго пришествия Христа, в свою очередь истолковало эту напасть таким же образом – как Божью кару за греховность мира, не искупаемую присутствием немногочисленных христиан. Антонинова чума стала первой разрушительной демографической катастрофой, поразившей церковь. Апологетам пришлось пройти через некую теологическую дезориентацию в попытках оправдать столь жестокое наказание от Господа. Можно предположить, что эта временная растерянность и породила столь странное молчание церковных источников о чуме.
На протяжении всего первохристианского (пост-апостольского) периода нет никаких прямых упоминаний о крещении детей. Каждый раз, когда затрагивается эта тема, источники считают детей чистыми, независимо от крещения. Этот ортодоксальный постулат сохранялся вплоть до времен христианского богослова Иустина, который был последним апологетом, писавшим о крещении (в 150 году) до того, как чума Антонина поразила Римскую империю (Первая апология 61.9–10). Тридцать лет спустя, при Иринее, взгляды на крещение детей явно изменились, а еще через 20 лет мы узнаем от Тертуллиана, что обряд крещения младенцев укоренился в церкви. Таким образом, в период 150-180 годов должно было произойти некое переломное событие, оправдывающее столь важное и беспрецедентное изменение. Антонинова чума идеально попадает в этот краткий период и, таким образом, вписывается в историю теологии крещения.
0 коммент.:
Отправить комментарий