Бог, Христианство, Православие, Церковь, Вера, агиасма, акафист, артос, бл.Матрона, водоосвящение, грех, елеопомазание, исповедь, литургия , молебен, монах, Николай чудотворец,пост, панихида, календарь, проповедь, просфора, псалтирь, Серафим Саровский, таинства, требы, тропарь, туринская плащаница, Фавор, чудеса исцеления, чудо, шестопсаломие,Феофан Затворник

Архив блога

воскресенье, 22 декабря 2019 г.

Новости Православия N 49 (933)

 Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил хиротонию архимандрита Никодима (Пустовгара) во епископа Любечского

18.12.2019 17 декабря 2019 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в храме в честь великомученицы Варвары, расположенном на территории Киевской областной клинической больницы.

За богослужением была совершена хиротония архимандрита Никодима (Пустовгара) во епископа Любечского, викария Черниговской епархии. Новый архиерей был избран на заседании Синода Украинской Православной Церкви 6 декабря.

За Литургией Его Блаженству сослужили наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, митрополит Херсонский и Таврический Иоанн, митрополит Черниговский и Новгород-Северский Амвросий, митрополит Владимир-Волынский и Ковельский Владимир, митрополит Нежинский и Прилукский Климент, архиепископ Боярский Феодосий, архиепископ Конотопский и Глуховский Роман, архиепископ Фастовский Дамиан, епископ Волынский и Луцкий Нафанаил, епископ Дионисий (Константинов), епископ Гостомельский Тихон, епископ Барышевский Виктор, епископ Белогородский Сильвестр, епископ Переяслав-Хмельницкий Дионисий, епископ Любечский Никодим, а также духовенство храма и гости в священном сане.

По окончании Божественной литургии Блаженнейший владыка произнес напутствовал епископа Любечского Никодима и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим свое первое архипастырское благословение.


Церковь Чешских Земель и Словакии поддержала предложение провести встречу предстоятелей Поместных Церквей

20.12.2019 17 декабря 2019 года в Праге состоялось заседание Священного Синода Православной Церкви Чешских земель и Словакии, на котором синодалы поддержали предложение Иерусалимского Патриарха Феофила III провести встречу Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Иордании в феврале 2020 года. Об этом сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ со ссылкой на официальный сайт Чехословацкой Церкви.

Священный Синод принял постановление, посвященное вопросу признанию автокефалии «ПЦУ», в котором поддержал созыв Предстоятелей Поместных Церквей в Иордании. Отмечается, что Синод приветствует начало официального диалога по решению церковного кризиса в Украине.

В постановлении Священный Синод также коснулся вопроса сослужения епископа Шумперского Исаии (Сланинка) с представителями «ПЦУ» 21 ноября 2019 года в Киеве.

«Синод настаивает на своей резолюции, принятой в феврале 2019 года за сдержанную позицию Православной Церкви Чешских Земель и Словакии по “Православной Церкви Украины” в ожидании общеправославного консенсуса, и призывает своих членов в полной мере уважать эту резолюцию в своей зарубежной деятельности».

Также Синод запретил представителям других Православных Церквей создавать на территории Чехии и Словакии свои ставропигиальные структуры, в первую очередь, направленные против «Священного Патриаршего ставропигиального монастыря Успения Пресвятой Богородицы», который основали представители Константинопольского Патриархата при поддержке епископа Исаии.

Напомним, ранее Блаженнейший Ростислав Архиепископ Прешовский Митрополит Чешских земель и Словакии предупредил епископа Шумперского о канонических последствиях за служение с «ПЦУ».


Патриарх Кирилл: Никакого "чина отпевания некрещённых младенцев" не существует

22.12.2019 20 декабря 2019 года в завершение доклада на Епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопрос, который поступил Его Святейшеству в материалах, собранных к заседанию Епархиальным советом и викариатствами: "Недавно был благословлён и введён в практику чин отпевания некрещённых младенцев. В связи с этим возникают разногласия относительно поминовения таковых за другими богослужениями. Действительно ли одобренный чин даёт нам право поминовения младенцев, умерших без Святого Крещения, за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях?"

«В самом этом вопросе содержится ошибка, — разъяснил Предстоятель Русской Православной Церкви. — Никакого "чина отпевания некрещённых младенцев " не существует. В прошлом году Священным Синодом было благословлено к употреблению "Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения". Это последование содержит в основном молитвы об утешении скорбящих родственников умершего младенца, а также две фразы, в которых мы просим о благой участи для младенца. В чем может быть благость этой участи? Мы не знаем. Учение Церкви не дает ответа на вопрос о том, что уготовано справедливым и милосердным Богом для младенцев, умерших без крещения. Если же прямо ответить на заданный вопрос, то: нет, одобренный чин не открывает возможность поминовения младенцев, умерших без Святого Крещения, за Божественной литургией, на панихидах и заупокойных литиях».


Патриарх Кирилл: Перевод всего богослужения на современный русский язык не принесет пользы

22.12.2019 В своем докладе на Епархиальном собрании г. Москвы 20 декабря 2019 года Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, как в 1990-е годы храмы наполнялись людьми, и для этого не требовалось сверхусилий со стороны духовенства.

«Усилия нужны были в другом: в том, чтобы успеть всем уделить хотя бы малую толику внимания, чтобы ответить на все просьбы об исповеди или о совершении других Таинств. Сегодня люди продолжают приходить в храмы, но многое изменилось. Количество храмов значительно увеличилось и продолжает увеличиваться, в связи с чем число прихожан на каждый храм уже не растет лавинообразно, хотя и остается значительным. Кроме того, можно сказать, что ожидания прихожан изменились. Они стали в хорошем смысле более требовательными к содержанию приходской жизни», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.

По словам Его Святейшества, едва ли не в первую очередь это касается, отношения к богослужению: «Сегодня многие прихожане, — быть может, даже больше, чем 20-25 лет назад, стремятся активно участвовать в богослужении, вникать в его смысл. Это не может не радовать, ибо, как подчеркивал святитель Феофан Затворник, "наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг"».

«При этом не сегодня отмечено, что миряне сталкиваются с трудностями в понимании богослужения, — продолжил Предстоятель. — Этот вопрос, кстати, был очень живо поставлен в ходе моей недавней беседы с рукоположенными мною священниками — клириками Москвы. В связи с этой темой порой возникают идеи перевести все богослужение на современный русский язык, сократить его изменяемые части и другие подобные предложения».

«Именно такие решения не принесут пользы, — полагает Святейший Патриарх Кирилл. — При этом, как я отметил на упомянутой встрече с духовенством, славянский язык органично изменялся на протяжении более чем десяти веков существования Русской Церкви. И в последние годы Священный Синод неоднократно давал указание, чтобы при составлении новых богослужебных текстов на церковнославянском языке их авторы и редактирующая эти труды Синодальная богослужебная комиссия избегали малопонятных, архаичных грамматических или лексических конструкций. Более того, мы помним, что в 1909 году Святейший Правительствующий Синод одобрил издание отредактированных текстов Постной Триоди, подготовленных комиссией под председательством будущего Патриарха Сергия, а двумя годами позже благословил издание исправленной Цветной Триоди и продолжение работ комиссии по исправлению Октоиха и Миней (довести этот труд до конца не позволила революция)».

«Однако главная сложность в понимании мирянами богослужебных текстов проистекает из самого их содержания, из высоты догматического учения, поэтических особенностей и насыщенности библейскими образами, которые непросто понять тем, кто обладает поверхностными знаниями о церковном учении и о библейской истории. Поэтому важнейшая задача для священников — это через просвещение прихожан помочь им понимать содержание и смысл православного богослужения. Эта учительная задача никак не отменяет необходимости устранять практические недостатки, такие как невнятность и поспешность в произнесении текстов и возгласов или, наоборот, утомительное для внимания затягивание и искусственная театральность, эмоциональность или вычурность; неправильная расстановка акцентов в текстах; неблагоприятная акустика храма, которую можно, как правило, исправить современными техническими средствами. Все это не требует больших усилий при внимательном и ответственном отношении к богослужению, любви к нему. В сфере просвещения людей также есть достаточно много несложных способов помочь мирянам хотя бы на базовом уровне», — подчеркнул Святейший Владыка.

«В своем позапрошлогоднем докладе на епархиальном собрании я приводил пример того, как в некоторых храмах прихожанам раздают тексты праздничных, а иногда и воскресных богослужений, или хотя бы канонов, с параллельным русским текстом и подстрочным пояснением сложных мест. Такие тексты можно печатать недорого, в самом простом виде, без специальной верстки или цветного оформления. Пользу они приносят очень большую», — продолжил Предстоятель. По мнению Его Святейшества, «полезно на праздники и Великим постом читать после 6-й песни канона синаксарь или краткое житие святого на русском языке».

Святейший Патриарх проинформировал собравшихся: «В этом году я поручил комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения проработать проект составления сборника новой редакции назидательных текстов, читаемых во время богослужений. Пока эта работа еще ведется, но некоторые тексты можно найти в сети Интернет. Также полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке. То же касается чтения Евангелия при совершении треб и при уставном прочтении всего текста Четвероевангелия на Страстной седмице, которое на практике нередко распределяется на весь Великий пост. При этом настоятелям следует прислушиваться к своим приходам: где-то введение упомянутых практик будет воспринято с благодарностью, а где-то может вызвать неприятие, обусловленное иной многолетней привычкой».

«Важно помнить, что здесь главная цель священника не в том, чтобы реализовать нечто, что представляется ему теоретически правильным, но в том, чтобы помочь прихожанам преумножить в себе любовь к богослужению», — особо отметил Святейший Владыка.

Предстоятель также коснулся темы проповеди во время богослужений: «Еще один способ просвещения людей, требующий чуть больше усилий от священников, но очень полезный, — это объяснение того или иного гимнографического текста во время проповеди. Ведь сколь много можно рассказать об учении Православной Церкви, опираясь, к примеру, на тропарь Преображения: что значит "преобразился"? почему и как показал славу ученикам? почему "якоже можаху"? как свет может воссиять и нам грешным? Дорогие отцы, богослужение Православной Церкви дает нам неисчерпаемые возможности для проповеди православного учения». «Будем же пользоваться этой бесценной сокровищницей», — призвал Святейший Патриарх Кирилл.

Патриарх также рассказал, что в материалах викариатских съездов подчеркнута важность еще целого ряда просветительских направлений, таких как создание библейских групп, организация лекториев или отдельных лекций, распространение базовых вероучительных знаний посредством листовок и т.п.

«Все это известная и все больше распространяющаяся практика, которую необходимо осуществлять буквально на всех приходах Москвы, — отметил Патриарх Кирилл. — При этом не обязательно, чтобы каждый из упомянутых проектов реализовывался на каждом приходе — все зависит от сил, возможностей, состава духовенства. Но если силы и желание есть, а настоятелю не хватает каких-то знаний или навыков для организации, к примеру, библейской группы, не надо стесняться обращаться за помощью в епархиальный миссионерский отдел или к приходам, где имеется соответствующий опыт. Призываю Преосвященных викариев помогать в этом приходам. Причем речь идет не о том, чтобы в приказном порядке учредить в каждом викариатстве, условно говоря, 15 библейских групп, 10 лекториев и 20 воскресных школ для взрослых. Речь о том, чтобы дать возможность каждому приходу раскрыть тот потенциал, который у него имеется».

«Дорогие владыки и отцы, я не в первый раз останавливаюсь именно на темах богослужения, проповеди, просвещения. Эти темы — главные для приходской жизни. Ведь проповедь Евангелия — это то, что нам заповедано Спасителем (см. Мк. 16:15). А богослужение составляет существо жизни Церкви, открывает людям уже здесь, на земле, правду Царства Божия, к Которому мы стремимся», — подытожил Предстоятель Русской Церкви.


Патриарший наместник Московской епархии совершил великое освящение храма блаженной Ксении Петербургской в подмосковной деревне Дунино

18.12.2019 15 декабря 2019 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) совершил великое освящение храма блаженной Ксении Петербургской в деревне Дунино (Одинцовский район Московской области) и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Луховицкий Петр, благочинные церковных округов Московской областной епархии: Одинцовского — священник Игорь Нагайцев, Красногорского — иеромонах Николай (Летуновский), настоятель Ксениевского храма протоиерей Алексий Гостев, духовенство Одинцовского благочиния.

По окончании богослужения митрополит Ювеналий наградил благотворителей и усердных тружеников прихода епархиальными наградами.


Глава Воронежской митрополии совершил великое освящение Никольского храма города Воронежа

19.12.2019 После проведения масштабных реставрационных работ, в преддверии 300-летия Никольского храма, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий (Фомин) возглавил чин великого освящения.

19 декабря правящим архиереем совершено великое освящение старинного Никольского храма г. Воронежа и двух его престолов: главного - во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, и малого - во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Митрополиту Сергию сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Центрального церковного округа протоиерей Геннадий Пашкевич, настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Климов, благочинный всесвятского церковного округа протоиерей Алексий Спицын, благочинный Новоусманского церковного округа протоиерей Сергий Дорофеев и клирики Никольского храма.

После чина великого освящения митрополит Сергий возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме.


Предстоятель Русской Церкви освятил храм праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове г. Москвы

22.12.2019 22 декабря 2019 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, день воспоминания зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы и празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма праведного воина Феодора Ушакова - Патриаршего подворья в Южном Бутове г. Москвы (Параскево-Пятницкое благочиние Юго-Западного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-Западным викариатством г. Москвы, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе — московского подворья Оптиной пустыни; протоиерей Анатолий Кожа, настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове, благочинный Параскево-Пятницкого церковного округа г. Москвы; протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского церковного округа г. Москвы; игумен Дамиан (Залетов), настоятель храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове г. Москвы; столичное духовенство.

В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал старинный список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Затем Святейший Владыка вручил церковные награды потрудившимся в деле строительства храма праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове г. Москвы.

19 апреля 2013 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при строящемся храме святого праведного воина Феодора Ушакова в районе Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы было учреждено Патриаршее подворье. 29 января 2013 года Патриаршим указом настоятелем храма был назначен игумен Дамиан (Залетов).

К началу 2013 года на территории, выделенной под строительство, был устроен временный храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица», где началось постоянное совершение Божественной литургии. В 2018 году резолюцией Святейшего Патриарха Кирилла временный храм был упразднен.

Строительства храмового комплекса праведного воина Феодора Ушакова началось 1 января 2015 г. К 1 января 2018 года были завершены строительные работы и началось художественного оформление храма.

15 апреля 2015 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения закладного камня в основание строящегося храма.

Возведение храмового комплекса велось в непростых условиях: на раннем этапе выполнения работ неожиданно обанкротилась основная фирма-застройщик. Основное строительство было завершено благодаря значительным усилиям и помощи Департамента военной контрразведки ФСБ России и Межрегиональной общественной организации ветеранов военной контрразведки ФСБ РФ.

Центральный престол храма освящен в честь праведного воина Феодора Ушакова. В Южном Бутово в честь праведного воина Феодора Ушакова названа улица, центральный бульвар и станция метро. Есть также памятник адмиралу, возле которого священнослужители и прихожане храма регулярно совершают молебны и проводят праздники, связанные со страницами биографии этого прославленного адмирала.

Нижний престол храма посвящен святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу. На день памяти святителя Николая (19 декабря) приходится День военной контрразведки Российской Федерации, а на следующий день (20 декабря) — День работника органов безопасности Российской Федерации.

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла воинский храм праведного Феодора является местом поминовения воинов органов государственной безопасности, отдавших свои жизни при исполнении своего служебного долга.

Храм возведен в рамках Программы строительства православных храмов в Москве при поддержке Межрегиональной общественной организацией «Ветераны военной контрразведки» и Совета ветеранов Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Храм пятикупольный, рассчитан на 500 прихожан. Проект разработан ОАО «МНИИТЭП» в традициях владимирско-суздальской архитектуры. Работы по художественному оформлению храма с начала строительства ведутся компанией ООО «АрхПокров».


Верховный суд Украины оставил в силе приостановку переименования Украинской Православной Церкви

16.12.2019 Верховный суд Украины оставил без удовлетворения кассационную жалобу министерства культуры на решение Окружного административного суда Киева о приостановке переименования Украинской Православной Церкви.

Как сообщается в Едином государственном реестре судебных решений, соответствующее постановление суд принял по результатам заседания 11 декабря.

"Коллегия судей соглашается с выводами судов предыдущих инстанций, которые установили, что применение мер обеспечения этого иска путем запрета совершения всем уполномоченным регистрационным органам любых регистрационных действий в отношении сведений в Единый государственный реестр о Киевской митрополии УПЦ и ее структурных религиозных организациях до решения данного спора по существу заявленных исковых требований является целесообразным и необходимым, поскольку непринятие таких мер может существенно осложнить или вообще сделать невозможным исполнение решения суда в случае удовлетворения исковых требований и усложнить эффективную защиту и восстановление прав и интересов истца, для защиты которых он обратился в суд", - говорится в обосновании позиции суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.

Как сообщалось, Верховная Рада Украины 20 декабря 2018 года приняла закон, обязывающий УПЦ в своем названии указать принадлежность к Русской Православной Церкви. 22 декабря 2018 года пятый президент Украины Петр Порошенко подписал соответствующий закон.

Документ предусматривает, что религиозная организация, входящая в структуру религиозной организации с центром в государстве, "совершившем военную агрессию против Украины и временно оккупировавшем ее территорию", обязана в названии отображать принадлежность к такому центру за пределами страны.

Между тем в УПЦ заявляли, что она не подпадает под этот закон, так как ее административный центр находится не в Москве, а в Киеве.

22 апреля 2019 года Окружной административный суд Киева удовлетворил заявление Киевской митрополии УПЦ об обеспечении иска в деле об отмене приказа Минкультуры Украины, согласно которому Киевская митрополия УПЦ должна была внести изменения в свое название. Таким образом, процесс переименования УПЦ был приостановлен.

Впоследствии Минкультуры подало апелляцию на это решение суда. Однако 22 июля решение Окружного админсуда было подтверждено постановлением Шестого апелляционного административного суда.

В ответ на это министерство культуры Украины обратилось в Верховный суд с кассационной жалобой, прося отменить эти решения судов. В ноябре первый заместитель министра Светлана Фоменко заявила, что ведомство в ближайшее время намерено активизироваться по решению вопроса о переименовании УПЦ.


Украинской общине отказали в строительстве храма

19.12.2019 Девичковский сельский совет Переяслав-Хмельницкого района Киевской области отказал в выделении земельного участка под строительство храма религиозной общине святителя Николая Чудотворца Киевской епархии Украинской Православной Церкви. Верующие ждали разрешения два года, за которые собрали 133 тысячи 605 гривен (около 360 тысяч рублей).

Необходимость построить в Девичках храм возникла осенью 2017 года — после того как Николаевский храм, построенный верующими и настоятелем протоиереем Леонидом Смаглюком на территории военной части, решением командования был передан раскольническому «Киевскому патриархату». Оставшись без молитвенного помещения, члены общины стали посещать богослужения в Михайловском храме соседнего села Ерковцы, где также служит отец Леонид.

Чтобы сохранить приход в Девичках, священник обратился в БФ «Фавор» с просьбой о помощи в возведении домовой церкви, сообщает «Православная жизнь». «Открывая проект, мы имели на руках разрешение облсовета на выделение земли общине, требовалось лишь согласовать его с местной властью — воинской частью. Командование части упорно тянуло с решением этого вопроса, пока через полгода в Девичках не сменился управляющий орган — появился собственный сельсовет. Тогда всю землю ввели в границы территориальной громады. Община храма официально обратилась за согласованием в сельсовет, который, в свою очередь, также только обещал, но ничего не делал. Пока, наконец, не отписался официальным отказом», — рассказали сотрудники фонда.

Сейчас фонд остановил сбор средств на проект строительства домового храма в селе Девички. Уже собранные деньги будут направлены на покупку оборудования для отопления храма в Ерковцах.


В Воронеже лютеран выселили из храма XIX века

20.12.2019 Росимущество добилось судебного решения об изъятии из пользования самого крупного лютеранского прихода Воронежа его единственного храма — кирхи святой Марии Магдалины — постройки начала XIX века, которая находится в исторической части города, сообщает «Коммерсантъ».

Как полагают чиновники, приход не имеет достаточного правового статуса, чтобы пользоваться федеральным памятником. На культовый объект уже претендует другая лютеранская церковь, готовая забрать его себе после вступления решения суда в законную силу. Местные лютеране заявляют, что им будет негде проводить богослужения.

Арбитражный суд Воронежской области удовлетворил требование теруправления Росимущества о выселении местной религиозной организации (МРО) «Евангелическо-лютеранский приход святой Марии Магдалины» из памятника федерального значения XIX века — одноименной лютеранской кирхи, расположенной в историческом центре Воронежа. Приход, насчитывающий, порядка 100 верующих, использует храм для своих нужд с 2008 года по договору безвозмездного пользования. Ранее федеральное агентство в одностороннем порядке пыталось разорвать этот договор, однако безуспешно — лютеране отказались покидать храм. Теперь верующие должны в принудительном порядке освободить церковь через десять дней после вступления решения суда в законную силу. Мотивировочная часть документа, объясняющая позицию арбитража, пока не изготовлена.

Претензии Росимущества связаны сразу с несколькими аспектами использования объекта культурного наследия, в первую очередь, с правовым статусом МРО. Как полагают чиновники, по аналогии ФЗ №327 «О передаче религиозным организациям…» федеральное имущество религиозного назначения может находиться в собственности только у централизованных религиозных организаций (ЦРО). Приход святой Марии Магдалины был исключен из ЦРО «Евангелическо-лютеранская церковь аугсбургского исповедания» еще в 2017 году, а добиться регистрации собственной централизованной церкви на территории Черноземья не сумел. Кроме того, Росимущество ссылается на «грубые нарушения» использования нежилого помещения: в объекте культа якобы проживает семья епископа Анатолия Малахова, который ранее был запрещен в служении собственной ЦРО.

Требования властей вызвали протест со стороны прихожан, в сентябре они провели митинг с призывом защитить их от давления чиновников. По словам господина Малахова, если решение суда вступит в законную силу, воронежским лютеранам будет негде осуществлять богослужения. «В октябре нам удалось вступить в новую ЦРО, мы пытались довести это обстоятельство и до руководства Росимущества, и до суда, однако его никто не принял во внимание. На суде представитель ведомства даже заявила: у вас свой Бог, у нас свой», – сказал священник. Он добавил, что приход намерен оспаривать решение о выселении в апелляции.

По данным “Ъ”, Росимущество обратилось в суд, параллельно подыскивая храму нового собственника. Кирху готова забрать ЦРО «Евангелическо-лютеранская церковь России», которая называет себя правопреемником той организации, которая строила объект в 1811–1819 годах. Как пояснил представитель ЦРО Евгений Тюнин, у нее нет прихода в Воронеже, однако церковь может посещать «от 12 до 14 последователей». «Мы уже давно собрали все архивные документы, подтверждающие права на эту кирху, и обратились в агентство с просьбой предоставить ее в собственность. Сейчас чиновники ожидают вступления решения суда в законную силу, после чего смогут рассмотреть наше обращение», – сказал господин Тюнин.

В теруправлении Росимущества предпочли не комментировать ситуацию. «Тема получилась скандальной, зачем-то ее пытаются вывести на политический уровень. Управление действовало в рамках закона, об этом говорит решение первой инстанции», – пояснил “Ъ” собеседник в федеральном агентстве.


Уникальное издание по истории православия в Японии представили в Токио

18.12.2019 Уникальное издание по истории Православия в Японии - трехтомник «Собрание трудов равноапостольного Николая Японского» - представлено во вторник в посольстве РФ в Токио.

В сборник вошли как официальные отчеты миссионера, так и его письма за 1860-1911 годы, некоторые из которых опубликованы впервые, сообщает РИА Новости.

Основатель Японской Православной Церкви Николай оставил такие строки о своем общении с Родиной из Японии: «Для писем нужно письменное расположение, такое же здесь посещает редко, - именно когда скопится совсем уже много дел, по которым неотложно нужно писать в Россию; тогда поневоле на несколько дней сбрасываешь с себя, насколько возможно, путы здешних забот, переселяешься душой в Россию и беседуешь, как вот теперь».

Много его писем посвящено отношениям духовной и дипломатической миссий России в Японии, есть переписка с русскими воинами, находившимися в японском плену в годы войны 1904-1905 гг. Есть и курьезные моменты хроники, например, в письме бывшему консулу в Хакодатэ Иосифу Гошкевичу.

«Несколько матросов с китобоя, забравшись в японскую лавку, в глазах хозяина унесли ящик с деньгами; хозяин за ними, да закричал. Сбежалось множество японцев и до 30 других китобоев, - драка была на славу, даже с пальбой…», - писал миссионер в мае 1865 года.

В сборнике «Собрание трудов равноапостольного Николая Японского» есть аннотации и содержание документов на японском языке.

Как сообщил российским журналистам участвовавший в презентации ректор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, кандидат богословия игумен Иоанн (Рубин), в Токио это первая презентация трудов равноапостольного Николая, приуроченная к 150-летию Российской духовной миссии в Японии, которое будет отмечаться в 2020 году, а также к 50-летию автономии Японской Православной Церкви и 50-летию канонизации равноапостольного Николая, архиепископа Японского.

«Мы надеемся на внимание широких кругов общественности Японии, на привлечение внимания к этому проекту, потому что равноапостольный Николай представляет собой культурный мост между Россией и Японией, и популяризация его трудов очень важна для развития наших двусторонних отношений», - подчеркнул игумен Иоанн.


Вышел биобиблиографический словарь "Преподаватели и служащие Пензенской духовной семинарии (1800-1918 гг.)"

22.12.2019 В Научно-исследовательском центре «Приходская история» издан биобиблиографический словарь «Преподаватели и служащие Пензенской духовной семинарии (1800-1918 гг.)» (624 с., твердый переплет).

Словарь содержит 285 биобиблиографических справок на ректоров, префектов, инспекторов и их помощников, преподавателей, духовников, библиотекарей, врачей и экономов Пензенской духовной семинарии со времени ее основания в 1800-м до дня ее закрытия в 1918 году.

Статья о каждой персоналии состоит из краткой биографической справки, библиографического списка неопубликованных и опубликованных трудов и, часто, портрета.

Ценность словаря значительно увеличивается благодаря расширенному научно-справочному аппарату. Так, в приложении опубликованы список личного состава семинарии, сведения о местах захоронения преподавателей и служащих, сводный список их трудов (1445 статей и книг), список использованных источников, указатели духовных и светских учебных заведений, указатель монастырей и церквей, а также предметный и именной указатели.

Биобиблиографический словарь создан на серьезной источниковой базе. В списке использованных источников — 338 архивных документов и 654 опубликованных источника.

Издание включает 136 иллюстраций из фондов Пензенской духовной семинарии, Пензенского государственного краеведческого музея, Государственного архива Пензенской области, Российского государственного исторического архива и семейных архивов. Это фотографии и портреты преподавателей и служащих семинарии, групповые фотографии преподавательской корпорации, а также обложки и титульные листы их трудов. Большинство иллюстраций являются редкими и публикуются впервые.

Биобиблиографический словарь рекомендован к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (гриф ИС Р19-909-0335).

Биобиблиографический словарь «Преподаватели и служащие Пензенской духовной семинарии» продолжает ряд фундаментальных изданий, посвященных историческому прошлому региональных духовных семинарий России. Ранее, в 2018-2019 гг., вышли в свет труды, посвященные Томской, Костромской и Донской духовным семинариям.

Презентации биобиблиографического словаря пройдут в Москве и Пензе в январе 2020 года.


В Ивано-Франковской области вновь захвачен храм Украинской Православной Церкви

18.12.2019 15 декабря 2019 года в селе Пробойновка Верховинского района Ивано-Франковской области группа неизвестных сломала двери в Димитриевский храм Украинской Православной Церкви и опечатала двери в церковь. По информации сайта Ивано-Франковской епархии, захватчики, представившиеся как "воины АТО", пришли после воскресного богослужения, около 15 часов.

В марте нынешнего года при поддержке председателя сельского совета провели собрание жителей Пробойновки, на котором было принято решение о переходе общины храма канонической Церкви в подчинение «ПЦУ». При этом на собрании отсутствовали настоятель Димитриевского храма и прихожане, подлинные представители религиозной общины. Хотя зачастую собрание жителей села отождествляют с собранием религиозной общины, это не так, а потому принятые решения не имеют никакой юридической силы. Однако это не помешало организаторам «перехода» с протоколом собрания и соответствующими документами обратиться в областную государственную администрацию с просьбой перерегистрировать общину храма, изменив юрисдикцию на «ПЦУ». Государственный регистратор областной администрации внес сведения в Единый государственный реестр юридических лиц, изменив полное наименование, учредительные документы и подчинение религиозной общины Димитриевского храма.

После этого время от времени в храм приходили представители «ПЦУ» с небольшим числом сторонников, оказывая давление на верующих, и совершали свои служения на храмовой территории.

Теперь же при содействии местных властей оставшаяся верной канонической Церкви община Димитриевского храма вместе с настоятелем оказалась на улице и лишена права молиться в собственном храме, сообщает служба коммуникации ОВЦС.

Как сообщалось ранее, 8 декабря с.г. в том же Верховинском районе Ивано-Франковской области сторонниками «ПЦУ» был захвачен Успенский храм Украинской Православной Церкви в селе Гринява.


В Казанском соборе Северной столицы прошла конференция «Три века церковного строительства в Санкт-Петербурге»

18.12.2019 16 декабря 2019 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии прошли III «Барсовские чтения» — научно-богословская конференция по церковному праву, посвященная теме «Церковный суд в России. История и современность».

В чтениях приняли участие ученые и исследователи из духовных и светских вузов Санкт-Петербурга, Москвы, Сергиева Посада и Казани.

Модератором конференции выступил профессор кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета П.И. Гайденко.

Перед началом выступлений проректор по научно-богословской работе протоиерей Константин Костромин огласил приветственный адрес епископа Петергофского Силуана, в котором, в частности, отмечается: «Наши духовные школы стояли у истоков изучения канонического права в Российской империи. Свой весомый вклад в изучение церковного законоведения внесли преподаватели епископ Иоанн (Соколов), Тимофей Васильевич Барсов, Владимир Николаевич Бенешевич и другие. Сегодняшнее мероприятие посвящено вопросу церковного суда в России. Судебная система — это работа с эксцессами, когда обыкновенные христианские способы увещевания уже не применимы. Поскольку церковное судопроизводство опирается на священные каноны, то приобретает особую значимость их взвешенная интерпретация. "Какой канон применить в конкретной ситуации? Насколько допустимо использовать светское законодательство? Откуда берут свои истоки те или иные нормы?" — все эти вопросы требуют не только практических решений, но и фундаментального осмысления в рамках научного изучения канонического права».

Протоиерей Константин Костромин обратил внимание собравшихся на то, что данная конференция стала третьим по счету мероприятием, организованным Обществом изучения церковного права имени Т.В. Барсова при издательстве Санкт-Петербургской академии, и оно впервые получило наименование «Барсовские чтения». Также священник отметил, что прошло два года с того момента, как в академии началась систематическая работа с публикациями и мероприятиями по церковному праву. За это время прошли три, включая настоящую, конференции и круглый стол, организованный Историческим обществом. Отец Константин сообщил, что сейчас «Барсовское общество» готовит первую коллективную монографию, посвященную вопросам церковного суда.

Первым доклад на тему «Дискуссии на Поместном Соборе 1917-18 гг. о путях реформирования духовного суда. Постановка проблемы» прочитал доцент, кандидат богословия Санкт-Петербургской академии протоиерей Алексий Балакай. Священник отметил, что в рамках дискуссии на Поместном Соборе высказывались две противоположные точки зрения на каноническое устройство церковного суда в Российской империи. Согласно первой, церковные каноны во многом подменяются светскими юридическими положениями. Согласно второй, исключительно каноническое устройство церковного суда в России невозможно. Кроме того, выступающий обратил внимание на необходимость анализировать каноны, которые используются для аргументации той или иной позиции, а также задал вопрос о том, как постановления Поместного Собора отразились на современном церковном суде.

Далее кандидат богословия, проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов рассказал о пределах икономии в современном судопроизводстве Русской Православной Церкви. Отец Александр отметил, что в настоящее время понятие «икономия» согласно нормативному определению понимается как отступление от точного исполнения канонического порядка, однако этимология и историческое применение данного термина говорит о том, что «икономия», это тот образ приведения закона, который способствует достижению справедливости. Обобщая свое выступление, проректор МДА сделал вывод о том, что в большинстве случаев в современных церковных судебных процессах используется понимание «икономии» в ее целевом назначении, а не согласно изначальному смыслу понятия.

С сообщением «О праве суда над епископатом, духовенством, монашеством и церковными людьми на Руси (XI-XIII). Постановка проблемы» выступил модератор встречи профессор П.И. Гайденко. Он отметил, что в христианском обществе главной проблемой суда над клириками является их особый статус: светский и церковный. П.И. Гайденко призвал собравшихся подумать над следующими вопросами: Каким образом следует разделять церковное и светское начало? Какими правилами и нормами в подобных тяжбах пользовалась Церковь в Древней Руси?

Профессор, доктор исторических наук, заведующий сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева О.Г. Ульянов рассказал о церковном праве в Древней Руси в домонгольский период, в частности о праве апелляции епископов. В своем выступлении он поделился размышлениями о том, как князь Андрей Боголюбский пытался совершить личный суд над епископом Ростовским Феодором, что, по мнению докладчика, укладывается в рамки представлений о главе государства как высшей апелляционной инстанции для епископа. Так русский князь примерил на себя регалии константинопольского императора, хотя с точки зрения церковного суда — это незаконно, поскольку епископ того времени должен был апеллировать к константинопольскому императору или Патриарху.

Следующий доклад «Церковь и Предание: единство и многообразие. Взгляд профессора прот. Д. Станилое» представил преподаватель Санкт-Петербургской академии священник Игорь Иванов. В своем сообщении отец Игорь провел анализ трудов румынского богослова, в которых представлены аспекты того, как в Церкви реализуется единство и, в то же время, поддерживается разнообразие. Так единство осуществляется благодаря наличию в Церкви соборности, «несамочиния» и мистического христоцентризма. В тоже время это не противоречит существованию некоторых различий, не основанных на догматическом учении. Это многообразие, по словам докладчика, обусловлено местным религиозным преданием, различным «темпераментом» народов и историческими обстоятельствами. По мнению отца Игоря, именно народный темперамент остается вне поля зрения специалистов канонического права, что может приводить к неправильному пониманию того или иного события.

Далее студент II курса магистратуры Санкт-Петербургской академии Николай Тарнакин выступил с докладом «К вопросу об особенностях церковно-правового мышления архиепископа Михаила (Мудьюгина) (на материалах указов о канонических прещениях 1980–92 гг.)». Докладчик познакомил слушателей с краткой биографией владыки Михаила и с историей его взаимоотношений с подчиненными ему священнослужителями на примере запрещения иерея в служении за «поведение, порочащие имя и титул православного священнослужителя». Налагая прещение на провинившегося пастыря, архиепископ Михаил выносил решение единолично, без совещания с епархиальным советом. Также владыка Михаил в своем решении не ссылался на церковные каноны. Оба представленных факта, по словам докладчика, представляют большой интерес для изучения особенностей применения канонических правил и следования им.

Преподаватель Санкт-Петербургской академии С.Ю. Крицкая представила доклад «Codex Theodosianus и Edictum Theodorichi о церковном праве» (в соавторстве с Ю.В. Субботиным, Санкт-Петербургский государственный университет), в котором проследила историческое формирование областей, которые регулирует церковное право: сначала это были судебные процессы над духовенством, которые постепенно выводились из области гражданского права; после чего в область церковного права стал переходить брак и бракоразводные процессы. На основании анализа кодексов был сделан вывод, что римское гражданское право оказало сильное влияние на формирование церковных канонов.

Последний доклад на тему «Суд о фунте человеческого мяса: коллизия римского и канонического права» сделал преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета А.В. Березкин. Он проанализировал коллизию, которая описана У. Шекспиром в «Венецианском купце», когда, следуя предписаниям договора, у должника было необходимо вырезать фунт мяса. С точки зрения гражданского права, это действие должно было совершиться без каких-либо препятствий, но тут же в силу вступало церковное право, которое запрещало пролитие крови. А.В. Березкин также представил литературный обзор научных трудов, которые по-разному объясняют то, как такая ситуация могла возникнуть и различные способы ее решения.

В завершение протоиерей Константин Костромин поблагодарил участников мероприятия и обсудил с ними перспективы издания сборника Барсовских чтений и проведения аналогичного мероприятия в следующем году.

Общество изучения церковного права имени Т.В. Барсова («Барсовское общество») представляет собой научно-просветительский проект, способствующий развитию науки церковного права. «Барсовское общество» создано в январе 2019 года. Носит имя Тимофея Васильевича Барсова (1836-1904), доктора канонического права, члена Комитета по преобразованию судной части духовного ведомства (1870), заслуженного ординарного профессора Санкт-Петербургской духовной академии.


Второй по значимости православный храм Франции перешел под юрисдикцию Архиепископии русских церквей Московского Патриархата

16.12.2019 Историческое для прихода общее собрание прошло 15 декабря в храме Русской архиепископии в пригороде Парижа Аньере. Храм Христа Спасителя в Аньере — второй по значимости храм бывшей Русской архиепископии Константинопольского патриархата после собора св. Александра Невского в Париже. Он был основан в жилом доме в 1932 году. Последний наказной атаман Всевеликого Войска Донского граф Михаил Граббе был первым старостой храма в Аньере. Благодаря этому, Аньер всегда считался центром русского казачества за рубежом.

На вчерашнем собрании решался вопрос: переходить храму под омофор Московской Патриархии или остаться верным Константинопольскому Патриархату. В итоге 18 голосов были поданы за Фанар, а 19 - за Москву.

Тем временем часть монастырей греческих старостильников объявила, что они также переходят в Архиепископию русских церквей. Это событие произошло накануне визита в Стамбул делегации членов Парижской архиепископии, сохранивших верность Фанару. Делегацию возглавляет митрополит Галльский Эммануил, который сейчас находится в Киеве, где принимает участие в торжествах по случаю первой годовщины создания ПЦУ.


Полный архив газеты «Татьянин день» опубликован в интернете

20.12.2019 Архив студенческой православной газеты МГУ «Татьянин день», выходившей в 1995-2005 годах, опубликован в интернете. Все номера от первой до последней страницы доступны в виде PDF-файлов, а наиболее важные статьи каждого номера — и в текстовой версии.

«Мы завершили труд, начатый ещё 23 года назад, когда появилась первая электронная версия газеты, — отметил главный редактор интернет-журнала "Татьянин день" Даниил Сидоров. — Теперь "ТД" можно читать не только в крупнейших библиотеках страны, но и в сети. Причём не в виде разрозненных статей или отдельных выпусков, а полностью, с первого номера до последнего (иногда даже с пометками увлечённых читателей). Мы благодарны всем, кто работал над оцифровкой архива в 1990-е годы, начале 2000-х и сейчас: прихожанам домового храма мученицы Татианы при МГУ,сотрудникам редакции и нашим практикантам — студентам факультета журналистики. Все они оказали нам неоценимую помощь».

Архив доступен по адресу: http://archive.taday.ru/archive.

«Татьянин день» — первая в современной России студенческая православная газета, учреждённая храмом мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова в 1995 году. На протяжении многих лет её материалы вызывали широкий резонанс, в том числе в федеральной прессе. Издание затрагивало вопросы культуры, искусства, образования, науки, философско-религиозные и социальные проблемы; установка на диалог позволяла представить различные мнения, в том числе внешние по отношению к Церкви. Одной из задач редакции было раскрыть для читателя яркую личность, которая совмещает в себе православную веру, интеллигентность и любовь к науке.

В 1995-1999 годах газету возглавлял студент, затем аспирант филологического факультета МГУ Владислав Томачинский (ныне архимандрит Симеон), в 1999-2000 гг. — выпускник Литературного института Алексей Сагань, в 2000-2003 гг. — старший преподаватель, затем доцент факультета журналистики Григорий Прутцков, в 2003-2004 гг. — выпускник исторического факультета Максим Большаков, в 2004-2006 гг. — аспирантка, затем сотрудник филологического факультета Любовь Макарова.

В 2006 году издание было перенесено в интернет: сначала на сайт Татьянинского храма, а ещё через год — на новый сайт Taday.ru, где и выходит до сих пор.

В 2008 году благодаря усилиям главного редактора Юлианы Годик и команды интернет-издания «Татьянин день» выпущены два печатных номера-дайджеста, которые теперь также выложены в архиве.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Qwellynews

Постоянные читатели

Powered By Blogger

თვენი Qwelly ოქტომბერი